МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Задания на учебную и производственную практику
для студентов 2 курса, отделения заочного обучения
Специальность 050144 Дошкольное образование
МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Учебная практика
1. Изучение и анализ планирующей документации воспитателя по организации игровой деятельности детей в группе детского сада.
2. Наблюдение за работой воспитателя по организации и руководству игровой деятельностью детей дошкольного возраста, ее анализ.
3. Анализ содержания предметно-развивающей среды группы для организации игровой деятельности детей.
Производственная практика
1. Планирование и проведение разных видов игр с детьми дошкольного возраста.
Обогащение игровой среды групповой комнаты.
МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников
Учебная практика
Наблюдение за работой воспитателя по организации трудовой деятельности детей. Выявление видов и форм труда, методов руководства деятельностью детей. Анализ деятельности воспитателя.
Производственная практика
1. Планирование трудовых поручений и работы дежурных. Организация трудовых поручений и работы дежурных в первую половину дня.
2. Разработка плана организации коллективного труда с группой детей. Самостоятельное проведение коллективного труда с детьми дошкольного возраста.
Методические рекомендации к выполнению заданий на практике
МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Учебная практика
1. Текст задания
Изучение и анализ планирующей документации воспитателя по организации игровой деятельности детей в группе детского сада.
Рекомендации к выполнению:
1. Изучите план воспитательно-образовательной работы воспитателя в вашей возрастной группе.
2. Укажите, в какие отрезки времени используется игровая деятельность. Насколько, на ваш взгляд это рационально?
3. Перечислите, какие виды игр планируются воспитателем в вашей возрастной группе. Приведите в качестве примера их тематику.
4. Определите, какие формы организации детей в игре использует воспитатель (групповая, подгрупповая, индивидуальная). Оцените их эффективность.
5. Обратите внимание на формулировку записи об игровой деятельности в плане воспитателя (конкретность, четкость, лаконичность, адресность, содержательность, целенаправленность).
6. Укажите, соответствует ли планируемая игровая деятельность возрастным возможностям детей вашей группы.
7. Отметьте, указываются ли в плане методы и приемы руководства игровой деятельностью, если да, то оцените их адекватность поставленным целям.
8. Сделайте вывод о роли, месте и значении игровой деятельности для детей вашей возрастной группы.
9. Оформите запись в дневник по практике.
2. Текст задания
Наблюдение за работой воспитателя по организации и руководству игровой деятельностью детей дошкольного возраста, ее анализ.
Рекомендации к выполнению:
1. Пронаблюдайте за работой воспитателя по организации и руководству игровой деятельностью детей в вашей группе в первую или вторую половину дня.
2. Запись наблюдения можно провести в виде таблицы:
Название игры, форма организации | Время проведения | Цель игры | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
3. Проанализируйте работу воспитателя в зависимости от вида игры (с правилами, творческие).
4. Оформите анализ в дневнике по практике.
Вопросы для анализа дидактической игры
- Правильно ли подобрана игры для данной группы.
- Как осуществлялась организация детей на игру.
- Соблюдены ли правила знакомства с игрой, если она новая.
- Как достигалось выполнение правил и игровых действий в дидактической игре.
- Как организовывалась активность детей, учитывались ли их индивидуальные способности.
- Каким образом воспитатель подвел итог игре и проанализировал деятельность детей.
3. Текст задания
Анализ содержания предметно-развивающей среды группы для организации игровой деятельности детей.
Рекомендации к выполнению:
1. Рассмотрите содержание предметно-развивающей среды вашей группы.
2. Перечислите центры (уголки, зоны), способствующие организации игровой деятельности детей.
3. Укажите материалы (пособия, игрушки, предметы, игры), которые могут использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности, их размещение.
4. Оцените соответствие игрушек и игрового оборудования гигиеническим и педагогическим требованиям, их достаточность для всех детей.
5. Отследите деятельность детей в игровых уголках.
6. Укажите в выводе об использовании игрушек детьми дошкольного возраста в самостоятельной игровой деятельности.
Производственная практика
1. Текст задания
Планирование и проведение разных видов игр с детьми дошкольного возраста.
Рекомендации к выполнению:
При планировании разных видов игр необходимо придерживаться следующего алгоритма (в зависимости от вида игры):
Творческие игры
1. Название игры;
2. Задачи (воспитательные, образовательные, развивающие);
3. Материалы, оборудование;
4. Ход игры:
- сбор детей на игру – мотивация;
- распределение ролей и атрибутов;
- сюжет игры;
- игровые действия;
- содержание игры, методы и приемы руководства;
- завершение игры.
