Лекция 6. Предупреждение и профилактика преступности

2 часа

VIII. Понятие предупреждения преступности.

IX. Характеристика системы предупреждения преступности.

X. Классификация субъектов профилактики.

XI. Правовые основы предупреждения преступности.

8. Понятие предупреждения преступности

Подход к преступности как социально-негативному явлению пред­полагает соответствующую стратегию борьбы с нею, главным направ­лением в которой является воздействие на причины, ее порождающие.

Идея о том, что предупреждение преступности должно иметь при­оритет перед карательной политикой государства, была высказана в глубокой древности (IV в. до н. э., Платон), но ее практическое воп­лощение произошло сравнительно недавно. Эта идея получила право­вую аргументацию в работах юристов классической школы уголовно­го права (XVIII в.), которые заложили основу новой политики в борьбе с преступностью. Ее суть закрепилась в короткой формуле: «Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужден­ным наказывать за него».

Дальнейшее теоретическое обоснование предупреждения преступно­сти было дано в рамках криминологии, которая выступила альтернативой науке уголовного права в плане формулировки основных целей, за­дач и мер борьбы с преступностью в современных условиях. На сегодняшний день предупреждение преступности — главное направление деятельности государства и общества в борьбе с этим социально-негативным явлением.

Если уголовное наказание оказывает влияние на преступность главным образом посредством воздействия на личность преступника, то меры предупреждения направлены на устранение или нейтрализацию причин и условий, порождающих ее. Поэтому предупредительная дея­тельность по существу субъектов, участвующих в ней, значительно шире и богаче, чем
практика применения уголовного наказания.

Наряду с термином «предупреждение» используют и такие термины как «профилактика» и «превенция». В криминологической литературе эти термины иногда рассматривают как самостоятельные, не совпада­ющие по своему смыслу, связывая их значение с разными уровнями и видами рассматриваемой деятельности. Подобное разграничение носит условный характер, что подтверждает­ся этимологическим сходством вышеназванных терминов. Поэтому их можно использовать как равнозначные и взаимозаменяющие.

Политика в области предупреждения преступности должна быть ос­нована на определенных принципах. Являясь особым видом деятель­ности в области социального управления, профилактика, как правило, не связана с причинением конкретным лицам лишений и правоограничений. Она направлена на совершенствование общественных отно­шений, в недрах которых коренятся причины преступности. В этом смысле предупреждение отвечает принципам гуманизма и рациональ­ности.

Профилактическая деятельность невозможна без криминологических исследований, посредством которых изучаются состояние и тенденции преступности, причины и условия, влияющие на ее территориальные особенности, и т. д. С помощью таких исследований конкретизируются задачи и объекты профилактики, основные направления и средства пре­дупредительного воздействия, круг субъектов, отвечающих за их испол­нение, материальные ресурсы, обеспечивающие достижение прогнозируемых целей. В этом проявляется принцип научной обоснованности.

Важное значение для оптимизации предупредительной деятельности имеет принцип законности. Правовые основы профилактики преступ­ности должны регламентировать ее основные направления и формы, компетенцию субъектов, основания для применения мер индивидуально-профилактического воздействия, а также предусматривать гарантии защиты прав и законных интересов лиц, в отношении которых они осуществляются.

Таким образом, предупреждение преступности рассматривается, во-первых, как важное средство социального регулирования обществен­ных отношений; во-вторых, как взаимодействие мер социально-эконо­мического, организационно-правового и воспитательного порядка; в-третьих, как сочетание различных уровней предупреждения пре­ступности, воплощенных в деятельности неоднородных субъектов.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующее исходное понятие. Предупреждение преступности — это деятельность государственных и общественных органов и организаций, направлен­ная против преступности с целью удержания ее на социально терпи­мом уровне посредством устранения или нейтрализации порождаю­щих ее причин.

9. Характеристика системы предупреждения преступности

Предупреждение преступности представляет собой систему, кото­рая включает в себя: объекты профилактики; ее основные уровни и формы; меры предупредительного воздействия; субъектов, осущест­вляющих эту работу.

К объектам предупреждения преступности относятся процессы и явления различного порядка. К их числу нужно отнести, прежде всего, экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы, которые обусловливают состояние и динамику преступно­сти. Степень связи с преступностью вышеперечисленных факторов может быть различной. Познание ее с помощью криминологического анализа определяет масштабы профилактической деятельности и ее эффективность. Во-вторых, к числу объектов следует отнести деятель­ность людей, которая должна соответствовать нормам права и соци­ального взаимодействия. При этом характер деятельности может быть самым различным: профессиональный, административно-управлен­ческий, технологический и т. п. И, в-третьих, к объектам профилакти­ческой деятельности можно отнести личность преступника, понимаемую как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.

