Борьба с терроризмом, его предупреждение и пресечение.
В главе 24 УК РФ содержится 26 составов преступлений, которые отличаются по степени, и, главное, по характеру общественной опасности. Они посягают на различные сферы общественной безопасности и нарушают различные общественные отношения, охраняемые уголовным законом, и, кроме того, сопряжены с причинением тяжкого вреда широкому кругу лиц.
В литературе предлагались различные классификации преступлений, включенных в рассматриваемую главу. В системе преступлений против общественной безопасности различают общие и специальные виды преступлений. Среди общих видов преступлений против общественной безопасности можно выделить группу преступлений террористического характера.
Согласно Закону «О борьбе с терроризмом» преступления террористического характера, это преступления, предусмотренные ст.ст. 205, 206, 207, 208, 277 и 360 УК РФ, а так же другие преступления, если они совершены в террористических целях. Обращение к указанному Закону помогает понять, почему к терроризму относятся не только деяние, предусмотренное ст. 205 УК РФ, но и другие деяния террористической направленности.
Данные преступные посягательства совершаются публично, направлены на устрашение населения в целях оказания влияния на принятие какого-либо решения или отказа от него. Они разрушают сложившиеся общественно полезные социальные связи, которые складываются между различными субъектами в процессе их деятельности. Подобные преступления объективно вредны для неопределенного широкого круга общественных отношений, а их последствия достаточно тяжелы для общества.
Терроризм, как специфический вид общественно опасных явлений — это совершение общественно опасных деяний в отношении жизни, здоровья людей, прав и законных интересов различных субъектов ради принуждения третьей стороны, у которой такие деяния вызывают страх, ужас, к принятию требуемых террористами решений и действий. Здесь существенно отсутствие конфликта между террористами и их непосредственными жертвами.
Непосредственные жертвы никогда не бывают виноваты в соответствующем поведении террористов, они не характеризуются даже просто виктимным поведением. Акция терроризма при таком понимании последнего не выступает звеном в цепи сложных взаимоотношений между виновными и их непосредственными жертвами. Ни в чем не повинные и не являющиеся участниками отношений террористов и «третьих лиц» граждане и организации, их права и интересы в данном случае выступают в качестве «заложников» принятия нужных террористам решений.
Изложенный подход дает нравственное основание применять самые энергичные средства для пресечения конкретных актов терроризма и освобождения невинных людей, защиты их жизни, здоровья, прав и законных интересов. Использование упомянутых средств в соответствии с общепринятым в праве подходом подлежит рассмотрению в координатах обстоятельств, исключающих преступность деяния, — спасения ни в чем не повинных жертв, избавления мирного населения от страха потери близких или иных потерь.
В то же время всегда необходимо при устранении непосредственной террористической угрозы, анализировать взаимоотношения террористов и третьей стороны, к которой ими предъявляются требования, с тем, чтобы выяснить мотивацию террористических акций, понять их причины, условия, выявить субъектов, виновных в создании ситуации терроризма и принять к ним адекватные правовые меры. Без этого не может быть эффективной борьбы с терроризмом.
Во взаимодействии террористов и «третьей стороны» нередко усматриваются порождающие преступное поведение моменты, в создании и обострении которых бывают в различной степени виноваты террористы и «третья сторона», либо даже преимущественно последняя. В частности, она может создавать невыносимые для жизнедеятельности определенных слоев населения условия, в которых такие слои, группы, их представители не видят иного выхода для обозначения и отстаивания своих прав и законных интересов. В том числе права на жизнь, — тем более достойную.
Однако — и это важно признавать — посягательства на жизнь и иные криминальные деяния в отношении людей, не виноватых в поведении третьей стороны, — это всегда преступления, которые нельзя оправдывать. Терроризм — один из самых подлых способов борьбы. Он заключается в использовании в качестве средств достижения цели наиболее опасных форм насилия.
«Третьей стороной» могут быть самые разные субъекты: международные институты, государства, политические партии, иные общественные объединения, население в целом государства или меньшей территории, различные государственные институты, политические или общественные деятели. Например, вполне подпадает под то понимание терроризма, которое изложено ранее, запугивание населения в целях обеспечения определенной модели его поведения путем применения показательного насилия к отдельным лицам.
