Сыск в Российской Федерации периода реформ

Оперативно-розыскную деятельность традиционно определяют как вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно, оперативными подраз­делениями государственных органов, уполномоченных на то Федераль­ным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в пределах их пол­номочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от пре­ступных посягательств (ст. 1 Федерального закона (ФЗ).

В самом понятии - оперативно-розыскная деятельность (ОРД) опре­делено,- что она проводится двумя взаимодополняющими способами — гласно и негласно. В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели проводимых оперативно-розыскных мероприятий, должностные лица оперативного подразделения имеют право официально (гласно) представ­лять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем должностное лицо или гражданин, содейству­ющие проведению ОРД, могут осуществить свои правомочия, предостав­ленные федеральным законом, негласным путем.

Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений органов внутренних дел комплекс негласных оперативно-розыскных ме­роприятий (ОРМ) объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступ­лений при помощи только следственных действий и гласных мер админис­тративного характера практически невозможно. В современных условиях эффективная организация борьбы с преступностью может быть обеспече­на лишь при условии сочетания надлежащих оперативно-розыскных ме­роприятий (ОРМ) со следственными действиями. Иными словами, замас­кированным, организованным, тайно совершенным преступлениям и лицам, их совершившим, нужно противопоставить такие действенные меры негласного характера, которые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать подобные преступления.

Оперативно-розыскные мероприятия вместе со следственными действи­ями направлены на борьбу с преступностью и носят правовой характер. Раз­личия между ними обусловлены тем, что они совершаются в различных пра­вовых режимах и проявляются в следующем:

во-первых, неодинакова правовая база их производства, поскольку сле­дователь действует на основании уголовно-процессуального закона, а опера­тивно-розыскная деятельность базируется на федеральном законе;

во-вторых, различны пределы производства упомянутых действий: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уго­ловного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут про­водиться до возбуждения уголовного дела;

в-третьих, различны результаты: итогом следственных действий явля­ются доказательства; оперативно-розыскных — лишь сведения об источни­ках тех фактов, которые могут стать доказательством только после их закрепления процессуальным путем.

Российское законодательство допускает возможность проведения дей­ствий, схожих с оперативно-розыскными мероприятиями: это — частная охранная и сыскная деятельность. Оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам охранниками и детекти­вами, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутрен­них дел в целях защиты прав и интересов своих клиентов.

На частных детективов и охранников статус работников правоохрани­тельных органов не распространяется. Они не вправе проводить оператив­но-розыскные мероприятия, отнесенные законом исключительно к компе­тенции органов дознания.

Право осуществления оперативно-розыскной деятельности на террито­рии России предоставлено оперативным подразделениям (ст. 13 ФЗ):

органов внутренних дел;

органов Федеральной службы безопасности;

федеральных органов налоговой полиции;

федеральных органов государственной охраны;

органов пограничной службы;

таможенных органов;

службы внешней разведки.

Оперативные подразделения органа внешней разведки МО РФ и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и ин­формации при Президенте РФ проводят оперативно-розыскные мероприя­тия только в целях обеспечения своей безопасности и в случае, если их про­ведение не затрагивает полномочий других органов, осуществляющих опе­ративно-розыскную деятельность на территории России, указанных выше.

Данный перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную дея­тельность, является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Для осуществления оперативно-розыскной деятельности в системе орга­нов внутренних дел специально созданы и функционируют соответствующие оперативные службы:

уголовного розыска;

по борьбе с экономической преступностью;

по борьбе с организованной преступностью;

по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

оперативные подразделения на транспорте и по охране особо режимных объектов;

оперативные подразделения по обеспечению собственной безопасности;

оперативно-поисковые подразделения;

оперативно-технические подразделения.

Осуществление оперативно-розыскной деятельности с использовани­ем в полном объеме специальных сил, средств и методов является для этих аппаратов основной обязанностью.

В системе органов внутренних дел имеются также оперативные служ­бы и подразделения, выполняющие оперативно-розыскную функцию в усечен­ном объеме. К числу таковых относятся:

учетно-регистрационные подразделения информационной службы, которые ведут сбор, накопление, систематизацию сведений о лицах и фактах, представ­ляющих оперативный интерес, а также о делах оперативного учета, которые необходимы для успешной организации оперативно-розыскной деятельности (и кроме того выдают эту информацию по запросам оперативных аппаратов);

экспертно-криминалистические подразделения, которые оказывают по­мощь в квалифицированном применении технических и специальных средств (негласное фото-, кино-, видеосъемка, применение химических средств, ра­диоактивных изотопов).