В зависимости от иерархии причин и условий преступности выде­ляют три основных уровня ее предупреждения: общесоциальный, спе­циально-криминологический, индивидуальный.

Общесоциальный уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. д. Она осуществляется различными Органами государственной власти и управления, общественными фор­мированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Профилактический эффект достигается вследствие успешного проведения социально-экономиче­ской политики в целом. В этом смысле можно сказать, что какова эта политика, таково и общесоциальное предупреждение преступности в обществе.

Специально-криминологический уровень (криминологическая про­филактика) состоит в целенаправленном воздействии на криминоген­ные факторы, связанные с отдельными видами и группами преступного поведения, например насильственной или экономической преступно­стью. Устранение или нейтрализация таких комплексов специфических причин и условий преступного поведения осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилакти­ческая функция является выполнением их профессиональных задач.

Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) вклю­чает в себя деятельность в отношении конкретных лиц, поведение ко­торых вступает в конфликт с правовыми нормами. В зависимости от стадий генезиса личности преступника индивидуальная профилакти­ка преступлений (ИПП) бывает четырех видов.

Первый вид ИПП осуществляется в отношении объектов, находя­щихся на начальном этапе криминализации личности. В этот период они совершают различные правонарушения непреступного характера, образующие в целом своеобразный вид антиобщественной деятельно­сти. Условно этот тип можно именовать ранней индивидуальной про­филактикой преступлений.

Второй вид ИПП проводится в отношении лиц, совершивших или совершающих преступление. Субъектами этого вида профилактики мо­гут быть, например, следователи, оперативные и иные сотрудники орга­нов внутренних дел, судьи. Профилактическая работа состоит в том, чтобы склонить лицо к отказу от совершения преступления, пресечь его на стадии приготовления, а в случае совершения преступления спо­собствовать формированию у лица чувства раскаяния от содеянного, желания способствовать раскрытию преступления. В отдельных случа­ях уголовный закон придает результатам этого вида профилактики весь­ма существенное юридическое значение (ст. 75, 76 УК РФ). Условно этот вид ИПП можно назвать судебно-следственным.

Третий вид ИПП охватывает лиц, совершивших преступление и приговоренных к различным мерам уголовно-правового воздействия. Данный вид профилактики реализуется, во-первых, в деятельности уголовно-исполнительных учреждений, решающих задачу исправле­ния и перевоспитания осужденных. Во-вторых, он осуществляется со­ответствующими государственными органами и общественными организациями при освобождении лица от реального исполнения уголовного наказания (условное осуждение, принудительные меры воспитательно­го воздействия). Этот вид профилактики условно можно назвать пе­нитенциарным.

Четвертый вид ИПП охватывает лиц, отбывших уголовное наказа­ние, подлежащих надзору с целью предупреждения рецидива. Услов­но этот вид профилактики можно назвать постпенитенциарным.

Уровневый подход к предупреждению преступности отражается на построении структуры органов и организаций, осуществляющих эту деятельность. От правильного выбора уровня профилактики в конеч­ном счете зависит ее эффективность.

Профилактическая деятельность воплощается в соответствующих формах, характер которых зависит от уровня предупреждения пре­ступности и сложившейся практики соответствующих субъектов.

Общесоциальная профилактика проводится в жизнь посредством государственных планов экономического и социального развития. До последнего времени такие планы составлялись и на региональном уровне. Профилактическое значение плана состоит в том, что в нем предусмотрена стратегия и тактика социально-экономического разви­тия страны (или региона) с учетом возможных криминогенных по­следствий от реализации заложенных в нем мероприятий. Через план достигается единство воздействия на общесоциальные причины преступности всех предупредительных мер - экономических, социальных, идеологических, культурологических, управленческих и тех­нологических.

