МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Задания на учебную и производственную практику

для студентов 2 курса, отделения заочного обучения

Специальность 050144 Дошкольное образование

МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Учебная практика

1. Изучение и анализ планирующей документации воспитателя по организации игровой деятельности детей в группе детского сада.

2. Наблюдение за работой воспитателя по организации и руководству игровой деятельностью детей дошкольного возраста, ее анализ.

3. Анализ содержания предметно-развивающей среды группы для организации игровой деятельности детей.

Производственная практика

1. Планирование и проведение разных видов игр с детьми дошкольного возраста.

Обогащение игровой среды групповой комнаты.

МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Учебная практика

Наблюдение за работой воспитателя по организации трудовой деятельности детей. Выявление видов и форм труда, методов руководства деятельностью детей. Анализ деятельности воспитателя.

Производственная практика

1. Планирование трудовых поручений и работы дежурных. Организация трудовых поручений и работы дежурных в первую половину дня.

2. Разработка плана организации коллективного труда с группой детей. Самостоятельное проведение коллективного труда с детьми дошкольного возраста.

Методические рекомендации к выполнению заданий на практике

МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Учебная практика

1. Текст задания

Изучение и анализ планирующей документации воспитателя по организации игровой деятельности детей в группе детского сада.

Рекомендации к выполнению:

1. Изучите план воспитательно-образовательной работы воспитателя в вашей возрастной группе.

2. Укажите, в какие отрезки времени используется игровая деятельность. Насколько, на ваш взгляд это рационально?

3. Перечислите, какие виды игр планируются воспитателем в вашей возрастной группе. Приведите в качестве примера их тематику.

4. Определите, какие формы организации детей в игре использует воспитатель (групповая, подгрупповая, индивидуальная). Оцените их эффективность.

5. Обратите внимание на формулировку записи об игровой деятельности в плане воспитателя (конкретность, четкость, лаконичность, адресность, содержательность, целенаправленность).

6. Укажите, соответствует ли планируемая игровая деятельность возрастным возможностям детей вашей группы.

7. Отметьте, указываются ли в плане методы и приемы руководства игровой деятельностью, если да, то оцените их адекватность поставленным целям.

8. Сделайте вывод о роли, месте и значении игровой деятельности для детей вашей возрастной группы.

9. Оформите запись в дневник по практике.

2. Текст задания

Наблюдение за работой воспитателя по организации и руководству игровой деятельностью детей дошкольного возраста, ее анализ.

Рекомендации к выполнению:

1. Пронаблюдайте за работой воспитателя по организации и руководству игровой деятельностью детей в вашей группе в первую или вторую половину дня.

2. Запись наблюдения можно провести в виде таблицы:

Название игры, форма организации Время проведения Цель игры Деятельность воспитателя Деятельность детей
         
         
         

3. Проанализируйте работу воспитателя в зависимости от вида игры (с правилами, творческие).

4. Оформите анализ в дневнике по практике.

Вопросы для анализа дидактической игры

  1. Правильно ли подобрана игры для данной группы.
  2. Как осуществлялась организация детей на игру.
  3. Соблюдены ли правила знакомства с игрой, если она новая.
  4. Как достигалось выполнение правил и игровых действий в дидактической игре.
  5. Как организовывалась активность детей, учитывались ли их индивидуальные способности.
  6. Каким образом воспитатель подвел итог игре и проанализировал деятельность детей.

3. Текст задания

Анализ содержания предметно-развивающей среды группы для организации игровой деятельности детей.

Рекомендации к выполнению:

1. Рассмотрите содержание предметно-развивающей среды вашей группы.

2. Перечислите центры (уголки, зоны), способствующие организации игровой деятельности детей.

3. Укажите материалы (пособия, игрушки, предметы, игры), которые могут использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности, их размещение.

4. Оцените соответствие игрушек и игрового оборудования гигиеническим и педагогическим требованиям, их достаточность для всех детей.

5. Отследите деятельность детей в игровых уголках.

6. Укажите в выводе об использовании игрушек детьми дошкольного возраста в самостоятельной игровой деятельности.

Производственная практика

1. Текст задания

Планирование и проведение разных видов игр с детьми дошкольного возраста.

Рекомендации к выполнению:

При планировании разных видов игр необходимо придерживаться следующего алгоритма (в зависимости от вида игры):

Творческие игры

1. Название игры;

2. Задачи (воспитательные, образовательные, развивающие);

3. Материалы, оборудование;

4. Ход игры:

- сбор детей на игру – мотивация;

- распределение ролей и атрибутов;

- сюжет игры;

- игровые действия;

- содержание игры, методы и приемы руководства;

- завершение игры.

