И выпускная квалификационная работа магистра

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА МАГИСТРА

основная образовательная программа направления

40.04.01 Юриспруденция

цикл М3.Д «Диссертация»

образовательная программа

40.04.01 Уголовный процесс и криминалистика

Квалификация (степень) выпускника

магистр

Форма обучения

очная

Курс 6 семестр С

Самара

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления (специальности) 030900.68 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1763 от 14.12.2010 г. Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19648.

Составитель рабочей программы:

Лазарева В.А., д.ю.н., профессор, заведующая кафедрой уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета

Тарасов А.А., заведующий кафедрой уголовного права и процесса Института права Башкирского государственного университета, д.ю.н., профессор

Рецензент:

Шейфер С.А. профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета, д.ю.н., профессор

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики СамГУ

(протокол № 8 от «_22___» ______апреля_______ 2015 г.)

(дата)

Заведующий кафедрой

²____² _____________ 2015 г. _______________________/ В.А. Лазарева /____________

(дата) (подпись) (Ф.И.О.)

(Ф.И.О.)

СОГЛАСОВАНО

И.о. декана юридического факультета

²____² _____________ 2015 г. _____________________/ А.Г. Безверхов /________________

(дата) (подпись) (Ф.И.О.)

Начальник

учебно-методического управления

²____² _____________ 2015 г. ____________________/Н.В. Соловова/_____________

Председатель

методической комиссии

по направлению подготовки

40.04.01 «Юриспруденция»

²____² _____________ 2015 г. _________________/В.В. Полянский /________________

(дата) (подпись) (Ф.И.О.)

Итоговая государственная аттестация является обязательной частью основной образовательной программы (далее – ООП) магистратуры и направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее – также и ФГОС ВПО).

Итоговая государственная аттестация магистра состоит из выпускного государственного экзамена по специальности, полученной по программе магистерской подготовки, и защиты выпускной квалификационной работы магистра (магистерской диссертации), выполненной магистрантом под научным руководством преподавателя высшего учебного заведения, имеющего учёную степень кандидата или доктора наук, а также опыт научно-исследовательской и педагогической деятельности по специальности магистерской подготовки.

В результате сдачи государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы выпускник должен:

знать, понимать и решать профессиональные задачи в области научно-исследовательской и производственной деятельности в соответствии с профилем подготовки;

уметь использовать современные методы исследований для решения профессиональных задач; самостоятельно обрабатывать, интерпретировать и представлять результаты научно-исследовательской и производственной деятельности;

владеть приемами осмысления базовой и факультативной информации для решения научно-исследовательских и производственных задач в сфере профессиональной деятельности.

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Актуальные проблемы уголовно-процессуального права»

Требования к итоговому государственному экзамену

Итоговый государственный экзамен призван подтвердить готовность студента к выполнению задач профессиональной деятельности.

Порядок проведения и программа государственного экзамена определяются вузом на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов, утвержденного Минобрнауки России, Федерального государственного образовательного стандарта и методических рекомендаций Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области юриспруденции.

Цель итогового государственного экзамена – проверка теоретической и практической подготовленности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности и возможному продолжению обучения в аспирантуре. Экзамен проводится Государственной аттестационной комиссией в сроки, предусмотренные рабочим учебным планом, в устной форме по экзаменационным билетам. Помимо общего списка включенных в экзаменационные билеты вопросов, выпускнику может быть предложено подготовить к экзамену ответ на специальный вопрос, связанный с одним из видов будущей профессиональной деятельности.

В процессе Государственного экзамена оценивается владение опреде-ленными для магистра юриспруденции общекультурными и профессиональными компетенциями.

Программа государственного экзамена разрабатывается кафедрой уголовного процесса и криминалистики СамГУ. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий является комплексной, учитывает избранные разделы из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. На экзамене выпускнику необходимо продемонстрировать не только наличие позитивных знаний по разделам программы магистерской подготовки, но и способность к системному толкованию закона с учётом его конституционно-правового смысла и международных стандартов прав человека и правосудия.

