Соотношение терроризма и экстремизма.

Первым примером международного закрепления дефиниции "экстремизм" (и отграничения его от "тер­роризма") стала Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001г. В ней как "экстремизм" расценивается "какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягатель­ство на общественную безопасность, в том числе орга­низация в вышеуказанных целях незаконных воору­женных формирований или участие в них.

К сожалению, в российском законодательстве не выработано определение экстремизма. Вместе с тем в утвержденной Указом Президента РФ от, 10 января 2000 г. Концепции национальной безопасности Рос­сийской Федерации особо подчеркивается, что во внутриполитической сфере России приоритеты состоят в "сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, терри­ториальной целостности, единства правового про­странства, правопорядка и в завершении процесса ста­новления демократического общества, а также в ней­трализации причин и условий, способствующих воз­никновению политического и религиозного экстремиз­ма, этносепаратизма и их последствий, — социальных-межэтнических и религиозных конфликтов". Однако до настоящего времени в российском законодательстве должной правовой оценки феномен экстремизма не получил. Не случайно проблема дефиниции террориз­ма в юридической науке часто увязывается с отсутст­вием четкого научно обоснованного разграничения экстремизма и терроризма.

Обособляя терроризм от иных разновидностей экс­тремизма, Ю. Авдеев предлагает ряд признаков, отра­жающих его сущность как особого общественно-поли­тического явления, но не отличительных по сравнению с экстремизмом, поскольку экстремизм как социально-политический феномен представляет собой совокупность различных крайних форм политической борьбы, и одной из таких форм является терроризм. Таким образом, здесь речь может идти о соотношении родового и видового понятий. Кроме того, в определе­нии, данном Ю. Авдеевым, очевидный упор делается на тактическую, а не стратегическую сторону терроризма, экстремизм же относится к явлениям стратегического порядка.

А. Жалинский заметил: "Важно выяснить, что мы будем понимать под терроризмом. Российский УК дает очень широкое его понятие. Видимо, следует ограни­чить понимание терроризма теми случаями, когда в ос­нове соответствующих насильственных действий лежит стремление изменить существующий правопо­рядок. В связи с этим он предлагает выделять государ­ственный (легальный) и экстремистский терроризм.

Однако поскольку само определение терроризма как легального представляется спорным, в данном случае имеет место нечеткое соотношение экстремизма и тер­роризма, государства и негосударственных субъектов как участников террористической политики (но ни в коем случае не как субъектов преступления). Пред­ставляется, что без законодательного разграничения понятий "терроризм" и "экстремизм", в том числе в УК, сложно будет преодолеть существующее расширитель­ное толкование отдельных насильственных актов политической направленности как проявлений терроризма. Тем .более что в действующем законодательстве отсут­ствуют такие ключевые дефиниции, как "политический экстремизм", "общественная организация экстремист­ской направленности", "деструктивная религиозная организация" и другие юридические понятия, необхо­димые для активизации и согласованности действий органов власти по противодействию политическому и религиозному экстремизму.

Б. Мартыненко из многочисленных форм экстре­мизма выделяет экстремизм политический (направлен­ный на уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры "тоталитарного порядка" "левого" или "правого" толка); национальный (защита "своей нации", ее прав и интересов, ее куль­туры и языка, с отвержением при этом подобных прав для других): националистический (стремление к отде­лению, обособлению) и религиозный (проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий либо жестоком противоборстве в рамках одной кон­фессии.


Наши рекомендации