Изложенное не исключает возможности осуществления некоторых ро­зыскных мероприятий другими службами органов внутренних дел — ГИБДД, ППС, службой участковых инспекторов милиции и т.п.

Приведенный вФЗ исчерпывающий перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности свидетельствует о том, что деятельность эта но­сит самостоятельный характер.

Основными аргументами самостоятельности, а также необходимос­ти осуществления оперативно-розыскной деятельности могут служить, во-первых, гуманность цели — как можно раньше вмешаться в цепь событий, ведущих к преступлению, во-вторых, противоправностью действий лиц, под­готавливающих или совершающих преступления:

совершением их в условиях неочевидности либо —замаскированностью под законно осуществляемые действия;

ухищренностью действий с целью избежать разоблачений и уголовной ответственности (действия лиц, подготавливающих или совершающих преступления часто происходят в условиях строжайшей конспирации при тщательной маскировке следов: они стремятся вооружиться, изучают основные юридические науки пытаются найти себе консультантов в среде оперативных работников);

тщательностью подготовки, порой продолжительной по времени, но вне­запностью и быстротечностью совершения преступления;

большой степенью общественной опасности;

высокой степенью латентности и неизвестностью способствующих ил, условий.

Следует отметить, что, обладая такой чертой, как самостоятельность, оперативно-розыскная деятельность тесно связана с административной деятельностью, предварительным следствием и дознанием, работой по исполнению наказания. Связь оперативно-розыскной деятельности с пе­речисленными видами деятельности правоохранительной заключается и общности задач по обеспечению охраны общественного порядка и борь­бе с преступностью. Необходимо проведение оперативно-розыскных ме­роприятий прежде всего для выявления лиц, от которых, судя по их анти­общественному поведению, можно ожидать совершения преступлен и и, а также подготавливающих или совершивших преступления в условиях нео­чевидности, скрывшихся от следствия и суда, пропавших без вести.

Разведывательно-поисковый характер оперативно-розыскной деятельно­сти — ее наиболее важная черта, определяющая во многом ее сущность и зна­чение в борьбе с преступностью. Именно эта черта отличает ее от других ви­дов деятельности, осуществляемой органами милиции. И в первую очередь тем, что придает ей поисковую направленность на выявление неизвестных фактов и обстоятельств, носящих криминальный характер, а также лиц, со­вершивших преступления, замышляющих или готовящихся их совершить.

Разведывательно-поисковая направленность оперативно-розыскной деятельности проявляется и в отношении уже выявленных лиц, обосно­ванно подозреваемых в совершении преступлений, когда нет достаточ­ных улик для их разоблачения. Обнаружение таких улик, обнаружение мест хранения, добытого преступным путем имущества, орудий совершения преступлений, выявление других обстоятельств, подлежащих доказыва­нию, требует проведения поисковой работы.

Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), применяемые в опера­тивно-розыскной деятельности, отличаются по своей природе от мероп­риятий, осуществляемых другими правоохранительными органами, не яв­ляющимися субъектами оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскные мероприятия составляют содержание опера­тивно-розыскной деятельности. Именно путем их проведения реализует­ся сама деятельность, обеспечивается решение ее задач и достижение ко­нечных целей.

По указанию руководителей органов внутренних дел к проведению ОРМ могут в случае необходимости привлекаться сотрудники других служб (об­щественной безопасности, противопожарной, аварийно-спасательной и т.п.).

Внештатные сотрудники милиции могут привлекаться к проведению ОРМ, не связанных с ограничением конституционных прав граждан на тайну пере­писки, телефонных и иных переговоров, на неприкосновенность жилища. Использование при проведении ОРМ на гласной основе помощи отдельных граждан с их согласия означает возможность дач и ими впоследствии свиде­тельских показаний на предварительном расследовании или в суде.

Негласная основа означает конфиденциальный характер использова­ния помощи граждан. В этих случаях сведения о таких лицах составляют государственную тайну. Они могут допрашиваться в качестве свидетелей лишь с их письменного согласия.

