Лекция 6. Предупреждение и профилактика преступности
2 часа
VIII. Понятие предупреждения преступности.
IX. Характеристика системы предупреждения преступности.
X. Классификация субъектов профилактики.
XI. Правовые основы предупреждения преступности.
8. Понятие предупреждения преступности
Подход к преступности как социально-негативному явлению предполагает соответствующую стратегию борьбы с нею, главным направлением в которой является воздействие на причины, ее порождающие.
Идея о том, что предупреждение преступности должно иметь приоритет перед карательной политикой государства, была высказана в глубокой древности (IV в. до н. э., Платон), но ее практическое воплощение произошло сравнительно недавно. Эта идея получила правовую аргументацию в работах юристов классической школы уголовного права (XVIII в.), которые заложили основу новой политики в борьбе с преступностью. Ее суть закрепилась в короткой формуле: «Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него».
Дальнейшее теоретическое обоснование предупреждения преступности было дано в рамках криминологии, которая выступила альтернативой науке уголовного права в плане формулировки основных целей, задач и мер борьбы с преступностью в современных условиях. На сегодняшний день предупреждение преступности — главное направление деятельности государства и общества в борьбе с этим социально-негативным явлением.
Если уголовное наказание оказывает влияние на преступность главным образом посредством воздействия на личность преступника, то меры предупреждения направлены на устранение или нейтрализацию причин и условий, порождающих ее. Поэтому предупредительная деятельность по существу субъектов, участвующих в ней, значительно шире и богаче, чем
практика применения уголовного наказания.
Наряду с термином «предупреждение» используют и такие термины как «профилактика» и «превенция». В криминологической литературе эти термины иногда рассматривают как самостоятельные, не совпадающие по своему смыслу, связывая их значение с разными уровнями и видами рассматриваемой деятельности. Подобное разграничение носит условный характер, что подтверждается этимологическим сходством вышеназванных терминов. Поэтому их можно использовать как равнозначные и взаимозаменяющие.
Политика в области предупреждения преступности должна быть основана на определенных принципах. Являясь особым видом деятельности в области социального управления, профилактика, как правило, не связана с причинением конкретным лицам лишений и правоограничений. Она направлена на совершенствование общественных отношений, в недрах которых коренятся причины преступности. В этом смысле предупреждение отвечает принципам гуманизма и рациональности.
Профилактическая деятельность невозможна без криминологических исследований, посредством которых изучаются состояние и тенденции преступности, причины и условия, влияющие на ее территориальные особенности, и т. д. С помощью таких исследований конкретизируются задачи и объекты профилактики, основные направления и средства предупредительного воздействия, круг субъектов, отвечающих за их исполнение, материальные ресурсы, обеспечивающие достижение прогнозируемых целей. В этом проявляется принцип научной обоснованности.
Важное значение для оптимизации предупредительной деятельности имеет принцип законности. Правовые основы профилактики преступности должны регламентировать ее основные направления и формы, компетенцию субъектов, основания для применения мер индивидуально-профилактического воздействия, а также предусматривать гарантии защиты прав и законных интересов лиц, в отношении которых они осуществляются.
Таким образом, предупреждение преступности рассматривается, во-первых, как важное средство социального регулирования общественных отношений; во-вторых, как взаимодействие мер социально-экономического, организационно-правового и воспитательного порядка; в-третьих, как сочетание различных уровней предупреждения преступности, воплощенных в деятельности неоднородных субъектов.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующее исходное понятие. Предупреждение преступности — это деятельность государственных и общественных органов и организаций, направленная против преступности с целью удержания ее на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее причин.
9. Характеристика системы предупреждения преступности
Предупреждение преступности представляет собой систему, которая включает в себя: объекты профилактики; ее основные уровни и формы; меры предупредительного воздействия; субъектов, осуществляющих эту работу.
К объектам предупреждения преступности относятся процессы и явления различного порядка. К их числу нужно отнести, прежде всего, экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы, которые обусловливают состояние и динамику преступности. Степень связи с преступностью вышеперечисленных факторов может быть различной. Познание ее с помощью криминологического анализа определяет масштабы профилактической деятельности и ее эффективность. Во-вторых, к числу объектов следует отнести деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. При этом характер деятельности может быть самым различным: профессиональный, административно-управленческий, технологический и т. п. И, в-третьих, к объектам профилактической деятельности можно отнести личность преступника, понимаемую как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.
