Предупреждение и пресечение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

Задачи милиции по предупреждению и пресечению правонару­шений несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолет­них относятся к числу проблем, вызывающих особую озабочен­ность общества и государства. Приходится констатировать, что на протяжении последних 30 лет темпы прироста преступности сре­ди несовершеннолетних устойчиво превышают аналогичный по­казатель среди взрослых в среднем в 2,5 раза. Ежегодно при уча­стии несовершеннолетних совершается около 200 тыс. преступле­ний, из них около тридцати процентов — в составе группы. Каждый третий несовершеннолетний совершил преступление в состоянии опьянения, каждый пятый на момент совершения преступления не учился и не работал. Треть осужденных несовершеннолетних после отбытия наказания вновь совершают преступления.

В преступности несовершеннолетних в последнее время все заметнее проступают тревожные тенденции: она приобретает от­четливо выраженный агрессивный и корыстный характер; про­должается ее «омоложение» (уже треть преступлений совершается подростками до 15 лет); частым явлением в ряде регионов страны становятся массовые драки между враждующими группировками подростков.

Несовершеннолетними совершается большое количество ад­министративных правонарушений. Пьянство, алкоголизм, нарко­мания, токсикомания, проституция - эти негативные явления в среде несовершеннолетних, к сожалению, достаточно распростра­нены. Ежегодно в сферу профилактического воздействия право­охранительных органов попадает свыше 600 тыс. подростков-правонарушителей и более 100 тыс. родителей, отрицательно влияющих на воспитание и поведение детей.

В подавляющем большинстве главным условием совершения несовершеннолетними правонарушений являетсяих безнадзор­ность, т.е. отсутствие или значительное ослабление наблюдения и контроля за формированием личности и поведением несовершен­нолетних со стороны семьи, а также государственных и общест­венных организаций.

Кризисное положение в экономике, социальная напряжен­ность, нестабильность российского законодательства, запущен­ность профилактической работы дают основание сделать вывод о том, что в ближайшее время не удастся решить весь комплекс проблем, порождающих безнадзорность и правонарушения подро­стков. Более того, прогноз, к сожалению, таков, что в предстоя­щие годы ослабление семейного надзора, системы организации досуга и другие факторы повлекут за собой увеличение преступ­ности несовершеннолетних на 8—12 процентов. Более высокими темпами будет происходить и включение малолетних (лиц в воз­расте до 14 лет) в совершение противоправных посягательств.

Нарастание негативных тенденций в динамике преступности среди несовершеннолетних происходит на фоне постоянных ре­организаций государственных и негосударственных структур, при­званных осуществлять социальную реабилитацию, воспитатель­ную и профилактическую работу в отношении несовершеннолет­них. Органы и учреждения, на которые возложены охрана прав, обучение и воспитание несовершеннолетних, с запозданием реа­гируют на нужды детей, оставшихся без родительского попечения, не принимают экстренных мер по устройству детей и подростков, в силу различных обстоятельств лишившихся семьи, ушедших от пьющих и истязавших их родителей. Общество пока еще нащупы­вает основные пути формирования единой государственной полити­ки, позволяющей в комплексе решать проблемы детства и юношест­ва, социальной и правовой защиты несовершеннолетних, в том числе и находящихся в трудной жизненной ситуации: оставшихся без попе­чения родителей; жертв насилия; несовершеннолетних преступников и правонарушителей 1Важный этап на пути решения этой задачи открылся с приня­тием Указа Президента Российской Федерации от б сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонаруше­ний несовершеннолетних, защите их прав»2. Данный норматив­ный акт предусматривает создание государственной системы про­филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них, защиты их прав. Такую систему образуют комиссии по защите прав несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, аппараты управления и специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости на­селения и иные органы и учреждения, осуществляющие в преде­лах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.

Отсюда видно, что органы внутренних дел являются хотя и, несомненно, важным, но лишь одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних. Это понятно, ибо основным содержанием рабо­ты по предупреждению и пресечению безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних является комплекс разнообразных мероприятий социально-экономического, организационного, вос­питательного характера. Правовые же меры, тем более админист­ративно-принудительные меры, должны играть лишь вспомога­тельную роль.

