Сыск в Российской Федерации периода реформ
Оперативно-розыскную деятельность традиционно определяют как вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно, оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Федерального закона (ФЗ).
В самом понятии - оперативно-розыскная деятельность (ОРД) определено,- что она проводится двумя взаимодополняющими способами — гласно и негласно. В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели проводимых оперативно-розыскных мероприятий, должностные лица оперативного подразделения имеют право официально (гласно) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем должностное лицо или гражданин, содействующие проведению ОРД, могут осуществить свои правомочия, предоставленные федеральным законом, негласным путем.
Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений органов внутренних дел комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно. В современных условиях эффективная организация борьбы с преступностью может быть обеспечена лишь при условии сочетания надлежащих оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) со следственными действиями. Иными словами, замаскированным, организованным, тайно совершенным преступлениям и лицам, их совершившим, нужно противопоставить такие действенные меры негласного характера, которые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать подобные преступления.
Оперативно-розыскные мероприятия вместе со следственными действиями направлены на борьбу с преступностью и носят правовой характер. Различия между ними обусловлены тем, что они совершаются в различных правовых режимах и проявляются в следующем:
во-первых, неодинакова правовая база их производства, поскольку следователь действует на основании уголовно-процессуального закона, а оперативно-розыскная деятельность базируется на федеральном законе;
во-вторых, различны пределы производства упомянутых действий: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться до возбуждения уголовного дела;
в-третьих, различны результаты: итогом следственных действий являются доказательства; оперативно-розыскных — лишь сведения об источниках тех фактов, которые могут стать доказательством только после их закрепления процессуальным путем.
Российское законодательство допускает возможность проведения действий, схожих с оперативно-розыскными мероприятиями: это — частная охранная и сыскная деятельность. Оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам охранниками и детективами, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел в целях защиты прав и интересов своих клиентов.
На частных детективов и охранников статус работников правоохранительных органов не распространяется. Они не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные законом исключительно к компетенции органов дознания.
Право осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории России предоставлено оперативным подразделениям (ст. 13 ФЗ):
органов внутренних дел;
органов Федеральной службы безопасности;
федеральных органов налоговой полиции;
федеральных органов государственной охраны;
органов пограничной службы;
таможенных органов;
службы внешней разведки.
Оперативные подразделения органа внешней разведки МО РФ и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения своей безопасности и в случае, если их проведение не затрагивает полномочий других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на территории России, указанных выше.
Данный перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Для осуществления оперативно-розыскной деятельности в системе органов внутренних дел специально созданы и функционируют соответствующие оперативные службы:
уголовного розыска;
по борьбе с экономической преступностью;
по борьбе с организованной преступностью;
по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
оперативные подразделения на транспорте и по охране особо режимных объектов;
оперативные подразделения по обеспечению собственной безопасности;
оперативно-поисковые подразделения;
оперативно-технические подразделения.
Осуществление оперативно-розыскной деятельности с использованием в полном объеме специальных сил, средств и методов является для этих аппаратов основной обязанностью.
В системе органов внутренних дел имеются также оперативные службы и подразделения, выполняющие оперативно-розыскную функцию в усеченном объеме. К числу таковых относятся:
учетно-регистрационные подразделения информационной службы, которые ведут сбор, накопление, систематизацию сведений о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, а также о делах оперативного учета, которые необходимы для успешной организации оперативно-розыскной деятельности (и кроме того выдают эту информацию по запросам оперативных аппаратов);
экспертно-криминалистические подразделения, которые оказывают помощь в квалифицированном применении технических и специальных средств (негласное фото-, кино-, видеосъемка, применение химических средств, радиоактивных изотопов).
Изложенное не исключает возможности осуществления некоторых розыскных мероприятий другими службами органов внутренних дел — ГИБДД, ППС, службой участковых инспекторов милиции и т.п.
Приведенный вФЗ исчерпывающий перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности свидетельствует о том, что деятельность эта носит самостоятельный характер.
