Основы международного коммерческого арбитража
В соответствии с Законом 1993 г. МКАС рассматривает споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.
Если сторона имеет более одного коммерческого предприятия, коммерческим предприятием считается то, которое имеет наибольшее отношение к арбитражному соглашению; в отсутствие же у стороны коммерческого предприятия принимается во внимание ее постоянное местожительство. В обязательственных отношениях юридических лиц под термином «коммерческое предприятие» понимается не субъект права, а постоянное место осуществления деловых операций; национальная принадлежность сторон во внимание не принимается (аналогично принципам Конвенции ООН 1980г. О договорах международной купли-продажи товаров).
Состав МКАС. Состав формируется двумя способами в зависимости от воли сторон:
1. Истец выбирает одного арбитра, ответчик – другого, а выбранные арбитры – третьего, который является председателем состава.
2. Стороны договариваются по поводу одного арбитра (арбитражный сбор снижается на 30%).
Если стороны не избирают арбитра, либо арбитры сторон не выбирают суперарбитра, эти функции выполняет председатель ТПП государства, на территории которой имеет место нахождения или место жительства сторона, не назначившая арбитра. Согласно закону РФ о МКА, эту функцию выполняет Председатель ТПП РФ (согласно ст.1 Закон РФ применяется, если арбитраж находится на территории РФ). Указанный срок исчисляется с момента, когда выяснилась необходимость избрания арбитров (ст. 20). Арбитр избирается из списка, утвержденного Председателем ТПП.
Арбитры не обязательно должны обладать юридическим образованием, они должны быть беспристрастными, компетентными и независимыми. Лицо, принимающее на себя функции арбитра, должно сообщить в МКАС о любых обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения в его беспристрастности или независимости в связи со спором, в разрешении которого предполагается его участие. Арбитр должен незамедлительно поставить в известность МКАС о любом таком обстоятельстве, если оно становится ему известным впоследствии в течение арбитражного разбирательства (п. 1 ст. 2).
Важной гарантией беспристрастности и независимости арбитров является право сторон на их отвод. Каждая из сторон вправе заявить об отводе арбитра, председателя состава арбитража или единоличного арбитра, если существуют обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения в их беспристрастности или независимости, в частности, если можно предположить, что они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе дела. Отвод может быть заявлен и в случае если арбитр не обладает квалификацией, обусловленной соглашением сторон. Письменное заявление сторон об отводе, содержащее его мотивы, должно быть сделано не позднее 15 дней после того, как сторона узнала о сформировании состава арбитража, или после того, как сторона узнала об обстоятельствах, которые могут служить основанием для отвода. Заявление об отводе, сделанное позднее указанного срока, рассматривается только в том случае, если причина задержки заявления об отводе будет признана уважительной. Вопрос об отводе арбитра решается другими членами состава арбитража. Если не будет достигнуто соглашения между ними, или если отвод заявлен против двух арбитров или единоличного арбитра, вопрос об отводе решается Президиумом МКАС. Арбитр, председатель состава арбитража или единоличный арбитр могут также заявить о самоотводе по собственной инициативе (ст. 24).
Если арбитр, председатель состава арбитража или единоличный арбитр оказываются юридически или фактически неспособными выполнять свои функции или по иным причинам не осуществляют эти функции без неоправданной задержки, полномочия каждого из них могут быть прекращены по соглашению сторон. Полномочия арбитра, председателя состава арбитража или единоличного арбитра также прекращаются при их заявлении о самоотводе. При наличии достаточных оснований и недостижении сторонами соответствующего соглашения каждая из них вправе обратиться в Президиум МКАС с просьбой решить вопрос о прекращении полномочий арбитра, председателя состава арбитража или единоличного арбитра. Президиум МКАС вправе по собственной инициативе решить вопрос о прекращении полномочий арбитра, председателя состава арбитража или единоличного арбитра при наличии достаточных оснований (ст. 25).