Центральное место в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занима­ют комиссии по делам несовершеннолетних. В соответствии с названным выше Указом Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации, комиссии по делам несовершеннолетних при главах исполнитель­ной власти субъектов федерации, при городских, районных (в городе) администрациях призваны координировать действия госу­дарственных органов и общественных объединений по предупре­ждению безнадзорности и преступлений несовершеннолетних. Согласно положению о комиссиях к их ведению также относятся:

а) устройство и охрана прав несовершеннолетних; б) рассмотре­ние дел о правонарушениях несовершеннолетних; в) осуществле­ние государственного контроля за условиями содержания и про­ведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учре­ждениях МВД, специальных учебно и лечебно-воспитательных учреждениях.

Большую роль в деле предупреждения и пресечения безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних призваны иг­рать специализированные учреждения (службы) для несовершен­нолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаваемые в структуре органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Эта же цель реализуется деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений (СУВУ) органов образования для детей и подростков с девиантным поведением. К ним относятся специальные общеобразовательные школы и спе­циальные профессионально-технические училища. В СУВУ от­крытого типа принимаются несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, имеющие устойчивое противоправное поведение либо подвергшиеся любым формам психологического насилия, либо отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения и испытывающие трудности в общении с родителями. В СУВУ за­крытого типа (в них установлен специальный режим) направля­ются несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, совершив­шие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающиеся в особых услови­ях воспитания и обучения и требующие специального педагогиче­ского подхода.

Принятие Указа Президента Российской Федерации «О про­филактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них, защите их прав» создает предпосылки для решительного от­каза от ставшего традиционным представления, будто безнадзор­ность несовершеннолетних — проблема исключительно милицей­ская. Однако на практике в силу ряда причин — объективных и субъективных — дело обстоит намного сложнее. Можно утвер­ждать, что, несмотря на попытки реформирования государствен­ной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основная тяжесть работы здесь по-прежнему лежит на милиции.

Вопросы предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних решают практически все службы милиции. Так, аппараты уголовного розыска путем прове­дения оперативно-розыскных мероприятий предупреждают и пре­секают правонарушения несовершеннолетних, деятельность пре­ступных групп подростков, выявляют и разоблачают подстрекате­лей и организаторов преступлений несовершеннолетних, лиц, вовлекающих их в пьянство, наркоманию, токсикоманию, про­ституцию, азартные игры, бродяжничество и попрошайничество, осуществляют розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из СУВУ закрытого типа. Эту работу выполняют наиболее опыт­ные сотрудники уголовного розыска, которые максимально осво­бождаются от выполнения других обязанностей. Служба государ­ственной инспекции безопасности дорожного движения осущест­вляет разнообразные профилактические мероприятия по преду­преждению детского дорожно-транспортного травматизма, нарушений правил дорожного движения, в том числе «рокерами», и т.п. Аппараты паспортно-визовой службы выявляют родителей, отрицательно влияющих на детей, а также нигде не работающих и не учащихся несовершеннолетних. Подразделения обеспечения общественного порядка при разработке единой дислокации учи­тывают структуру преступлений и административных правонару­шений несовершеннолетних,их особенности по месту, времени и лицам, места сбора групп подростков антиобщественной направ­ленности; предупреждают и пресекают групповые преступные проявления со стороны несовершеннолетних, акты вандализма, нарушения антиалкогольного законодательства и другие уличные правонарушения; доставляют в подразделения органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, а там, где их нет, в ГОРОВД, заблудившихся детей; контролируют соблюдение правил поведения детей и подростков в обществен­ных местах. Участковые инспектора милиции осуществляют про­филактическую работу с неблагополучными семьями, в которых родители отрицательно влияют на воспитание детей, но дети не совершают правонарушений.