Специально-криминологическая профилактика осуществляется в форме ведомственных и межведомственных планов (программ) по усилению борьбы с преступностью. В них предусматривается система мероприятий, направленных на профилактику конкретных видов и Групп преступности и в целом всей преступности на определенной тер­ритории (страна, регион). Обеспечение предусмотренных программой мероприятий достигается во взаимодействии и согласовании работы различных субъектов профилактики, как соподчиненных, так и не находящихся между собой в иерархических отношениях. Примером могут служить Федеральные программы РФ по усилению борьбы с преступностью, которые стали применятся с 1994 г. (три таких програм­мы уже реализованы). Безусловно, что успех в предупреждении пре­ступности будет зависеть от согласованности программы по борьбе с преступностью с концепцией государственного плана экономического и социального развития страны.

Индивидуальная профилактика реализуется, как правило, в двух формах. Если речь идет об устранении причин и условий, способство­вавших совершению конкретных преступлений, которые выявлены в процессе деятельности специальных субъектов, то это будут требова­ния о проведении мероприятий организационно-управленческого, экономико-технологического и идеологического характера, воплощен­ные в особый процессуальный акт - предписание прокурора, пред­ставление следователя, частное определение суда.

Когда же речь идет о личности конкретного преступника, то приме­няются программы индивидуальной коррекции правонарушающего поведения. В них отражается подробный портрет личности, характери­стика основных факторов микросреды формирования ее негативных черт, предусматриваются дифференцированные меры профилактичес­кого воздействия и критерии эффективности их применения.

В зависимости от характера социальной детерминации преступно­сти меры профилактического воздействия делятся на общие и специ­альные (криминологические). Различие между ними состоит в том, что первые направлены на позитивное развитие всей социально-экономи­ческой системы и этим способствуют сокращению преступности, тог­да как вторые непосредственно воздействуют на причины и условия, обусловливающие наличное состояние преступности и отдельных ее блоков, с целью их устранения, нейтрализации или ограничения.

По своему конкретному содержанию меры предупреждения класси­фицируются на экономические, социальные, идеологические, техниче­ские, организационные и правовые. Важно подчеркнуть, что как общие, так и специально-криминологические меры могут подразделяться в со­ответствии с такой классификацией.

Экономические меры предупреждения преступности направлены на нейтрализацию криминогенных последствий функционирования экономической сферы и проявляют свое значение как на макроуровне (например, оздоровление экономики страны в целом; экономическая защита наименее обеспеченных слоев населения посредством введе­ния научно обоснованного уровня прожиточного минимума), так и на микроуровне (например, льготы и помощь конкретным лицам, находя­щимся в критической ситуации).

Социальные меры профилактики призваны оказывать позитивное воздействие на различные социальные институты (семья, коллективы, общественные организации и т. д.). Так значительный профилактиче­ский потенциал содержат меры, способствующие созданию культа се­мьи, развитию общественных основ местного самоуправления и т. д.

Идеологические меры профилактики призваны: формировать у чле­нов общества морально-нравственное сознание на базе общечеловече­ских ценностей; ограничивать негативное влияние на поведение людей стандартов массовой культуры посредством дифференцированного ее потребления; исправлять нравственные деформации у лиц с правонарушающем поведением с помощью индивидуально-воспитательной работы. К техническим мерам профилактики относятся различные техноло­гии, правила, средства и приспособления, препятствующие причинению общественно опасных последствий в процессе социальной деятельно­сти людей, а также совершению преступлений и иных правонарушений (например, технологии, исключающие аварийность на производстве; правила дорожного движения; средства охранной сигнализации; запи­рающие устройства и т. п.).

Организационные меры предупреждения преступности призваны содействовать нейтрализации или минимизации криминогенных по­следствий от непрофессиональной организационно-управленческой деятельности. Например, меры по совершенствованию процессов уп­равляемой миграции населения страны; по отработке действенного и материально-обеспеченного механизма социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы; по формированию правиль­ных критериев эффективности деятельности правоохранительных ор­ганов, которые не стимулировали бы «игры со статистикой» на грани у головных преступлений (укрытие преступлений от учета, завышение процента раскрываемости преступлений), и т. д.

Правовые меры предупреждения преступности в зависимости от содержания делятся на:

♦ содействующие нейтрализации условий, способствующих совер­шению конкретных преступлений (это нормы разных отраслей законодательства: ограничивающие дееспособность алкоголиков; лишающие родительских нрав; регламентирующие порядок при­обретения и хранения оружия и т. д.);

♦ стимулирующие к действиям, препятствующим либо пресекающим совершение преступления (это нормы уголовного права о
добровольном отказе от преступления, необходимой обороне, задержании преступника);

♦ регламентирующие процесс предупреждения преступлений.