Дидактическая игра
1. Название игры;
2. Дидактическая задача;
3. Материалы;
4. Игровые действия;
5. Игровые правила;
6. Ход игры:
- сбор детей на игру;
- объяснение игровых правили и действий;
- проведение игры, методы и приемы руководства;
- завершение игры.
В таком виде игры необходимо прописать в дневнике или оформить как отдельный материал, подготовиться к их проведению. После этого прописать в дневник анализ проведения игровой деятельности в соответствии со схемами анализа, предложенными во втором задании в разделе Учебная практика.
2. Текст задания
Учебная практика
1. Текст задания
Виды труда дошкольника
По СОДЕРЖАНИЮ труд детей официально делится на четыре вида.
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя. Предназначен для жизнеобеспечения. В младшем возрасте идет обучение навыкам самообслуживания (одевание, пользование столовыми приборами, гиг. процедуры). В среднем возрасте дети уже достаточно самостоятельны в самообслуживании и оно становится постоянной обязанностью. Повышаются требования к качеству действий, поведения. Старший возраст: совершенствуются все навыки.
Хозяйственно-бытовой - имеет общественную направленность: ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Младший возраст: помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, сметание его со скамеек, украшение участка, сбор листьев, накрывание на стол. Средний возраст: дети полностью сервируют стол, готовят необходимое оборудование для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке. Старший возраст: труд обогащается по содержанию, становится систематическим, переходя в дежурство. Детей приучают пользоваться бытовыми приборами.
Труд в природе - этот труд заключается в уходе за растениями, животными, выращивание овощей, озеленение участка. Младший возраст: привлекаем внимание детей к растениям, животным, дети с помощью взрослых кормят рыбок, животных, моют и поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, подкармливают зимующих птиц. Средний дошкольный возраст: сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, поливают грядки, кормят животных. Старший возраст: ухаживают за растениями, требующими более сложного ухода, подкармливают их, высаживают рассаду, моют аквариум.
Ручной и художественный - направлен на удовлетворение эстетических потребностей: изготовление поделок из природного материала, бумаги, ткани, дерева. Младший возраст: дети помогают взрослым в создании поделок. Средний возраст: изготовляют простейшие игрушки. Старший возраст: изготавливают более сложные поделки: загадочные человечки, сказочные герои, персонажи мультфильмов из подсобного материала. Художественный труд представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и украшают группу, участок, оформляяют выставки, делают подарки родителям, друг другу и т.д.
Формы организации труда
Поручения
Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.
По форме организации поручения бывают: индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности: кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми.
Выполнение трудовых поручений вполне доступно детям 2-3 лет. Они с удовольствием откликаются на просьбы взрослого.
Важно, чтобы поручения выполняли все дети, поэтому воспитателю нужно вести учет, кому и какое поручение он давал, как ребенок реагировал на него, тщательно ли выполнял.
Поручения должны быть доступными и понятными по мотиву и способу выполнения.
Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыком, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда. Через поручения дети привыкают понимать их общественную направленность и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений. Они также учатся доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий.
Трудовые поручения в старших группах более сложны и по содержанию, и по выполнению, и по степени ответственности за результат.
Дежурства
Оно предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурство выступает как обязанность. Бывают дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям.
Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия.
Вопросы для анализа трудовой деятельности
I.
- Дайте анализ соответствия поставленных воспитателем задач трудовой деятельности требованиям программы, а также содержанию работы и возрасту участников.
- Охарактеризуйте участие воспитателя и детей по подготовке оборудования и организации рабочего места для проведения трудового процесса, насколько это соответствует возрастным особенностям участников.
- Какова форма организации детей (для коллективной работы форма объединения). Ее целесообразность, соответствие уровню развития трудовой деятельности детей данной группы.
- Охарактеризуйте роль воспитателя на 1 этапе организации трудовой деятельности (до начала работы):
а) насколько значима для детей поставленная цель работы, мотивирована ли она? Оказала ли воздействие на чувство детей?
б) характер объяснения воспитателем задания детям, распределение работы между участниками;
в) планирование работы.
П. Охарактеризуйте:
- Приемы руководства воспитателем трудовой деятельностью детей (показ с объяснениями, напоминание, контроль, поощрения, вопросы к детям), помощь товарищей. Насколько эффективны эти приемы с точки зрения решения задач, спланированных воспитателем.