Дидактическая игра

1. Название игры;

2. Дидактическая задача;

3. Материалы;

4. Игровые действия;

5. Игровые правила;

6. Ход игры:

- сбор детей на игру;

- объяснение игровых правили и действий;

- проведение игры, методы и приемы руководства;

- завершение игры.

В таком виде игры необходимо прописать в дневнике или оформить как отдельный материал, подготовиться к их проведению. После этого прописать в дневник анализ проведения игровой деятельности в соответствии со схемами анализа, предложенными во втором задании в разделе Учебная практика.

2. Текст задания

Учебная практика

1. Текст задания

Виды труда дошкольника

По СОДЕРЖАНИЮ труд детей официально делится на четыре вида.

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя. Предназначен для жизнеобеспечения. В младшем возрасте идет обучение навыкам самообслуживания (одевание, пользование столовыми приборами, гиг. процедуры). В среднем возрасте дети уже достаточно самостоятельны в самообслуживании и оно становится постоянной обязанностью. Повышаются требования к качеству действий, поведения. Старший возраст: совершенствуются все навыки.

Хозяйственно-бытовой - имеет общественную направленность: ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Младший возраст: помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, сметание его со скамеек, украшение участка, сбор листьев, накрывание на стол. Средний возраст: дети полностью сервируют стол, готовят необходимое оборудование для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке. Старший возраст: труд обогащается по содержанию, становится систематическим, переходя в дежурство. Детей приучают пользоваться бытовыми приборами.

Труд в природе - этот труд заключается в уходе за растениями, животными, выращивание овощей, озеленение участка. Младший возраст: привлекаем внимание детей к растениям, животным, дети с помощью взрослых кормят рыбок, животных, моют и поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, подкармливают зимующих птиц. Средний дошкольный возраст: сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, поливают грядки, кормят животных. Старший возраст: ухаживают за растениями, требующими более сложного ухода, подкармливают их, высаживают рассаду, моют аквариум.

Ручной и художественный - направлен на удовлетворение эстетических потребностей: изготовление поделок из природного материала, бумаги, ткани, дерева. Младший возраст: дети помогают взрослым в создании поделок. Средний возраст: изготовляют простейшие игрушки. Старший возраст: изготавливают более сложные поделки: загадочные человечки, сказочные герои, персонажи мультфильмов из подсобного материала. Художественный труд представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и украшают группу, участок, оформляяют выставки, делают подарки родителям, друг другу и т.д.

Формы организации труда

Поручения

Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.

По форме организации поручения бывают: индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности: кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми.

Выполнение трудовых поручений вполне доступно детям 2-3 лет. Они с удовольствием откликаются на просьбы взрослого.

Важно, чтобы поручения выполняли все дети, поэтому воспитателю нужно вести учет, кому и какое поручение он давал, как ребенок реагировал на него, тщательно ли выполнял.

Поручения должны быть доступными и понятными по мотиву и способу выполнения.

Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыком, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда. Через поручения дети привыкают понимать их общественную направленность и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений. Они также учатся доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий.

Трудовые поручения в старших группах более сложны и по содержанию, и по выполнению, и по степени ответственности за результат.

Дежурства

Оно предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурство выступает как обязанность. Бывают дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям.

Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия.

Вопросы для анализа трудовой деятельности

I.

  1. Дайте анализ соответствия поставленных воспитателем задач трудовой деятельности требованиям программы, а также содержанию работы и возрасту участников.
  2. Охарактеризуйте участие воспитателя и детей по подготовке оборудования и организации рабочего места для проведения трудового процесса, насколько это соответствует возрастным особенностям участников.
  3. Какова форма организации детей (для коллективной работы форма объединения). Ее целесообразность, соответствие уровню развития трудовой деятельности детей данной группы.
  4. Охарактеризуйте роль воспитателя на 1 этапе организации трудовой деятельности (до начала работы):

а) насколько значима для детей поставленная цель работы, мотивирована ли она? Оказала ли воздействие на чувство детей?

б) характер объяснения воспитателем задания детям, распределение работы между участниками;

в) планирование работы.