Основными аргументами самостоятельности, а также необходимости осуществления оперативно-розыскной деятельности могут служить, во-первых, гуманность цели — как можно раньше вмешаться в цепь событий, ведущих к преступлению, во-вторых, противоправностью действий лиц, подготавливающих или совершающих преступления:
совершением их в условиях неочевидности либо —замаскированностью под законно осуществляемые действия;
ухищренностью действий с целью избежать разоблачений и уголовной ответственности (действия лиц, подготавливающих или совершающих преступления часто происходят в условиях строжайшей конспирации при тщательной маскировке следов: они стремятся вооружиться, изучают основные юридические науки пытаются найти себе консультантов в среде оперативных работников);
тщательностью подготовки, порой продолжительной по времени, но внезапностью и быстротечностью совершения преступления;
большой степенью общественной опасности;
высокой степенью латентности и неизвестностью способствующих ил, условий.
Следует отметить, что, обладая такой чертой, как самостоятельность, оперативно-розыскная деятельность тесно связана с административной деятельностью, предварительным следствием и дознанием, работой по исполнению наказания. Связь оперативно-розыскной деятельности с перечисленными видами деятельности правоохранительной заключается и общности задач по обеспечению охраны общественного порядка и борьбе с преступностью. Необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий прежде всего для выявления лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступлен и и, а также подготавливающих или совершивших преступления в условиях неочевидности, скрывшихся от следствия и суда, пропавших без вести.
Разведывательно-поисковый характер оперативно-розыскной деятельности — ее наиболее важная черта, определяющая во многом ее сущность и значение в борьбе с преступностью. Именно эта черта отличает ее от других видов деятельности, осуществляемой органами милиции. И в первую очередь тем, что придает ей поисковую направленность на выявление неизвестных фактов и обстоятельств, носящих криминальный характер, а также лиц, совершивших преступления, замышляющих или готовящихся их совершить.
Разведывательно-поисковая направленность оперативно-розыскной деятельности проявляется и в отношении уже выявленных лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений, когда нет достаточных улик для их разоблачения. Обнаружение таких улик, обнаружение мест хранения, добытого преступным путем имущества, орудий совершения преступлений, выявление других обстоятельств, подлежащих доказыванию, требует проведения поисковой работы.
Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), применяемые в оперативно-розыскной деятельности, отличаются по своей природе от мероприятий, осуществляемых другими правоохранительными органами, не являющимися субъектами оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскные мероприятия составляют содержание оперативно-розыскной деятельности. Именно путем их проведения реализуется сама деятельность, обеспечивается решение ее задач и достижение конечных целей.
По указанию руководителей органов внутренних дел к проведению ОРМ могут в случае необходимости привлекаться сотрудники других служб (общественной безопасности, противопожарной, аварийно-спасательной и т.п.).
Внештатные сотрудники милиции могут привлекаться к проведению ОРМ, не связанных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, на неприкосновенность жилища. Использование при проведении ОРМ на гласной основе помощи отдельных граждан с их согласия означает возможность дач и ими впоследствии свидетельских показаний на предварительном расследовании или в суде.
Негласная основа означает конфиденциальный характер использования помощи граждан. В этих случаях сведения о таких лицах составляют государственную тайну. Они могут допрашиваться в качестве свидетелей лишь с их письменного согласия.
В случае проведения ОРМ и использования технических средств, предназначенных для негласного получения информации лицами, неуполномоченными на то Законом (сотрудники служб безопасности, частных сыскных бюро и т.п.), они могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. ст. 137, 138, 139 УК РФ.
Для отнесения технического средства к категории предназначенного для негласного получения информации может быть проведено его исследование по поручению руководителя ОВД или экспертиза по постановлению следователя.
Производство и торговля СТС (специальными техническими средствами) подлежат лицензированию. В соответствии с Указом Президента России от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» лицензирование этой деятельности, а также выявление и пресечение случаев незаконного использования СТС возлагается на ФСБ.
Организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий составляет государственную тайну.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий является (ч. 1 ст. 7 ФЗ): наличие возбужденного уголовного дела, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:
о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по вышеуказанным основаниям;
постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством России;
запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции и в целях обеспечения собственной безопасности вправе также собирать данные, характеризующие личность граждан, необходимые для принятия решений (ч. 2 ст. 7 ФЗ):
о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
о выдаче разрешений на частную охранную и сыскную деятельность.
При наличии оснований, предусмотренных п.п. 1-6 ч. 1 ст. 7 Закона, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить оперативную проверку путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Оперативная проверка может проводиться только с разрешения и под непосредственным контролем руководителя органа, ее осуществляющего.