В экзаменационный билет включается три вопроса из приведенного далее списка, преимущественно, с таким расчетом, чтобы первый вопрос относился к общей части уголовно-процессуального права, второй – к досудебному производству, третий – к судебному производству по уголовным делам. Все вопросы и возможные изменения в их редакционном оформлении доводятся до сведения экзаменуемых заблаговременно.

1.2. Вопросы для подготовки к государственному экзамену для магистров

1. Стадийное построение уголовного процесса как условие эффективности достижения целей правосудия.

2. Познавательная сущность, доказательственное значение и нормативная регламентация очной ставки.

3. Проблемы подсудности в реализации судебной реформы.

4. Соотношение публичных и частных начал в назначении уголовного судопроизводства.

5. Защита прав и свобод личности в нормативной регламентации обыска и выемки.

6. Подготовка к судебному заседанию в системе стадий уголовного судопроизводства.

7. Проблемы развития системы принципов уголовного процесса в современной России.

8. Процессуальный институт отводов в уголовном процессе: сущность и значение в системе гарантий прав участников процесса.

9. Соотношение судебного следствия по уголовному делу с предварительным расследованием.

10. Гарантии неприкосновенности личности, жилища и частной жизни в уголовном процессе в системе нормативной регламентации процессуальных действий.

11. Итоговые процессуальные решения предварительного расследования: основания принятия, требования к содержанию и форме.

12. Проблемы развития стадии возобновления уголовного дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в современных условиях.

13. Проблемы реализации принципов презумпции невиновности и обеспечения обвиняемому права на защиту в законодательстве и на практике.

14. Современные проблемы дифференциации форм предварительного расследования.

15. Апелляционное производство: теория, история, современное состояние в российском уголовном процессе.

16. Состязательность уголовного судопроизводства: особенности реализации в разных системах уголовного процесса.

17. Контроль и запись переговоров в системе следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий.

18. Кассационное и надзорное производства в современном уголовном процессе России.

19. Прокурор как орган уголовного преследования в досудебном и в судебном производстве.

20. Гарантии прав личности при применении мер процессуального принуждения, связанных с лишением свободы.

21. Приговор в системе уголовно процессуальных решений.

22. Суд как участник уголовного судопроизводства: процессуальная функция и полномочия в досудебном и судебном производстве.

23. Подследственность и современные проблемы реформирования следственного аппарата в России.

24. Принцип равенства перед законом и судом и особенности производства в отношении отдельных категорий лиц.

25. Процессуальная самостоятельность субъекта обвинительной деятельности.

26. Современные проблемы производства следственного эксперимента.

27. Состязательность процедур формирования коллегии присяжных заседателей.

28. Современные проблемы развития статуса потерпевшего и системы гарантий его прав в уголовном процессе.

29. Стадия возбуждения уголовного дела: проблемы развития законодательства и практики.

30. Гласность уголовного судопроизводства в системе гарантий правосудия, прав и свобод участников процесса.

31. Тенденции и перспективы развития дознания в современном уголовном процессе России.

32. Судебный контроль в досудебном производстве по уголовным делам

33. Проблемы законодательного определения оснований к отмене и изменению приговоров и иных судебных решений.

34. Юридический и фактический статус лица, подвергаемого уголовному преследованию.

35. Приостановление производства по уголовному делу в досудебном и в судебном производстве.

36. Современные проблемы мировой юстиции в системе уголовного судопроизводства.

37. Законодательное определение обстоятельств, исключающих возможность участия в уголовном процессе и проблемы реализации права на отвод: судьи, прокурора, следователя, защитника, эксперта, специалиста, перевод-чика.

38. Реализация принципа состязательности в судебно-экспертной деятельности по уголовным делам.

39. Сравнительно-правовой анализ апелляционного производства в соотношении с производством в судах первой и кассационной инстанций в современном уголовном процессе России.

40. Современные проблемы реализации процессуального статуса обвиняемого и обеспечения его права на защиту.

41. Обвинительная деятельность прокурора при окончании предварительного расследования.

42. Современные проблемы защиты прав личности при производстве о применении принудительных мер медицинского характера.

43. Проблемы заявления и разрешения гражданского иска по уголовному делу. Соотношение процессуальных статусов гражданского истца, гражданского ответчика и других участников процесса.

44. Защита публичных и частных интересов при наложении ареста, осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений.