П. Охарактеризуйте:

  1. Приемы руководства воспитателем трудовой деятельностью детей (показ с объяснениями, напоминание, контроль, поощрения, вопросы к детям), помощь товарищей. Насколько эффективны эти приемы с точки зрения решения задач, спланированных воспитателем.
  2. Какие нравственно-волевые качества проявляются у дошкольников в процессе работы и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним.
  3. Оцените трудовые навыки детей с точки зрения их рациональности, последовательности действий, как педагог совершенствует трудовые навыки?

III. Оценка детской деятельности

а) Соответствует ли результат трудовой деятельности поставленным целям?

б) Насколько самостоятельны дети в оценке работы своих товарищей.

в) К каким дружеским проявлениям побуждает детей педагог при оценке работ товарищей, какими приемами

г) Побуждает ли педагог находить причины неудач, ошибок.

Производственная практика

1. Текст задания

Планирование трудовых поручений и работы дежурных. Организация трудовых поручений и работы дежурных в первую половину дня.

Рекомендации к выполнению:

Поручения можно планировать в любой временной отрезок в течение дня. Они могут быть индивидуальные или подгрупповые для 2-3 детей.

В записи должно указываться: что, с кем, с какой целью.

Например: Поручить Жене, Тане и Сереже навести порядок в игровом уголке. Учить распределять обязанности и укладываться в отведенное время.

или Поручить Саше понаблюдать, как дежурные накрывают на стол и дать оценку их дежурству. Закрепить его знания о сервировке стола.

Дежурства организуются по столовой, по подготовке к занятиям, в уголке природы. Запись может выглядеть как у поручения, только начинается со слов: «Организовать работу…»

Например: Организовать работу Жени и Тани по сервировке стола к завтраку. Закрепить их знания о сервировке стола.

Организуйте работу с детьми в виде поручений и дежурств в первую половину дня.

Выполните анализ собственной деятельности.

2. Текст задания

Разработка плана организации коллективного труда с группой детей. Самостоятельное проведение коллективного труда с детьми дошкольного возраста.

Рекомендации к выполнению:

Коллективный труд планируется и проводится во вторую половину дня. При планировании трудовой деятельности следует писать следующие задачи:

1. Формирование положительного отношения к труду.

2. Воспитание желания трудиться.

3. Воспитание волевых и личностных качеств (воли, усидчивости, умение доводить дело до конца, взаимовыручка, выдержка, самоконтроль и др.).

4. Формирование трудовых навыков (умение пользоваться орудиями труда).

5. Учить планировать свою трудовую деятельность (последовательность, подбор оборудования, уборка за собой рабочего места и др.).

В плане необходимо указать и прописать следующие компоненты:

- форма организации труда,

- воспитательные и образовательные задачи,

- содержание труда,

- методические приемы руководства трудом детей,

- анализ и оценка деятельности и ее результатов.

При организации труда дошкольников необходимо:

· Учитывать особую значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств личности.

· Формировать у детей устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду, желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым.

· Уделять внимание воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений.

· Воспитывать у детей бережное отношение к результатам труда.

· Приучать экономно расходовать материалы.

· Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать интересы и склонности детей, развивать их творческую активность.

· Необходимо знать, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями. Постоянная недостаточная нагрузка ведет к приучению ребенка трудиться без напряжения, искажает его представления о труде.

· Надо учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка.

· Формировать у детей трудовые умения и навыки.

· Обеспечивать детям четкий и грамотный показ приемов работы.

· Чаще практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и взрослых.

· Особое внимание важно уделять воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к разным видам труда.

· Необходимо чаще подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы труда.

· Планируя воспитательную работу, важно знать, что в утренние часы во время приема детей необходимо включать их в общий ритм жизни детского сада, создавать жизнерадостное, бодрое настроение, поэтому это время благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями.

· Важно, чтобы труд детей во второй половине дня был содержательным и включал различные виды ручного труда, хозяйственного и труда в природе, совместного и индивидуального. Это удобное время для работы с родителями.

Задания на учебную и производственную практику

для студентов 2 курса, отделения заочного обучения

Специальность 050144 Дошкольное образование

МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Учебная практика

1. Изучение и анализ планирующей документации воспитателя по организации игровой деятельности детей в группе детского сада.

2. Наблюдение за работой воспитателя по организации и руководству игровой деятельностью детей дошкольного возраста, ее анализ.

3. Анализ содержания предметно-развивающей среды группы для организации игровой деятельности детей.

Производственная практика

1. Планирование и проведение разных видов игр с детьми дошкольного возраста.

Наши рекомендации