В зависимости от иерархии причин и условий преступности выделяют три основных уровня ее предупреждения: общесоциальный, специально-криминологический, индивидуальный.
Общесоциальный уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. д. Она осуществляется различными Органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Профилактический эффект достигается вследствие успешного проведения социально-экономической политики в целом. В этом смысле можно сказать, что какова эта политика, таково и общесоциальное предупреждение преступности в обществе.
Специально-криминологический уровень (криминологическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на криминогенные факторы, связанные с отдельными видами и группами преступного поведения, например насильственной или экономической преступностью. Устранение или нейтрализация таких комплексов специфических причин и условий преступного поведения осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является выполнением их профессиональных задач.
Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) включает в себя деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами. В зависимости от стадий генезиса личности преступника индивидуальная профилактика преступлений (ИПП) бывает четырех видов.
Первый вид ИПП осуществляется в отношении объектов, находящихся на начальном этапе криминализации личности. В этот период они совершают различные правонарушения непреступного характера, образующие в целом своеобразный вид антиобщественной деятельности. Условно этот тип можно именовать ранней индивидуальной профилактикой преступлений.
Второй вид ИПП проводится в отношении лиц, совершивших или совершающих преступление. Субъектами этого вида профилактики могут быть, например, следователи, оперативные и иные сотрудники органов внутренних дел, судьи. Профилактическая работа состоит в том, чтобы склонить лицо к отказу от совершения преступления, пресечь его на стадии приготовления, а в случае совершения преступления способствовать формированию у лица чувства раскаяния от содеянного, желания способствовать раскрытию преступления. В отдельных случаях уголовный закон придает результатам этого вида профилактики весьма существенное юридическое значение (ст. 75, 76 УК РФ). Условно этот вид ИПП можно назвать судебно-следственным.
Третий вид ИПП охватывает лиц, совершивших преступление и приговоренных к различным мерам уголовно-правового воздействия. Данный вид профилактики реализуется, во-первых, в деятельности уголовно-исполнительных учреждений, решающих задачу исправления и перевоспитания осужденных. Во-вторых, он осуществляется соответствующими государственными органами и общественными организациями при освобождении лица от реального исполнения уголовного наказания (условное осуждение, принудительные меры воспитательного воздействия). Этот вид профилактики условно можно назвать пенитенциарным.
Четвертый вид ИПП охватывает лиц, отбывших уголовное наказание, подлежащих надзору с целью предупреждения рецидива. Условно этот вид профилактики можно назвать постпенитенциарным.
Уровневый подход к предупреждению преступности отражается на построении структуры органов и организаций, осуществляющих эту деятельность. От правильного выбора уровня профилактики в конечном счете зависит ее эффективность.
Профилактическая деятельность воплощается в соответствующих формах, характер которых зависит от уровня предупреждения преступности и сложившейся практики соответствующих субъектов.
Общесоциальная профилактика проводится в жизнь посредством государственных планов экономического и социального развития. До последнего времени такие планы составлялись и на региональном уровне. Профилактическое значение плана состоит в том, что в нем предусмотрена стратегия и тактика социально-экономического развития страны (или региона) с учетом возможных криминогенных последствий от реализации заложенных в нем мероприятий. Через план достигается единство воздействия на общесоциальные причины преступности всех предупредительных мер - экономических, социальных, идеологических, культурологических, управленческих и технологических.
Специально-криминологическая профилактика осуществляется в форме ведомственных и межведомственных планов (программ) по усилению борьбы с преступностью. В них предусматривается система мероприятий, направленных на профилактику конкретных видов и Групп преступности и в целом всей преступности на определенной территории (страна, регион). Обеспечение предусмотренных программой мероприятий достигается во взаимодействии и согласовании работы различных субъектов профилактики, как соподчиненных, так и не находящихся между собой в иерархических отношениях. Примером могут служить Федеральные программы РФ по усилению борьбы с преступностью, которые стали применятся с 1994 г. (три таких программы уже реализованы). Безусловно, что успех в предупреждении преступности будет зависеть от согласованности программы по борьбе с преступностью с концепцией государственного плана экономического и социального развития страны.