- Какие нравственно-волевые качества проявляются у дошкольников в процессе работы и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним.
- Оцените трудовые навыки детей с точки зрения их рациональности, последовательности действий, как педагог совершенствует трудовые навыки?
III. Оценка детской деятельности
а) Соответствует ли результат трудовой деятельности поставленным целям?
б) Насколько самостоятельны дети в оценке работы своих товарищей.
в) К каким дружеским проявлениям побуждает детей педагог при оценке работ товарищей, какими приемами
г) Побуждает ли педагог находить причины неудач, ошибок.
Производственная практика
1. Текст задания
Планирование трудовых поручений и работы дежурных. Организация трудовых поручений и работы дежурных в первую половину дня.
Рекомендации к выполнению:
Поручения можно планировать в любой временной отрезок в течение дня. Они могут быть индивидуальные или подгрупповые для 2-3 детей.
В записи должно указываться: что, с кем, с какой целью.
Например: Поручить Жене, Тане и Сереже навести порядок в игровом уголке. Учить распределять обязанности и укладываться в отведенное время.
или Поручить Саше понаблюдать, как дежурные накрывают на стол и дать оценку их дежурству. Закрепить его знания о сервировке стола.
Дежурства организуются по столовой, по подготовке к занятиям, в уголке природы. Запись может выглядеть как у поручения, только начинается со слов: «Организовать работу…»
Например: Организовать работу Жени и Тани по сервировке стола к завтраку. Закрепить их знания о сервировке стола.
Организуйте работу с детьми в виде поручений и дежурств в первую половину дня.
Выполните анализ собственной деятельности.
2. Текст задания
Разработка плана организации коллективного труда с группой детей. Самостоятельное проведение коллективного труда с детьми дошкольного возраста.
Рекомендации к выполнению:
Коллективный труд планируется и проводится во вторую половину дня. При планировании трудовой деятельности следует писать следующие задачи:
1. Формирование положительного отношения к труду.
2. Воспитание желания трудиться.
3. Воспитание волевых и личностных качеств (воли, усидчивости, умение доводить дело до конца, взаимовыручка, выдержка, самоконтроль и др.).
4. Формирование трудовых навыков (умение пользоваться орудиями труда).
5. Учить планировать свою трудовую деятельность (последовательность, подбор оборудования, уборка за собой рабочего места и др.).
В плане необходимо указать и прописать следующие компоненты:
- форма организации труда,
- воспитательные и образовательные задачи,
- содержание труда,
- методические приемы руководства трудом детей,
- анализ и оценка деятельности и ее результатов.
При организации труда дошкольников необходимо:
· Учитывать особую значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств личности.
· Формировать у детей устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду, желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым.
· Уделять внимание воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений.
· Воспитывать у детей бережное отношение к результатам труда.
· Приучать экономно расходовать материалы.
· Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать интересы и склонности детей, развивать их творческую активность.
· Необходимо знать, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями. Постоянная недостаточная нагрузка ведет к приучению ребенка трудиться без напряжения, искажает его представления о труде.
· Надо учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка.
· Формировать у детей трудовые умения и навыки.
· Обеспечивать детям четкий и грамотный показ приемов работы.
· Чаще практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и взрослых.
· Особое внимание важно уделять воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к разным видам труда.
· Необходимо чаще подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы труда.
· Планируя воспитательную работу, важно знать, что в утренние часы во время приема детей необходимо включать их в общий ритм жизни детского сада, создавать жизнерадостное, бодрое настроение, поэтому это время благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями.
· Важно, чтобы труд детей во второй половине дня был содержательным и включал различные виды ручного труда, хозяйственного и труда в природе, совместного и индивидуального. Это удобное время для работы с родителями.
Задания на учебную и производственную практику
для студентов 2 курса, отделения заочного обучения
Специальность 050144 Дошкольное образование
МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Учебная практика
1. Изучение и анализ планирующей документации воспитателя по организации игровой деятельности детей в группе детского сада.
2. Наблюдение за работой воспитателя по организации и руководству игровой деятельностью детей дошкольного возраста, ее анализ.
3. Анализ содержания предметно-развивающей среды группы для организации игровой деятельности детей.
Производственная практика
1. Планирование и проведение разных видов игр с детьми дошкольного возраста.