Общий, совместный, коллективный труд
Эти формы организации труда создают благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.п.
Их объединяет общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.
Общий труд – предполагает, что при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. (дети наводят в группе порядок, распределив обязанности).
Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других, цель при этом – общая.
Коллективный труд – позволяет детям в большей степени самостоятельность и способствует формированию умения договариваться.
Методы и приемы руководства трудовой деятельностью
Методы и приемы | Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Показ и объяснение | Имеет большое значение, т.к. дети не имеют знаний, не владеют умениями и навыками. Показ должен быть медленным, многократ-ным, с четким выделением всех моментов. Он может быть индивидуальным или для группы детей. | Используется реже, в основном при введении нового трудового действия, нового оборудования, вида труда, новенькому ребенку. Вводится показ детей. Объяснение может быть без прямого показа, в виде инструкции, может быть частичным, поэтапным. Вводятся косвенные напоминания. |
Упражнения | Это многократно повторяю-щиеся действия, способст-вуют выработке прочного навыка и должны быть систематическими. | Через упражнения дети научаются делать что-либо аккуратно, быстрее |
Положительный пример | Дети порождают воспитателям, родителям, старшим детям. Они для них образец. | |
Обсуждение про-цесса и результа-та труда | Это делает сам воспитатель, вовлекая детей в диалог, через повторение инструкции | В конце труда полезно обсудить качество выполненной работы. |
Контроль | Открытый контроль необхо-дим систематически, особен-но на первых стадиях обу-чения трудовым действиям. | Используется как открытый, так и скрытый контроль. Необходимо учить детей самоконтролю. |
Оценка | Используется положительная оценка в виде одобрения, похвалы, поощрения. Пока-зать, за что хвалим. Реко-мендуется оценка авансом. | Используются все виды оценок: положительная, отрицательная, в виде замечания, порицания, осуж-дения. Оценивается качество, лов-кость, быстрота, самостоятельность, проявление творчества. Использует-ся оценка товарищей и самооценка. |
Использование иллюстраций, картинок, фото, схем | При рассматривании уточняя-ется последовательность действий, оценивается их правильность, | Предложить разложить картинки по порядку, находить ошибки в картинках |
Игры и игровые приемы | Занимают большое место, способствуют получению знаний, закреплению навы-ков.Используются дид. игры, внесение игрушек. | Широко используются игровые соревнования, конкурсы. |
Использование худ. произведений | Потешки, прибаутки, песенки, стихи, сказки, короткие рассказы | Пословицы, поговорки, рассказы, сказки, загадки |
Опыты | Элементарные по показу свойств и качеств материала | |
Индивидуальный подход | К каждому ребенку | По мере необходимости, когда требуется помощь в овладении новым орудием труда |
Вопросы для анализа трудовой деятельности
I.
- Дайте анализ соответствия поставленных воспитателем задач трудовой деятельности требованиям программы, а также содержанию работы и возрасту участников.
- Охарактеризуйте участие воспитателя и детей по подготовке оборудования и организации рабочего места для проведения трудового процесса, насколько это соответствует возрастным особенностям участников.
- Какова форма организации детей (для коллективной работы форма объединения). Ее целесообразность, соответствие уровню развития трудовой деятельности детей данной группы.
- Охарактеризуйте роль воспитателя на 1 этапе организации трудовой деятельности (до начала работы):
а) насколько значима для детей поставленная цель работы, мотивирована ли она? Оказала ли воздействие на чувство детей?
б) характер объяснения воспитателем задания детям, распределение работы между участниками;
в) планирование работы.
П. Охарактеризуйте:
- Приемы руководства воспитателем трудовой деятельностью детей (показ с объяснениями, напоминание, контроль, поощрения, вопросы к детям), помощь товарищей. Насколько эффективны эти приемы с точки зрения решения задач, спланированных воспитателем.
- Какие нравственно-волевые качества проявляются у дошкольников в процессе работы и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним.
- Оцените трудовые навыки детей с точки зрения их рациональности, последовательности действий, как педагог совершенствует трудовые навыки?
III. Оценка детской деятельности
а) Соответствует ли результат трудовой деятельности поставленным целям?
б) Насколько самостоятельны дети в оценке работы своих товарищей.
в) К каким дружеским проявлениям побуждает детей педагог при оценке работ товарищей, какими приемами
г) Побуждает ли педагог находить причины неудач, ошибок.
Производственная практика
1. Текст задания
Планирование трудовых поручений и работы дежурных. Организация трудовых поручений и работы дежурных в первую половину дня.
Рекомендации к выполнению:
Поручения можно планировать в любой временной отрезок в течение дня. Они могут быть индивидуальные или подгрупповые для 2-3 детей.
В записи должно указываться: что, с кем, с какой целью.
Например: Поручить Жене, Тане и Сереже навести порядок в игровом уголке. Учить распределять обязанности и укладываться в отведенное время.
или Поручить Саше понаблюдать, как дежурные накрывают на стол и дать оценку их дежурству. Закрепить его знания о сервировке стола.
Дежурства организуются по столовой, по подготовке к занятиям, в уголке природы. Запись может выглядеть как у поручения, только начинается со слов: «Организовать работу…»
Например: Организовать работу Жени и Тани по сервировке стола к завтраку. Закрепить их знания о сервировке стола.
Организуйте работу с детьми в виде поручений и дежурств в первую половину дня.
Выполните анализ собственной деятельности.
2. Текст задания
Разработка плана организации коллективного труда с группой детей. Самостоятельное проведение коллективного труда с детьми дошкольного возраста.
Рекомендации к выполнению:
Коллективный труд планируется и проводится во вторую половину дня. При планировании трудовой деятельности следует писать следующие задачи:
1. Формирование положительного отношения к труду.
2. Воспитание желания трудиться.
3. Воспитание волевых и личностных качеств (воли, усидчивости, умение доводить дело до конца, взаимовыручка, выдержка, самоконтроль и др.).
4. Формирование трудовых навыков (умение пользоваться орудиями труда).
5. Учить планировать свою трудовую деятельность (последовательность, подбор оборудования, уборка за собой рабочего места и др.).
В плане необходимо указать и прописать следующие компоненты:
- форма организации труда,
- воспитательные и образовательные задачи,
- содержание труда,
- методические приемы руководства трудом детей,
- анализ и оценка деятельности и ее результатов.
При организации труда дошкольников необходимо:
· Учитывать особую значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств личности.
· Формировать у детей устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду, желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым.
· Уделять внимание воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений.
· Воспитывать у детей бережное отношение к результатам труда.
· Приучать экономно расходовать материалы.
· Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать интересы и склонности детей, развивать их творческую активность.
· Необходимо знать, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями. Постоянная недостаточная нагрузка ведет к приучению ребенка трудиться без напряжения, искажает его представления о труде.
· Надо учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка.
· Формировать у детей трудовые умения и навыки.
· Обеспечивать детям четкий и грамотный показ приемов работы.
· Чаще практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и взрослых.
· Особое внимание важно уделять воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к разным видам труда.
· Необходимо чаще подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы труда.
· Планируя воспитательную работу, важно знать, что в утренние часы во время приема детей необходимо включать их в общий ритм жизни детского сада, создавать жизнерадостное, бодрое настроение, поэтому это время благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями.
· Важно, чтобы труд детей во второй половине дня был содержательным и включал различные виды ручного труда, хозяйственного и труда в природе, совместного и индивидуального. Это удобное время для работы с родителями.