Для перечисленных, а также остальных служб милиции пре­дупреждение и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются важной, но далеко не единствен­ной задачей. В то же время в составе милиции имеются структу­ры, занятые решением только одной этой задачи, -подразделе­ния городских, районных и линейных органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПППН) и центры временной изоляции несовершеннолетних правонару­шителей (ЦВИНП). Указанные организационные структуры ми­лиции созданы на базе соответственно инспекций по делам несо­вершеннолетних и приемников-распределителей для несовершен­нолетних. Однако законодательные акты, устанавливающие их правовое положение, пока не приняты. По этой причине сохра­няет юридическую силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В ряде мест ЦВИНП действуют под своим прежним названием. В соответствии с Ука­зом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» отделы (отделения) по предупре­ждению правонарушений несовершеннолетних и центры времен­ной изоляции несовершеннолетних правонарушителей входят в состав милиции общественной безопасности.

Правовое положение ПППН. В соответствии с нормативами, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209, одна должность инспектора ПППН вводится на 4—5 тыс. несовершеннолетних.

Старшие инспектора и инспектора по предупреждению пра­вонарушений несовершеннолетних работают по зональному принципу.

ПППН осуществляют следующие функции:

1. Общая профилактика правонарушений несовершеннолетних. ПППН разрабатывают совместные планы мероприятий с другими службами милиции на случай групповых нарушений обществен­ного порядка несовершеннолетними; с учетом складывающейся обстановки вносят предложения об изменении дислокации патру­лей и постов для их приближения к дискотекам, клубам, подрост­ковым общежитиям, СУВУ и другим местам концентрации моло­дежи; организуют систематические встречи, собрания «трудных» подростков,их родителей с руководством органов внутренних дел, представителями прокуратуры, а также открытые судебные засе­дания, на которых рассматриваются дела о лишении родительских прав с приглашением родителей, злоупотребляющих спиртными напитками, злостно невыполняющих родительские обязанности;

обеспечивают дежурство в школах родительских патрулей. Совме­стно с работниками других служб и общественностью ПППН уча­ствуют в мероприятиях по предупреждению правонарушений в период проведения выпускных вечеров в школах и ПТУ, в орга­низации и проведении рейдов в местах сбора подростков-правонарушителей. Используя такие методы, как личный сыск, разведывательный опрос, помощь общественности, сотрудники ПППН вносят свой вклад и в дело раскрытия преступлений, со­вершенных несовершеннолетними.

2. Индивидуальная профилактика правонарушений несовершенно­летних. Согласно законодательству работники ПППН выявляют и ставят на учет следующие категории несовершеннолетних: осво­божденных из мест лишения свободы; осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; совершив­ших преступления, но освобожденных от уголовной ответственно­сти в связи с применением мер общественного воздействия в предусмотренных законом случаях или вследствие акта об амнистии, а также совершивших общественно опасные деяния до достиже­ния возраста уголовной ответственности; обвиняемых в соверше­нии преступлений и не заключенных под стражу в период пред­варительно следствия; вернувшихся из СУВУ закрытого типа, а также лечебно-воспитательных профилакториев (ЛВП); совер­шивших правонарушения, влекущие меры общественного воздей­ствия или административного взыскания; употребляющих спирт­ные напитки либо допускающих немедицинское потребление наркотических средств, а также лекарственных или других средств, влекущих одурманивание, и др. Кроме того, учитываются родители, способствующие своим поведением правонарушениям детей.

В работе с несовершеннолетними иих родителями в основ­ном используются организационные средства профилактического воздействия, такие, как проверка по месту жительства (учебы), беседы, закрепление шефов или общественных воспитателей и др.

Вместе с тем милиция в лице ПППН применяет самостоя­тельно или обеспечивает применение другими органами правовых средств предупреждения и пресечения безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних. К ним относятся:

а) вызов в милицию несовершеннолетних и их родителей для выяснения обстоятельств правонарушений;

б) официальное предостережение о недопустимости антиоб­щественного поведения, применяемое к несовершеннолетним правонарушителям, а такжек их родителям и лицам, их заме­няющим;

в) доставление в орган внутренних дел на срок не более 3 ча­сов несовершеннолетних, совершивших правонарушения, их лич­ный осмотр. Разбирательство с доставленным несовершеннолет­ним правонарушителем проводит сотрудник ПППН, а в его от­сутствие — оперативный дежурный. О задержании несовершенно­летнего обязательно уведомляются его родители или лица,их за­меняющие. Несовершеннолетние, находящиеся в состоянии опь­янения, передаются под расписку в протоколе об административ­ном правонарушении: родителям или лицам, их заменяющим;

