Ограниченно правоспособные граждане
1. <QUEST5< FONT>Женщины. Женщина не обладала правоспособностью в области публичного права, не имея ни ius suffragii, ius honorum. Она не признавалась носителем отцовской власти (власти домовладыки – paterfamilias)., даже при отсутствии отца семейства. В классическом римском праве женщина не могла быть назначена опекуном и не имела права усыновлять приемных детей. Отдельные изъятия из правоспособности женщин были установлены специальными законами. Так, закон Вокония (lex Voconia 169 г. до н.э.) ограничил право женщин на получение большого наследства, а <CLOSETEST19< FONT>Веллеянов сенатусконсульт (senatus consultum Velleianum 46 г. н.э.) mashtest7запретил женщинам принимать на себя чужие долги.
2. Вольноотпущенники (libertini).
Среди граждан существовало разделение на “свободнорожденных” (ingenui) и “вольноотпущенников” (libertini).
<CLOSETEST7< FONT>Раб, отпущенный на волю своим господином, получал тот правовой статус, который имел его бывший хозяин. Таким образом, если хозяин был римским гражданином, то и раб становился римским гражданином. Однако его правоспособность была существенно ограничена. У него, в отличие от свободнорожденного римского гражданина (ingenuus), отсутствовало пассивное избирательное право – ius honorum.
В области частного права за бывшим хозяином (патроном) признавалось специфическое “право патроната” (ius patronatum) в отношении его вольноотпущенника. Оно выражалось в том, что за вольноотпущенником признавались алиментарные обязательства в пользу бывшего хозяина (alimenta), то есть обязанность предоставлять патрону содержание в случае нужды. Патрон имел право на участие в наследовании имущества вольноотпущенника. Магистрат мог отказать вольноотпущеннику в принятии к рассмотрению его иска против патрона, если удовлетворение такого иска было связано с бесчестьем (infamia) для ответчика. К числу таких исков относились в частности иски о неисполнении договора поручения, хранения, товарищества. Вольноотпущенник должен был оказывать патрону услуги. Патрон имел право требовать от вольноотпущенника только тех услуг, которые “достойны свободного человека”, к числу которых не относится грязная работа, исполнявшаяся как правило рабами. Вольноотпущеник мог обещать патрону оказывать ему услуги, которые патрон сочтет необходимыми, однако патрон не должен был требовать чего-то чрезмерного, того, что с точки зрения обычного права вольноотпущеннику не пристало делать. Со времен императора Диоклетиана вольноотпущенники свободно выбирали место жительства. Патроны не имели права ограничивать личную свободу вольноотпущенников, запрещая им заниматься какой-либо профессиональной деятельностью. Никаких запретов на конкуренцию вольноотпущенников с патронами не существовало.36 Таким образом, хотя по римскому классическому праву патроны имели право не только предъявить иск о взыскании своего ущерба от непредоставления вольноотпущенником услуг, но и потребовать на этом основании взыскания неустойки, и даже обратного обращения вольноотпущенника в рабство ввиду проявленной им неблагодарности, однако для этого было необходимо именно нарушение вольноотпущенником тех обязанностей, исполнения которых от него имел право требовать патрон.
3. Колоны. <OPENTEST10< FONT>Колоны представляли собой лично свободных, однако прикрепленных к земле крестьян. Эта категория появляется в постклассическом римском праве. Законодательное прикрепление колонов к земле относится к IV в. н.э. Колон не имел права оставить землю, но и собственник земли не имел права прогнать колона. Колон платил собственнику арендную плату. Отношения колоната выросли из отношений мелких арендаторов с латифундистами – собственниками больших земельных угодий, так что изначально словом “колон” обозначался просто арендатор сельскохозяйственного земельного участка. Юридическое прикрепление колонов к земле объяснялось нехваткой рабочих рук и общей тенденцией административного регулирования экономики в Поздней Римской Империи. Постепенно формально лично свободный статус таких “крепостных” утратил реальное значение, поскольку собственники земли получили право применять к колонам телесные наказания, и в целом право суда и расправы над ними. В рамках отношений колоната вызревали феодальные отношения, которые впоследствии получили господство в социально-экономической жизни Европы в Средние века.
4. Кабальные. В архаическом римском праве свободный человек мог попасть в кабалу к кредитору. Это состояние давало кредитору власть над должником, аналогичную власти на рабом.37 В классическом римском праве ввиду замены личной ответственности по долгам ответственностью имущественной такая ситуация на практике не встречается.
Неграждане38
a. Латины (Latini).
Статус латина был промежуточным положением между римским гражданином и иностранцем. Такое правовое положение приобретали жители тех народов и общин, которые добровольно вошли в состав римского государства. Также этот статус мог быть присвоен общине или даже отдельному человеку за особые заслуги перед римским государством. Латины <CLOSETEST13< FONT>обладали правом коммерции (ius commercii), то есть в области гражданского права они были правоспособны наравне с римскими гражданами. Право законного римского брака (ius conubii) у них могло быть лишь в виде особой привилегии, то есть сам по себе статус латина такого права не подразумевал. Будучи в Риме, латин мог голосовать в Народном собрании (ius suffragii).
Статус латина приобретался:
o рождением в браке латинов или вне брака от матери-латинки
o присвоение статуса латина актом государственной власти
o добровольный переход римского гражданина в положение латина с целью приобретения земель, раздаваемых в провинциях римским поселенцам-колонистам
Особую категорию составляли т.н. “юнианские латины” (Latini Juniani). Это были рабы, отпущенные на свободу без соблюдения предусмотренной цивильным правом формы данного акта, либо в нарушение закона об ограничениях отпуска рабов на волю. mashtest9В отношении такого рода вольноотпущенников законом Юния Норбана ( 19 г. н.э.) было установлено, что они получают свободу и правовой статус латина, однако в момент смерти считаются вернувшимися в рабское состояние, а нажитое ими имущество считается пекулием, который им предоставил господин. В результате все нажитое юнианским латином при жизни имущество после его смерти доставалось его бывшему господину. По этой причине говорили, что “юнианские латины живут свобоными, а умирают рабами”. Свое название юнианские они получили от имени автора данного законопроекта.
Хотя разделение на граждан и латинов исчезает после 212 г.н.э., когда император Каракалла даровал гражданство всему населению Римской Империи,39 однако “юнианские латины” существуют вплоть до времени Юстиниана. Однако и после издание этого постановления Каракаллы (Constitutio Antoniniana) в римском праве остается категория неграждан – иностранцев (peregrini).
b. Иностранцы (peregrini). В архаическом римском праве иностранцы не имели никакой правоспособности. Затем в связи с появлением понятия “права народов” и должности “претора по делам иностранцев” (praetor peregrinus) <CLOSETEST12< FONT>за ними была признана правоспособность в сфере гражданского права постольку, поскольку она обеспечивалась фиксируемыми в эдикте “претора перегринов” нормами “права народов”(ius gentium). Кроме того, на завоеванных территориях римляне специальными уставами провинций (leges provinciae) могли даровать покоренным народам право жить согласно их собственному праву. В таком случае гражданско-правовые отношения представителей этих народов с римлянами и с представителями других народов регулировались “правом народов”, а друг с другом – их собственным правом. Политических прав перегрины не имели.
Статус перегрина приобретался:
o рождением от брака перегринов или вне брака от матери-перегринки
o присуждение римского гражданина к уголовному наказанию, связанному с лишением прав римского гражданства
o отпущение римским гражданином на волю раба, совершившего в период нахождения в рабстве преступление и понесшего наказание за это.