Уровень, структура и динамика неосторожной преступности
В течение ряда лет криминологические исследования неосторожной преступности и ее профилактики отставали от исследования аналогичных вопросов применительно к борьбе с умышленной преступностью. В 60-х гг. в литературе говорилось даже о «ничтожном» криминологическом значении неосторожных преступлений. Это, однако, неверно ни для тех лет, ни тем более для современного периода.
Сто лет назад неосторожные преступления не носили массового характера и не причиняли такого ущерба, как в наше время.
Неосторожная преступность как относительно массовое явление сложилась в середине XX в., в период научно-технической революции. Число таких преступлений и особенно масштабы причиняемого ими вреда имеют тенденцию к постоянному росту. Человеку все труднее становится управлять созданными им техническими средствами, особенно относящимися к источникам повышенной опасности, и поддерживать их в безопасном состоянии.
Наибольший вред (физический и материальный) причиняют преступления, связанные с использованием источников повышенной опасности, пожары и экологические преступления. По данным ООН, ежегодно на дорогах мира погибает не менее 250 тыс. человек и более 10 млн. получают ранения. Суммарное же число гибели людей и причинения тяжкого и средней тяжести вреда их здоровью в результате неосторожных преступлений составляет более 60% всех случаев таких последствий для жертв преступлений.
Актуализация проблемы неосторожных преступлений связана с существенной интенсификацией различных видов неосторожного преступного поведения, увеличением его вероятности в различных сферах профессиональной и бытовой деятельности, увеличением причиняемого ущерба. В свою очередь эти тенденции производны от быстрых изменений в характере трудовых процессов, связанных с комплексной механизацией и автоматизацией, насыщением источниками повышенной опасности и усложнением требований к управлению ими (в том числе в связи с внедрением автоматизированных и кибернетизированных систем управления); с увеличением источников повышенной опасности в быту; с резким возрастанием парка скоростных транспортных средств, особенно находящихся в личной собственности граждан иностранных автомашин, мало приспособленных к плохому состоянию российских дорог; с отставанием уровня подготовки операторов источников повышенной опасности и лиц, находящихся в сфере их действия, от требований безопасности; с распространением в среде значительных групп населения проявлений недисциплинированности, легкомысленно-пренебрежительного отношения к соблюдению правил технической безопасности (в традициях русского «авось»); наконец, с интенсификацией использования все более мощных источников энергии и воздействия на природу. При этом пропорционально или даже опережающе по отношению к увеличению распространенности этих явлений возрастает и «цена ошибки», т.е. опасность последствий самонадеянно-легкомысленных либо небрежных решений.
Следует подчеркнуть, что неосторожное поведение одного или нескольких человек во многих случаях угрожает опасностью окружающим людям. Достаточно вспомнить трагические события на Чернобыльской АЭС, отравление фенолом питьевой воды в Уфе, взрыв Башкирского газопровода, взрывы воинских складов под Владивостоком, падение самолета на жилой дом в г. Иркутске, крушения, аварии на автомобильном, железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте.
Только в 2000-2004 гг. от неосторожных преступлений погибло и получило увечья более одного миллиона человек, ежегодный материальный ущерб от них составляет около 5% валового национального продукта.
На фоне постоянно увеличивающегося удельного веса в общей структуре неосторожной преступности особенно быстрыми темпами растет неосторожная транспортная преступность, отличающаяся интенсивным ростом числа этих преступлений, увеличением масштабов причиняемого физического и материального вреда, ухудшением характера наступающих последствий.
Ежегодно в России участниками дорожного движения совершается в среднем около 160 тыс. дорожно-транспортных правонарушений, гибнут примерно 30 тыс. человек и порядка 180 тыс. получают ранения. Социально-экономический ущерб от аварий составляет ежегодно около 192 млрд. рублей. По уровню аварийности (с учетом тяжести последствий) наша страна вышла на первое место в мире. Тяжесть дорожно-транспортных преступлений в России в несколько раз выше, чем в США, Великобритании, Италии, Франции, Германии, Японии.
Как социально-правовое явление неосторожная преступность закономерно существует в обществе. В уголовном праве неосторожность предусмотрена в двух формах:
- легкомыслие, когда человек понимает, что вредные последствия
могут наступить, но надеется, что он сам их предотвратит или они не наступят в силу определенных обстоятельств;
- небрежность, когда человек не предвидит вредных последствий
своих действий и не желает их наступления. Подобного рода по
ступки людей достаточно многочисленны, и определенную часть
из них с учетом тяжести наступивших последствий законодатель
относит к разряду преступных.