45. Правовая сущность и процедурное содержание общих условий судебного разбирательства.

46. Соотношение частных и публичных начал в адвокатской деятельности по уголовному делу.

47. Создание условий судебного разбирательства при окончании предварительного расследования.

48. Апелляция, кассация и надзор в современных моделях правосудия.

49. Проблемы реабилитации в уголовном процессе.

50. Срок содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей: международные стандарты и российская практика.

51. Соотношение частей в обычном и особом порядке судебного разбирательства.

52. Проблемы допустимости доказательств в уголовном процессе.

53. Институт привлечения в качестве обвиняемого: проблемы развития законодательства и практики.

54. Устные выступления сторон в суде как форма осуществления уголовно-процессуальной деятельности.

55. Современные проблемы применения залога и подписки о невыезде.

56. Освидетельствование в уголовном процессе: проблемы развития законодательства и практики.

57. Проблемы «заочного правосудия» в современной юридической практике.

58. Развитие системы мер пересечения в уголовном процессе России.

59. Проблемы предъявления для опознания в досудебном и в судебном производстве.

60. Предварительное слушание: проблемы законодательства и практики.

61. Проблемы «свидетельского иммунитета» в современной юридической практике.

62. Реализация назначения и принципов уголовного судопроизводства при прекращении уголовного дела и уголовного преследования в стадии предварительного расследования.

63. Проблемы законности, обоснованности, мотивированности уголовно-процессуальных решений.

64. Материально-правовые и процессуальные аспекты в определении предмета доказывания по уголовному делу.

65. Принцип разумного срока уголовного судопроизводства в досудебных и судебных стадиях процесса.

66. Проблемы процедуры формирования вопросного листа в суде присяжных.

67. Проблемы определения понятия доказательства в уголовном процессе России.

68. Задержание подозреваемого: международные стандарты и российская практика.

69. Справедливость в уголовном судопроизводстве: материально-правовые и процессуальные аспекты.

70. Правовые формы адвокатской деятельности в уголовном процессе.

71. Проблемы правового регулирования и организации международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

72. Проблемы доказательственной деятельности в проверочных судебных стадиях.

73. Проблемы разграничения видов доказательств.

74. Институты частного и частно-публичного обвинения в уголовном процессе России.

75. Реализация принципа состязательности в предварительном слушании по уголовному делу.

76. Современные проблемы применения домашнего ареста и личного поручительства.

77. Понятие « субъект доказывания» в теории доказательств.

78. Особый порядок принятия судебного решения: проблемы реализации положений глав 40 и 41-й УПК РФ.

79. Проблемы собирания и использования вещественных доказательств в современных условиях.

80. Общие условия предварительного расследования.

81. Соотношение вердикта коллегии присяжных и приговора, постановленного по делу, рассмотренному с участием присяжных заседателей.

82. Современные проблемы законодательного определения и практики собирания доказательств в уголовном процессе России.

83. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: предмет доказывания, круг участников, меры принуждения, итоговые решения.

84. Нарушение уголовно-процессуального закона как основание отмены приговора в апелляционном, кассационном и надзорном производстве.

1.3. Основная литература к государственному экзамену

1. Уголовно-процессуальное право. Актуальные проблемы теории и практики: учебник для магистров/ под ред. В.А.Лазаревой, А.А.Тарасова. М.: Издательство Юрайт, 2012, 2013.

2. Немытина М.В. Право Россия как интеграционное пространство. Саратов: Научная книга. 2008

3. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционная обязанность. М: Норма. 2007.

4. Общая теория прав человека / отв.ред. Е.А. Лукашова. М.: Проспект, 2003.

5. Петрухин И.Л. Судебная власть: контроль за расследованием преступлений. М: Проспект. 2008.

6. Петрухин И.Л. Теоретические основы реформы уголовного процесса в России. Ч.1. М.: Проспект. 2004., Ч.2. М.: Проспект, 2005.

7. Судебная власть/ Под ред. И.Л.Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003.

8. Уголовно-процессуальное право РФ/ Отв. ред. П.А. Лупинская.- М.:Юристъ, 2010.

9. Уголовный процесс: учебник для вузов; под ред. В.П. Божьева. - М.: Высшее образование, 2010 .

10. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ.ред. В.М.Лебедева; науч. ред. В.П.Божьев 9-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014.

11. Лазарева, В.А. Право на судебную защиту и проблемы его реализации в досудебном производстве по уголовному делу.-М.:Юрлитинформ, 2010.

12. Лазарева В.А. Прокурор в уголовном процессе. Рекомендовано УМО. 2-е изд. -М.:Юрайт,2012.

13. Лазарева, В.А. Доказывание в уголовном процессе. Рекомендовано УМО. 4-е изд. /В.А.Лазарева.-М.:Юрайт, Высшая школа,2014.

14. Лазарева В.А., Иванов В.В., Утарбаев А.К. Защита прав личности в уголовном процессе России: учебное пособие для магистров. М.: Издательство Юрайт, 2011.

15. Победкин А.В. Уголовный процесс: состояние вне права: монография. М.: Юрлитинформ, 2013.

16. Шейфер, С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам:.проблемы теории и правового регулирования./С.А.Шейфер.- М.:Норма, 2008.

17. Шейфер, С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение./С.А.Шейфер.- Самара: изд-во «Самарский университет», 2004.

18. Михайловская И.Б. Цели, функции и принципы российского уголовного судопроизводства. /И.Б.Михайловская.-М.:Проспект,2003.

19. Васильева Е.Г. Уголовный процесс: догматико-аксиологическое исследование: монография. М.: Юрлитинформ, 2013.

РАЗДЕЛ II. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
МАГИСТРА (МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)

2.1. Общие требования к выпускной квалификационной работе магистра

Выпускная квалификационная работа магистра (далее также «ВКРМ» или «магистерская диссертация» или «диссертация» или «магистерский проект» или «проект») представляет собой самостоятельную и логически завершенную исследовательскую работу, связанную с решением задач того вида деятельности, к которой готовится магистрант (научно-исследовательской, научно-педагогической, правозащитной или правоприменительной, организаторской и др.).

Магистерская диссертация является научным исследованием теоретического или прикладного характера, направленным на получение и применение новых знаний. Логическая завершенность ВКРМ подразумевает целостность и внутреннее единство работы, взаимосвязанность цели, задач, методологии, структуры, полноты, результатов исследования. Самостоятельность ВКРМ предполагает ее оригинальность, принципиальную новизну излагаемых сведений, положений и выводов или концептуально новое обобщение ранее известных сведений и положений. Любые формы заимствования ранее полученных научных результатов или концептуально новое обобщение ранее полученных научных результатов без ссылки на автора и источник заимствования, а также цитирование без ссылки на соответствующее научное исследование не допускаются.

От выпускной квалификационной работы бакалавра, призванной продемонстрировать владение теоретическими основами, способность к пониманию, анализу и синтезу научной информации, критическому использованию методов ее обработки, ВКРМ отличает фундаментальность, глубина теоретической разработки проблемы, самостоятельная ее постановка, опора на углубленные специализированные знания и свободный выбор теорий и методов в решении задач исследования.

В отличие от диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, в которой содержится решение задачи либо изложены научно обоснованные разработки, имеющие существенное значение для соответствующей отрасли знания или сферы жизни общества, ВКРМ отражает, прежде всего, уровень профессиональной подготовки выпускника магистратуры. Степень магистра является академической, а не ученой степенью, поэтому профессиональный уровень (демонстрируемые компетенции) и тип выпускной квалификационной работы магистра должны соответствовать ООП подготовки магистра.

В процессе выполнения ВКРМ магистрант должен продемонстрировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить и решать профессиональные задачи, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения, опираясь на сформированные компетенции. Такая цель выполнения ВКРМ подразумевает, что в ходе работы над ней и ее публичной защиты решаются следующие образовательные задачи, определенные требованиями ФГОС ВПО к результатам освоения ООП магистра:

- происходит углубление, систематизация и интеграция теоретических навыков и практических знаний по направлению магистерской подготовки и специализации ООП;

- развивается умение практически оценивать и обобщать теоретические положения, использовать современные методы и подходы при решении проблем в исследуемой области;

- формируются навыки планирования и проведения научного исследования, обработки научной информации, анализа, интерпретации и аргументации результатов проведенного исследования;

- развивается умение применять полученные знания при решении прикладных задач по направлению подготовки, разрабатывать научно обоснованные рекомендации и предложения;

- закрепляются навыки презентации, публичной дискуссии и защиты полученных научных результатов, разработанных предложений и рекомендаций.