В случае проведения ОРМ и использования технических средств, предназ­наченных для негласного получения информации лицами, неуполномоченны­ми на то Законом (сотрудники служб безопасности, частных сыскных бюро и т.п.), они могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. ст. 137, 138, 139 УК РФ.

Для отнесения технического средства к категории предназначенного для негласного получения информации может быть проведено его иссле­дование по поручению руководителя ОВД или экспертиза по постановле­нию следователя.

Производство и торговля СТС (специальными техническими средства­ми) подлежат лицензированию. В соответствии с Указом Президента России от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производ­ства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Феде­рацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных техни­ческих средств, предназначенных для негласного получения информации» лицензирование этой деятельности, а также выявление и пресечение случаев незаконного использования СТС возлагается на ФСБ.

Организация и тактика проведения оперативно-розыскных меропри­ятий составляет государственную тайну.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являет­ся (ч. 1 ст. 7 ФЗ): наличие возбужденного уголовного дела, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного проти­воправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о воз­буждении уголовного дела;

о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;

о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или укло­няющихся от уголовного наказания;

о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или опреде­ления суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятель­ность, по вышеуказанным основаниям;

постановление о применении мер безопасности в отношении защищае­мых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными орга­нами в порядке, предусмотренном законодательством России;

запросы международных правоохранительных организаций и правоохра­нительных органов иностранных государств в соответствии с международ­ными договорами России.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пре­делах своей компетенции и в целях обеспечения собственной безопасности вправе также собирать данные, характеризующие личность граждан, необ­ходимые для принятия решений (ч. 2 ст. 7 ФЗ):

о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представля­ющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окру­жающей среды;

о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о досту­пе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудниче­ства при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-ро­зыскную деятельность;

о выдаче разрешений на частную охранную и сыскную деятельность.

При наличии оснований, предусмотренных п.п. 1-6 ч. 1 ст. 7 Закона, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить оперативную проверку путем осуществления оперативно-ро­зыскных мероприятий. Оперативная проверка может проводиться только с разрешения и под непосредственным контролем руководителя органа, ее осуществляющего.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий отражаются в опера­тивно-служебных документах и систематизируются.

Часть 2 ст. 7 ФЗ определяет основания для проведения ОРМ ограни­ченного перечня. В целях сбора информации для принятия решений, пе­речисленных выше, в соответствии с ч. 6 ст. 8 ФЗ не могут применяться ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан (ст. ст. 23-25 Кон­ституции РФ). Однако это право не распространяется на деятельность по обеспечению собственной безопасности субъектов ОРД, которая может включать в себя весь перечень ОРМ.

Сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске к сведе­ниям, составляющим государственную тайну, к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для граж­дан, окружающей среды, осуществляется подразделениями ФСБ.

Данные, на основании которых принимается решение о допуске к учас­тию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полу­ченным в результате ее проведения, а также об установлении отношений со­трудничества, собираются каждым субъектом ОРД, как правило, самостоя­тельно. Причем сбор данных, достаточных для принятия решения об установлении или поддержании отношений сотрудничества, проводится не­зависимо от того, в какой форме (виде) это сотрудничество осуществляется.

Немаловажное значение для практических работников, осуществляю­щих оперативно-розыскную деятельность, имеют положения Закона, оп­ределяющие условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.

«Гражданство, национальность, пол, место жительства, имуществен­ное, должностное и социальное положение, принадлежность к обществен­ным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдель­ных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их опера­тивно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных перегово­ров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям элект­рической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, до­пускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного про­тивоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах подготавливающих, совершающих или совершивших противо­правное деяние, по которому производство предварительного следствия обя­зательно.

3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, воен­ной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к со­вершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотиви­рованного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей ста­тьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В тече­ние 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного меропри­ятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдель­ных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании поста­новления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего опера­тивно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответ­ствующего суда (судьи) в течение 48 часов.»

(Статья 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Закон впервые наделил оперативные аппараты правом осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в отношении любой категории граж­дан, находящихся на территории Российской Федерации.

В части первой данной статьи конкретизируется конституционный принцип равенства всех граждан перед законом, в соответствии с кото­рым при наличии законных оснований ОРМ могут проводится в отноше­нии любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имуще­ственного, должностного и социального положения. Вместе с тем и этот принцип имеет частичные исключения, связанные с провозглашенной Конституцией России неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания, прокуроров, следователей и судей.