В настоящее время процесс предупреждения преступности не име­ет самостоятельной правовой базы. Существующие правовые нормы разбросаны по различным отраслям законодательства, зачастую фрагментарны, несогласованны между собой и тем самым не способ­ствуют консолидации профилактической деятельности различных субъектов. Назрела необходимость в кодификации законодательства о предупреждении преступности либо в виде отдельного кодекса, либо федерального закона. В этом законодательном акте следовало бы предусмотреть правовую регламентацию всей системы предуп­реждения преступности, в том числе основания для проведения про­филактической работы, средства и меры предупредительного воздей­ствия, компетенцию субъектов, контроль за их деятельностью. Также целесообразно было бы предусмотреть обязанность органов управле­ния подвергать криминологической экспертизе проекты решений в области социально-экономической политики, способные повлечь за собой побочные криминогенные последствия, и учитывать ее резуль­таты при окончательном принятии решений.

Субъекты предупреждения преступности подразделяются на три основные группы. Первая группа включает в себя субъекты общесоци­альной профилактики, к которым относятся федеральные, региональ­ные и местные органы власти и управления, а также общественные формирования, не выполняющие непосредственные правоохрани­тельные задачи (министерства, органы местного управления, партии, профсоюзы, церковь и др.).

Во вторую группу входят субъекты специально-криминологиче­ской профилактики. Это:

государственные органы, выполняющие правоохранительные
функции (МВД, ФСБ, прокуратура, налоговая полиция, суд и др.);

♦ государственно-общественные органы, выполняющие правоохранительные функции (комиссии по делам несовершеннолетних
местных администраций и др.);

♦ частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач (частные охранные предприятия,
добровольные отряды охраны правопорядка и др.).

Третья группа объединяет субъектов, осуществляющих индивиду­альную профилактику. К ним относятся сотрудники государственных правоохранительных органов (участковый инспектор, инспектор отде­ла по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел и т. п.), работники иных государственных учреждений (например, специальных учебных заведений для несовершеннолетних правонарушителей); отдельные граждане (например, общественный ин­спектор ГИБДД).

Конечно, такое распределение субъектов в некоторой степени условно, так как отдельные аспекты индивидуальной, специально-криминологической и общесоциальной профилактики имеются в дея­тельности субъектов каждой из вышеназванных групп. Кроме того, все перечисленные субъекты находятся во взаимодействии друг с другом.

В последние годы появились межведомственные комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией, координационные советы по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Эти комиссии (советы), в гав которых входят руководители правоохранительных и иных органов и организаций, возглавляют руководители региональных органов управления.

В настоящее время, когда система предупреждения преступности в России находится на стадии становления (за годы перестройки она фактически развалилась), основной груз реальной профилактической работы несут службы и подразделения органов внутренних дел.

10. Классификация субъектов профилактики

Субъектами предупреждения преступности (преступлений) явля­ются органы, учреждения, организации, предприятия, а также долж­ностные лица (служащие), на которые законом возложены задачи и функции по выявлению, устранению, ослаблению, нейтрализации причин и условий, способствующих существованию и распростране­нию преступности в целом, ее отдельных видов и конкретных преступ­лений.

Дифференциация задач и функций субъектов профилактики опре­деляется положением и ролью данного субъекта в государстве и обще­стве, а также объектами профилактической деятельности, характером причин и условий преступности, отдельных ее видов и конкретных пре­ступлений, в том числе применительно к различным регионам, сферам общественной жизни, социальным группам населения и т.д.

Вместе с тем речь идет о системе субъектов профилактики, звенья которой непосредственно или опосредованно взаимодействуют и взаимоподкрепляют друг друга. Системность предупредительной деятель­ности обеспечивается единством в перспективе развивающейся ее правовой базы.

Для эффективного функционирования системы субъектов профилактики необходимо, чтобы участникам профилактической деятельности определялись объекты воздействия и цели работы, функции их не дублировались, обеспечивалось их взаимодействие, круг полномочий имел правовую регламентацию, реализация задач и целей профилактики осуществлялась подготовленными к этой работе кадрами.

Таким образом, ключевыми моментами при характеристике субъектов профилактики являются:

а) наличие у них задач и функций в сфере разработки и (или) осуществления мер предупреждения преступности (преступлений);

б) уполномоченность законом на эту деятельность;

в) наличие соответствующих прав, обязанностей, возможностей и ответственности при осуществлении профилактической деятельности.