представителям лечебных учреждений органов здравоохранения, если несовершеннолетний не достиг 14 лет, имеет телесные по­вреждения или его невозможно передать вышеуказанным лицам. О передаче несовершеннолетнего указанным лицам делается запись в книге учета лиц, доставленных в горрайлинорган внутрен­них дел;

г) меры воздействия, предусмотренные Положением о комис­сиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Пре­зидиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г., а также административные взыскания, предусмотренные КоАП РСФСР. К несовершеннолетним, совершившим административные право­нарушения, по общему правилу, комиссиями по делам несовер­шеннолетних применяются меры воздействия, предусмотренные Положением о них: возложение обязанности принесения публич­ного извинения потерпевшему или возмещения причиненного материального ущерба, предупреждение, выговор, строгий выго­вор, штраф, передача под надзор родителей, передача на поруки, направление в специальное лечебно-воспитательное или учебно-воспитательное учреждение. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»1 направление подростков в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа осуществляет­ся по решению суда на основании материалов, предоставляемых ор­ганами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Указанная мера воздействия является наиболее строгой и применяется не только за административные правонарушения, но и в случае со­вершения несовершеннолетним общественно опасных деяний, когда он не привлекается к уголовной ответственности, а также при совершении иных антиобщественных поступков.

В отдельных случаях, предусмотренных ст. 14 КоАП РСФСР, несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет несут администра­тивную ответственность на общих основаниях. При этом к ним не может быть применен административный арест. Родители или лица, их заменяющие, за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию или обучению детей, а также в связи с совершением несовершеннолетним любого административного правонарушения подвергаются административной ответственности в соответствии с ч.4 ст. 162, ст.ст. 163, 164 КоАП РСФСР. Административные взы­скания на несовершеннолетних, родителей или лиц, их заменяющих, налагают комиссии по делам несовершеннолетних в пределах санкции, установленной соответствующей статьей КоАП РСФСР. Вме­сто наложения административного взыскания комиссии по делам несовершеннолетних довольно широко используют предоставленное им право применять к нарушителям меры общественного воздейст­вия: возложение обязанности принесения извинения потерпевшему, вынесение порицания, предупреждения, выговора или строгого выго­вора. Лишь в одном случае — при совершении подростками в возрасте от 14 до 16 лет мелкого хулиганства или хулиганства — штраф на родителей налагается начальником (заместителем на­чальника) органа внутренних дел;

д) ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим зара­ботком или стипендией;

е) направление в лечебно-воспитательный профилакторий для больных наркоманией несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет;

ж) ограничение дееспособности родителей;

з) отобрание детей у родителей или лишение их родительских прав;

и) выселение без предоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, еслиих совместное прожива­ние с детьми невозможно. Последние меры (пп. «д», «е», «ж», «з», «и») применяются районным (городским) судом.

3. Первоначальное устройство оставшихся без родительского попечения детей. В ПППН доставляются заблудившиеся и подки­нутые дети. О доставлении заблудившегося ребенка составляется акт в двух экземплярах, который подписывается сотрудником ми­лиции и лицом, доставившим ребенка. О доставлении подкину­того ребенка акт составляется в трех экземплярах, который под­писывается сотрудником милиции, лицом, доставившим ребенка, и понятыми. Первый экземпляр акта после регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях передается в уго­ловный розыск для установления лиц, виновных в оставлении ребенка в опасном для жизни состоянии, решения вопроса о воз­буждении уголовного дела и производства неотложных следствен­ных действий. Второй экземпляр акта направляется вместе с ре­бенком в детское лечебное или образовательное учреждение либо в ЦВИНП (при отсутствии специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации). Третий экземпляр акта с распиской должностного лица, приняв­шего ребенка, остается в ПППН.

Пока доставленные дети находятся в ПППН, сотрудники ми­лиции принимают меры к обнаружению их родителей. Если будет установлено, что ребенок остался без попечения родителей, то ин­спектор ПППН сообщает об этом в семидневный срок в органы опе­ки и попечительства.