Индивидуальная профилактика реализуется, как правило, в двух формах. Если речь идет об устранении причин и условий, способствовавших совершению конкретных преступлений, которые выявлены в процессе деятельности специальных субъектов, то это будут требования о проведении мероприятий организационно-управленческого, экономико-технологического и идеологического характера, воплощенные в особый процессуальный акт - предписание прокурора, представление следователя, частное определение суда.
Когда же речь идет о личности конкретного преступника, то применяются программы индивидуальной коррекции правонарушающего поведения. В них отражается подробный портрет личности, характеристика основных факторов микросреды формирования ее негативных черт, предусматриваются дифференцированные меры профилактического воздействия и критерии эффективности их применения.
В зависимости от характера социальной детерминации преступности меры профилактического воздействия делятся на общие и специальные (криминологические). Различие между ними состоит в том, что первые направлены на позитивное развитие всей социально-экономической системы и этим способствуют сокращению преступности, тогда как вторые непосредственно воздействуют на причины и условия, обусловливающие наличное состояние преступности и отдельных ее блоков, с целью их устранения, нейтрализации или ограничения.
По своему конкретному содержанию меры предупреждения классифицируются на экономические, социальные, идеологические, технические, организационные и правовые. Важно подчеркнуть, что как общие, так и специально-криминологические меры могут подразделяться в соответствии с такой классификацией.
Экономические меры предупреждения преступности направлены на нейтрализацию криминогенных последствий функционирования экономической сферы и проявляют свое значение как на макроуровне (например, оздоровление экономики страны в целом; экономическая защита наименее обеспеченных слоев населения посредством введения научно обоснованного уровня прожиточного минимума), так и на микроуровне (например, льготы и помощь конкретным лицам, находящимся в критической ситуации).
Социальные меры профилактики призваны оказывать позитивное воздействие на различные социальные институты (семья, коллективы, общественные организации и т. д.). Так значительный профилактический потенциал содержат меры, способствующие созданию культа семьи, развитию общественных основ местного самоуправления и т. д.
Идеологические меры профилактики призваны: формировать у членов общества морально-нравственное сознание на базе общечеловеческих ценностей; ограничивать негативное влияние на поведение людей стандартов массовой культуры посредством дифференцированного ее потребления; исправлять нравственные деформации у лиц с правонарушающем поведением с помощью индивидуально-воспитательной работы. К техническим мерам профилактики относятся различные технологии, правила, средства и приспособления, препятствующие причинению общественно опасных последствий в процессе социальной деятельности людей, а также совершению преступлений и иных правонарушений (например, технологии, исключающие аварийность на производстве; правила дорожного движения; средства охранной сигнализации; запирающие устройства и т. п.).
Организационные меры предупреждения преступности призваны содействовать нейтрализации или минимизации криминогенных последствий от непрофессиональной организационно-управленческой деятельности. Например, меры по совершенствованию процессов управляемой миграции населения страны; по отработке действенного и материально-обеспеченного механизма социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы; по формированию правильных критериев эффективности деятельности правоохранительных органов, которые не стимулировали бы «игры со статистикой» на грани у головных преступлений (укрытие преступлений от учета, завышение процента раскрываемости преступлений), и т. д.
Правовые меры предупреждения преступности в зависимости от содержания делятся на:
♦ содействующие нейтрализации условий, способствующих совершению конкретных преступлений (это нормы разных отраслей законодательства: ограничивающие дееспособность алкоголиков; лишающие родительских нрав; регламентирующие порядок приобретения и хранения оружия и т. д.);
♦ стимулирующие к действиям, препятствующим либо пресекающим совершение преступления (это нормы уголовного права о
добровольном отказе от преступления, необходимой обороне, задержании преступника);
♦ регламентирующие процесс предупреждения преступлений.