Преступления, совершаемые по неосторожности, представляют собой часть общей преступности, самостоятельный элемент ее структуры. Как социально-правовое явление неосторожная преступность достаточно распространена и опасна.
В юридической литературе широко используются термины «неосторожная преступность», «преступная неосторожность», «неосторожные преступления». Употребление указанных терминов представляется правомерным. Закон же оперирует понятием: «преступления, совершаемые по неосторожности», выдвигая тем самым указанное наименование в число приоритетных.
Содержание понятия «неосторожная преступность» зависит от состояния уголовного законодательства, от перечня предусмотренных в нем неосторожных преступлений и признаков, их характеризующих.
Преступную неосторожность составляет совокупность всех преступлений, совершаемых по неосторожности, имевших место в данном обществе (регионе) за определенный период.
И хотя умышленные преступления также указаны в УК с исчерпывающей полнотой и точностью, хотя быть не может никаких преступлений, в нем не предусмотренных, ч. 2 ст. 24 УК подчеркивает не просто ограничительный подход законодателя к ответственности за неосторожные преступления. Законодатель исходит из того, что уголовная ответственность за неосторожное поведение есть не правило, а исключение из правила, даже если такое поведение повлекло общественно опасные последствия.
Главным объективным отличием умышленной вины от неосторожной выступает отказ закона при конструировании составов неосторожных преступлений придавать уголовно-правовое значение действиям (бездействию) субъекта. При неосторожной вине существенно отношение субъекта только к общественно опасным последствиям своих действий (бездействия). Сами же поступки могут быть правомерными либо проступками административными, дисциплинарными и иными, но только не преступными, не общественно опасными.
Из этого нельзя делать вывод, будто неосторожные преступления есть некий второразрядный род преступности. Лишь недавно трудами П. С. Дагеля и его школы доказано, что вред от неосторожных преступлений на порядок превосходит вред от умышленных преступлений, идет ли речь о человеческих жизнях или об ущербе материальном. После больших и малых 3 «чернобылей» это уже бесспорно.
Кроме того, борьба с неосторожными деяниями осложняется их большей численностью и особенно тем, что чаще всего совершаются они, как это ни парадоксально, не злодеями и подлецами, а людьми, в общем, нормальными и даже хорошими по тривиальным житейским меркам. Выявить связь между личностными чертами, социальным обликом, «генеральной линией жизни» такого человека и его неосторожным преступлением намного труднее, чем при убийстве, изнасиловании, мошенничестве или взяточничестве.
Неосторожные преступления выделяются в криминологической классификации по особенностям механизма преступного поведения и его детерминант, которые отличаются от умышленных деяний. Даже мотивация неосторожных преступлений, например против личности, гораздо ближе к мотивации любых других видов неосторожного преступного поведения, нежели к умышленным преступлениям против личности.
Неосторожное преступное поведение проявляется в любой сфере человеческой деятельности. Выделим лишь типичные сферы:
XII. эксплуатация машин, механизмов и других стационарных источников повышенной опасности на производстве;
XIII. эксплуатация транспортных средств, являющихся источниками повышенной опасности;
XIV. строительные, взрывные, горные работы;
XV. транспортировка и хранение энергоносителей;
XVI. работы в природной среде, связанные с опасностью ее загрязнения, порчи и т.п.;
XVII. изготовление медикаментов, лечение людей, ветеринарная помощь;
XVIII. должностная или иная профессиональная деятельность, не связанная с управлением источниками повышенной опасности и иными трудовыми процессами, о которых шла речь выше, но также характеризуемая возможностью общественно опасных последствий при принятии ошибочных решений;
XIX. эксплуатация источников повышенной опасности бытового характера; иные виды бытового индивидуального и группового поведения, влекущие опасность последствий, аналогичных только что названным.
С учетом изложенного целесообразно выделять виды неосторожного преступного поведения, связанные с нарушением правил:
14) безопасности использования машин и механизмов в народном хозяйстве; производства работ, требующих особой осторожности;
15) безопасности эксплуатации транспортных средств;
16) безопасности при производстве и передаче энергии, транспортировке и хранении энергоносителей;
17) экологической безопасности; медицинской безопасности;
18) бытовой безопасности;
19) безопасности исполнения должностных и профессиональных обязанностей, кроме предусмотренных выше случаев;
20) имущественной безопасности.
Обобщая все эти виды, их можно сгруппировать в четыре блока: бытовые, технические, профессиональные и служебные (управленческие) неосторожные преступления.
К бытовой неосторожности относятся преступления, совершаемые в сфере быта в связи с удовлетворением личных потребностей. В результате бытовой неосторожности чаще всего случается причинение вреда здоровью потерпевшим и уничтожение имущества вследствие пожаров и небрежного хранения огнестрельного оружия.
