Тема 1: Профессиональное юридическое общение, его виды и формы.
1. Коммуникативная сторона общения
2. Перцептивная сторона общения
3. Психологические особенности формирования первого впечатления
4. Понятие аттракции. Условия формирования аттракции
5. Роль имиджа в процессе общения
6. Интерактивная сторона общения
Дополнительная литература:
1. Бекоева, Д.Д. Практическая психология: учеб. пособие для вузов / Д.Д.Бекоева. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
2. Глуханюк, Н.С.Общая психология: учеб. пособие для вузов / Н.С.Глуханюк, А.А. Печеркина, С.Л.Семенова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
3. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд./ А.А.Леонтьев. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
Тема 2: Невербальное особенности в процессе юридического общения.
1. Жесты. Виды поз. Мимика
2. Классификация пространственной территории человека
3. Проксемическое поведение
4. Визуальный контакт как компонент невербального общения
Дополнительная литература:
1.Косолапова Н.В. Юридическая психология : конспект лекций / Н.В.Косолапова, А.И. Иванова. – М.: Юрайт, 2008. – 144 с.
2. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд./ А.А.Леонтьев. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
3. Экман, П.Узнай лжеца по выражению лица / П. Экман, У. Фризен. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – 272 с.
Тема 3: Судебная речь.
1. Судебная речь как разновидность публичного выступления.
2. Подготовка к выступлению.
3. Управление вниманием аудитории
4. Факторы, влияющие на выступление
5. Техника и тактика аргументирования.
6. Культура речи. Этика судебных прений
Дополнительная литература:
1.Косолапова Н.В. Юридическая психология : конспект лекций / Н.В.Косолапова, А.И. Иванова. – М.: Юрайт, 2008. – 144 с.
2.Штеймец А.Э. Общая психология : учеб. пособие для вузов / А.Э.Штейнмец. – 2-е изд., перераб. - : Академия, 2010. – 288 с. – (Высшее профессиональное образование)
3.Панасюк, А.Ю. Судебная психология: избранные лекции/А.Ю. Панасюк. - М.: НОРМА, 2007. – 160 с.
Тема 4: Конфликт в профессиональной деятельности юриста.
1. Понятие и уровни конфликта
2. Структура, стадии развития конфликта
3. Типы поведения людей в конфликте
4. Стратегии поведения юриста в конфликтной ситуации
5. Значение спора в общении
6. Тактики и техники ведения спора в юридической практике
Дополнительная литература:
1. Карнеги, Д. Язык убеждения/ Д.Карнеги. – М.: Из-во Эксмо, 2009. – 288 с.
2. Косолапова Н.В. Юридическая психология : конспект лекций / Н.В.Косолапова, А.И. Иванова. – М.: Юрайт, 2008. – 144 с.
3. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд./ А.А.Леонтьев. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
4.Малкина, Т.М. Конфликтология: учеб-метод.пособие для вузов/ Т.М. Малкина. – М.:ПРОСПЕКТ, 2009. – 72 с.
Тема 5:Деловая беседа
1. Техника и приемы ведения деловой беседы в юридической практике
2. Выслушивание партнера
3. Замечания собеседника. Виды замечаний.
4. Нейролингвистическое программирование и деловое общение
5. Создание подсознательного доверия
6. Техники программирования
Дополнительная литература:
1. Линден, А. Настольная книга психотехнолога / Анне линден, Катрин Перуц. – СПб,: Прайм –ЕВРОЗНАК; М.: Полиграфиздат, 2010.- 384 с.
2. Глуханюк, Н.С.Общая психология: учеб. пособие для вузов / Н.С.Глуханюк, А.А. Печеркина, С.Л.Семенова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
3.Косолапова Н.В. Юридическая психология : конспект лекций / Н.В.Косолапова, А.И. Иванова. – М.: Юрайт, 2008. – 144 с.
4. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд./ А.А.Леонтьев. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
Примерные вопросы к экзамену
1.Виды, функции и структура общения;
2. Формы и виды общения;
3.Средства общения;
4. Стили общения;
5. Стороны общения;
6. Психологические особенности формирования первого впечатления;
7. Понятие аттракции. Условия формирования аттракции.
8. Фасцинация и её использование в общении.
9. Имидж в процессе общения;
10.Трансакции в общении.
11.Кинестетические особенности невербального общения;
12.Проксемика в юридическом общении;
13.Психологические и паралингвистические особенности невербального общения;
14.Продуктивное слушание.
15.Психологические приемы влияния на партнеров.
16.Нейролингвистического программирования и деловое общение;
17.Типы поведения людей в конфликте;
18.Конфликт в юридической деятельности, пути решения, профилактика;
19.Стратегии поведения юриста в конфликтной ситуации;
20.Стресс и стрессовые ситуации в юридической деятельности;
21.Общение и проблемы профессиональной деформации работника правоохранительной деятельности;
22.Синдром эмоционального «выгорания», его профилактика;
23.Коммуникативная деятельность следователя;
24.Психология общения в условиях предварительного расследования;
25.Психологические приемы ведения допроса;
26.Судебная речь как разновидность публичного выступления;
27. Речь прокурора в суде;
28.Речь адвоката-защитника в суде;
29.Подготовка к публичному выступлению;
30.Управление вниманием аудитории;
31.Структура судебной речи;
32.Психология предъявления доказательств;
33.Психологические и ораторские способности в юридической деятельности;
34.Вопросы собеседников и их психологическая сущность;
35.Гендерные особенности восприятия и их учет в процессе общения;
36.Возрастные особенности восприятия и их учет в процессе общения;
37.Речь в эфире как средство общения;
38.Интернет как средство общения;
39.Судебный допрос, его виды и психологические особенности;
40.Ложь в процессе общения. Приемы её изобличения;
41.Вопросы собеседников, их психологическая сущность. Требования, предъявляемые к вопросам в юридической практике;
42.Приемы убеждения в споре;
43.Позволительные и непозволительные приемы в споре;
44.Поведение участников спора;
45.Психологические особенности предъявления доказательств в суде;
46.Психология убеждения в споре;
47.Техника и тактика аргументирования;
48.Формирование переговорного процесса;
49.Стили ведения переговоров;
50.Коммуникативные способности юриста;
51.Межличностная совместимость и её влияние на взаимодействие в процессе общения;
52.Замечания собеседника, Классификация замечаний;
53. Критика в общении. Её виды;
54.Интерактивная сторона общения;
55.Перцептивная сторона общения;
56.Коммуникативная сторона общения;
57.Психология общения участников группы в условиях раскрытия и расследования преступления;
58.Психологические и паралингвистические особенности невербального общения.