В настоящее время процесс предупреждения преступности не имеет самостоятельной правовой базы. Существующие правовые нормы разбросаны по различным отраслям законодательства, зачастую фрагментарны, несогласованны между собой и тем самым не способствуют консолидации профилактической деятельности различных субъектов. Назрела необходимость в кодификации законодательства о предупреждении преступности либо в виде отдельного кодекса, либо федерального закона. В этом законодательном акте следовало бы предусмотреть правовую регламентацию всей системы предупреждения преступности, в том числе основания для проведения профилактической работы, средства и меры предупредительного воздействия, компетенцию субъектов, контроль за их деятельностью. Также целесообразно было бы предусмотреть обязанность органов управления подвергать криминологической экспертизе проекты решений в области социально-экономической политики, способные повлечь за собой побочные криминогенные последствия, и учитывать ее результаты при окончательном принятии решений.
Субъекты предупреждения преступности подразделяются на три основные группы. Первая группа включает в себя субъекты общесоциальной профилактики, к которым относятся федеральные, региональные и местные органы власти и управления, а также общественные формирования, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи (министерства, органы местного управления, партии, профсоюзы, церковь и др.).
Во вторую группу входят субъекты специально-криминологической профилактики. Это:
государственные органы, выполняющие правоохранительные
функции (МВД, ФСБ, прокуратура, налоговая полиция, суд и др.);
♦ государственно-общественные органы, выполняющие правоохранительные функции (комиссии по делам несовершеннолетних
местных администраций и др.);
♦ частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач (частные охранные предприятия,
добровольные отряды охраны правопорядка и др.).
Третья группа объединяет субъектов, осуществляющих индивидуальную профилактику. К ним относятся сотрудники государственных правоохранительных органов (участковый инспектор, инспектор отдела по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел и т. п.), работники иных государственных учреждений (например, специальных учебных заведений для несовершеннолетних правонарушителей); отдельные граждане (например, общественный инспектор ГИБДД).
Конечно, такое распределение субъектов в некоторой степени условно, так как отдельные аспекты индивидуальной, специально-криминологической и общесоциальной профилактики имеются в деятельности субъектов каждой из вышеназванных групп. Кроме того, все перечисленные субъекты находятся во взаимодействии друг с другом.
В последние годы появились межведомственные комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией, координационные советы по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Эти комиссии (советы), в гав которых входят руководители правоохранительных и иных органов и организаций, возглавляют руководители региональных органов управления.
В настоящее время, когда система предупреждения преступности в России находится на стадии становления (за годы перестройки она фактически развалилась), основной груз реальной профилактической работы несут службы и подразделения органов внутренних дел.
10. Классификация субъектов профилактики
Субъектами предупреждения преступности (преступлений) являются органы, учреждения, организации, предприятия, а также должностные лица (служащие), на которые законом возложены задачи и функции по выявлению, устранению, ослаблению, нейтрализации причин и условий, способствующих существованию и распространению преступности в целом, ее отдельных видов и конкретных преступлений.
Дифференциация задач и функций субъектов профилактики определяется положением и ролью данного субъекта в государстве и обществе, а также объектами профилактической деятельности, характером причин и условий преступности, отдельных ее видов и конкретных преступлений, в том числе применительно к различным регионам, сферам общественной жизни, социальным группам населения и т.д.
Вместе с тем речь идет о системе субъектов профилактики, звенья которой непосредственно или опосредованно взаимодействуют и взаимоподкрепляют друг друга. Системность предупредительной деятельности обеспечивается единством в перспективе развивающейся ее правовой базы.
Для эффективного функционирования системы субъектов профилактики необходимо, чтобы участникам профилактической деятельности определялись объекты воздействия и цели работы, функции их не дублировались, обеспечивалось их взаимодействие, круг полномочий имел правовую регламентацию, реализация задач и целей профилактики осуществлялась подготовленными к этой работе кадрами.
Таким образом, ключевыми моментами при характеристике субъектов профилактики являются:
а) наличие у них задач и функций в сфере разработки и (или) осуществления мер предупреждения преступности (преступлений);
б) уполномоченность законом на эту деятельность;
в) наличие соответствующих прав, обязанностей, возможностей и ответственности при осуществлении профилактической деятельности.
