Перекрытие каналов утечки информации

Полиция развитых стран столкнулась с активным использованием пре­ступниками специальной техники около 30 лет назад. Классическим при­мером получения секретной информации является случай из практики работы оперативных подразделений полиции США.

... Через окно здания, расположенного на расстоянии около 50 метров от объекта наблюдения, с использованием длиннофокусного объектива, были сделаны сним­ки документов, изобличающих в коррупции важных американских чиновников. В момент съемки документы находились на столе одного из руководителей опера­тивной службы, занимавшейся их разработкой. Текст на фотографиях, доку­ментах читался без особых усилий.

Случай получил широкую огласку через средства массовой информации. В ре­зультате погиб ценный агент — преступники инсценировали его самоубийство.

Этот и другие подобные случаи привели к тому, что в арсенале опера­тивных подразделений стали появляться технические средства защиты. Они позволяли не только выявлять случаи радиоэлектронного проникно­вения к служебным секретам, но и умело дезинформировать преступни­ков, создавая при этом необходимые условия для их изобличения.

Зарубежные исследования показывают, что технические средства, ис­пользуемые преступниками, разрабатываются и совершенствуются, прак­тически одновременно с самыми передовыми мировыми научными дос­тижениями. Это подтверждается многочисленными фактами обнаруже­ния в арсеналах организованных преступных групп новейшей аппаратуры, в том числе портативных лазерных систем прослушивания и устройств сетевого перехвата компьютерной информации без непосредственного контакта с источником.

Такие случаи привели к созданию в оперативных подразделениях специ­альных зон безопасности, куда полностью исключается несанкционирован­ный доступ отдельных категорий сотрудников, посторонних лиц и пронос запрещенных предметов. Получаемая информация после регистрации берется под охрану. Категорически запрещается использовать без разработки специ­ального режима электронную технику, которая при стечении определенных обстоятельств может стать каналом утечки информации.

Широко применяются средства активной и пассивной технической за­шиты, куда входят специальные фильтры, датчики обнаружения акустических шумов и электромагнитных помех. С помощью мощных детекто­ров, анализаторов и индикаторов магнитных полей можно обнаружить даже выключенные устройства трансляции и записи. Окна служебных по­мещений оборудуются специальными материалами, не ухудшающими прозрачности стекол, но исключающими прямое или дистанционное на­блюдение. Производится экранирование стен и дверей кабинетов, средств обработки информации и кабельных коммуникаций, которое способно перехватывать и подавлять побочные электромагнитные излучения.

Оснащенность отечественных оперативных служб средствами специ­альной техники пока отстает от международных стандартов. Недоста­точное материальное обеспечение правоохранительных органов, а зна­чит и оперативных подразделений, что уходит корнями в историю стра­ны, стала «притчей во языцех»: так, например, не был выполнен наказ императрицы Екатерины II двухсотлетней давности, о том, чтобы пра­воохранительные органы были «освобождены от всякого недостатку». В начале XX века предложение премьер-министра П. А. Столыпина о тро­екратном увеличении средств, выделяемых на содержание российской полиции, было категорически отвергнуто членами Государственной думы. Недостаточное финансовое и материально-техническое обеспе­чение привело к оттоку профессионалов сыскного дела из оперативных подразделений. Наиболее подготовленные и опытные из них работают сегодня на предприятиях частной охраны и сыска, в службах безопасно­сти разных фирм.

Начало процессу упорядочения распространения специальных техни­ческих устройств было положено Законом РФ «Об оперативно—розыск­ной деятельности». Водной из его статей прямо указано: «Разработка, про­изводство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российс­кую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации неуполномо­ченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физи­ческими и юридическими лицами, подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом правительством Российской Федерации».

Несколько позже был издан Указ Президента РФ от 09.01. 96 г. № 21, в соответствии с которым, контроль за разработкой, продажей и использо­ванием таких технических средств, возложен на Федеральную службу бе­зопасности. Через шесть месяцев Правительство Российской Федерации, своим постановлением утвердило порядок лицензирования всех видов де­ятельности перечисленных в президентском указе, а также «Перечень ви­дов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения ин­формации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельно­сти». Примерно в это же время был принят новый Уголовный кодекс РФ, который также предусмотрел достаточно строгое наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, совершенные с использованием специальных техничес­ких средств, предназначенных для негласного получения информации. Незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специ­альных технических устройств, предназначенных для негласного получе­ния информации, стало уголовно наказуемым.

Многие правовые лазейки устранены. Однако меры, предпринятые ис­полнительной и законодательной властью, будут эффективны лишь в том случае, если удастся ликвидировать техническое превосходство преступ­ной среды над правоохранительными органами.

Полиграф, «лай-детектор», детектор лжи...

Велась и ведется дискуссия о необходимости широкого использования технических возможностей полиграфа — детектора лжи, иначе именуемого еще «лай-детектором». Этот прибор давно применяется во многих странах мира. В нашей стране долгое время скрывали фактическое использование полиграфа в работе специальных подразделений правоохранительных ор­ганов, поскольку это не предусматривалось действующим законодатель­ством.