Среди преступлений, совершенных вследствие технической неосторожности, больше всего преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263-269 УК РФ), т.е. имеющих место в области отношений «человек - техника».
В группу профессиональной неосторожности входят преступления, причиняющие вред в связи с ненадлежащим выполнением или невыполнением лицом своих профессиональных обязанностей, но без использования как технических средств, так и управленческих полномочий.
Управленческая неосторожность включает вред, причиненный вследствие халатности (ст. 293 УК РФ), утраты документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ).
Составляя в общей структуре преступности весьма незначительную часть, неосторожные преступления лидируют по тяжести последствий. Вред, причиняемый преступлениями данной категории, намного превосходит ущерб, причиняемый умышленными преступлениями. За последние три года от неосторожных преступлений погибло и получило увечья более 1 млн. человек (что сопоставимо с численностью населения крупного города), материальный ущерб от них составляет ежегодно около 5% валового национального продукта.
Наибольший ущерб причиняют неосторожные преступления, относящиеся к разряду техногенных катастроф (аварии на электростанциях, взрывы и пожары на складах взрывоопасных и токсических веществ, авиакатастрофы, аварии на атомных подводных лодках и т.п.). Некоторые из них по масштабам отрицательных последствий сопоставимы со стихийными бедствиями.
Динамика неосторожных преступлений в соответствии с официальной статистикой характеризуется снижением их уровня. Но при оценке динамики неосторожных преступлений следует учитывать, что латентность их достаточно высока.
Таблица 1
Статистика ряда неосторожных преступлений, зарегистрированных в России такова:
Виды преступлений | ||
Причинение смерти по неосторожности Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности Небрежное хранение огнестрельного оружия Нарушение правил пожарной безопасности Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах Нарушение правил охраны труда Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями Халатность Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов Разглашение государственной тайны Утрата документов, содержащих государственную тайну |
Неосторожная преступность в структуре реальной преступности, по экспертным оценкам, составляет 15-20%.
В зарегистрированной же преступности в 1939 и 1946 гг. неосторожные преступления составляли соответственно 7,7% и около 6%, а в 70-е гг. - около 9%.
Однако в связи с ростом всей преступности в 90-е гг. доля в ней выявленных неосторожных преступлений сократилась. В среднем в числе зарегистрированных преступлений она составила за 1993-1997 гг. 2,6%. В 2004 г. удельный вес осужденных по приговорам, вступившим в законную силу за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта был 1,5 %; за экологические преступления - 0,8 %.
В структуре судимости уровень неосторожных преступлений также коррелирует с уровнем зарегистрированной неосторожной преступности, составляя в последние годы 2-3%.
Если принять общее число всех неосторожных деяний за 100%, то различные их виды распределятся по удельному весу следующим образом:
10. неосторожные преступления против личности (составят 7-11%). В эту группу в соответствии с УК включаются не только причинение смерти по неосторожности и причинение вреда здоровью, но и нарушения правил охраны труда;
11. неосторожные преступления против собственности (1-2%);
12. неосторожные преступления против общественной безопасности (80-85%)
13. неосторожные преступления должностных лиц (0,5-1%);
14. неосторожные воинские преступления (1-2%).
Большой вред жизни, здоровью людей, их имуществу и экономике страны наносят пожары. В 2004 г. зарегистрированы 264,3 тыс. пожаров. Материальные потери от них составили 45,5 млрд. рублей, погибло 18 289 человек, получили травмы 14 153 человека. Коэффициент пожаров на 100 тыс. населения - 167,9, травмированных людей - 9,6. Большой экономический урон наносят лесные пожары в результате неосторожного обращения с огнем промысловиков, охотников, туристов, браконьеров.
В структуре судимости уровень неосторожных преступлений стабильно в 2 и более раз ниже, чем в зарегистрированной неосторожной преступности.
По уровню производственного травматизма со смертельным исходом (на 1000 работающих) Россия далеко опережает другие индустриально развитые страны. В 1996 г. от травм на производстве пострадало 214,6 тыс. человек; 5,4 тыс. погибли, материальный ущерб составил 4 трлн. руб. При этом на частных предприятиях производственный травматизм в 2,5 раза выше, чем на государственных.
Громадную опасность для жизни и здоровья россиян, среды их обитания заключают в себе неосторожные экологические преступления.
Количество экологических преступлений из года в год неуклонно растет. Так, с 1997 по 2004 год их число выросло с 6 927 до 26096. При этом ежегодно наблюдается увеличение доли экологических преступлений в общей структуре преступности.