Результаты оперативно-розыскных мероприятий отражаются в оперативно-служебных документах и систематизируются.
Часть 2 ст. 7 ФЗ определяет основания для проведения ОРМ ограниченного перечня. В целях сбора информации для принятия решений, перечисленных выше, в соответствии с ч. 6 ст. 8 ФЗ не могут применяться ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан (ст. ст. 23-25 Конституции РФ). Однако это право не распространяется на деятельность по обеспечению собственной безопасности субъектов ОРД, которая может включать в себя весь перечень ОРМ.
Сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для граждан, окружающей среды, осуществляется подразделениями ФСБ.
Данные, на основании которых принимается решение о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее проведения, а также об установлении отношений сотрудничества, собираются каждым субъектом ОРД, как правило, самостоятельно. Причем сбор данных, достаточных для принятия решения об установлении или поддержании отношений сотрудничества, проводится независимо от того, в какой форме (виде) это сотрудничество осуществляется.
Немаловажное значение для практических работников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеют положения Закона, определяющие условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.
«Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.»
(Статья 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Закон впервые наделил оперативные аппараты правом осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в отношении любой категории граждан, находящихся на территории Российской Федерации.
В части первой данной статьи конкретизируется конституционный принцип равенства всех граждан перед законом, в соответствии с которым при наличии законных оснований ОРМ могут проводится в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения. Вместе с тем и этот принцип имеет частичные исключения, связанные с провозглашенной Конституцией России неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания, прокуроров, следователей и судей.
Согласно ст. 91 Конституции РФ Президент обладает неприкосновенностью. Но действующее законодательство не дает понятия и пределов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной неприкосновенности Президента.
В части 1 ст. 93 Конституции РФ допускается возможность обвинения Президента в государственной измене или в ином тяжком преступлении, подтвержденного заключением Верховного Суда России о наличии в действиях Президента признаков состава преступления. Отсюда представляется вполне логичным выводе возможности осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении Президента, а следовательно и его ближайшего окружения, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в строгом соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности и под контролем Верховного Суда России.
Вместе с тем следует иметь в виду, что неприкосновенность Президента в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» (27 мая 1996 г.) охраняется федеральными органами государственной охраны, а поэтому, на наш взгляд, проведение оперативно-розыскных мероприятий органами дознания — субъектами оперативно-розыскной деятельности в России — возможно лишь в тесном взаимодействии с этими органами охраны.
Следующее исключение касается депутатов Федерального Собрания Российской Федерации (депутаты Совета Федерации, Государственной Думы). Ст. 98 Конституции предусматривает, что депутаты обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Дублируя это положение, федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» (8 мая 1994 г.) в ст. 18 разъясняет, что их неприкосновенность распространяется на жилье, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, а также принадлежащие им документы. Из смысла статьи вытекает, что оперативно-розыскные мероприятия, нарушающие указанные права, проводиться не могут.
Вместе с тем исчерпывающий перечень их прав, перечисленных в законе, позволяет сделать вывод о безусловной возможности проведения иных оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законодательством, с одной стороны, а с другой - о возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий в полном объеме в отношении лиц (родственников) совместно с ними передвигающихся, проживающих и т.п.
Кроме того, институт неприкосновенности в соответствии с постановлением Конституционного Суда России от 20 февраля 1996 г. № 5-П должен ограничиваться лишь сферой депутатской деятельности указанных лиц, что предполагает возможность осуществления любых оперативно-розыскных мероприятий при совершении ими преступных деяний, не связанных с выполнением своих депутатских обязанностей.
На наш взгляд, возможна также иная трактовка дан ной нормы, смысл которой заключается в возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий в порядке, предусмотренном для Президента России.
Неприкосновенность судей закреплена в ст. 122 Конституции России, детализируемая в положениях ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (26 июня 1992 г.), которая разъясняет, что проникновение в жилище либо служебное помещение судьи, личный или используемый им транспорт, прослушивание его телефонных переговоров, досмотр его корреспонденции могут проводиться только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. Отсюда можно сделать вывод, что ОРМ в отношении судьи, ограничивающие указанные права, могут проводиться только в случае возбуждения против него у головного дела.