Согласно ст. 91 Конституции РФ Президент обладает неприкосновен­ностью. Но действующее законодательство не дает понятия и пределов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной неприкосновеннос­ти Президента.

В части 1 ст. 93 Конституции РФ допускается возможность обвинения Президента в государственной измене или в ином тяжком преступлении, подтвержденного заключением Верховного Суда России о наличии в дей­ствиях Президента признаков состава преступления. Отсюда представля­ется вполне логичным выводе возможности осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении Президента, а следовательно и его ближайшего окружения, путем проведения оперативно-розыскных мероп­риятий в строгом соответствии с законодательством об оперативно-ро­зыскной деятельности и под контролем Верховного Суда России.

Вместе с тем следует иметь в виду, что неприкосновенность Президента в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» (27 мая 1996 г.) охраняется федеральными органами государственной охраны, а по­этому, на наш взгляд, проведение оперативно-розыскных мероприятий орга­нами дознания — субъектами оперативно-розыскной деятельности в России — возможно лишь в тесном взаимодействии с этими органами охраны.

Следующее исключение касается депутатов Федерального Собрания Российской Федерации (депутаты Совета Федерации, Государственной Думы). Ст. 98 Конституции предусматривает, что депутаты обладают не­прикосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Дублируя это положение, федеральный закон «О статусе депутата Совета Федера­ции и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации» (8 мая 1994 г.) в ст. 18 разъясняет, что их непри­косновенность распространяется на жилье, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, а также принадлежащие им документы. Из смысла статьи вытекает, что оперативно-розыскные мероприятия, нарушающие указанные права, проводиться не могут.

Вместе с тем исчерпывающий перечень их прав, перечисленных в за­коне, позволяет сделать вывод о безусловной возможности проведения иных оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законода­тельством, с одной стороны, а с другой - о возможности проведения опе­ративно-розыскных мероприятий в полном объеме в отношении лиц (род­ственников) совместно с ними передвигающихся, проживающих и т.п.

Кроме того, институт неприкосновенности в соответствии с постанов­лением Конституционного Суда России от 20 февраля 1996 г. № 5-П дол­жен ограничиваться лишь сферой депутатской деятельности указанных лиц, что предполагает возможность осуществления любых оперативно-розыскных мероприятий при совершении ими преступных деяний, не связанных с выполнением своих депутатских обязанностей.

На наш взгляд, возможна также иная трактовка дан ной нормы, смысл которой заключается в возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий в порядке, предусмотренном для Президента России.

Неприкосновенность судей закреплена в ст. 122 Конституции России, детализируемая в положениях ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Россий­ской Федерации» (26 июня 1992 г.), которая разъясняет, что проникнове­ние в жилище либо служебное помещение судьи, личный или используе­мый им транспорт, прослушивание его телефонных переговоров, досмотр его корреспонденции могут проводиться только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. Отсюда можно сделать вы­вод, что ОРМ в отношении судьи, ограничивающие указанные права, мо­гут проводиться только в случае возбуждения против него у головного дела.

Однако это не исключает возможности проведения других ОРМ, не ог­раничивающих названных прав. Например, следует признать допустимым и правомерным, в качестве исключения, прослушивание и запись пере­говоров, применяя соответствующую аппаратуру, находящуюся у лица, ко­торое посещает служебное помещение либо жилище судьи. Разумеется, с согласия данного лица и с соблюдением предусмотренных правил, осно­ванных на действующем законодательстве.

Неприкосновенность прокуроров и следователей закреплена в законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в редак­ции ФЗ от 17 ноября 1995 г.). В ст. 42 этого закона определено, что любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокуро­ром или следователем прокуратуры, является исключительной компетен­цией органов прокуратуры.

При получении оперативными аппаратами сведений о признаках под­готавливаемого, совершаемого или совершенного прокурором или сле­дователем прокуратуры противоправного деяния они должны уведомить об имеющихся сведениях вышестоящего прокурора, который с целью про­ведения проверки может поручить им проведение необходимых оператив­но-розыскных мероприятий.