В то же время от терроризма следует отличать такие факты применения насилия в рамках вооруженного или иного конфликта двух сторон, когда представители одной конфликтующей стороны причиняют вред представителям другой стороны, активно участвующим в конфликте. При терроризме жертвы никогда не участвуют в конфликте террористов и «третьей стороны», как правило, даже не ведают о таком конфликте.
Субъектами выдвижения требования к третьей стороне преимущественно являются вовсе не исполнители конкретных преступлений террористического характера, а их организаторы. Исполнители могут вообще не знать о конкретизированных требованиях и нередко погибают при совершении взрывов или иных террористических акций. В крайнем случае, они лишь озвучивают соответствующие требования. Исключением, разумеются, являются редкие случаи совершения актов терроризма одиночками.
Организаторами террористический акций требования или формулируются при каждом террористическом акте, или выдвигаются в какой-то один момент, а серия террористических актов рассматривается как убедительное подтверждение соответствующих требований и угроз. В таких случаях просто объявляется, что «ответственность на себя берет» такой-то субъект (коллективный или индивидуальный).
Важно с позиции обозначенного понимания отнести терроризм в законодательстве России к числу преступлений против мира и безопасности человечества со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями, включая неприменение сроков давности. Это важно в условиях, когда терроризм принял международный характер и число жертв террористических акций бывает настолько велико, что практически не поддается точному учету.
Изложенное приобретает особенное значение в настоящее время, когда на рубеже веков терроризмом стала прикрываться фактически военная агрессия одних государств в отношении других при вуалировании истинных субъектов такой агрессии. Вина в таких случаях часто возлагается на различные общественные организации религиозного, иного экстремистского толка, хотя лидеры таких организаций готовятся спецслужбами различных государств и ими же контролируются. Важно разграничивать истинный терроризм и квазитерроризм, за которым скрываются другие самые опасные преступления против мира и безопасности человечества.
За терроризмом, как методом решения разных задач, важно видеть мотивацию, анализировать причины и другие обстоятельства его использования.
В ст. 5 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» говорится, что «борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях: 1) защиты личности, общества и государства от терроризма; 2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий; 3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности». Следовало бы сделать акцент также на выявлении и устранении причин и условий, определяющих мотивацию и принятие решений о террористической деятельности. Пока же в указанном Законе говорится только о причинах и условиях, способствующих ее осуществлению.
Когда внимание сосредоточивается на борьбе именно с терроризмом, уходят в тень такие обстоятельства, порождающие и стимулирующие его, как безжалостная экономическая эксплуатация одних субъектов другими, «экономические войны», ограбление народов в результате широкомасштабной экономической преступной деятельности и их отчуждение от общечеловеческих ценностей и достижений мировой цивилизации; преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, против правосудия; коррупция; обеспечение преступными средствами мирового или локального господства; разжигание религиозной, национальной и иной вражды, ненависти; игнорирование общечеловеческих ценностей, попрание охраняемых законом прав человека. И создается иллюзия, будто можно покончить с терроризмом в условиях сохранения указанных явлений.
Ситуации, связанные с терроризмом обостряются, при разрушении режима законности; нарушении принципов демократии, когда государственные органы и деятели не считают себя обязанными заботиться о нуждах большинства населения, ориентированы исключительно на обслуживание так называемой «элиты» и ангажированы ею; при «самоизоляции» находящихся в трудных условиях социальных групп, их отчуждении от культурной среды, образования, ценностей цивилизации. Большое значение имеют знание, умение и решимость людей использовать правовые рычаги для изменения своего бедственного положения, уверенность в том, что законные средства будут эффективными и виновные в нарушении закона понесут наказание.
Борьбу с терроризмом, включающую предупреждение в качестве приоритетного ее направления, следует переносить на более ранние рубежи, а значимые в правовом отношении ситуации терроризма рассматривать в значительно более широких пространственно-временных границах, нежели конкретные ситуации закладывания взрывчатки, подрыва зданий, сооружений, захвата заложников и т.п.
С этой точки зрения особенно значима криминологическая экспертиза проектов социально-экономических преобразований, различных нормативно-правовых документов. Она может помочь предотвратить развитие ситуации, способной детерминировать терроризм или иные виды криминальных способов решения проблем.
