Виды международного коммерческого арбитража

Существо МКА определяется по роду рассматриваемых дел – это споры по гражданско-правовым отношениям в сфере внешней торговли. Общепризнанная концепция МКА – юрисдикция третейского суда основана только на принципе автономии воли сторон в их договорных отношениях. Автономия воли в МКА понимается как источник права. Природа МКА как негосударственного образования обусловлена именно соглашением сторон, представляющим собой источник права (lex privata).

Институционный, или постоянно действующий, арбитраж создается при национальных торговых (торгово-промышленных) палатах, биржах, ассоциациях, союзах. Основа функционирования – специальный национальный закон и принятый на его основе регламент такого МКА. Арбитражное разбирательство основано на процедуре, установленной в регламенте. Есть список постоянных арбитров, из которых стороны сами выбирают арбитров. Этот вид МКА наиболее предпочтителен при разбирательстве сложных дел, связанных с запутанными и трудноразрешимыми разногласиями, проблемами по применению права. В настоящее время в мире функционирует более 100 институционных арбитражей, действующих в различных государствах (Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, Американская арбитражная ассоциация, Лондонский международный третейский суд и др.)

Изолированный (разовый) арбитраж, или арбитраж ad hoc, создается сторонами для рассмотрения конкретного дела. После окончания разбирательства и вынесения решения он прекращает свое существование. Стороны выбирают место проведения арбитража, сами устанавливают правила избрания арбитров и арбитражную процедуру. Изолированный арбитраж основан на практически неограниченной автономии воли сторон в выборе процедуры рассмотрения спора. Возможны детальное согласование процедуры, ее регламентация на основе регламентов институционных арбитражей или типовых регламентов, разработанных международными организациями. Стороны вправе договориться о внесении любых изменений в регламент. Изолированный арбитраж– это наиболее эффективное средство разбирательства споров, связанных с фактическими обстоятельствами, например проверкой качества товаров, определением их цены.

73. Арбитражные соглашения и компетенция международного коммерческого арбитража.

Процедура арбитражного разбирательства регулируется внутренним законодательством государства.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» разбирательство ведется на русском языке.

Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов.

Если стороны не договорились об ином, то третейское разбирательство осуществляется в заседании третейского суда с участием сторон или их представителей.

Сторонам должно быть заблаговременно направлено уведомление о времени и месте заседания третейского суда.

Если стороны не договорились об ином, то копии всех документов и иных материалов, а также иная информация, которые представляются третейскому суду одной из сторон, должны быть переданы третейским судом другой стороне. Экспертные заключения, на которых третейский суд основывает свое решение, должны быть переданы третейским судом сторонам.

Состав третейского суда рассматривает дело в закрытом заседании. В заседании третейского суда ведется протокол. Положение о третейском суде для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате РФ (утв. постановлением Президиума Торгово-промышленной палаты РФ от 23 октября 1992 г. № 80-9) гласит, что для обращения в третейский суд не требуется соблюдения предварительного порядка урегулирования споров самими сторонами.

Стороны могут вести дела непосредственно или через должным образом уполномоченных представителей, выбранных по своему усмотрению.

В соответствии с регламентом третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации третейский суд состоит из председателя и двух заместителей председателя, судей, включенных в список, ответственного секретаря и его заместителя, а также технических работников.

Третейский суд принимает меры к рассмотрению спора в возможно короткий срок. По конкретному делу третейское разбирательство должно быть завершено в срок не более 2 месяцев со дня образования состава. Срок рассмотрения дела может быть продлен.

Третейское производство возбуждается подачей искового заявления.

По соглашению сторон дело рассматривается единоличным судьей, который избирается из списка судей по взаимной договоренности сторон, или, если не будет достигнуто соглашение между ними, назначается из того же списка председателем третейского суда.

Далее идет подготовка разбирательства дела, извещаются стороны о заседании.

Стороны могут вести свои дела в третейском суде непосредственно или через должным образом уполномоченных представителей, назначаемых сторонами по своему усмотрению.

Неявка стороны, надлежащим образом извещенной о времени и месте арбитражного заседания, не препятствует разбирательству дела, если только неявив-шаяся сторона до окончания разбирательства дела не потребовала отложить его по уважительной причине.

Сторона может просить о разбирательстве дела в ее отсутствие.

По итогам рассмотрения дела выносится решение. В процессе разбирательства возможно заключение мирового соглашения.

Решения третейского суда исполняются сторонами добровольно. Не исполненные в срок решения третейского суда приводятся в исполнение в соответствии с законом

74. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений.

