Соотношение терроризма и экстремизма.
Первым примером международного закрепления дефиниции "экстремизм" (и отграничения его от "терроризма") стала Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001г. В ней как "экстремизм" расценивается "какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них.
К сожалению, в российском законодательстве не выработано определение экстремизма. Вместе с тем в утвержденной Указом Президента РФ от, 10 января 2000 г. Концепции национальной безопасности Российской Федерации особо подчеркивается, что во внутриполитической сфере России приоритеты состоят в "сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий, — социальных-межэтнических и религиозных конфликтов". Однако до настоящего времени в российском законодательстве должной правовой оценки феномен экстремизма не получил. Не случайно проблема дефиниции терроризма в юридической науке часто увязывается с отсутствием четкого научно обоснованного разграничения экстремизма и терроризма.
Обособляя терроризм от иных разновидностей экстремизма, Ю. Авдеев предлагает ряд признаков, отражающих его сущность как особого общественно-политического явления, но не отличительных по сравнению с экстремизмом, поскольку экстремизм как социально-политический феномен представляет собой совокупность различных крайних форм политической борьбы, и одной из таких форм является терроризм. Таким образом, здесь речь может идти о соотношении родового и видового понятий. Кроме того, в определении, данном Ю. Авдеевым, очевидный упор делается на тактическую, а не стратегическую сторону терроризма, экстремизм же относится к явлениям стратегического порядка.
А. Жалинский заметил: "Важно выяснить, что мы будем понимать под терроризмом. Российский УК дает очень широкое его понятие. Видимо, следует ограничить понимание терроризма теми случаями, когда в основе соответствующих насильственных действий лежит стремление изменить существующий правопорядок. В связи с этим он предлагает выделять государственный (легальный) и экстремистский терроризм.
Однако поскольку само определение терроризма как легального представляется спорным, в данном случае имеет место нечеткое соотношение экстремизма и терроризма, государства и негосударственных субъектов как участников террористической политики (но ни в коем случае не как субъектов преступления). Представляется, что без законодательного разграничения понятий "терроризм" и "экстремизм", в том числе в УК, сложно будет преодолеть существующее расширительное толкование отдельных насильственных актов политической направленности как проявлений терроризма. Тем .более что в действующем законодательстве отсутствуют такие ключевые дефиниции, как "политический экстремизм", "общественная организация экстремистской направленности", "деструктивная религиозная организация" и другие юридические понятия, необходимые для активизации и согласованности действий органов власти по противодействию политическому и религиозному экстремизму.
Б. Мартыненко из многочисленных форм экстремизма выделяет экстремизм политический (направленный на уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры "тоталитарного порядка" "левого" или "правого" толка); национальный (защита "своей нации", ее прав и интересов, ее культуры и языка, с отвержением при этом подобных прав для других): националистический (стремление к отделению, обособлению) и религиозный (проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий либо жестоком противоборстве в рамках одной конфессии.