Особенности детерминации преступности женщин.

В общественном мнении довольно укоренившимся является стереотип, в соответствии с которым женщина рассматривается как существо по природе своей порочное. Истоки этого стереотипа можно найти в народных эпосах и религиозных воззрениях. Среди ученых наиболее четко сформулировал его Ч. Ломброзо. Описывая прирожденных проституток и преступниц (он не видел между ними существенной разницы), итальянский ученый не скупился на черные краски. К типичным качествам он относил жестокость, мужские черты характера, отсутствие материнского инстинкта, мстительность, беспричинную ненависть к окружающим, жадность и скупость, страсть к нарядам и роскоши, похотливость, отсутствие стыда, неуважение к чужой собственности.

Э. Ферри считал, что женщины по сравнению с мужчинами более жестокие и «упорные» рецидивистки и обнаруживают меньше раскаяния, чем самые свирепые преступники-мужчины. Присоединяясь к мнению Ч. Ломброзо о низкой чувствительности женщин, Э. Ферри полагал, что это происходит у них из-за исполнения материнских функций, которые отнимают столько сил, что задерживают их биологическое развитии и по «психике» они стоят между ребенком и взрослым. Следует заметить, что обыденное создание некоторых слоев общества иногда наделяет женщин довольно непривлекательными чертами. К числу этих черт, относят якобы присущие им коварств и нечистоплотность в поведении, неразборчивость в средствах, стремление к праздности и т.д. Женщинам изначальная греховность приписывается очень часто, и в ней видится источник безнравственности.

Исторический анализ позволяет выявить интересный аспект данной проблемы. Одной из особенностей женской преступности является специфика процессов криминализации в отношении женщин – установление уголовно-правовых запретов а те деяния, которые признавались нормальными по отношению к мужской половине населения, либо на такие деяния, преступный характер которых сегодня может вызвать лишь недоумение. Так, на Таити, преступлением считалось прикосновение женщины к оружию. На Маркизианских островах к преступлениям относилось появление женщины на корабле или лодке. У древних иудеев под страхом смерти женщине запрещалось надевать мужскую одежду. У многих народов нарушение супружеской верности считалось одним из самых тяжких преступлений, в то время как многоженство мужчин было нормой. В средневековой Европе сотни женщин были признаны преступницами, а затем сожжены на кострах за колдовство и одержимость нечистой силой. Главной причиной данных видов женских преступлений являлись пороки общественного сознания и дефекты социальных механизмов криминализации. В определенной мере этот фактор проявляет себя и сегодня. Например, к появлению женщины на корабле наши военные моряки относятся примерно так же, как и жители Макризианских островов.

Отдельные зарубежные исследователи усматривали причины преступности в биологических задатках человека: например, в хромосомных аномалиях или специфике функционирования эндокринных желез. Истоки женской агрессивности пытались найти в аномалии хромосомного набора. Теории эти интересны, однако до настоящего времени не найдено убедительных подтверждений их правильности.

Причинный комплекс, порождающий и объясняющий женскую преступ­ность, составляет часть в блоке причин преступности в целом, но вместе с тем он отличается и определенными особенностями, специфичностью. Общепризнанно, что женщина реже, чем мужчина падает нравственно. Но если это происходит, то она падает быстрее и ниже.

Одним из существенных противоречий, способных породить кримино­генные последствия, является существующая ныне диспропорция между по­требностями женщины к активному участию в труде, профессиональной дея­тельности и резким вытеснением женщин с рынка труда. Женщин в России 53% населения страны. За последнее десятилетие Россия пережила значительные экономические и социальные потрясения. Последствия этой не­стабильности и социально-экономических сдвигов были ощутимы во всем об­ществе, но в особенности негативным было их влияние на жизнь женщин. Про­должает усиливаться безработица, бремя которой основной своей тяжестью ложиться на представительниц женского пола. Из 2,3 млн. официальных безра­ботных в России более 70% женщин. По данным Госкомстата, с 1990 по 1995 гг. было сокращено 7,6 млн. рабочих мест, занимаемых женщинами. Таким об­разом, их число снизилось почти на 20%. Количество рабочих мест, занимае­мых мужчинами, сократилось за тот же период только на 1,6%. Ухудшение сети социального страхования усугубило положение, связанное с безработицей.

