Права и свободы человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации.
Задача. Гражданка Власова, имеющая нетрудоспособную мать – гражданку РФ – и проживавшая в течение 2,5 лет на территории Санкт-Петербурга, обратилась в паспортно-визовую службу с заявлением о приеме её в гражданство РФ в упрощенном порядке. Ей было отказано в приеме заявления на том основании, что она должна обратиться в паспортный стол по месту жительства её родителей не ранее истечения 4-х летнего срока проживания в Российской Федерации.
Можно ли обжаловать отказ в приеме заявления и если да, то по каким основаниям? Каковы основания приобретения гражданства РФ? При каких условиях возможно приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке?
Конституционные основы федеративного устройства России. Принципы федеративного устройства.
Задача. Постановлением главы администрации области был утвержден «Перечень основных лекарственных средств, назначаемых больным на льготных условиях при амбулаторном лечении». В одном из пунктов того же Постановления было предусмотрено, что Перечень лекарств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или на льготных условиях, ежегодно утверждается главой администрации края.
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительными указанных нормативных актов, сославшись на то, что Перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением главы администрации края, и порядок его утверждения ущемляют права групп населения в части предоставления им бесплатно или на льготных условиях всех лекарственных средств. Реализация права на льготное приобретение лекарств ставится в зависимость не от наличия у гражданина заболевания, относящегося к определенной группе и категории, а от вида назначенного ему лекарственного средства, а, следовательно, противоречит федеральному законодательству.
Представитель администрации возражал против заявления прокурора и пояснил, что Перечень не отменяет льготы, предусмотренные законом, а только определяет их минимальный уровень, эта мера – вынужденная и связана с дефицитом денежных средств. Кроме того, он ссылался на п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которому вопросы координации здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Таким образом, субъект РФ вправе регулировать указанные вопросы самостоятельно.
Какие принципы положены в основу российского федерализма? Какова цель разделения предметов ведения и полномочий на исключительные и совместные? Назовите вопросы исключительного ведения Российской Федерации. Каков механизм реализации полномочий РФ и субъектов по вопросам совместного ведения? Какое решение должен принять суд?
Президент Российской Федерации – глава государства. Конституционный статус Президента РФ.
Задача. Министром иностранных дел Российской Федерации был заключен от имени Российской Федерации международный договор с арабской республикой Ливан о совместных усилиях по борьбе с терроризмом. Израиль и США в ответ обвинили Россию в сотрудничестве со странами, которые поддерживают террористические организации. Уступая под влиянием американской и израильской дипломатии, Президент РФ, ссылаясь на свое конституционное полномочие по определению основных направлений внешней политики России, признал неправомерным заключение договора с Ливаном и объявил о его расторжении. Ливан в свою очередь потребовал объяснений, поскольку никаких оснований считать министра иностранных дел в момент заключения договора неуправомоченным лицом не было.
Каковы полномочия Президента по определению направлений внешней и внутренней политики? Вправе ли Президент признать неправомерными действия министра иностранных дел? Имеет ли значение для решения данного дела норма Конституции, устанавливающая, что Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и за рубежом?
Федеральное Собрание РФ. Законодательный процесс.
Задача. Фракция КПРФ в Государственной Думе разработала и вынесла на рассмотрение в порядке законодательной инициативы альтернативный проект федерального бюджета.
В заключении по этому законопроекту Правового управления Аппарата Государственной Думы было указано, что конституционных препятствий к рассмотрению проекта бюджета нет. Статья 114 Конституции РФ устанавливает обязанность Правительства разработать проект бюджета и представить его на рассмотрение Государственной Думы. Порядок осуществления этих действий регламентирован действующим законодательством, в частности, Бюджетным кодексом РФ. Однако нигде не содержится запрета на разработку и внесение альтернативного проекта бюджета. Конституция РФ не устанавливает исключительной законодательной инициативы по данному вопросу Правительства РФ. Заключение Правительства, если строго следовать формулировке статьи 104 (часть 3) Конституции РФ, не требуется. Однако, оно получено, а его отрицательный характер не препятствует рассмотрению проекта.
В чем особенности стадии законодательного процесса - законодательной инициативы? Каковы субъекты, условия и порядок реализации права законодательной инициативы? Дайте оценку заключению Правового управления Аппарата Государственной Думы.