Вопрос 1. Понятие и виды реквизиции имущества для предупреждения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Одним из случаев принудительного изъятия имущества у частного собственника на возмездных основаниях и соответственно одним из оснований прекращения права собственности, предусмотренных гл. 15 «Прекращение права собственности» Гражданского кодекса Российской Федерации[1] (далее – ГК РФ) является реквизиция.
Термин «реквизиция» имеет латинское происхождение (requisitio) и означает требование принудительного возмездного изъятия имущества в собственность или во временное пользование.
Вопрос о понятии и видах реквизиции в современной юридической литературе относится к числу дискуссионных вопросов, что обуславливает определенные различия определений реквизиции, сформулированных разными авторами.
По мнению Е.А. Суханова, реквизиция - традиционное для всякого правопорядка основание прекращения частной собственности граждан и юридических лиц - представляет собой предусмотренное законом принудительное изъятие у частного собственника его имущества по решению государственных органов в неотложных общественных интересах, связанных с обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и т.п.), и с обязательной компенсацией.[2]
Как отмечает К.И. Скловский, реквизиция осуществляется в чрезвычайных обстоятельствах, которые предусматриваются в законе, с одновременным указанием порядка и условий изъятия имущества, но предварительная выплата стоимости реквизированного имущества не является обязательным условием изъятия, при этом целью реквизиции является устранение тех последствий, которые несет с собой стихийное бедствие или иное чрезвычайное происшествие.[3]
С точки зрения М.Г. Масевича реквизиция представляет собой принудительное изъятие у собственника по решению государственных органов в интересах общества имущества, но только в случаях чрезвычайных обстоятельств: стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств в целях обеспечить безопасность граждан, спасти имущество, пресечь заражение опасными болезнями людей, животных и растений.
Далее М.Г. Масевич указывает, что в отличие от ГК РФ, Земельный кодекс РФ[4] (далее – ЗК РФ) определяет два вида реквизиции (ст. 51 ЗК РФ):
1) временное изъятие земельного участка для устранения вредных последствий с возвращением собственнику после обезвреживания;
2) при невозможности устранения опасных последствий земельный участок принудительно выкупается или может быть заменен равноценным, и в этом случае участок переводится в земли запаса или консервации, а его дальнейшее использование определяется Правительством Российской Федерации.
С.В. Артеменков, проводя анализ и сравнение правовых норм о реквизиции в ГК РФ, ЗК РФ и Федеральном законе от 09.07.1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[5], приходит к выводу о том, что реквизиция должна представлять собой: 1) во всех случаях временное изъятие имущества в интересах общества, не приводящее к прекращению права собственности; 2) носить возмездный характер, причем возмещению должна подлежать не стоимость реквизируемого имущества (учитывая временный характер изъятия), а убытки, включая упущенную выгоду, причиненные самим фактом изъятия.[6]
По мнению М.Н. Малеиной действующий ГК РФ предлагает считать реквизицией принудительное безвозмездное изъятие имущества у собственника с выплатой ему стоимости при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в порядке и на условиях, установленных законом. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» указывает, что основания для реквизиции могут быть установлены и международным договором.
В статье 51 ЗК РФ в объем понятия «реквизиция» включается и временное изъятие имущества у собственника, но с точки зрения М.Н. Малеиной принудительное временное изъятие имущества у собственника в связи с чрезвычайными обстоятельствами - особая самостоятельная мера, которая имеет другие параметры по видам изымаемого имущества, размеру и порядку расчета компенсации, основанию возврата имущества.[7]
А.А. Рябов, рассматривая реквизицию, определяет ее как возмездное изъятие государством имущества у собственника с выплатой его стоимости, которое производится в административном порядке по решению государственного органа и допускается лишь в случаях стихийных бедствий, аварий, иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, и только в интересах общества. Порядок и условия изъятия имущества при реквизиции должны определяться законом[8]. При этом А.А. Рябов связывает понятие реквизиции с определением «чрезвычайной ситуации», предусмотренным в Федеральном законе от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[9].
Весьма интересная точка зрения на реквизицию высказана А.А. Рубановым, полагающим, что ГК РФ в вопросе реквизиции вышел за пределы гражданско-правового регулирования и существование реквизиции в ГК РФ представляет собой пережиток советского периода российского гражданского права. Сами правила о реквизиции противоречат п. 3 ст. 35Конституции Российской Федерации[10] и потому данные правила в силу ст. 15 Конституции РФ не подлежат применению. Более того, возникновение отношений, связанных с реквизицией, прямо запрещено п. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации[11].