Известно, что полиграф - это психофизиологический регистратор реак­ций человека. Его работа основывается на непрерывном измерении кровя­ного давления, частоты пульса, влажности кожного покрова и некоторых других изменяющихся объективных параметров. При возникновении внут­реннего напряжения (например, при воспроизведении ложных показаний), показатели этих состояний существенно отличаются от нормальных. Спе­циальная методика оценки результатов измерений, сделанных на полигра­фе, позволяет прийти к выводу остепени истинности показаний.

Полиграф представляет собой совокупность диагностических прибо­ров, широко используемых в медицине. С помощью специальных датчи­ков, установленных на теле человека, способен регистрировать свыше двадцати параметров жизнедеятельности организма. Датчики фиксируют . различные изменения (частоты пульса, дыхания и пр.), вызываемые эмо­циональным откликом на происходящие события. Основным принципом тестирования на полиграфе является то, что человек, умышленно скры­вающий или искажающий информацию, испытывает внутренний диском­форт. Чем выше значимость известной ему информации, тем больше ди­намика психофизиологических реакций организма.

В оперативно-розыскной деятельности результаты «полиграфных» про­верок могут служить лишь ориентирующей информацией, не имеющей доказательственного значения, а следовательно, в дальнейшем не могут использоваться в суде. Ценность таких результатов во многом зависит от характера вопросов, относящихся к расследуемому преступлению. Поли­граф помогает определить направление поиска, уточнить или обнаружить некоторые, интересующие оперативных работников, данные. По общему правилу любые сомнения в правильности выводов о наблюдаемой реак­ции должны трактоваться в пользу проверяемого.

Вначале детектор лжи применялся оперативными службами лишь в порядке эксперимента для раскрытия наиболее тяжких или вызвавших большой общественный резонанс преступлений. Ныне его использова­ние разрешается и подробно регламентируется ведомственными норма­тивными актами ФСБ и МВД. Предусматривается, что проверка граждан на детекторе лжи, осуществляется только с добровольного согласия или по просьбе проверяемых лиц, которые вправе в любой момент прервать ее проведение. Однако результаты проведенного тестирования не могут за­менять доказательств, полученных процессуальным путем, являться ос­нованием для предъявления обвинения. Отказ от такой проверки не дол­жен повлечь отри дательных последствий, усиливать подозрения о прича­стности проверяемого к противоправным действиям.

В качестве примера можно привести проверку при помощи полигра­фа, проведенную в ходе расследования убийства А. Меня.

Результаты тестирования показали непричастность обвиняемого по делу к совершенному преступлению. Несмотря на то, что следствие про­цессуальным путем пришло к противоположным выводам и не согласи­лось с достоверностью сведений, полученных на полиграфе, суд вынес оп­равдательный приговор.

По другому уголовному делу тестировали четверых, подозреваемых в при­частности к вооруженному нападению на обменный пункт валюты. Они ка­тегорически отрицали вину и заявили о своем желании пройти проверку на полиграфе. С его помощью удал ось восстановить примерную картину совер­шенного преступления и определить роль каждого участника преступления. Впоследствии эти сведения были подтверждены процессуальным путем. Од­нако приведенные случаи вряд ли можно признать характерными.

В оперативно-розыскной деятельности зарубежных стран проверки на полиграфе, как правило, используются не в интересах получения судебных доказательств, а для оказания содействия официальному расследованию. Так, в США Верховный суд более тридцати лет назад признал — любое принужде­ние к испытанию на полиграфе является грубым нарушением прав человека. Испытание на детекторе лжи должно проводиться только с письменного со­гласия испытуемого и с санкции органов, осуществляющих уголовное пре­следование. Применение полиграфа четко регламентировано не только фе­деральным законодательством, но и законами отдельных штатов.

По российскому законодательству данные, полученные при помощи полиграфа, также не являются доказательствами, а имеют характер опе­ративных данных. Хотя в будущем, не исключено, что качество и количе­ство произведенных проверок повлечет за собой изменения в статусе по­лиграфных обследований. Эта процедура может быть отнесена к катего­рии судебно-психофизиологической экспертизы. Оператор полиграфа, как лицо обладающее специальными знаниями и навыками, может наде­ляться процессуальными правами и обязанностями специалиста.

Технология полиграфа такова, что может представлять интерес для диагностики и формирования высокой корпоративной культуры оперативных подразделений. Экстремальные условия, в которых прихо­дится работать оперативнику, предъявляют повышенные требования к его профессиональной пригодности и надежности. Среди факторов, оказывающих определенное влияние на надежность, можно выделить уровень материального положения, несовершенство законодательства, инертность мышления и др. В такой ситуации с помощью полиграфа можно обследовать экономическую, социально-политическую и мо­рально-психологическую стороны деятельности сотрудников, работа­ющих водном коллективе сформировав соответствующий банк данных. Изученные аспекты, будут, таким образом, охватывать практически все области наиболее значимых мотивов действий каждого оперативного работника, через выяснение его ценностной ориентации и психологи­ческих установок.

Наши рекомендации