Признание и исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории иностранного государства, основывается на нормах международных конвенций:*Нью-Йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.;* Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитражей 1961 г.;* Московская Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества 1972 г.;* Межамериканская Конвенция о международном коммерческом арбитражей 1975 г.; *Арабская Конвенция о международном коммерческом арбитраже 1987 г. Основы системы признания и принудительного исполнения арбитражных решений заложены в Нью-Йоркской Конвенции 1958 г., согласно которой государства- участники признают и обязуются исполнять арбитражные решения независимо оттого, на территории какого государства это решение принято (в настоящее время в конвенции участвует около 100 государств, вт.ч. РФ). Исполнение иностранных арбитражных решений осуществляется в соответствии с процессуальным правом того государства, на территории которого испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений. Признание арбитражных решений возможно только при наличии письменного арбитражного соглашения. Нью-Йоркская Конвенция 1958 г. действует только в отношении решений, принятых в рамках международного коммерческого арбитража, то есть решений негосударственных судебных органов, к числу которых в России относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ. Конвенция закрепляет исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании исполнения арбитражных решений, которые можно разделить на две группы. К первой группе относятся основания отказа по просьбе стороны, против которой вынесено решение: одна из сторон недееспособна по своему личному закону; арбитражное соглашение недействительно по закону, который выбрали стороны, либо по закону государства места вынесения решения; отсутствует надлежащее уведомление стороны о времени и месте арбитражного разбирательства; арбитраж вышел за пределы своей компетенции; нарушения арбитражной процедуры. Ко второй группе относятся основания отказа со стороны компетентных органов государства места исполнения решения в случаях, если: объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону государства, где испрашивается признание и исполнение; последствия признания решения и приведения его в исполнение противоречат публичному порядку этого государства. В законодательстве Российской Федерации порядок признания и исполнения решений иностранных судов и арбитражей определяется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г., ГПК РФ и АПК РФ. Признание решения, т.е. признание прав и обязанностей сторон, вытекающих из него, не требует дополнительной процедуры. Для принудительного исполнения решения необходима дополнительная процедура: обращение с ходатайством в компетентный суд РФ (общее правило — по месту жительства должника или месту нахождения его имущества). Порядок рассмотрения ходатайства и процедура исполнения решения определены вФ31997 г. «Об исполнительном производстве». Вызывающим наибольшее количество споров является решение вопроса о мерах по предварительному обеспечению иска. По Закону о МКА1993 г. третейский суд по просьбе стороны может распорядиться о принятии таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые суд считает необходимыми. Сторона вправе обратиться и в суд общей юрисдикции с просьбой о принятии мер по предварительному обеспечению иска.

75. Легализация иностранных документов: понятие и способы.

Существует действие документов во времени, по кругу лиц и в пространстве, т. е. на определённой территории. Для действия иностранного официального документа на территории другого государства необходима его легализация, т. е. придание ему юридической силы.

Суть легализации состоит в подтверждении полномочий, подлинности подписи, а в некоторых случаях, печати или штампа должностного лица, выдавшего документ. Легализация документов – это специальная процедура перевода и оформления документов для того, чтобы документы имели юридическую силу за рубежом. Эта процедура достаточно сложна и занимает много времени.

В соответствии с указанной Конвенцией на документах, совершённых компетентным органом одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апостиль) – удостоверительная надпись. Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступает лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми он скреплён. Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации.

Легализации или проставления апостиля не требуется, если договорённости между 2-мя или несколькими государствами отменяют или упрощают данную процедуру.

Так, 2-х сторонние договоры об оказании правовой помощи, участницей которых является РФ, а также Минская конвенция 1993 г., определяют порядок, в соответствии с которым документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения, рассматриваются как официальные и пользуются на территории других государств – участников договора (конвенции) доказательственной силой официальных документов какого-либо удостоверения.

После легализации или удостоверения посредством апостиля, а также в случаях, когда легализация не требуется, производится перевод документов и верность перевода свидетельствуется нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями РФ.

Апостиль (apostille) – это специальный штамп (квадрат, со сторонами около 9 см), который в соответствии с Гаагской конвенцией, отменяющий требование легализации иностранных официальных документов, проставляется на официальных документах, исходящих от органов и должностных лиц РФ, включая, среди прочего, документы, исходящие от органов прокуратуры, административных и судебных органов, нотариальные акты. Проставление апостиля на официальном документе не требует дальнейшего заверения или легализации такого документа для целей его признания на территории другого государства-участника Конвенции.

В рамках СНГ ни легализация, ни апостиль при предоставлении иностранных документов не требуется – действует Минская конвенция от 22 января 1993 г. (с изменениями от 28.03.1997 г.).

