Лица, совершающие корыстно-насильственные преступления, их типология, особенности образа жизни и поведения

Когда исследуются насильственные преступления против собственности, задача изучения личностипреступника сводится к тому, чтобы вскрыть конкретные механизмы прямой и обратной связи между лицами, совершающими преступления, и средой их обитания. Исследуются также формирование и реализация корыстного мотива, выбор варианта и способа преступления в определенной ситуации. С точки зрения организации эффективной борьбы с насильственными преступлениями против собственности мало указать, что преступники «захотели» совершить посягательство на чужое имущество, надо выяснить, почему они «захотели» и почему грабеж или разбой либо вымогательство оказался предпочтительным. А для того необходимо изучение личности в связи с теми явлениями, которые привели ее к преступлению.

Можно сказать, что грабежи, разбои и вымогательстве - преступность мужчин. На их долю в среднем по годам в течение последних пяти лет приходится 65% грабежей, 70% разбоев и 72% вымогательств, на несовершеннолетних соответственно 20, 17 и 16%, а на женщин - в пределах до 15, 13 и 12%. В каждую преступную группу, создаваемую мужчинами, входят несовершеннолетние и женщины либо кто-то из них. Основные участники преступных групп - это ранее судимые лица. Судимые и несудимые в данном случае соотносятся как четыре к шести, то есть примерно в тех же пропорциях, как вообще рецидивные и первичные преступления.

Криминологическое исследование лиц, совершающих насильственные преступления против собственности, фиксирует особенности его социальных позиций, отражает его социально-ролевые функции в обществе. Занимаемое человеком положение, а также выполнение им различных обязанностей нередко предопределяет особенности его личностных качеств, накладывает на них определенный отпечаток, развивая одни свойства, и подавляя другие.

Почти каждый преступник, виновный в совершении грабежа или разбоя либо вымогательства, имел не связанную с трудом ориентацию. Среди них 18% однозначно никогда не стали бы работать, даже если бы испытывали материальные трудности, 9% могли бы работать при определенных условиях, 63% не определились в своем выборе и только 10% хотят работать, получить профессию. Ориентация на преступные деньги не смущает почти никого из этих преступников, а оправдание этому - «все воруют». Труд не является способом жизненного самоопределения: в 1990 г. на это указывали 11% лиц, осужденных за грабеж или разбой либо вымогательство, в 1997 г. - 68%, в 2004 г. - 92%. Такая же тенденция характерна и для такой ценности, как образование. Здесь много взаимосвязанных проблем: воспитание, желание улучшить быт и досуг, стремление к созданию семьи и т.д. Из числа преступников не видят ничего плохого: в пьянстве - 28%, в наркомании - 14%. Весьма негативно то, что 58% осужденных к лишению свободы за грабежи, разбои и вымогательства не знают, что они будут делать после освобождения от наказания. У многих из них уже нет дома. О безразличном отношении к своей жизни, семье, родителям и детям, возможности самоубийства заявили 6% отбывающих наказание в местах лишения свободы.

На примере грабежей, разбоев и вымогательств проблема нравственности проявляется достаточно ясно. Хотя грабежи, разбои и вымогательства совершаются иногда нравственно здоровыми людьми, но для этого требуется напор на них особенно тяжелых, невыносимых или, наоборот, необыкновенно соблазнительных влияний, которые доводят их до потери нравственного равновесия. Разумеется, потеря равновесия совершается как у мужчин, так и у женщин, тем легче, чем менее у личности имеется нравственных задатков и чем сомнительнее ее целостность. Здесь огромную роль играет еще и темперамент, особенно в вопросе именно применяемого насилия. Из двух человек (независимо от пола), обладающих схожим нравственным складом, но неодинаковым темпераментом, скорее совершит грабеж или разбой либо вымогательство тот, у кого темперамент прихрамывает. На низшей ступени стоят мужчины и женщины одинаково нравственно вырожденные, у которых преступные действия исходят прямо из внутреннего побуждения. В грабежах, разбоях и вымогательствах такие побуждения являются неотъемлемой чертой человека, идут изнутри, представляют собой свойство личности и ориентируют действия преступников на насилие и удовлетворение корыстной страсти.

Темпы роста первичных и рецидивных грабежей, разбоев и вымогательств находятся примерно в одном режиме. Однако в 1998-2002 гг. рецидивные насильственные преступления против собственности опережают движение первичных деяний, не говори еще о том, что они увеличились и численно на 65% в 2002 г. (относительно 1998 г.), а первичные - на 62%. Эти тенденции сохраняются и в 2004 г. Вообще говоря, определенное соотношение первичных и рецидивных насильственных преступлений против собственности явление весьма сложное. Это соотношение изменяется очень медленно. По данным исследований - в течение пяти лет подавляющая масса рецидивистов, виновных в грабежах или разбоях либо вымогательствах, - это лица, ранее судимые к лишению свободы один или два раза, на их долю приходится в среднем 60% деяний. Более-менее активно проявляют себя и судимые три и четыре раза за грабежи или разбои либо за вымогательства, в то время как те, кто отбыл наказание пять раз и более за эти же преступления, проявляют преступную активность. Но дело не только в судимости. Например, лица, совершившие убийство, - это бывшие грабители, разбойники.