Если председатель состава арбитража, единоличный арбитр или арбитр был отведен или не может участвовать в разбирательстве дела по иным причинам, их заменяет соответственно запасной председатель состава арбитража, запасной единоличный арбитр или запасной арбитр. В случаях, когда замена не может произойти, новый председатель состава арбитража, единоличный арбитр или арбитр избираются или назначаются в соответствии с Регламентом. Если председателя состава арбитража, единоличного арбитра или арбитра назначал председатель МКАС, он же осуществляет и новые назначения. В случае необходимости и с учетом мнения сторон измененный состав арбитража может заново рассмотреть вопросы, которые уже рассматривались на предыдущих устных слушаниях по делу, состоявшихся до замены (ст. 26).
Арбитры не являются мандатариями сторон, т.е. их представителями. Они действуют в личном качестве и не обязаны защищать интересы сторон спора.
Третейский суд сам определяет процедуру рассмотрения спора. Существуют 2 основные варианта:
1. во время процесса исследуются письменные доказательства и заслушиваются мнение сторон;
При таком рассмотрении неявка стороны, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания, не препятствует разбирательству дела и вынесению решения, если только неявившаяся сторона не заявила в письменной форме ходатайство об отложении слушания дела по уважительной причине. Сторона может просить о слушании дела в ее отсутствие (ст. 28 Закона о МКА).
2. исследуются только письменные доказательства.
Состав арбитража может, однако, назначить устное слушание, если представленные материалы окажутся недостаточными для разрешения спора по существу. В случае необходимости по инициативе сторон или состава арбитража слушание дела может быть отложено либо его разбирательство приостановлено. Об отложении слушания или о приостановлении арбитражного разбирательства выносится постановление.
Принципы деятельности МКАС.
1) Принцип конфиденциальности. Проявляется в том, что слушание дела закрыто и не допускается разглашение информации о деле.
2) Принцип сотрудничества с государственными судами. Проявляется в том, что по просьбе третейских судов государственных суды принимают меры по обеспечению иска и по принудительному исполнению третейского решения (эти функции в России выполняют арбитражные суды РФ).
3) Принцип интернационализма. Третейский суд может заседать на территории государства, судьей может быть иностранный гражданин, доказательства могут представляться из-за границы, решение может быть исполнено за рубежом.
Решение принимается на закрытом совещании большинством голосов состава арбитража. Если решение не может быть принято большинством голосов, оно принимается председателем состава арбитража. Арбитр, не согласный с принятым решением, может изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к решению (п. 2 ст. 39). После вынесения решения его резолютивная часть объявляется сторонам устно, а в случае их отсутствия может быть сообщена им письменно. В течение устанавливаемого составом арбитража срока, который не должен, как правило, превышать 30 дней, сторонам направляется мотивированное решение. Состав арбитража по окончании устного слушания может постановить, что арбитражное решение без устного объявления его резолютивной части будет направлено сторонам в срок, который не должен, как правило, превышать 30дней (ст. 40).
Решение третейского суда является окончательным и не подлежит обжалованию по мотивам неправильного применения материальных норм.
Решение третейского суда может быть оспорено (по новому процессуальному законодательству - в арбитражных судах) по следующим основаниям:
-арбитражное соглашение является недействительным или стороны были недееспособны при его заключении;
недействительность АС – спор не входит в компетенцию третейского суда или является исключительной компетенцией гос суда, утратило силу – отменено последующими соглашениями сторон или прекращено по другим законным основаниям;
не может быть исполнено – не указан постоянный третейский суд, либо не определен порядок создания суд ад хок, порядок выбора третейских судей, порядок действий трет сула и иные необходимые процедуры;
-одну из сторон спора не известили о начале арбитражного разбирательства и данная сторона по этой причине или по другим уважительным причинам не смогла представить своих объяснений;
-при рассмотрении спора были нарушены правила арбитражной процедуры страны суда;
-арбитражное решение не является окончательным;
-решение вынесено по вопросу, на который не распространяется действие арбитражного соглашения сторон;
-спор относится к исключительной подсудности государственных судов (например, по недвижимости, расположенной в РФ, перечень оснований – ст.248 АПК РФ);
-решение противоречит публичному порядку РФ. Ст.V Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. разрешает государственному суду по собственной инициативе исследовать вопрос о том, не будет ли противоречить признание и приведение в исполнение решения иностранного арбитража публичному порядку государства, на территории которого находится имущество ответчика. Если суд придет к такому выводу, то в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения может быть отказано.