Значительную криминогенную роль играет то печальное обстоятельство, что в России половина тяжелых и малоквалифицированных работ в промышленности в настоящее время ложится на женские плечи. По имеющимся данным, почти миллион женщин избрали профессией труд строителя, однако уровень механизации в этой отрасли общественного производства достигает в среднем 30%. В торговле и общественном питании, на складах, базах, в магазинах женщинам приходится обрабатывать большую часть грузов вручную, т. к. отсутствуют средства малой механизации.

Кроме того, в настоящее время в большинстве отраслей и производств отсутствуют ограничения и запрещения для использования труда женщин. Они трудятся наравне с мужчинами, для них установлена равная с мужчинами продолжительность рабочего дня, определены одинаковые нормы, расценки. В то же время женщины в гораздо большей мере, чем мужчины, подвержены воздействию неблагоприятных факторов, т. к. физически они намного слабее мужчин.

Криминологическая значимость этих обстоятельств заключается в том, что многие женщины не выдерживают столь непосильных нагрузок, и сама такая работа совершенно не престижна. Естественно, что этой работой не дорожат и могут ее легко бросить, а источником получения средств к существованию становятся кражи, проституция и т. д. Неслучайно, как показало выборочное исследование, большая часть женщин – бродяг были ранее заняты на тяжелых, малоквалифицированных или не престижных работах. По данным другого исследования, из числа женщин, осужденных к лишению свободы, каждая пятая не имела квалификации. Поэтому обоснован вывод, что занятость на неквалифицированных работах может иметь весьма серьезные криминогенные последствия.

Когда говорят о разрыве семейных связей, то обычно подразумевают контакты родителей и детей. Действительно, обретая свободу от родителей, женщина может совершать различные антиобщественные поступки красть, обманывать покупателей, заниматься проституцией. Собственную семью некоторые женщины вообще не считают какой-либо ценностью, особенно если иметь в виду не просто совместное, пусть и материально обеспеченное, существование супругов, но и какую-то внутреннюю, духовную связь между ними. Отсутствие такой связи, такое отношение к своей семье очень ярко проявляется, например, в занятии проституцией замужних женщин.

Рассматривая причины преступности среди женщин, следует отметить и такой фактор, в немалой степени связанный с возросшей социальной мобильностью женщин, как возможность их более тесного и длительного общения с ранее судимыми лицами и лицами, совершающими преступления. Это обстоятельство важно отметить и потому, что в подобном общении происходит «криминогенное заражение» женщин, особенно молодых, усвоение ими негативных установок и стереотипов, приобщение их к антиобщественному образу жизни. Они нередко завязывают тесные связи с преступниками и попадают под их полное влияние, что порождает их длительную противоправную активность.

Следует сказать о неблагополучном социально-экономическом положении, которое занимают молодые женщины из необеспеченных и малообеспеченных семей, и которым практически закрыт доступ к модным предметам одежды и другим престижным вещам, обладающим в их глазах огромной притягательной силой. Вместе с тем, благодаря телевидению, печати и социальной мобильности, их информированность об этих благах высока, и потому столь значительно у них чувство зависти, и одновременно - чувства ущемлённости и выброшенности. Эти причины и толкают некоторых из них на совершение краж, грабежей и разбоев, а проявляемые при этом ожесточенность, агрессивность и вандализм являются средством психологической компенсации пережитых унижений.

В настоящее время общественностью недооцениваются последствия совершающейся сейчас девальвации общепринятых, традиционных российских ценностей и подмены их несвойственными нам стереотипами западной культуры. Рекламирование, смакование в печати тех форм отклоняющего поведения, которые традиционно считались неприемлемыми в нравственном отношении (проституция, сутенерство, открытый разврат, наркомания, сексуальная эксплуатация женщин и детей), создают впечатление естественности, неизбежности. В результате развивается терпимое отношение общества к различного рода социальной и физиологической патологии. То, что раньше отвергалось как совершенно недопустимое или порицалось, теперь восхваляется прессой, телевидением, оправдывается в публичных выступлениях деятелей культуры и искусства, политиков и правозащитников.

Так, весьма романтизируется публицистами образ жизни проституток, который становится все более притягательным в глазах молодых читательниц, особенно подростков. Газетные страницы изобилуют характеризующими продажных женщин высокопарными эпитетами («ночные феи», «жрицы любви», «ночные бабочки»), подробным описанием мест их «работы». Публикациям такого рода в количественном отношении значительно уступают материалы, посвященные объективному разъяснению реальных последствий от занятия древнейшим видом ремесла (наркомания, венерические заболевания, алкоголизм, бесплодие, истязание, изнасилования, убийства, обнищание и т.д.)». Нередко умалчивается о том, что женщин, занимающихся проституцией, также используют для распространения нелегальных наркотиков, совершения других преступлений - краж, мошеннических подлогов, сбыта похищенного и т.п. Ока­завшись в спектре действия преступной организации, женщины утрачивают контроль над собственной жизнью и судьбой, и попадают в ситуацию, когда ими фактически "владеют" другие.