В зависимости от направления магистерской подготовки и характера поставленных задач ВКРМ может относиться к одному из типов исследования и сочетать черты различных типов: теоретического (методологического), эмпирического, прикладного (проектного). По специальности 030500.68 Юриспруденция выпускная квалификационная работа магистра выполняется в форме магистерской диссертации.

Введение

Во введении отражается обоснование выбора темы исследования, в том числе ее актуальности, научной новизны и/или практической значимости. Раскрывается суть проблемной ситуации, аргументируется необходимость оперативного решения поставленной проблемы для соответствующей отрасли науки и практики. Определяется степень разработанности темы (с обязательным указанием концептуальности, теоретико-методологических оснований существующих подходов, пробелов в изучении проблемы). В зависимости от направления и специализации магистерской подготовки, типа диссертации, особенностей поставленных в работе задач характеристика степени разработанности темы, обзор и анализ научной литературы могут представлять собой отдельную часть введения либо отдельную главу диссертации. В работах историографического характера они могут быть самостоятельным предметом исследования.

Научная новизна подразумевает новый научный результат, новое решение поставленной научной проблемы, ожидаемое по завершении исследования. Новизна может выражаться в новом объекте или предмете исследования (он рассматривается впервые), вовлечения в научный оборот нового материала, в иной постановке известных проблем и задач, в новом методе решения или новом применении известного решения или метода, в новых результатах эмпирических и социологических исследований и т.п. Практическая значимость исследования, в том числе и теоретического, определяется возможностями прикладного использования его результатов (с указанием области применения и оценки эффективности).

Во введении должны быть определены объект и предмет исследования. Объектом исследования является та часть реальности (процесс, явление, знание, порождающее проблемную ситуацию), которая изучается исследователем. Предмет исследования находится в рамках объекта, это те его стороны и свойства, которые непосредственно рассматриваются в данном исследовании. Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему.

Во введении формулируются цель и задачи исследования. Целью исследования является решение поставленной научной проблемы, получение нового знания о предмете и объекте. Не рекомендуется формулировать цель как «исследование…», «изучение…», подменяя саму цель процессом ее достижения. Наряду с целью может быть сформулирована рабочая гипотеза (рабочие гипотезы), предположение о возможном результате исследования, которое предстоит подтвердить или опровергнуть. Задачи исследования определяются поставленной целью (гипотезой или гипотезами) и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути и средства) решения проблемы.

Во введении приводятся теоретико-методологические основания и методы исследования. Обосновывается выбор той или иной концепции, теории, принципов, подходов, которыми руководствуется магистрант. Описывается терминологический аппарат исследования. Определяются и характеризуются конкретные методы решения поставленных задач, методика и техника проведения эксперимента, обработки результатов и т.п. В зависимости от типов исследования (методологическое, эмпирическое) указанные аспекты раскрываются в отдельной главе (главах) диссертации, либо выступают самостоятельным предметом изучения.

Введение содержит обзор и анализ источников. Под источниками научного исследования понимается вся совокупность непосредственно используемых в работе материалов, несущих информацию о предмете исследования. К ним могут относиться опубликованные и неопубликованные (архивные) материалы, которые содержатся в официальных документах, проектах, научной и иной литературе, справочно-информационных, библиографических, статистических изданиях, диссертациях, текстах, рукописях, отчетах о научно-иссле-довательской работе и экспериментальных исследованиях и т.п. Особая разновидность источников – электронные банки и базы данных, информационно-поисковые системы в Интернете[1].

В работе дается классификация и краткая характеристика каждого вида источников, указывается их доступность, освоенность и репрезентативность (для результатов эмпирических и социологических исследований), обосновывается выбор методов работы с каждым видом источников.

Во введении указываются рамки (границы) исследования – допущения и ограничения, определяющие масштаб исследования в целом (по времени, пространству, исходным данным), дается обоснование предложенной структуры диссертации. Структура работы (деление на разделы, главы, наличие приложений) должна соответствовать поставленным задачам исследования.