В современных российских условиях всесторонний, глубокий анализ ситуации каждой террористической акции имеет непосредственное практическое значение.
Между тем, после принятия нового УПК РФ трудно дать однозначный ответ на вопрос, как быть с террористическими акциями, в ходе которых гибнут «камикадзе»: отказывать в возбуждении уголовного дела на основании пункта 4 части первой статьи 24 УПК РФ или возбуждать дело? Пункт 4 части первой статьи 24 УПК РФ предусматривает, что уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в случае смерти подозреваемого или обвиняемого, за исключением лишь тех случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего. В соответствии с частью первой статьи 148 УПК РФ отказ в возбуждении уголовного дела допускается в отношении конкретного лица только по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, то есть за отсутствием в деянии состава преступления. Такого рода нормы могут давать основания для острой дискуссии сторон обвинения и защиты, в том числе по делам о терроризме, когда террорист погибает при взрыве или задержании. Невозбуждение уголовного дела в таких случаях на руку организаторам террористических актов. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления террористического характера, крайне важно обязательно возбуждать уголовное дело по признакам такого преступления. Без этого нельзя установить организаторов и других соучастников соответствующего преступления, а также обстоятельства, порождающие акт терроризма.
Большое значение имеют знание, умение и решимость использовать правовые рычаги для изменения бедственного положения, уверенность в том, что законные средства будут эффективными. Важно обеспечивать реагирование в рамках правового поля и не отвечать на терроризм действиями террористического характера, в ходе которых причиняется вред не самим террористам, а невинным людям, в том числе родным и близким террористов.
Разумеется, накал антитеррористических операций бывает таким, что случаются непредвиденные жертвы и вынужденное причинение вреда. Во всех без исключения случаях важно анализировать последствия соответствующих операций, государственным органам оценивать и возмещать вред в соответствии с нормами гражданского законодательства. Для этого в России существует определенная правовая основа.
Вред, причиняемый при проведении контртеррористической операции можно трактовать в рамках указанного в статье 17 данного Федерального закона вреда. Но такой подход может быть и оспорен. Поэтому целесообразно дополнить статью 17 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» указанием на то, что подлежит возмещению также вред, причиненный в результате контртеррористической операции, причем, за счет средств бюджета Российской Федерации. Борьбу с терроризмом ведут федеральные органы. В настоящее время такого прямого указания статья 17 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» не содержит. Частично это отражает и ее название: «Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции»1. Между тем, понятия «террористическая акция» и «контртеррористическая операция» в Законе четко разграничиваются. В соответствии со ст. 3 указанного Закона «контртеррористическая операция — специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции».
Без создания эффективной правовой базы борьбы с организованным терроризмом, как и организованной преступностью вообще, не удастся обеспечить устойчивость, необратимость результата, достигнутого при реагирования на отдельные террористические акции.
В этих условиях особое значение приобретает международное сотрудничество. Однако такое сотрудничество важно базировать на разработке конкретных документов и акций высокопрофессиональными специалистами. Принятие политических решений должно основываться, на выводах профессионалов. Только это позволяет рассматривать проблему во всей ее полноте и сложности, не уходить от сложных вопросов и оптимально выстраивать иерархию охраняемых правом ценностей в случаях их конфликта.
Одной из проблемных ситуаций является решение вопроса о борьбе с терроризмом в свете обеспечения прав человека, в частности, права на жизнь. В ситуации терроризма право на жизнь имеют все субъекты: и террористы, и их жертвы, и участники контртеррористической операции. Как же решать эту проблему? Недопустимо, как это делают иные участники международных форумов, в общей форме заявлять, что одновременно следует и энергично пресекать террористические акции, и соблюдать права человека, не конкретизируя способы совмещения решения этих проблем.