Тем не менее, увеличение числа молодых женщин, занимающихся проституцией, объясняется их стремлением к легким, быстрым и большим заработкам при наличии определенных сложностей в трудоустройстве. Этот вид деятель­ности особенно привлекает тех женщин, которые не имеют профессии, либо стажа работы по профессии. Еще Ч. Ломброзо и Г. Ферреро вынуждены были отметить, что "там, где женщина все-таки делается проституткой, причина этого, очевидно, кроется не в ее похотливости, а в отсутствии у нее нравственного чувства. Женщины, не стыдящиеся и не сознающие всего позора своего порока, имеющие особенную болезненную склонность ко всему запрещенному, недозволенному, вступают на путь разврата потому, что он дает им возможность беззаботно жить, ничего не делая".

Проституция, как социальное явление, тесно связана с преступностью. Так, занятие проституцией неизбежно сопровождается распространением венериче­ских заболеваний, заведомым поставлением другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией и собственно заражением ею. По данным Гришко А.Я., из 1800 ВИЧ инфицированных в России 1000 являются наркоманами, половина из которых - девушки.

Женщины, занимающиеся проституцией, нередко совершают преступления в отношении своих клиентов, заманивая их в ловушки для ограбления, вы­могательства и т.п. Совершению этих преступлений способствуют среда и круг общения женщин. Зачастую они контактируют с преступниками, перенимая у них нравы, стереотипы поведения, стиль жизни, усваивая деформированные нравственные установки и взгляды.

И.И. Карпец отметил, что проститутка не только приманка в руках пре­ступников для совершения преступлений, но часто жертва, отношение к кото­рой со стороны преступников самое безжалостное. Сутенеры, при­тоносодержатели, грабители, рэкетиры, взимающие с проституток "налог", ус­матривают в проституции благодатную почву для собственного обогащения, одновременно подвергая женщин жестокой, беспощадной эксплуатации. Нравственная деградация, разрушение системы ценностей, влияние, а не­редко и прямое удержание в криминальных структурах, препятствуют им отка­заться от своих занятий.

Таким образом, проституция, не являясь сама уголовным преступлением, провоцирует, способствует проявлению преступности в целом и преступности женщин, в частности, о чем свидетельствует наличие причинных связей пре­ступности с другими социальными явлениями.

Другим значимым фактором в причинном комплексе преступности жен­щин является социальное противоречие между ролями и функциями женщин в современном обществе и условиями их реализации. Речь идет о сочетании женщинами производственных и семейно-бытовых функций. Значительнаячасть времени у женщин уходитна домашнее хозяй­ство, поскольку роль семьи в жизни женщины очень велика. В новых условиях социально-экономической жизни, приведших к резкому расслоению общества на богатых и бедных, значительная часть женщин вынуждена искать побочные заработки, приводящие их на криминальный путь. По мнению социологов, для разрешения своих материальных проблем у женщин в нашем обществе меньше возможно­стей, чем у мужчин, особенно теперь, когда "средний доход российской семьи в три с лишним раза ниже уровня, позволяющего, согласно общественному мне­нию, "жить нормально".[i]

Чрезмерные физические и нервные перегрузки, усталость, материальные неурядицы, страх за судьбу и будущее своих детей способствуют проявлению психиче­ских расстройств, состояния дезадаптации, ощущения враждебности окру­жающего мира; формированию решимости ценой совершения преступлений со­хранить прежний статус своей семьи.

Женщины наиболее остро чувствуют и переживают существующую на­пряженность, социальное неблагополучие, конфликтность и более восприимчи­вы и уязвимы. Накопление отрицательных эмоций подчас прорывается в виде семейных скандалов, насилия, обращенного на сво­их близких и родных. Преступления, совершаемые женщинами в сфере семейно-бытовых отношений, служат им средством психологической компенсации.