Особые условия предусмотрены для проведения ОРМ, которые ограни­чивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. Из числа мероприятий, предусмотренных в ч. 1 ст. 6 к таковым преж­де всего относятся: один из видов обследования — негласный осмотр жилых помещений; прослушивание телефонных переговоров; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; снятие информации с техни­ческих каналов связи. Их осуществление в соответствии со ст. 23 и 25 Кон­ституции Российской Федерации допускается только на основании судеб­ного решения. Кроме того, их применение возможно не по всем категориям дел, а только по тем, где обязательно производство предварительного след­ствия. Перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие, определен ст. 126 УПК РСФСР.

В прежней редакции закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (1992 г.) указанные ОРМ разрешалось прово­дить только по преступлениям, отнесенным к категории тяжких. Таким образом, новая редакция закона юридически несколько расширила воз­можности оперативных аппаратов в осуществлении своих функций.

Проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, возможно не только при наличии информации, указанной в п. 1-3 ч. 2 ст. 8, но и в случае возбуждения уголовного дела по признакам преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также по другим основаниям, перечисленным в п. п. 3-6 ч. 1 ст. 7 закона об ОРД.

Общие правила проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в соответствии с ч. 3 ст. 8 закона имеют исключения в случа­ях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжко­го преступления. Такие ситуации возникают при поступлении информации о подготавливаемом либо замышляемом преступлении, требующей неотлож­ного реагирования, когда неприменение либо несвоевременное применение ОРМ позволит подозреваемым совершить тяжкое либо особо тяжкое пре­ступление. Оценка вероятности наступления необратимых последствий воз­лагается на руководителя органа внутренних дел, имеющего право вынесе­ния постановления о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, и соблюдении соответствующей процедуры.

Форма обязательного уведомления судьи о неотложном проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в тексте закона об ОРД не указана. Однако смысл содержания ч. 3 ст. 8 позволяет допустить возможность устного уведомления суда(судьи), поскольку в течение 48 часов необходимо получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного ме­роприятия либо прекратить его проведение. При этом следует подчеркнуть, что в любом случае основанием для проведения неотложных оперативно-ро­зыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, является мотивированное письменное постановление руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, который несет пол­ную ответственность до момента получения судебного решения.

Для проведения неотложного ОРМ, носящего разовый характер (ос­мотр жилого помещения, разовый контроль почтовых отправлений и др.), в течение 48 часов также должно быть получено судебное решение в письменной форме.

Без разрешения судьи допускается прослушивание телефонов граждан, в отношении жизни, здоровья или собственности которых возникает уг­роза уничтожения, насилия и т.п. Телефоны ставятся на прослушивание при получении от их владельцев заявления либо согласия в письменной форме. О проводимом прослушивании телефонов по заявлению или с со­гласия граждан судья уведомляется в течение 48 часов. Форма уведомле­ния в тексте Закона не оговорена, однако представляется вполне очевид­ным, что она должна быть письменной.

О возникновении угрозы жизни, здоровью и собственности отдельных граж­дан может быть известно от них самих л ибо из других источников, в том числе конфиденциальных. В заявлении или в письменном согласии гражданина дол­жно быть указано - на какой срок он разрешает поставить свой телефон на прослушивание и согласны ли на это проживающие с ним члены семьи.

При прослушивании телефонных переговоров по заявлению граждан звукозаписывающая аппаратура может включаться только при вызове або­нента для фиксации поступающих в его адрес угроз.

Постановление о проведении проверочной закупки или контролируе­мой поставки предметов, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или опе­ративного внедрения выполняется инициатором мероприятия и утверж­дается руководителем органа внутренних дел, проводящего подобное ме­роприятие (ч. 5 ст. 8 ФЗ).

Если к организации указанных ОРМ необходимо при влечение сотруд­ников других подразделений либо вышестоящих органов внутренних дел, то постановление должно утверждаться вышестоящим руководителем.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких и особо тяж­ких преступлений.

Часть 6 ст. 8 закона запрещает осуществление ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в целях сбора информации, необходимой для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим госу­дарственную тай ну, допуске к работам, связанным с эксплуатацией опас­ных объектов, допуске к участию в ОРД (об установлении с лицом отно­шений сотрудничества; о выдаче разрешен и и на частную охранную и сыс­кную деятельность).