Подкинутые и заблудившиеся дети в возрасте от 3 лет поме­щаются в ЦВИНП, если в течение 8 часов не удалось установить их личность, либо родители их не обнаружены, либо не предста­вилось возможным передатьим детей, а также если их передача связана с большими затратами времени или представляет опас­ность для жизни и здоровья детей. В последующем после оформ­ления необходимых документов подкинутые и заблудившиеся дети направляются в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские до­ма, школы-интернаты).

Таким образом, деятельность ПППН по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних носит в основном административно-правовой характер и является необходимым условием эффективной работы других го­сударственных и негосударственных структур, призванных решать

аналогичную задачу.

Правовое положение ЦВИНП. Рассматриваемые учреждения

предназначены для временного содержания детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, которые совершили правонарушения либо (при отсутствии специализированных учреждений для несовер­шеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации) кото­рым необходимо оказание помощи со стороны государства и об­щества. В органах внутренних дел Российской Федерации в на­стоящее время функционируют 93 ЦВИНП, 11 из которых явля­ются транзитными.

ЦВИНП выполняют следующие функции.

1. Прием и регистрация несовершеннолетних, доставленных в ЦВИНП. В ЦВИНП могут быть помещены: подкинутые и заблу­дившиеся дети; оставшиеся в возрасте до 16 лет без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае необходимости ока­зания им помощи со стороны государства и общества; направляе­мые в СУВУ закрытого типа или ЛВП (если есть основания по­лагать, что несовершеннолетний будет заниматься преступной деятельностью); самовольно оставившие семью в возрасте до 16 лет или в возрасте от 16 до 18 лет, личность которых не установ­лена, и нуждающиеся в надзоре и помощи; самовольно ушедшие из СУВУ, ЛВП, а также из других детских учреждений (детских домов, школ-интернатов); совершившие в возрасте от 11 до 14 лет общественно опасные деяния при необходимости немедленной изоляции.

Основаниями для приема в ЦВИНП служат акты о доставле­нии подкинутого или заблудившегося ребенка, составленные ин­спекторами ПППН, постановления о помещении несовершенно­летнего в ЦВИНП, утвержденные начальником органа внутрен­них дел, его заместителем (в ночное время в их отсутствие — на­чальником ПППН, его заместителем или оперативным дежур­ным), постановления комиссий по делам несовершеннолетних, постановления районных (городских) судов о направлении в СУВУ закрытого типа, ЛВП, письменные указания председателя комиссии по делам несовершеннолетних или руководителя рай­онного (городского) органа образования.

На несовершеннолетних, помещенных в ЦВИНП, оформля­ются и ведутся учетные дела.

2. Обеспечение режима содержания. Перед помещением в ЦВИНП производится личный осмотр несовершеннолетнего в присутствии двух других сотрудников ЦВИНП. Во время осмотра подлежат изъятию запрещенные к хранению предметы, а также вещи, которые могут свидетельствовать о возможной причастно­сти несовершеннолетних к преступлениям.

Несовершеннолетние содержатся в ЦВИНП в течение време­ни, необходимого для их устройства, но не свыше 30 суток. В исключительных случаях время содержания может быть продлено по решению комиссии по делам несовершеннолетних на срок не более 30 суток.

Содержатся несовершеннолетние в условиях, исключающих возможность самовольного ухода и совершения правонарушений. Несовершеннолетние правонарушители содержатся отдельно от других детей и подростков.

3. Профилактическая и воспитательная работа. Сотрудники ЦВИНП осуществляют профилактику правонарушений со сторо­ны несовершеннолетних, доставленных в ЦВИНП, а также за его пределами во время проведения целевых оперативно-профи­лактических мероприятий и рейдов, направленных на пресечение и предупреждение безнадзорности подростков. Устанавливая при­чины и условия, способствующие безнадзорности и правонаруше­ниям несовершеннолетних, ЦВИНП направляет информацию в государственные органы и общественные объединения с предло­жениями об их устранении.