Если обратиться к законодательству России, то террористические акции — это те ситуация, которые подпадают под действие части третьей статьи 55 Конституции РФ. Соответственно, допустимо ограничение прав и законных интересов террористов во имя обеспечения прав и законных интересов их жертв. Что касается участников антитеррористических операций, то, с одной стороны, защита их прав и законных интересов тоже является приоритетной задачей в ситуации, когда на эти права и интересы посягают террористы. С другой стороны, причинение вреда участниками антитеррористических операций охраняемым законом интересам и правам других субъектов допускаются только в условиях крайней необходимости и при других обстоятельствах, исключающих уголовную и иную правовую ответственность. Статья 3 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» предусматривает, что контртеррористическая операция направлена на обеспечение безопасности физических лиц, а также на минимизацию последствий террористической акции.
Необходимо в Российском законодательстве более четко определить терроризм, а наиболее опасные криминализированные проявления терроризма отнести к числу преступлений против мира и безопасности человечества, особенно в условиях, когда терроризм все шире используется как средство агрессии и принял международный характер, а разрушительные последствия террористических акций бывают настолько велики, что практически не поддаются точной оценке.
Признаки терроризма как специфического деяния следовало бы отражать в законе с учетом, во-первых, того, что умыслом террориста охватывается причинение смерти лицам, которые захватываются в качестве заложников, находятся вблизи мест взрывов и т.п., во-вторых, создания некоторыми особо опасными проявлениями терроризма угрозы для мира и безопасности человечества.
В частности, статью «Терроризм» целесообразно в связи с этим изложить в иной редакции и поместить в главу 34 УК РФ как статью 361. Диспозицию части первой ст. 361 УК РФ можно изложить в следующей редакции: «Статья 361. Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога, захвата заложников, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, захват судна, несанкционированное проникновение на объекты использования атомной энергии, использования и хранения радиоактивных веществ или иных источников массового поражения, или совершение иных угрожающих миру или безопасности многих людей действий, если эти действия связаны с устрашением населения, оказанием воздействия на принятие решений органами власти либо международными организациями...». В числе специфических для терроризма квалифицирующих обстоятельств, указываемых наряду с некоторыми общими, могут быть следующие: совершены международной преступной организацией, повлекли массовое заболевание людей, иные особо тяжкие последствия, а равно сопряженные с применением оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, или совершены в целях провокации войны или осложнения международных отношений.
При этом целесообразно сформулировать Примечание к ст. 361 УК РФ о принципах и порядке освобождения от уголовной ответственности и наказания (либо установления значительно более мягкого наказания) лиц, участвовавших в подготовке акта терроризма, если они своевременным предупреждением органов власти или иным образом способствовали предотвращению осуществления акта терроризма и предоставили известную им информацию, важную для предотвращения совершения преступлений в будущем, либо благодаря своевременному сообщению, позволили прекратить преступные действия, избежать гибели людей и причинения тяжкого вреда их здоровью, а также способствовали освобождению заложника, помогли установить других виновных.
Источники и литература:
Федеральный Закон РФ «О борьбе с терроризмом» от 03.07.1998г. // Собрание Законодательства, 1998. № 31.
Алиев Х. Борьба с преступлениями террористической направленности/ Х. Алиев // Законность, 2002. № 4. - С. 2-8 .
Антонян Ю. М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. – М., 1998.
Гайдук Э. Г. Терроризм в современном обществе (некоторые сведения о его структуре, основных видах и функциях). // Юрист, 2001. № 11. - С. 7-10.
Гордиенко Д. В. Опыт борьбы Вооруженных Сил с терроризмом в Российской Федерации. // Государство и право, 2001. № 1. - С. 75-78.
Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.
Зарубин В. В. Актуальные проблемы правового регулирования борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на современном этапе. // Материалы международной научно-практической конференции: «Международный терроризм: истоки и противостояние». - СПб., 2001.
Криминология: Учебник/ Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В.Лунеева. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004.
Лунеев В. В. Тенденции терроризма и уголовно-правовая борьба с ним. // Государство и право. № 6. 2002.
Павлинов А. Международный терроризм: совершенствование организационно-правовых форм борьбы с ним // Уголовное право, 2002. № 4. - С. 121-123.
Салимов К. О стратегии и тактике создания глобальной системы противодействия терроризму государств-участников СНГ // Уголовное право, 2002. № 2. - С. 135-137.
Устинов В. В. Правовое регулирование и механизмы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: действующая нормативно-правовая база и перспективы ее совершенствования/ В. В. Устинов // Государство и право, 2002. № 7. - С. 30-45 .