Понятие и виды правонарушений.

Правонарушение - противоправное, виновное деяние лица, причиняющее вред др. лицам или обществу в целом и влекущее установление мер государственного принуждения.

Виды правонарушений в зависимости от степени общественной опасности:

1.Преступление - правонарушение, представляющее особую опасность для общества, запрещающее уголовным законодательством и влекущее применение мер уголовного наказания.

2. Проступки - менее общественно опасные деяния.

11. Понятие и виды юридической ответственности.

Юридическая ответственность - обязанность лица, совершившего правонарушение, претерпевать неблагоприятные последствия (лишения).

Виды юридической ответственности:

1. Уголовная - применяется судом за преступления в виде уголовного наказания.

2. Административная - применяется различными административными органами за административные правонарушения.

3. Гражданская- ответственность гражданина или организации, наступившая за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них гражданских прав, обязанностей, налагаемые судовыми организациями.

4.Дисциплинарная - за дисциплинарные проступки. В рамках служебной деятельности, которая налагается начальником, в подчинении которого находится правонарушитель.

12. Систематизация законодательства.

Систематизация законодательства – деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

В настоящее время используются три основные формы систематизации законодательства:

1. Кодификация – это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного НПА, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений (кодексы, уставы, положения).

2. Инкорпорация – объединение в сборники или собрания действующих НПА в определённом порядке без изменения содержания (мин.юст производит).

3. Консолидация – форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких НПА, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный НПА без изменения содержания.

Классификация основных прав человека.

Система основных прав отображает международную практику. Все права делятся на личные, политические, социально-экономические.

Личные (гражданские) права и свободы.

Это права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью (право на жизнь, неприкосновенность жилища, неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и др.)

Политические права и свободы.

Политические права и свободы граждан – это:

- право на митинги, демонстрации, шествия, пикетирования;

- право на свободу объединений в создании и участии в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях;

- право на участие в управлении делами государства может выражаться в различных формах: непосредственно или через представителей;

- право разного доступа к любым должностям и др.

Экономические права и свободы.

Экономические права и свободы в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения товаров и услуг. В частности, государство гарантирует каждому право собственности, право ее наследования, создает гарантии возврата вкладов. Принудительное изъятие собственности допускается лишь по мотивам общественной необходимости в порядке и на условиях, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества.

Социальные права.

Социальные права граждан включают:

- право на труд;

- право на отдых;

- право на благоприятную окружающую среду;

- право на социальное обеспечение;

- право на жилище;

- право на образование.

Культурные права и свободы.

Культурные права и свободы связаны со свободой доступа к материальным духовным ценностям, созданным человеческим обществом, включают:

- свободу литературного, художественного, технического и других видов творчества и преподавания;

- право на участие в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

- право на охрану интеллектуальной собственности.

Сущность Конституции

Понимание сущности Конституции в правоведческой литературе неоднозначно, поскольку одни авторы трактуют Конституцию как общественный договор, другие - как воплощение идеи божественной справедливости, третьи считают, что сущность Конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, традиций народа, четвертые придерживаются марксистско-ленинской трактовки, согласно которой Конституция выражает волю не всего народа, а только господствующего класса.

Конституции бывают писаные и неписаные. Первые имеют конкретную юридическую форму, структуру, название, приняты в определенной последовательности, имеют особый порядок изменения и дополнения. Вторые, неписаные, представляют собой совокупность документов, регулирующих наиболее важные отношения. В Республике Беларусь конституция писаная.

Конституция устанавливает особый объект регулирования. Конституция принимается особым субъектом. Конституция выполняет юридическую (высший закон государства), политическую (определяет государственный строй), экономическую (закрепляет формы собственности), социальную (провозглашает государство социальным), духовно-идеологическую функции.

История конституционного развития Республики Беларусь выглядит следующим образом:

1918 г. - принятие Временной конституции Белорусской Народной Республики

1919г. - утверждена постоянная Конституция

1927 г. — в связи с образованием СССР в 1922 г. и вхождением Беларуси в его состав принята новая Конституция БССР

1937 г. - новая конституция соответствует союзной Конституции 1936 г.

1978 г. - впервые закреплены: норма о суверенитете, равенство всех перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования языка, отношения к религии; некоторые права человека (на жилище, охрану здоровья); норма о том, что Конституцию принимает народ; положение, дающее право гражданам решать наиболее важные вопросы на референдуме.

1994 г. - действующая Конституция с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме 1996 г.

Наши рекомендации