Криминологическая характеристика неосторожной преступности

Неосторожная преступность является сложным собирательным понятием, которым объединяются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, совершенные по неосторожности, посягающие на различные виды общественных отношений. Для оценки неосторожной преступности в криминологии применяются те же количественно-качественные показатели, что и для всей преступности в целом (состояние, уровень, структура, динамика). При этом необходимо иметь в виду, что некоторые виды неосторожных деяний характеризуются высокой латентностью.

Опасность неосторожной преступности определяется прежде всего тем вредом, иногда весьма значительным, который причиняется обществу неосторожными преступлениями.

В зависимости от того, в какой сфере совершаются те или иные деяния, неосторожная преступность может быть следствием:

1) бытовой неосторожности;

2) технической неосторожности;

3) профессиональной неосторожности;

4) должностной неосторожности.

В связи с тем, что в неосторожной преступности основную долю составляют дорожно-транспортные преступления, а в их профилактике главную роль играют органы внутренних дел, необходимо подробнее рассмотреть именно эту разновидность уголовно-наказуемых деяний, являющихся составной частью дорожно-транспортных происшествий.

Дорожно-транспортные преступления – это совершенные виновно дорожно-транспортные происшествия (ДТП), повлекшие наступление предусмотренных уголовным законом последствий. Именно в сфере последствий лежит грань между преступлением и проступком в процессе дорожного движения, поскольку от того, какие наступили последствия (предусмотренные уголовным законом или иными нормами), одно и то же нарушение может быть квалифицировано либо как преступление, либо как административный деликт. Поэтому предупреждение нарушений правил дорожного движения и их любых последствий является одновременно и профилактикой дорожно-транспортных преступлений.

В статистике преступности органы внутренних дел учитывают нарушение правил безопасности движения, повлекшие смерть потерпевшего, по линии ОКП, а все остальные – по линии других служб.

Анализ статистических данных показывает, что число дорожно-транспортных преступлений в расчете на 10 тыс. единиц транспортных средств имеет тенденцию к постепенному сокращению. Это свидетельствует об отсутствии прямой зависимости между темпами роста автомобилизации и числом дорожно-транспортных преступлений.

Понятием ДТП охватываются различные по своему характеру происшествия на транспорте, влекущие не только уголовную, но и дисциплинарную, административную и иную ответственность, а также происшедшие без вины участников дорожного движения.

Среди нарушений Правил дорожного движения, допускаемых водителями, из-за которых возникают ДТП, наиболее распространенными являются:

· превышение установленной скорости;

· управление транспортным средством в нетрезвом состоянии;

· выезд на полосу встречного движения, нарушение правил обгона;

· несоблюдение очередности проезда, нарушение правил проезда перекрестков;

· управление транспортными средствами с неисправностями;

· несоблюдение дистанции; неподчинение сигналам регулирования, несоблюдение требований дорожных знаков или разметки;

· нарушение правил перевозки людей;

· нарушение правил проезда пешеходных переходов и др.

Если ранее по вине нетрезвых водителей ежегодно совершалось около одной трети ДТП, то начиная с 1991 г. в большинстве регионов страны этот показатель стал снижаться и составляет ныне около одной пятой от общего количества ДТП. Значительную роль в этом сыграли меры по реализации нового антиалкогольного законодательства и усиление не его основе деятельности органов внутренних дел (УДП) по борьбе с таким опаснейшим нарушением в сфере дорожного движения, как управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Однако сейчас острота проблемы возросла.

Для пешеходов наиболее характерными нарушениями, способствующими возникновению ДТП, являются: переход через проезжую часть в неустановленном месте; неожиданный выход из-за транспортных средств, сооружений, деревьев и т.п.: нетрезвое состояние и т.д.

53,6 % от общего количества ДТП происходят в сельской местности. При этом показатель тяжести последствий ДТП в сельской местности почти в два раза выше, чем в городах. Наиболее криминогенной группой среди водителей, управляющих транспортными средствами в сельской местности, являются трактористы. Ежегодно по их вине совершается около семи тысяч ДТП, каждое третье из которых – в результате управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

Преступные нарушения правил безопасности движения, повлекшие смерть потерпевшего, в среднем составляют около 2 % от числа преступлений, регулируемых по линии ОКП, а не повлекшие смертного исхода – около трети преступлений по линии других служб. Удельный вес дорожно-транспортных преступлений в регулируемой местности составляет в среднем 6 %. Около 50 % нарушений правил безопасности движения, повлекших преступные последствия, совершается в городах.

Наши рекомендации