В Федеральном конституционном законе "О военном положении" 2002 г. (п. 2 ст. 7) и в Федеральном законе "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" 1997 г. (п. 1 ст. 9; п. 1 ст. 10) говорится об изъятии имущества с последующей выплатой государством стоимости без использования термина "реквизиция". В Федеральном конституционном законе "О чрезвычайном положении" 2001 г. (ст. 13) упоминается о привлечении транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при введении чрезвычайного положения в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В ранее действовавшем законодательстве реквизиция предусматривалась Декретами "О реквизициях и конфискациях" от 16 апреля 1920 г., "О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ" от 17 октября 1921 г., принятыми СНК РСФСР; Гражданским кодексом РСФСР 1922 г. (ст. 69), Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. (ст. 149). ВЦИК и СНК РСФСР 28 марта 1927 г. был утвержден Сводный закон о реквизиции и конфискации имущества
Реквизиция – особое основание прекращения права собственности, представляющее собой изъятие имущества у собственника в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой собственнику стоимости такого имущества (п. 1 ст. 242 ГК РФ).
В статье 51 ЗК РФ в объем понятия "реквизиция" включается и временное изъятие имущества у собственника. Некоторые юристы предлагают считать такую меру вторым видом реквизиции. Представляется, что принудительное временное изъятие имущества у собственника в связи с чрезвычайными обстоятельствами - особая самостоятельная мера, которая имеет другие параметры по видам изымаемого имущества, размеру и порядку расчета компенсации, основанию возврата имущества.
С какой целью государственные органы проводят реквизицию? Думается, что основная цель - ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий. В юридической литературе было высказано соображение о том, что реквизиция допустима и для последующего уничтожения имущества, в частности для уничтожения зараженных животных в случае эпизоотии.
По материалам одного спора ЗАО "Торговая фирма "Сокольники" обратилось в суд с иском о взыскании компенсации за утраченное имущество - нежилое помещение общей площадью 163,1 кв. м, ссылаясь на проведенную реквизицию (ст. 242 ГК РФ). В судебном заседании было установлено, что в связи с реальной угрозой обвала дома (где находилось спорное помещение) по распоряжению префекта ЦАО г. Москвы здание было снесено. Суд первой инстанции, апелляционный суд и ФАС Московского округа, на мой взгляд, правомерно отказали в удовлетворении искового требования, поскольку причиной утраты имущества стало не изъятие, а снос дома из-за аварийного состояния.
Таким образом, квалифицирующим признаком реквизиции по действующему законодательству является дальнейшее использование и сохранение имущества при принудительной смене собственника. Безусловно, собственник может и уничтожить имущество, но предварительно хотя бы краткосрочно осуществляет владение и пользование им. Однако акт о ликвидации имущества (сносе) в отличие от реквизиции прекращает право частной собственности, не порождая права государственной собственности.
Если же задуматься о совершенствовании законодательства, то в дальнейшем возможно уточнение понятия "реквизиция" путем указания на то, что реквизируемое имущество переходит в собственность государства или уничтожается.
В качестве объекта изъятия подразумевается любое имущество, принадлежащее на праве собственности. На практике объектами реквизиции становятся транспортные средства, рабочий и продуктивный скот, продовольствие.
Статья 242 ГК РФ не называет собственников изымаемого имущества. Следовательно, реквизиция может быть проведена не только в отношении имущества граждан и юридических лиц, но и муниципальных образований. ФКЗ "О военном положении" говорит о реквизиции имущества только у граждан и юридических лиц.
Можно выделить два условия проведения реквизиции. Во-первых, необходимо наступление обстоятельств, носящих чрезвычайный характер. К таким обстоятельствам, как правило, относятся стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, аварии. ФКЗ "О военном положении" допускает реквизицию при введении военного положения в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии.
ГК РСФСР 1964 г. не указывал на необходимость наличия чрезвычайных обстоятельств. В качестве примера приведем решение Администрации Приморского края от 14 июля 1994 г. N 340 о реквизиции безнадзорно брошенных судов научно-технического центра "Дальвент" в акватории залива Петра Великого в связи с созданием опасности для торговли и пассажирского судоходства. Были ли подобные обстоятельства чрезвычайными или нет, спорно.
Очевидно, что реквизиция не является санкцией, как конфискация.
Во-вторых, требуется наличие общественного интереса в реквизиции, а именно в использовании изъятого имущества для предотвращения сложившихся чрезвычайных обстоятельств. В ЗК РФ использован оборот "в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз". В ФКЗ "О военном положении" интересом общества названы нужды обороны.