Таким образом, существует 2 способа легализации иностранных официальных документов:

- общий способ легализации (консульская легализация – документ, составленный и выданный властями одной страны подтверждается консульским агентом другой страны). Он делает отметку, прикрепляет бумажку к судебному поручению – подтверждает подпись и статус лица, иногда печать. Дело это длинное и хлопотное. Самый главный минус – если РФ хочет использовать этот документ за границей, то легализация в РФ будет иметь силу только в РФ, и так всякий раз, т. е. легализация имеет локальный характер.

- в связи с этим, в 1960 г. была принята Гаагская конвенция “Об отмене официального удостоверения, легализации иностранных документов” (апостильская). Её смысл – легализация производится в упрощённом порядке. Чтобы РФ легализовать какой-либо документ (свидетельство о браке и т. д.), РФ нужно проставить специальный штамп – апостиль (прямоугольный штамп, образец которого прилагается к конвенции). Он ставится непосредственно должностными лицами выдавшей страны. Главное, что апостилированный документ будет иметь интерлокальный характер, т. е. будет действовать во всех странах.

Одновременно нужно перевести и легализовать документ. Одно другого не исключает и не заменяет. В РФ – подразделение ФРС РФ, вопросы образования – Министерство образования РФ, вопросы брака – ФРС РФ.

76. Нотариальные действия в международном частном праве.

Основные задачи нотариата в сфере правоотношений с иностранным элементом - обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая иностранных граждан и апатридов, путем совершения предусмотренных национальным законодательством нотариальных действий.

Функции нотариата:

удостоверение документов, предназначенных для действия за границей; принятие документов, составленных за границей;

охрана имущества, оставшегося на территории данного государства после смерти иностранного гражданина;

охрана имущества, переходящего по наследству иностранцу после смерти местного гражданина;

обеспечение доказательств, требуемых для ведения дела в органах иностранного государства.

Порядок и условия применения иностранного права российским нотариатом установлены в Основах законодательства Российской Федерации 1993 г. о нотариате и в ст.ст. 1186—1193 ГК РФ.

На территории иностранных государств нотариальные действия от имени РФ осуществляют уполномоченные должностные лица консульских учреж­дений России.

Нотариальные функции консульских учреждений:

охрана наследственного имущества, выдача свидетельства о праве на наследство;

удостоверение верности копий документов и выписок из них;

удостоверение сделок;

представительство интересов граждан своего государства в гражданском процессе.

Правомочия консула в сфере нотариальных действий закреплены в консульских конвенциях.

В законодательстве закреплено право нотариата обращаться к иностранным органам юстиции с поручением о производстве отдельных нотариальных действий в порядке, предусмотренном международными договорами и национальным законом.

Если международным договором России установлены иные правила о нотариаль­ных действиях, чем те, которые предусмотрены законодательными актами РФ, при со­вершении нотариальных действий применяются правила международного договора.

Если международный договор России относит к компетенции нотариуса совершение нотариального действия, не предусмотренного законодательством РФ, нотариус произво­дит это нотариальное действие в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции РФ.

Документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с ино­странным правом компетентными органами иностранных государств, принимаются в России при наличии их легализации или проставлении апостиля, если иное не преду­смотрено международным договором РФ

Под легализациейпонимают последовательный ряд удостоверений подписей должностных лиц и качество, в котором они выступают, а также удостоверение подлинности печатей и штампов, которыми скреплены документы.

Легализация иностранных документов может быть осуществлена как в соответст­вующем иностранном государстве, так и в России. В первом случае действия по легализа­ции осуществляют работники консульских учреждений России, а во втором – Консуль­ское управление Министерства иностранных дел РФ.

Упрощенным порядком легализации является консульская легализация, - специальная надпись консула на документе и удостоверяет подлинность подписи должностного лица иностранного государства, а также соответствие документов законам государства пребывания. Положения о консульской легализации закреплены в Консульском уставе РФ.

Государства, желая отменить требование дипломатической или консульской лега­лизации иностранных официальных документов, заключили Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г.1.

Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совер­шены на территории одного государства и должны быть представлены на территории другого государства. К их числу относятся:

- документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрис­дикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

- административные документы;

- нотариальные акты;

- официальные пометки: отметки о регистрации; визы, подтверждающие определен­ную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Конвенция не распространяется на документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами, и административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции

Гаагская Конвенция об отмене требования легализации иностранных официальных документов 1961 г. устанавливает правила проставленияапостиля — единственной удостоверительной надписи на документе, одинаковой по форме для всех государств-участников — вместо последовательных операций по оформлению легализации. Образец апостиля приложен к Конвенции.

В РФ апостиль проставляется Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции, Прокуратурой, Архивным ведомством, Министерством образования.

Наши рекомендации