Во введении приводится апробация результатов исследования. Указывается, на каких научных конференциях докладывались результаты исследований, включенные в выпускную магистерскую работу. При наличии публикаций, в том числе электронных, приводится их перечень с указанием объема (количества авторских листов) каждой публикации и общего их числа.

В работах прикладного типа апробация полученных результатов обязательна и должна быть подтверждена документально.

Заключение

В заключении магистерской диссертации формулируются:

· конкретные выводы по результатам исследования в соответствии с поставленными задачами, представляющие собой решение этих задач;

· основной научный результат, полученный автором в соответствии с целью исследования (решение поставленной научной проблемы, получение/применение нового знания о предмете и объекте), подтверждение или опровержение рабочей гипотезы;

· возможные пути и перспективы продолжения работы.

Приложения

Все материалы магистерской диссертации справочного и вспомогательного характера (не вошедшие в основной текст текстовые документы, таблицы, диаграммы, графики, образцы анкет и тестов, разработанные или заимствованные из указанного в диссертации источника и т.п.) выносятся в приложения. Не допускается перемещение в приложения авторского текста с целью сокращения объема диссертации. Анализ данных, помещаемых в приложения, должен содержатся тексте основной части диссертации, где рекомендуется делать ссылки на соответствующие приложения.

Библиографический список

Библиографический список (список источников и литературы) должен включать все процитированные и упомянутые в тексте работы источники, научную литературу и справочные издания.

Содержание магистерской диссертации

Содержание введения, основной части и заключения магистерской диссертации должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Содержание работы отражает исходные предпосылки научного исследования, весь его ход и полученные результаты. Выпускная магистерская квалификационная работа не может быть компилятивной и описательной. Содержание магистерской диссертации характеризуется обязательным наличием дискуссионного (полемического) материала. Содержание работы должно удовлетворять современному состоянию научного знания и квалификационным требованиям, предъявляемым к подготовке магистра.

Оформление магистерской диссертации

Материалы ВКРМ располагаются в ней в следующем порядке:

- титульный лист (образец оформления дан в приложении 1).

- оглавление (см. с.9),

- введение,

- главы дипломной работы,

- заключение,

- приложения: таблицы, схемы, фотоснимки и др.,

- список использованной литературы (см. приложение 3).

Библиографические ссылки на литературу, список использованной литературы должны быть оформлены в соответствии с требованиями ГОСТа, действующего на момент представления работы на кафедру. Рекомендуется уже в черновом варианте работы ссылки на литературные источники (в том числе и в списке использованной литературы) оформлять в точном соответствии с этими требованиями. Тогда при подготовке чистового варианта ВКРМ не потребуются повторные затраты времени на поиски упущенных данных, на «расшифровку» исправление произвольных сокращений и т.п.

Оформление ссылок на литературные источники в тексте ВКРМ

После цитаты (в кавычках) либо пересказа мысли автора (без кавычек) ставится знак сноски: 1,2,3 и т.д., поднятый выше линии строки (в компьютерном редакторе Word в этих целях используется последовательное нажатие клавиш «Ссылки» и «Вставить сноску» на панели инструментов). «Ручная» расстановка сносок при компьютерном наборе ВКРМ не рекомендуется.

Например:

И.Л. Петрухин отмечал, что в ходе реформы «уголовно-процессуальное законодательство подвергается «чистке» на предмет устранения гипертрофированного публичного интереса». После этой фразы путем нажатия клавиши «Вставить сноску» над линией строки ставится знак сноски (арабская цифра). В конце этой страницы под чертой автоматически выставляется тот же знак сноски, тоже поднятый над линией строки, затем ручным набором вводятся данные о литературном источнике цитаты: Петрухин, И.Л. Теоретические основы реформы уголовного процесса в России. Часть I/ И.Л. Петрухин. – М.: ТК Велби, 2004. С.144.

Нумерацию подстрочных сносок рекомендуется не начинать заново на каждой странице, а делать единой для данной главы (введения, заключения). Категорически не рекомендуется использовать концевые сноски ни для отдельных разделов работы, ни тем более для работы в целом.