Теоретически к числу ключевых характеристик субъектов профилактики надо отнести и соответствие задач, правомочий ресурсного обеспечения, которое можно было бы графически изобразить как равносторонний треугольник. Однако до настоящего времени этого достичь не удалось, что существенно снижает эффективность деятельности субъектов профилактики в силу «ножниц» между возложенными обязанностями и правомочиями, не говоря уже о выделяемых ресурсах. Например, на органы внутренних дел, социального обслуживания, здравоохранения, образования возложена в пределах их компетенции работа по выявлению и социальной реабилитации лиц из групп повышенного риска, но штатов соответствующих специализированных служб подразделений, мест в реабилитационных учреждениях, выделяемых средств заведомо недостаточно для профилактического воздействия. Недостаточно и правомочий, в том числе связанных с обязательными поручениями различным структурам и лицам участвовать в социальной помощи, а также с пределами и формами принудительного воздействия на объект профилактики. Устранение этих несоответствий представляется одним из важных направлений законодательных и управленческих решений в сфере предупреждения преступности.
По месту в государственной и общественной системе субъекты профилактики могут быть классифицированы следующим образом:
7. государственные (федеральные и субъектов Федерации); муниципальные;
8. неправительственные (негосударственные и немуниципальные), в том числе коммерческие и некоммерческие структуры, общественные объединения и специализированные формирования;
9. граждане.
Необходимо подчеркнуть равную обязательность для любого из этих звеньев предупреждения преступности требований законности. Их деятельность по предупреждению преступности (преступлений) правомерна только в соответствии с предписаниями или на основе дозволений закона. «Самодеятельность», в чем бы она ни заключалась (в распространении позорящей информации, присвоении себе юрисдикционных функций учреждениями, объединениями и лицами, которым они не принадлежат, применение физического или иного унижающего личное достоинство воздействия и т.д.), влечет, несмотря на благость намерений, ответственность виновных по закону. Сказанное относится и к ведению различными учреждениями и лицами «учетов», «досье» и т.п. в отношении лиц, склонных к совершению преступлений, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (ст. 24 Конституции РФ).
По задачам, компетенции, содержанию деятельности по предупреждению преступности (преступлений) субъекты профилактики классифицируются на: органы власти (их учреждения, организации, предприятия) общей компетенции; неспециализированные, частично специализированные и специализированные органы.
В первую группу входят представительные органы Федерации, ее субъектов и местного самоуправления, а также высшие органы исполнительной власти.
Президент РФ и федеральное Правительство издают в соответствии со своими полномочиями нормативные акты по предупреждению преступности, основываясь на Конституции и законодательстве. Важный вклад в правовую базу профилактики внесли постановления Правительства о программировании борьбы с преступностью, о борьбе с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией и др. Причем, возглавляя исполнительную власть в стране, Президент и Правительство осуществляют и организационно-управленческие меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка. В том числе они определяют основные направления, приоритеты, ресурсы уголовной политики страны, включающей и деятельность системы профилактики.
Аналогичные правомочия реализуют высшие органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции и с учетом вертикали управления борьбой с преступностью.
Неспециализированные субъекты профилактики — это хозяйствующие структуры, учреждения культуры и спорта, средства массовой информации, органы, регулирующие природопользование, миграцию, oсyществляющие трудоустройство, пенсионное обеспечение, жилищно-коммунальные органы, учреждения, предоставляющие услуги и проведению досуга, и другие органы и организации, участвующие в pal личных областях жизнедеятельности общества.
К числу частично специализированных органов предупреждения преступности относятся системы социального обслуживания (социальной помощи и защиты), образования, здравоохранения, а также природоохранная и контрольно-ревизионная системы и аудит. Их назвали частично специализированными для того, чтобы провести границу между ними и неспециализированными структурами, такими как хозяйствующие предприятия, организации, учреждения, организации и учреждения культуры, спорта, досуга и т.д. Как было показано, последние тоже к определенной степени связаны с профилактикой преступности. Но соответствующие вопросы возникают и решаются лишь после постановки их органами, ведущими целенаправленную борьбу с преступностью, либо (для хозяйствующих субъектов) в связи с обеспечением правопорядка и безопасности в среде работающих. Частично же специализированные субъекты профилактики имеют в числе своих основных задач системно выделенную функцию профилактики.