В криминологической литературе можно встретить много вариантов типологии лиц, совершающих корыстно-насильственные преступления. В основном они связаны с решением практических задач. Назовем некоторые из них, представляющие особый интерес.

Первый варианттипологии: преступники дифференцируются в зависимости от характера личностно-мотивационных свойств, проявляющихся в преступном насилии. При этом выделяются мужчины и женщины, взрослые и несовершеннолетние, рецидивисты, лица, ранее не судимые, и т.д. Главное здесь - мотивация преступного поведения, то есть если иметь в виду грабежи, разбои и вымогательства, то это - корыстная страсть.

Второй вариантобъединяет типологии, в которых лица, совершающие корыстно-насильственные преступления, дифференцируются исходя из характера взаимодействия криминогенной личности с разной степенью выраженности с факторами ситуации совершения деяния или только в зависимости от степени выраженности криминогенных искажений личности. Основное здесь – ситуация, в которой совершаются грабежи, разбои и вымогательства, то это – корыстная страсть.

Третий вариантвключает типологии, в которых критерием типологизациивыступает социальная направленность личности преступника. Что касается конкретно преступника, то речь идет именно о направленности на насилие и удовлетворение корыстной страсти.

Основываясь на этих вариантах, а также на многих других положениях, связанных с типологией лиц, совершающих насильственные преступления против собственности, ученые выделяют, как правило, следующие типы: особо опасный тип, профессиональный, привычный, случайный, небрежный. И еще: по признакам направленности на насилие в основу типологии личности положены отношения преступников к таким социальным ценностям, как человек, гражданин и его собственность.

Особо опасные преступники - это, как правило, многократно судимые рецидивисты, лица, устойчивое преступное поведение
которых носит ярко выраженный насильственный характер. Здесь
существует тесная связь с профессиональным и злостным типом
преступника. Следует иметь в виду именно интенсивность насилия
наряду с потребностью удовлетворения корыстной страсти.

Профессиональный тип - самый опасный тип личности
(именно особая общественная опасность). Направленность личности деформирована и представлена в виде активного преступного
насилия. Отличается правовым нигилизмом, весьма низкой общей
и моральной культурой, преступной установкой, корыстной мотивацией. Является действительно профессионалом преступной деятельности, как правило, относится к типу воров в законе и является проповедником соответствующей субкультуры.

Два указанных типа могут быть названы и злостными преступниками, а основное их свойство - применение насилия, в целом удовлетворения корыстной страсти.

Привычный тип преступника характеризуется значительной
деформацией в структуре социальной направленности, социально-
психологические свойства личности неустойчивы и противоречивы,
позитивный компонент слабо выражен. Обладает дурными привычками, от которых не может и не желает избавиться, однако многие из них приводят к насилию над людьми (например, при грабеже и т.д.). Сам преступный образ жизни также является привычным, а в силу этого и необходимым. Насильственные преступления против собственности совершает с легкостью, также легко переносит их последствия. Легко попадает под влияние более опасных преступников.

Случайные и небрежные типы связаны с совершением только необдуманных и спонтанных преступлений. Здесь важно точно установить, было ли совершенное преступление случайностью или, наоборот, явилось
результатом укоренившихся взглядов и установок. Для изучения
лиц, совершивших случайные преступления, - деяния по небрежности, для их типологии необходима соответствующая классификация преступлений. Характер случайностей различен. Человек в силу своих привычек, поведения сам часто «идет навстречу» случайного преступления. Здесь может быть проведена аналогия с виктимным поведением. Случайность может быть определена как неучитываемое или непредвиденное наступление некоего события (чистая, ни
чем не объяснимая случайность). В то же время можно наблюдать
объективно, закономерно обусловленные случайности. В первом
случае люди совершают преступление действительно неосторожно,
вопреки общей положительной направленности их поведения. Во втором случае преступление допускается в результате легкомысленного, небрежного, безалаберного поведения.

Оценивая насильственные преступления против собственности, надо иметь в виду прежде всего то, что они не обусловлены образом жизни, в целом характерным для общества, а представляют собой аномалию, патологию, отклонение от общепринятых правил. Для личности, ведущей преступный образ жизни, чаще всего характерна именно корыстно-насильственная направленность поведения, установка на деяния, связанные с корыстной мотивацией и применением насилия.

Наши рекомендации