Тема 6: Тактика обыска и выемки. Тактика предъявления для опознания
Практическое занятие– 2 часа
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Понятие, виды и задачи обыска и выемки.
2. Подготовка к обыску, планирование производства обыска, подготовка технических средств.
3. Порядок производства обыска.
4. Методы обыска, способы организации и производства поисковых действий.
5. Тактические приемы обыска.
6. Подготовка к производству выемки, порядок проведения выемки.
7. Использование специалистов при производстве обыска и выемки.
8. Выемка почтово-телеграфной корреспонденции.
9. Фиксация хода и результатов обыска и выемки.
10. Правила безопасности при проведении обыска, гарантии соблюдения конституционных прав граждан.
11. Понятие, виды и значение предъявления на опознание в ходе расследования преступлений.
12. Психология узнавания.
13. Подготовка к предъявлению на опознание людей, предметов и трупов.
14. Проблема повторного опознания.
15. Фиксация хода и результатов предъявления на опознание.
16. Оценка доказательственного значения предъявления на опознание.
Цель: отработать и закрепить практические навыки организации и производства обыска и выемки в помещении, а также личного обыска, предъявления для опознания
Занятие проводится в форме деловой игры, в ходе которой, на основании ранее собранных материалов проводится обыск в помещении (аудитории), предъявление для опознания подозреваемых и изъятых у них вещей. Прослеживается связь между описанием примет в протоколе допроса потерпевшего или свидетеля до описания примет опознанного в протоколе опознания. Студенты учатся использовать для достижения целей расследования ранее полученные знания в области габитологии.
Оборудование: ноутбук, проектор, видеокамера.
Для выполнения задания студенты приносят с собой: учебники, УПК с бланками, бланки протоколов обыска и выемки, линейку, листы белой бумаги, материалы уголовного дела (протокол осмотра места происшествия, схему, фототаблицу, протоколы допросов и т.п.).
При подготовке и выполнении заданий практического занятия студентам необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- при подготовке к производству обыска необходимо сформировать следственно-оперативную группу и четко распределить обязанности между ее участниками;
- необходимо продумать способ проникновения в помещение;
- при производстве обыска необходимо вести постоянное наблюдение за поведением обыскиваемых и контролировать их действия;
- в случае обнаружения искомых или представляющих интерес предметов необходимо фиксировать на них внимание понятых, и обязательно указывать в протоколе обыска кто, каким образом, где и что именно обнаружил, общие и частные обнаруженного предмета;
- при производстве обыска необходимо соблюдать меры общей и личной безопасности;
- Производство опознания требует предварительной подготовки кабинета, опознаваемые лица должны размещаться таким образом, чтобы вошедший в кабинет опознающий сразу их не увидел.
- В ходе опознания опознающий должен не только указать на конкретное лицо, но и привести признаки и приметы, по которым он опознал его.
- В протоколе опознания описание внешности опознанного должно совпадать с описанием внешности, указанным в протоколе допроса опознающего.
Задание 1. Выполняется до начала занятия.
На основании имеющихся материалов уголовного дела составить постановление о производстве обыска в жилище подозреваемого, судебное решение о производстве обыска в жилище, постановление о производстве обыска в аудитории (кабинет криминалистики), а также постановление о производстве выемки (фотолаборатория). Сформировать из числа студентов две следственно-оперативные группы для производства обыска и выемки с учетом предложенных преподавателем установочных данных.
Задание 2.
На основе предложенных преподавателем установочных данных провести обыск в аудитории (кабинет криминалистики) с целью обнаружения предметов, похищенных ранее у потерпевших (сотовый телефон, сумка с вещами, документы и т.п.), сокрытых в аудитории.
Задание 3.
На основе предложенных преподавателем установочных данных провести выемку в аудитории (кабинет криминалистики или фотолаборатория) предметов или документов, имеющих значение для дела.
Задание 4. Выполняется самостоятельно.
Составить протокол обыска в аудитории (кабинет криминалистики) и протокол выемки.
Здание 5.
Провести предъявление для опознания одного из подозреваемых потерпевшему. Составить протокол предъявления для опознания.
Задание 6.
Провести предъявление для опознания предмета (например, сотового телефона, похищенного у потерпевшего) представителю потерпевшего. Составить протокол предъявления вещей для опознания.
Литература, рекомендуемая для изучения:
1. Калугина, Н.Г. Нравственно-психологические аспекты проведения обыска и выемки: Лекция / Н.Г. Калугина, В.П. Соколов. – Домодедово: РИПК, 2001.
2. Еникеев, М.И. Психология обыска и выемки. Практикум по юридической психологии: Учеб. Пособ / М.И. Еникеев. – М.: МИЭП, 1994.
3. Россинский, С.Б. Обыск в форме специальной операции: учебное пособие / С.Б. Россинская; под ред. В.Н. Григорьева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
4. Руководство по расследованию преступлений: уголовная процедура, криминалистическая техника, тактика производства следственных действий: Научно-практ. пособ. – Харьков: КОНСУМ, 2001.
5. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / под ред. Г.В. Аверьяновой и Р.С. Белкина. М., 1997.
6. Криминалистика: Учебник для экспертов-криминалистов / под ред. А.Г. Филиппова. – М.: ЮРЛИТИНФОРМ, 2005.
7. Ратинов, А.Р. Судебная психология для следователей / А.Р. Ратинов. - М.: ПРИОР, 2001.
8. Степанов, В.В. Научные и правовые основы тактики предъявления для опознания при расследовании преступлений / В.В. Степанов, Ю.Н. Михайлов. – Саратов, СГАП, 2003.
9. Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него: Следственная тактика / О.Я. Баев. - М.: Экзамен, 2002.