В тоже время, когда разрушительные процессы затронули и даже дезоргани­зовали многие социальные институты, благополучие и стабильность семьи ста­новятся самым главным психологическим убежищем женщин от общественных потрясений. Неустроенность семей, скандалы и материальное неблагополучие очень сильно бьют по ним, приводят к накоплению психоэмоционального напряжения, а затем - к совершению преступления, являющегося результатом выхода переживаний, отрицательных эмоций. Виновниками всех бед называются, как правило, супруги, родственники, дети. Но здесь следует заметить, что данные посягательства нередко провоцирует виктимное поведение самой жертвы (пьянство, оскорбления и издевательства со сто­роны мужа, сожителя). В этих условиях появляется новая тенденция - рост числа самосудов-расправ с семейными тиранами. Женщины, отчаявшиеся получить от общества защиту от жестокого обращения в семье, разрешают проблемы межличностных конфликтов агрессивными методами.

Значительным фактором в генезисе преступности женщин является развитие алко­гольной и наркотической зависимости все большего числа населения. В основе пьянства, алкоголизма, наркомании лежит тот же комплекс социальных причин, что и преступности. Отсутствие средств к существованию, вызванное потерей работы либо невозможностью ее получения, особенно для молодых людей, социальная незащищенность, кризис многих социальных институтов, неблагополучие в се­мье - связаны с негативным воздействием на психику человека, которое характеризуется переживаниями безысходности. Такое состояние может подтолкнуть к потреблению спирт­ных напитков, наркотиков, дающих возможность ухода в иллюзорный мир, об­ретения забвения, снятия напряженности и т.п.

С 1993 года усиливается процесс феминизации наркотизма. Социологи определили, что женщин, имеющих опыт потребления наркотиков (в том числе случайного, то есть "разового") в Москве, например, от 17 до 18% опрошен­ных.

Женский алкоголизм и наркомания имеют свои особенности. Так, формиро­вание наркотической зависимости у женщин происходит быстрее, чем у мужчин, и со­провождается ярко выраженными признаками социальной и интеллектуальной деградации. Под воздействием наркотика снижается энергетический потенциал и работоспособность личности, повышается утом­ляемость, формируется аффективный синдром, вырабатывается такая жизнен­ная установка, реализация которой может достигаться без излишних усилий. Происходят изменения в системе ценностей личности и ее потребно­стей, наиболее ценными и личностно значи­мыми становится лишь те, что ведут к удовлетворению потребности в наркотике.

Особого внимания заслуживает проблема взаимосвязи явлений - нарко­тизма и преступности. Общеизвестно, что престу­пление является обычно тем способом удовлетворения потребностей, к которо­му человек прибегает, когда его нравственные задержки слабы, и он менее приспособлен к борьбе за существование и в большей мере утратил свою работоспособность. Алкоголизм, наркомания - как болезнь, поражают различные сферы жиз­недеятельности личности, влекут нарушения адаптационных способностей, истощаемость нервной системы, неуравновешенность, интеллектуальную несо­стоятельность, отсутствие самоконтроля, неспособность управлять аффектив­ными переживаниями, стрессовыми ситуациями, тем самым создают основа­ния, на которых успешно развиваются различные патологические способы реа­гирования и восприятия. Одним из таких способов является преступное деяние.

Наркотическая или алкогольная интоксикация, как правило, оказывает растормаживающее воздействие, выявляет скрытые намерения и желания, одновременно ослабляет способность контролировать и правильно, сообразно реальной действительно­сти оценивать свои поступки. Поведение лиц в состоянии опьянения приобре­тает импульсивный характер, сметаются все барьеры, появляется чувство "смелости", решительности, дерзости и т.п.

Вместе с тем, наркотик (алкоголь) оказывает и тормозящее воздействие, проявляющееся в отсут­ствии должной внимательности и реакции. В обоих вариантах психофизиоло­гического действия наркотика (алкоголя) - растормаживающего и тормозящего, "он явля­ется мотивом-стимулом, сомотивом, тогда как, ведущим, смыслообразующим является мотив корысти, хулиганства, агрессивного неуважения личности, недисциплинированного эгоизма и т.п. криминогенные мотивы, ко­торые и определяют социальное и уголовно-правовое содержание посягательства ".[ii]

Таким образом, можно сделать вывод, что характер преступлений, со­вершаемых женщинами, страдающими хроническим алкоголизмом, наркома­нией, определяется двумя обстоятельствами: некоторыми особенностями нар­котической деградации и типом свойственного им наркотического опьянения.[iii] При этом распад социально значимых качеств и свойств личности женщин под воздейст­вием наркотика способствует снижению жизненной активности в целом, что находит свое отражение и в видах совершенных преступлений. "Дезадаптивная" преступность сменяет "активную".

Наши рекомендации