Теоретически к числу ключевых характеристик субъектов профилактики надо отнести и соответствие задач, правомочий ресурсного обеспечения, которое можно было бы графически изобразить как равносторонний треугольник. Однако до настоящего времени этого достичь не удалось, что существенно снижает эффективность деятельности субъектов профилактики в силу «ножниц» между возложенными обязанностями и правомочиями, не говоря уже о выделяемых ресурсах. Например, на органы внутренних дел, социального обслуживания, здравоохранения, образования возложена в пределах их компетенции работа по выявлению и социальной реабилитации лиц из групп повышенного риска, но штатов соответствующих специализированных служб подразделений, мест в реабилитационных учреждениях, выделяемых средств заведомо недостаточно для профилактического воздействия. Недостаточно и правомочий, в том числе связанных с обязательными поручениями различным структурам и лицам участвовать в социальной помощи, а также с пределами и формами принудительного воздействия на объект профилактики. Устранение этих несоответствий представляется одним из важных направлений законодательных и управленческих решений в сфере предупреждения преступности.

По месту в государственной и общественной системе субъекты профилактики могут быть классифицированы следующим образом:

7. государственные (федеральные и субъектов Федерации); муниципальные;

8. неправительственные (негосударственные и немуниципальные), в том числе коммерческие и некоммерческие структуры, общественные объединения и специализированные формирования;

9. граждане.

Необходимо подчеркнуть равную обязательность для любого из этих звеньев предупреждения преступности требований законности. Их деятельность по предупреждению преступности (преступлений) правомерна только в соответствии с предписаниями или на основе дозволений закона. «Самодеятельность», в чем бы она ни заключалась (в распростра­нении позорящей информации, присвоении себе юрисдикционных фун­кций учреждениями, объединениями и лицами, которым они не принад­лежат, применение физического или иного унижающего личное достоинство воздействия и т.д.), влечет, несмотря на благость намере­ний, ответственность виновных по закону. Сказанное относится и к ве­дению различными учреждениями и лицами «учетов», «досье» и т.п. в от­ношении лиц, склонных к совершению преступлений, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (ст. 24 Конституции РФ).

По задачам, компетенции, содержанию деятельности по предупреж­дению преступности (преступлений) субъекты профилактики класси­фицируются на: органы власти (их учреждения, организации, предпри­ятия) общей компетенции; неспециализированные, частично специализированные и специализированные органы.

В первую группу входят представительные органы Федерации, ее субъектов и местного самоуправления, а также высшие органы испол­нительной власти.

Президент РФ и федеральное Правительство издают в соответствии со своими полномочиями нормативные акты по предупреждению пре­ступности, основываясь на Конституции и законодательстве. Важный вклад в правовую базу профилактики внесли постановления Правительства о программировании борьбы с преступностью, о борьбе с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией и др. Причем, воз­главляя исполнительную власть в стране, Президент и Правительство осуществляют и организационно-управленческие меры по обеспече­нию законности, прав и свобод граждан, охране собственности и об­щественного порядка. В том числе они определяют основные направления, приоритеты, ресурсы уголовной политики страны, включающей и деятельность системы профилактики.

Аналогичные правомочия реализуют высшие органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции и с учетом вертикали управления борьбой с преступностью.

Неспециализированные субъекты профилактики — это хозяйствующие структуры, учреждения культуры и спорта, средства массовой информации, органы, регулирующие природопользование, миграцию, oсyществляющие трудоустройство, пенсионное обеспечение, жилищно-коммунальные органы, учреждения, предоставляющие услуги и проведению досуга, и другие органы и организации, участвующие в pal личных областях жизнедеятельности общества.

К числу частично специализированных органов предупреждения пре­ступности относятся системы социального обслуживания (социальной помощи и защиты), образования, здравоохранения, а также природо­охранная и контрольно-ревизионная системы и аудит. Их назвали час­тично специализированными для того, чтобы провести границу между ними и неспециализированными структурами, такими как хозяйству­ющие предприятия, организации, учреждения, организации и учреж­дения культуры, спорта, досуга и т.д. Как было показано, последние тоже к определенной степени связаны с профилактикой преступности. Но соответствующие вопросы возникают и решаются лишь после поста­новки их органами, ведущими целенаправленную борьбу с преступно­стью, либо (для хозяйствующих субъектов) в связи с обеспечением пра­вопорядка и безопасности в среде работающих. Частично же специализированные субъекты профилактики имеют в числе своих ос­новных задач системно выделенную функцию профилактики.