Безопасность дорожного движения - проблема глобальная. Высокая аварийность на дорогах во многих странах расценивается как национальное бедствие. Научно-технический прогресс в области автомобилестроения, постоянное увеличение парка автомашин привели к резкому увеличению числа происшествий, тяжесть последствий которых постоянно возрастает. Ежегодно на дорогах страны происходят сотни тысяч происшествий, число погибших исчисляется десятками тысяч, сотни тысяч серьезно травмируются, из них многие остаются калеками на всю жизнь.
Подавляющее большинство происшествий связано с грубейшими нарушениями правил безопасности дорожного движения. Уголовная ответственность за указанные преступления предусмотрена в случаях нарушения лицами, управляющими транспортными средствами, правил безопасности движения, повлекшего определенные вредные последствия, при управлении транспортными средствами в состоянии опьянения, при выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств (ст. 263, 266 УК РФ).
К наиболее типичным нарушениям правил безопасности применительно к противоправному поведению водителя относятся: превышение скорости, нарушение правил обгона, маневрирования и рядности; выезд на левую сторону дороги; нарушение правил проезда перекрестков; неосторожный проезд мимо остановок общественного транспорта; несоблюдение дистанции; нарушение правил перевозки людей; ослепление светом фар; нарушение правил движения по железнодорожным переездам; управление транспортом с неисправностями, угрожающими безопасности движения.
Самыми распространенными видами нарушений являются: управление транспортом без прав или несоответствие права на вождение его категории (42,0%); превышение скоростных режимов (20,9%); нарушение правил обгона и выезд на полосу встречного движения (18,9%). Из года в год возрастает число нарушений, совершаемых водителями, находящимися за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (14-15%).
Последствием дорожно-транспортных происшествий, как правило, является значительный материальный ущерб, связанный с повреждением (уничтожением) транспортных средств, имущества, наземных сооружений.
Наиболее тяжкие последствия - смерть людей, причинение телесных повреждений, психических травм.
В России количество ДТП с 1986 г. ежегодно составляло 140 - 190 тыс. В период 1986 - 91 гг. число их ежегодно увеличивалось и выросло на 42,6%. Особенно резко число ДТП возросло в 1989 г. (по сравнению с 1986 г. на 37,1%). В последующие годы количество ДТП сокращалось и по сравнению с 1991 г. (когда их было зарегистрировано 197,7 тыс.) в 1996 г. составило 81,2%. В 1997 г. их было зарегистрировано 156 515 (снижение по сравнению с 1996 г. на 2,5%), в 1998 г. - 167781 (рост на 7,2% по сравнению с 1997 г.), в 1999 г. - 159 823 (снижение по сравнению с 1998 г. на 4,8%).
Соотношение ДТП и преступлений в 1997 г. составило 3,3 к 1, в 1998 г.- 3,2 к 1 и в 1999 г. - 3,0 к 1.
В течение 1992-99 гг. в России погибло от ДТП 258 820 и ранено 1,43 млн. человек. Среднее число пострадавших на 100 тыс. населения составило 146 человек.
В 2001 г. обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в РФ осложнилась. Отмечен рост трех основных показателей: количество зарегистрированных ДТП возросло на 4,3% и составило164 403 происшествия, в которых погибло 30 916 человек (+4,5%) и получили ранения 187 790 человек (+4,7%). Зарегистрировано 100 ДТП с особо тяжкими последствиями. К таковым статистика относит ДТП, в которых погибает 5 и более человек или получают ранения различной степени тяжести 10 и более потерпевших. Россия занимает первое место в мире по числу погибших в результате ДТП: 20 человек на 100 тыс. населения, 19 человек на 10 тыс. автотранспорта.
В 2004 г. осуждено за нарушение правил дорожного движения и, эксплуатации транспортных средств, 20584 чел., за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями - 19 чел., за нарушения правил обеспечивающих безопасную работу транспорта - 44 чел.
Более двух третей всех преступлений совершается по вине водителей, одна треть - по вине пешеходов. При этом «лидируют» водители индивидуальных автомобилей. На них приходится свыше 60% всех смертей и травм.
Все неосторожные преступления, относятся к категории высоколатентных. Специфическим показателем, характеризующим неосторожную преступность, является уровень виктимности, т.е. количество случаев, когда в механизм конкретного преступного поведения включаются правонарушающие или иные неправильные действия потерпевших, создающие ситуацию для преступной неосторожности виновных или способствующие ее возникновению. Для неосторожной преступности в целом показатель виктимности составляет около 20%, т.е. этот элемент механизма преступного поведения значим для каждого пятого такого преступления. В некоторых видах неосторожных преступлений этот показатель значительно выше, например, в автотранспортных, в преступно-неосторожных действиях, приводящих к производственному травматизму, и т.д.