Примеры оформления различных видов ссылок даны в приложении 3. В отношении каждого литературного источника указываются:

- фамилия автора,

- его инициалы,

- название работы (как оно приведено на титульном листе, а не на обложке), без кавычек,

- место издания,

- издательство,

- год издания,

- страницы, на которых напечатано приводимое положение.

При ссылке на научную статью, опубликованную в журнале, указывается ее название, название журнала, год выпуска, его номер, страницы. Если статья помещена в сборнике, указывается ее название, название (титульное) сборника, место издания, год и страницы, на которых помещена цитата.

Место издания пишется сокращенно лишь в четырех случаях: для Москвы - М., для Ленинграда - Л., для Санкт-Петербурга - СПб, для Ростова-на-Дону - Ростов н/Д. В последние годы в библиографических справочниках появилось частично сокращенное название города Нижний Новгород – Н.Новгород, которое также можно считать допустимым, если оно использовано в самом литературном источнике. Во всех остальных случаях указывает­ся полное название города.

Если в тексте ВКРМ приведен пересказ мысли другого автора либо содержание нормативного акта (без кавычек), то в подстрочной ссылке после цифрового знака сноски ставится сокращение: См.: (означает: смотри), а далее, как обычно, приводятся необходимые библиографические данные.

Ссылки на статьи Конституции РФ, конституции республик в составе РФ, Основ законодательства и кодексов делаются непосредственно в тексте работы, а не в подстрочных сносках.

При использовании других нормативных актов необходимо в тексте дипломной работы привести их точное наименование, дату принятия, а в подстрочной сноске указать либо печатный источник, в котором они опубликованы, либо официальный Интернет-ресурс.

Если использована только одна работа данного автора, то при повторной ссылке на нее в сноске название работы и другие сведения заменяются словами «Указ.соч.», «Указ.статья» либо «Цит.соч.», что означает: указанное сочинение либо цитированное сочинение. Если же ссылаются на несколько произведений одного и того же автора, то при повторных ссылках на каждое произведение необходимо указать фамилии автора, инициалы, название произведения (допустимо использование сокращенного варианта названия: например «Следственные действия» вместо «Следственные действия. Система и процессуальная форма») и страницу. Все остальные сведения в этом случае опускаются. Если на одной странице дипломной работы имеет место несколь­ко ссылок на одно и то же произведение, то при повторной ссылке указывается: «Там же».

Приводя примеры из местной судебной практики, необходимо в подстрочной сноске указать, в архиве какого суда находится данное уголовное дело или в архиве какого правоохранительного органа находится данный официальный материал, каким номером и за какой год этот материал индивидуализируется.

Оформление списка использованной литературы

В этот список может быть включена лишь та литература, на которую сделаны ссылки в тексте дипломной работы. Данные об использованной литературе излагаются в списке так же, как в подстрочных сносках, но с некоторыми уточнениями: в отношении каждой работы указывается не страница, с которой заимствовано определенное положение, а общее количество страниц в работе; если работа издана отдельной книгой, указывается общее количество страниц в книге; если работа помещена в собрании сочинений, в сборнике статей либо в журнале, - указываются (через тире) номера страниц, которыми начинается и оканчивается там данная работа (глава, параграф).

С учетом этого настоятельно рекомендуется не откладывать составление списка использованной литературы на момент завершения дипломной работы. Его надо вести параллельно с изучением литературы: каждая работа, сразу же после ее изучения, должна вноситься в черновик списка с указанием всех необходимых данных. Иначе неизбежны излишние затраты времени на повторное обращение к работам, с которыми студент ознакомился ранее.

Составленный по мере изучения литературы список должен быть ко времени завершения дипломной работы систематизирован. Целесообразно выделить в нем два раздела:

1. Нормативно-правовые источники.

2. Специальная литература.

В разделе «Нормативно-правовые источники» материалы излагаются в такой последовательности: нормативные акты; постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленумов Верховных Судов; сборники постановлений и определений Верховных Судов по конкретным делам; Бюллетени Верховных Судов. Внутри каждого из этих видов литературы материалы располагаются в хронологическом порядке.

В разделе «Специальная литература» работы располагаются по алфавиту фамилий авторов; работы одного автора - в хронологическом порядке. Коллективные монографии и учебники, на

Наши рекомендации