Специализированными субъектами предупреждения преступности (преступлений) являются органы системы уголовной юстиции, для ко­торых задачи и функции профилактики не просто выделены как для час­тично специализированных органов в качестве производных от основ­ной деятельности, но относятся к числу главных, приоритетных задач. Это органы суда, прокуратуры, внутренних дел, госнаркоконтроля, государственной безопасности, юстиции, таможенная и пограничной службы, внутренние войска, научные и образовательные юридические учреждения. К таким органам примыкают некоторые специализированные общественные объединения (формирования), а также адвокатуры и частные детективные и охранные службы.

11. Правовые основы предупреждения преступности

Как было отмечено выше, процесс предупреждения преступности в настоящий момент не имеет самостоятельной единой правовой базы. Он представляет собой конгломерат разных законов и иных нормативных актов, в которых, наряду с определением полномочий соответствующих субъектов правоохранительной сферы, закреплены и соответствующие профилактические функции.

Важные положения, определяющие основные принципы и направленность предупреждения преступности, содержатся в ряде междуна­родно-правовых актов, признанных Россией. К ним прежде всего от­носятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Руководящие принципы в обла­сти предупреждения преступности и уголовного правосудия, Декла­рация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью.

Фундаментальной основой для разработки и реализации предупреди­тельной деятельности против преступности является ряд статей Консти­туции РФ, в том числе о недопустимости умаления достоинства личности (ст. 21), о неприкосновенности жилища (ст. 25), имущества (ст. 35) и др. Правовую основу для профилактики правонарушений и преступле­ний несовершеннолетних составляет Закон РФ от 26 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних». В нем предусмотрены основные направления дея­тельности специальных субъектов предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних, объем компетенции, пределы полномочий, основные права и обязанности их должностных лиц.

Некоторые отрасли российского законодательства содержат статьи, работающие на профилактику преступлений и иных правонарушений. К ним относятся: нормы уголовного права о необходимой обороне, задержании лица, совершившего преступление; об условном осуждении; о принудительных мерах воспитательного воздействия к несовершен­нолетним; нормы уголовно-исполнительного права, регламентирую­щие порядок освобождения из мест лишения свободы; трудовое и бытовое устройство освобожденных; условно-досрочное освобождение; административный надзор; нормы уголовно-процессуального права; нормы административного права, регламентирующие оборот оружия; содействующие предупреждению пьянства, наркотизма, проституции; нормы гражданско-семейного права, предусматривающие ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами; регламентирующие порядок лишения либо ограничения роди­тельских прав.

Важная роль в правовом регулировании предупреждения преступ­ности отводится ведомственным нормативным актам. Среди них, прежде всего, следует назвать акты МВД РФ, подробно регламентиру­ющие профилактику, осуществляемую территориальными органами внутренних дел в целом и отдельными его подразделениями и службами.

Президент РФ и федеральное Правительство издают в соответствии со своими полномочиями нормативные акты по предупреждению пре­ступности, основываясь на Конституции и законодательстве. Важный вклад в правовую базу профилактики внесли постановления Правительства о программировании борьбы с преступностью, о борьбе с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией и др. Причем, воз­главляя исполнительную власть в стране, Президент и Правительство осуществляют и организационно-управленческие меры по обеспече­нию законности, прав и свобод граждан, охране собственности и об­щественного порядка. В том числе они определяют основные направления, приоритеты, ресурсы уголовной политики страны, включающей и деятельность системы профилактики.

Аналогичные правомочия реализуют высшие органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции и с учетом вертикали управления борьбой с преступностью.

Большое значение в обеспечении правовой основы профилактической деятельности имеют Указы Президента РФ.

К нормативной основе предупреждения преступности нужно отнести и Федеральные целевые программы усиления борьбы с преступностью. Эти программы представляют собой цельный документ, в котором на основе комплексного подхода представлены все направления по противодействию преступности с целью радикального изменения криминогенной обстановки в стране. В них есть разделы, посвященные профилактике правонарушений, усилению борьбы с преступлениями против личности, преступными посягатель­ствами на жилища и хранилища, с экономическими преступлениями и коррупцией, с организованной преступностью, терроризмом и др.

Принятие законодателем рассмотренных (и некоторых других) зако­нопроектов безусловно создаст в нашей стране надлежащую правовую основу для предупреждения преступности, так необходимую в настоя­щее время.

Лекция 7.

Наши рекомендации