Специализированными субъектами предупреждения преступности (преступлений) являются органы системы уголовной юстиции, для которых задачи и функции профилактики не просто выделены как для частично специализированных органов в качестве производных от основной деятельности, но относятся к числу главных, приоритетных задач. Это органы суда, прокуратуры, внутренних дел, госнаркоконтроля, государственной безопасности, юстиции, таможенная и пограничной службы, внутренние войска, научные и образовательные юридические учреждения. К таким органам примыкают некоторые специализированные общественные объединения (формирования), а также адвокатуры и частные детективные и охранные службы.
11. Правовые основы предупреждения преступности
Как было отмечено выше, процесс предупреждения преступности в настоящий момент не имеет самостоятельной единой правовой базы. Он представляет собой конгломерат разных законов и иных нормативных актов, в которых, наряду с определением полномочий соответствующих субъектов правоохранительной сферы, закреплены и соответствующие профилактические функции.
Важные положения, определяющие основные принципы и направленность предупреждения преступности, содержатся в ряде международно-правовых актов, признанных Россией. К ним прежде всего относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью.
Фундаментальной основой для разработки и реализации предупредительной деятельности против преступности является ряд статей Конституции РФ, в том числе о недопустимости умаления достоинства личности (ст. 21), о неприкосновенности жилища (ст. 25), имущества (ст. 35) и др. Правовую основу для профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних составляет Закон РФ от 26 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В нем предусмотрены основные направления деятельности специальных субъектов предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних, объем компетенции, пределы полномочий, основные права и обязанности их должностных лиц.
Некоторые отрасли российского законодательства содержат статьи, работающие на профилактику преступлений и иных правонарушений. К ним относятся: нормы уголовного права о необходимой обороне, задержании лица, совершившего преступление; об условном осуждении; о принудительных мерах воспитательного воздействия к несовершеннолетним; нормы уголовно-исполнительного права, регламентирующие порядок освобождения из мест лишения свободы; трудовое и бытовое устройство освобожденных; условно-досрочное освобождение; административный надзор; нормы уголовно-процессуального права; нормы административного права, регламентирующие оборот оружия; содействующие предупреждению пьянства, наркотизма, проституции; нормы гражданско-семейного права, предусматривающие ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами; регламентирующие порядок лишения либо ограничения родительских прав.
Важная роль в правовом регулировании предупреждения преступности отводится ведомственным нормативным актам. Среди них, прежде всего, следует назвать акты МВД РФ, подробно регламентирующие профилактику, осуществляемую территориальными органами внутренних дел в целом и отдельными его подразделениями и службами.
Президент РФ и федеральное Правительство издают в соответствии со своими полномочиями нормативные акты по предупреждению преступности, основываясь на Конституции и законодательстве. Важный вклад в правовую базу профилактики внесли постановления Правительства о программировании борьбы с преступностью, о борьбе с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией и др. Причем, возглавляя исполнительную власть в стране, Президент и Правительство осуществляют и организационно-управленческие меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка. В том числе они определяют основные направления, приоритеты, ресурсы уголовной политики страны, включающей и деятельность системы профилактики.
Аналогичные правомочия реализуют высшие органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции и с учетом вертикали управления борьбой с преступностью.
Большое значение в обеспечении правовой основы профилактической деятельности имеют Указы Президента РФ.
К нормативной основе предупреждения преступности нужно отнести и Федеральные целевые программы усиления борьбы с преступностью. Эти программы представляют собой цельный документ, в котором на основе комплексного подхода представлены все направления по противодействию преступности с целью радикального изменения криминогенной обстановки в стране. В них есть разделы, посвященные профилактике правонарушений, усилению борьбы с преступлениями против личности, преступными посягательствами на жилища и хранилища, с экономическими преступлениями и коррупцией, с организованной преступностью, терроризмом и др.
Принятие законодателем рассмотренных (и некоторых других) законопроектов безусловно создаст в нашей стране надлежащую правовую основу для предупреждения преступности, так необходимую в настоящее время.
Лекция 7.