Для оказания помощи ЦВИНП в воспитательной работе ор­ганизуется шефство предприятий, учреждений, организаций. Оно выражается в оказании помощи в организации занятости несо­вершеннолетних общественно полезным трудом и их культурного досуга. Для организации работы шефов и наставников при ЦВИНП создаются советы общественности из представителей органов местного самоуправления, общественных объединений, шефов и наставников.

4. Выявление преступлений и лиц, их совершивших. Эта функция реализуется в процессе выяснения условий жизни и воспитания несовершеннолетних, причин самовольного прекращенияимиработы, учебы, ухода из семьи. Установив факты совершения пре­ступлений, лиц, принимавших в них участие, находящихся в ро­зыске, пропавших без вести, места сбыта похищенного, случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, должностные лица ЦВИНП немедленно направляют в аппараты уголовного розыска сообщение обо всех обстоятельствах, имею­щих значение для раскрытия преступлений.

Нередко раскрытию преступлений способствует выяснение обстоятельств, при которых у несовершеннолетних оказываются крупные суммы денег, ценные бумаги, вещи, оружие, наркотиче­ские средства, виноводочные изделия и т.п.

Имеют место случаи, когда под видом несовершеннолетних в ЦВИНП попадают взрослые лица: совершившие преступления, скрывающиеся от следствия и суда, бежавшие из мест лишения свободы, дезертиры. В связи с этим особое внимание уделяется лицам, умышленно скрывающим свои биографические данные, пытающимся совершить побег, длительное время не занятым ра­ботой или учебой, не имеющим места жительства.

Если будет установлено, что доставленный достиг 18 лет, он немедленно передается оперативному дежурному органа внутрен­них дел для решения вопроса о его водворении с санкции проку­рора в центр социальной реабилитации (приемник-распре­делитель ОВД для лиц, задержанных за бродяжничество и попро­шайничество) либо для принятия иных законных мер.

5. Устройство несовершеннолетних. Несовершеннолетние, име­ющие родителей или лиц,их заменяющих, возвращаются, как правило, в семью в сопровождении должностных лиц ЦВИНП либо передаются родителям или лицам, их заменяющим. Несовершеннолетние старше 16 лет и имеющие паспорта могут на­правляться к родителям самостоятельно.

Если возвращение несовершеннолетнего к месту прежнего жительства невозможно в силу отсутствия надлежащих условий для дальнейшего воспитания, то об этом работники ЦВИНП со­общают в комиссию по делам несовершеннолетних по месту его жительства для решения вопроса о трудовом и бытовом устройст­ве, а также совместно с органами опеки и попечительства прини­мают меры к устройству несовершеннолетнего.

Несовершеннолетние, на которых получены путевки для по­мещения в СУВУ, лечебные и иные учреждения, направляются в них в сопровождении должностных лиц ЦВИНП.

Передача несовершеннолетних родителям или лицам,их за­меняющим, представителям соответствующих учреждений или в другие ЦВИНП оформляется актом.

Таким образом, ЦВИНП — это специальное учреждение ми­лиции общественной безопасности, обеспечивающее возможность применения административно-правовых и иных мер воздействия к несовершеннолетним правонарушителям и предупреждения новых нарушений с их стороны, а также организующее (при от­сутствии специализированных учреждений для несовершеннолет­них, нуждающихся в социальной реабилитации) устройство детей

и подростков, которым необходима помощь со стороны государ­ства и общества.

В заключение следует отметить, что государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних переживает в настоящий момент трудный период своего реформирования. Одним из результатов проводимых преобразо­ваний является некоторое сужение нынешних милицейских функций, часть которых отойдет к другим государственным и негосударственным структурам. Однако, несомненно, что и впредь милиция останется в числе основных субъектов непосред­ственной реализации правовых мер предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Охарактеризуйте административно-правовые средства пре­дупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Каковы функции подразделений органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних?

3. Во всех ли случаях родители или лица, их заменяющие, не­сут административную ответственность за совершение их несо­вершеннолетними детьми правонарушений?

4. Можно ли считать помещение несовершеннолетнего в ЦВИНП разновидностью административного задержания?

Наши рекомендации