Однако это не исключает возможности проведения других ОРМ, не ограничивающих названных прав. Например, следует признать допустимым и правомерным, в качестве исключения, прослушивание и запись переговоров, применяя соответствующую аппаратуру, находящуюся у лица, которое посещает служебное помещение либо жилище судьи. Разумеется, с согласия данного лица и с соблюдением предусмотренных правил, основанных на действующем законодательстве.
Неприкосновенность прокуроров и следователей закреплена в законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в редакции ФЗ от 17 ноября 1995 г.). В ст. 42 этого закона определено, что любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
При получении оперативными аппаратами сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного прокурором или следователем прокуратуры противоправного деяния они должны уведомить об имеющихся сведениях вышестоящего прокурора, который с целью проведения проверки может поручить им проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий.
Особые условия предусмотрены для проведения ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. Из числа мероприятий, предусмотренных в ч. 1 ст. 6 к таковым прежде всего относятся: один из видов обследования — негласный осмотр жилых помещений; прослушивание телефонных переговоров; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; снятие информации с технических каналов связи. Их осуществление в соответствии со ст. 23 и 25 Конституции Российской Федерации допускается только на основании судебного решения. Кроме того, их применение возможно не по всем категориям дел, а только по тем, где обязательно производство предварительного следствия. Перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие, определен ст. 126 УПК РСФСР.
В прежней редакции закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (1992 г.) указанные ОРМ разрешалось проводить только по преступлениям, отнесенным к категории тяжких. Таким образом, новая редакция закона юридически несколько расширила возможности оперативных аппаратов в осуществлении своих функций.
Проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, возможно не только при наличии информации, указанной в п. 1-3 ч. 2 ст. 8, но и в случае возбуждения уголовного дела по признакам преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также по другим основаниям, перечисленным в п. п. 3-6 ч. 1 ст. 7 закона об ОРД.
Общие правила проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в соответствии с ч. 3 ст. 8 закона имеют исключения в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления. Такие ситуации возникают при поступлении информации о подготавливаемом либо замышляемом преступлении, требующей неотложного реагирования, когда неприменение либо несвоевременное применение ОРМ позволит подозреваемым совершить тяжкое либо особо тяжкое преступление. Оценка вероятности наступления необратимых последствий возлагается на руководителя органа внутренних дел, имеющего право вынесения постановления о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, и соблюдении соответствующей процедуры.
Форма обязательного уведомления судьи о неотложном проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в тексте закона об ОРД не указана. Однако смысл содержания ч. 3 ст. 8 позволяет допустить возможность устного уведомления суда(судьи), поскольку в течение 48 часов необходимо получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. При этом следует подчеркнуть, что в любом случае основанием для проведения неотложных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, является мотивированное письменное постановление руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, который несет полную ответственность до момента получения судебного решения.
Для проведения неотложного ОРМ, носящего разовый характер (осмотр жилого помещения, разовый контроль почтовых отправлений и др.), в течение 48 часов также должно быть получено судебное решение в письменной форме.
Без разрешения судьи допускается прослушивание телефонов граждан, в отношении жизни, здоровья или собственности которых возникает угроза уничтожения, насилия и т.п. Телефоны ставятся на прослушивание при получении от их владельцев заявления либо согласия в письменной форме. О проводимом прослушивании телефонов по заявлению или с согласия граждан судья уведомляется в течение 48 часов. Форма уведомления в тексте Закона не оговорена, однако представляется вполне очевидным, что она должна быть письменной.
О возникновении угрозы жизни, здоровью и собственности отдельных граждан может быть известно от них самих л ибо из других источников, в том числе конфиденциальных. В заявлении или в письменном согласии гражданина должно быть указано - на какой срок он разрешает поставить свой телефон на прослушивание и согласны ли на это проживающие с ним члены семьи.
При прослушивании телефонных переговоров по заявлению граждан звукозаписывающая аппаратура может включаться только при вызове абонента для фиксации поступающих в его адрес угроз.
Постановление о проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения выполняется инициатором мероприятия и утверждается руководителем органа внутренних дел, проводящего подобное мероприятие (ч. 5 ст. 8 ФЗ).