Часть 7 ст. 8 закона разрешает при обеспечении мер безопасности ор­ганов, осуществляющих ОРД, проведение ОРМ, ограничивающих кон­ституционные права граждан, без судебного решения при наличии согла­сия защищаемого должностного лица или гражданина в письменной фор­ме. Само же начало проведения ОРМ в целях обеспечения безопасности лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям (членов их семей) связано с установлением реальной угрозы их жизни, здоровью и имуществу вследствие осуществления ими такого содействия.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий и материалы опера­тивной проверки могут быть использованы для подготовки и осуществле­ния следственных действий и проведения работы по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно-про­цессуальным законодательством.

Оперативно-розыскные мероприятия проводятся в рамках определенных организационно-тактических форм оперативно-розыскной деятельности ор­ганов внутренних дел. Для уяснения их сущности нужно обратиться к неко­торым положениям теории оперативно-розыскной деятельности, науки уп­равления, уголовного процесса, криминалистики и другим источникам, в ко­торых рассматриваются проблемы правоохранительной деятельности.

Так, в соответствии со ст. 118 УПК РСФСР на органы дознания возла­гаются обязанности по принятию необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступле­ний и лиц, их совершивших. Решение этих сложных задач, в свою оче­редь, сопряжено с необходимостью планомерного и постоянного осуще­ствления уполномоченными на то органами и должностными лицами комплекса мероприятий поискового характера по быстрому выявлению ин­формации, касающейся совершенных преступлений, либо относящейся к их подготовке; данных о лицах, к ним причастных, местонахождении ору­жия и иных средств, которые были использованы преступниками, и т. п.

Все эти задачи призваны в первую очередь решать оперативные аппа­раты органов внутренних дел.

Содержательная сторона оперативно-розыскной деятельности, как уже отмечалось выше, представляет собой процесс осуществления разведыва­тельных (поисковых) мероприятий, направленных в целом на следующее:

поиск информации, имеющей значение для борьбы с преступностью, вклю­чая обнаружение самих фактов совершенных преступлений и причастных к ним лиц;

предотвращение преступлений; раскрытие преступлений; розыск преступников и иных лиц.

Многолетняя практика органов внутренних дел и теория оперативно-ро­зыскной деятельности выработали три ее основные формы:

1. Выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес.

2 Оперативно-розыскная профилактика.

3 Оперативная проверка.

Несмотря на самостоятельность, каждая из указанных организационно-тактических форм находит свое отражение в другой, но конечная цель и за­дачи у них разные.

Первая форма выступает как подготовительная, обеспечивающая ин­формацией все виды деятельности оперативных аппаратов. При ее осу­ществлении, в зависимости от криминальной активности и тяжести соде­янного, принимается решение о проведении профилактических мероп­риятий или оперативной проверки. Таким образом, основной целью первой формы является информационное обеспечение всей оперативно-розыскной деятельности.

Для оперативно-розыскной профилактики как самостоятельной формы оперативно-розыскной деятельности основная цель - профилактическое воздействие с помощью сил, средств и методов оперативно-розыскной дея­тельности на лиц, от которых можно ожидать совершения преступления, и нейтрализация (устранение) криминогенных факторов. Результатом такого воздействия должны быть устранение отрицательного влияния на них нега­тивных факторов и отказ от совершения преступлений.

Для оперативной проверки основной целью является раскрытие уже совершенных преступлений или совершаемых, а профилактические ме­роприятия осуществляются наряду с установлением преступников и вы­явлен нем условий, способствующих им в совершении преступлений.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности, составляют Кон­ституция Российской Федерации, настоящий федеральный закон, другие фе­деральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

(Ст. 4 закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, изда­ют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством и по согласованию с Генеральной прокуратурой и Верховным судом с обя­зательной регистрацией нормативного акта в Министерстве юстиции акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оператив­но-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскная деятельность имеет следующие характерные, присущие только ей черты, которые отличают ее от других видов дея­тельности:

осуществляется на основе законов и иных правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность;

осуществляется только специально уполномоченными на то органами и должностными лицами;

является самостоятельным видом государственной деятельности, осу­ществляемой как гласно, так и негласно путем проведения оперативно-ро­зыскных мероприятий;

осуществляется лишь для достижения специфических задач: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняю­щихся от уголовного наказания и без вести пропавших граждан;

категорически запрещается дол<

Наши рекомендации