Если к организации указанных ОРМ необходимо при влечение сотрудников других подразделений либо вышестоящих органов внутренних дел, то постановление должно утверждаться вышестоящим руководителем.
Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений.
Часть 6 ст. 8 закона запрещает осуществление ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в целях сбора информации, необходимой для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тай ну, допуске к работам, связанным с эксплуатацией опасных объектов, допуске к участию в ОРД (об установлении с лицом отношений сотрудничества; о выдаче разрешен и и на частную охранную и сыскную деятельность).
Часть 7 ст. 8 закона разрешает при обеспечении мер безопасности органов, осуществляющих ОРД, проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, без судебного решения при наличии согласия защищаемого должностного лица или гражданина в письменной форме. Само же начало проведения ОРМ в целях обеспечения безопасности лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям (членов их семей) связано с установлением реальной угрозы их жизни, здоровью и имуществу вследствие осуществления ими такого содействия.
Результаты оперативно-розыскных мероприятий и материалы оперативной проверки могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий и проведения работы по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Оперативно-розыскные мероприятия проводятся в рамках определенных организационно-тактических форм оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Для уяснения их сущности нужно обратиться к некоторым положениям теории оперативно-розыскной деятельности, науки управления, уголовного процесса, криминалистики и другим источникам, в которых рассматриваются проблемы правоохранительной деятельности.
Так, в соответствии со ст. 118 УПК РСФСР на органы дознания возлагаются обязанности по принятию необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Решение этих сложных задач, в свою очередь, сопряжено с необходимостью планомерного и постоянного осуществления уполномоченными на то органами и должностными лицами комплекса мероприятий поискового характера по быстрому выявлению информации, касающейся совершенных преступлений, либо относящейся к их подготовке; данных о лицах, к ним причастных, местонахождении оружия и иных средств, которые были использованы преступниками, и т. п.
Все эти задачи призваны в первую очередь решать оперативные аппараты органов внутренних дел.
Содержательная сторона оперативно-розыскной деятельности, как уже отмечалось выше, представляет собой процесс осуществления разведывательных (поисковых) мероприятий, направленных в целом на следующее:
поиск информации, имеющей значение для борьбы с преступностью, включая обнаружение самих фактов совершенных преступлений и причастных к ним лиц;
предотвращение преступлений; раскрытие преступлений; розыск преступников и иных лиц.
Многолетняя практика органов внутренних дел и теория оперативно-розыскной деятельности выработали три ее основные формы:
1. Выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес.
2 Оперативно-розыскная профилактика.
3 Оперативная проверка.
Несмотря на самостоятельность, каждая из указанных организационно-тактических форм находит свое отражение в другой, но конечная цель и задачи у них разные.
Первая форма выступает как подготовительная, обеспечивающая информацией все виды деятельности оперативных аппаратов. При ее осуществлении, в зависимости от криминальной активности и тяжести содеянного, принимается решение о проведении профилактических мероприятий или оперативной проверки. Таким образом, основной целью первой формы является информационное обеспечение всей оперативно-розыскной деятельности.
Для оперативно-розыскной профилактики как самостоятельной формы оперативно-розыскной деятельности основная цель - профилактическое воздействие с помощью сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности на лиц, от которых можно ожидать совершения преступления, и нейтрализация (устранение) криминогенных факторов. Результатом такого воздействия должны быть устранение отрицательного влияния на них негативных факторов и отказ от совершения преступлений.
Для оперативной проверки основной целью является раскрытие уже совершенных преступлений или совершаемых, а профилактические мероприятия осуществляются наряду с установлением преступников и выявлен нем условий, способствующих им в совершении преступлений.
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности, составляют Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
(Ст. 4 закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством и по согласованию с Генеральной прокуратурой и Верховным судом с обязательной регистрацией нормативного акта в Министерстве юстиции акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Оперативно-розыскная деятельность имеет следующие характерные, присущие только ей черты, которые отличают ее от других видов деятельности:
осуществляется на основе законов и иных правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность;
осуществляется только специально уполномоченными на то органами и должностными лицами;
является самостоятельным видом государственной деятельности, осуществляемой как гласно, так и негласно путем проведения оперативно-розыскных мероприятий;
осуществляется лишь для достижения специфических задач: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и без вести пропавших граждан;
категорически запрещается дол<