К вопросу о международных юридических лицах
В течение последних десятилетий не только в зарубежной, но и отечественной научной и учебной литературе по международному частному праву весьма активно обсуждалось понятие «международные юридические лица». В большинстве случаев отмечается, что о международных юридических лицах следует вести речь тогда, когда они созданы международным соглашением (договором), как, например, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Межгосударственное Евроазиатское объединение угля и металла стран СНГ. В советской юридической литературе понятие международного юридического лица впервые было применено в связи с международными банками, созданными странами-членам и СЭВ—МВЭС (Международным банком экономического сотрудничества) и МИБ (Международным инвестиционным банком). Подобные юридические лица создаются для удовлетворения публичных интересов всего общества в целом.
Так, развитие научно-технического прогресса и экономических отношений требует трансформации ряда традиционных правовых понятий, поскольку практическая действительность вышла далеко за рамки тех юридических механизмов и форм, которые были ранее созданы для ее регламентации. Экономические цели, которые преследуются юридическими лицами, давно перестали быть только частноправовыми. Получение прибыли в интересах всего человечества и, как следствие, развитие экономического потенциала стран мирового сообщества является, например, целью создания «Предприятия», предусмотренного Конвенцией ООН по морскому праву (1982). Иными словами, в международном частном праве появились новые образования — международные юридические лица, созданные на основании самоисполняющегося международного договора и лишенные какой-либо государственной принадлежности. Такие юридические лица называются еще юридическими лицами унифицированной формы, действующими в сфере международных экономических отношений.
Так, неотъемлемой частью Конвенции ООН по морскому праву (Монтего-Бей, 1982) является Приложение ГУ, регламентирующее Устав «Предприятия» (далее — Устав). Анализ положений Устава позволяет уверенно назвать «Предприятие» субъектом международного частного права. Возможность осуществления операций в соответствии с разумными коммерческими принципами (п. 3 ст. 1 Устава) указывает на наличие коммерческого элемента в его деятельности. Это «Предприятие» выступает юридическим лицом без национальной принадлежности. При этом оно обладает сделкоспособностью: заключает контракты с юридическими и физическими лицами в целях осуществления более эффективной деятельности в «Районе» (территории морского дна, находящейся за пределами континентального шельфа). Однако и к «Предприятию» нельзя применить понятие общей правоспособности, поскольку объем правоспособности «Предприятия» ограничен возможностью заключать контракты только с государствами и международными организациями. Иными словами, правоспособность «Предприятия» носит специальный характер. У «Предприятия» есть своя собственность, переданная ему согласно международному договору. Оно может приобретать, арендовать, владеть и распоряжаться недвижимым и движимым имуществом. «Предприятие» имеет право собственности на все добываемые им полезные ископаемые и производимые им переработанные вещества. Таким образом, «Предприятие» обладает свойствами юридического лица. Как юридическое лицо оно имеет возможность быть истцом и ответчиком в суде. Одной из наиболее примечательных черт «Предприятия», характеризующих его как юридическое лицо, является распространение на него режима наибольшего благоприятствования. Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) прописан в Уставе «Предприятия»: такой режим позволяет распространять на «Предприятие» привилегии и преференции, которые предоставляются государствами-участниками Конвенции для любых юридических лиц. Однако привилегии и льготы, которые получает от государств «Предприятие», не распространяются на другие юридические лица, что позволяет «Предприятию» получать и преференциальный режим. В этом заключается особое положение «Предприятия», отличное от правового статуса любого юридического лица, как национального, так и иностранного.
Итак, к особенностям правового статуса «Предприятия» следует отнести, во-первых, отсутствие у него традиционно организационно-правовой формы (в ее национальном понимании); во-вторых, дополнение его общего режима преференциями: освобождения от прямого и косвенного налогообложения в любой из стран; в-третьих, преференции «Предприятия» не распространяются на иных юридических лиц в стране пребывания; в-четвертых, объем правоспособности «Предприятия» ограничен возможностью заключать контракты только с квалифицированными субъектами; в-пятых, наличие у него функциональных иммунитетов (пп. 3—4 ст. 13 Устава). Последнее сближает статус международного юридического липа с положением межправительственных организаций.
Следует отметить, что в Российской Федерации также действуют международные юридические лица, созданные на основе международных договоров.
Так, в арбитражных судах рассматривался спор о налогообложении телевизионной компании «Мир» (1-й канал). В ходе рассмотрения дела выяснилось, что эта кинокомпания является международным юридическим лицом, созданным на основе международного договора участниками СНГ. В международном договоре о создании кинокомпании предусматривалось полное ее освобождение от действия национального законодательства на территории государств-участников СНГ, в том числе в области взимания прямых и косвенных налогов. Рассмотрение дел компании «Мир» в судах России, Киргизии, Молдовы были приостановлены в связи с обращением налоговых органов этих стран в Экономический суд СНГ (в г. Минске) за разъяснением о пределах действия иммунитетов компании «Мир» в государствах-участниках СНГ. Заключение Экономического суда СНГ подтвердило наличие международных иммунитетов у юридического лица — компании «Мир». Однако в области коммерческих сделок эти иммунитеты могут быть ограничены, ибо целевая функция лица — информация, но не коммерция.
Появление новых субъектов международного частного права — международных юридических лиц порождает множество иных проблем в сфере экономического оборота. Последнее свидетельствует о необходимости развития как национального законодательства, так и унифицирующих международно-правовых актов о действии иммунитетов международных юридических лиц.
КОЛЛИЗИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (В.Л.Толстых)
Варианты привязки. В большинстве государств трудовые отношения регулируются по праву места осуществления трудовой функции. Место осуществления трудовой функции не всегда легко установить. Речь идет о ситуациях, когда работник большую часть времени находится в командировках либо работает в нескольких государствах. Вспомогательным критерием, который может применяться при затруднительности установления места осуществления трудовой функции, может служить критерий места нахождения предприятия работодателя.
Общие коллизионные проблемы. Трудовые отношения не расщепляются в рамках коллизионного регулирования. Как правило, законодатель не принимает специальные нормы, посвященные установлению права, применимого для определения формы трудового договора, дееспособности сторон и пр.
Законодательство большинства государств привязывает трудовые отношения к праву государства места осуществления трудовой функции. Вследствие этого многие традиционные проблемы коллизионного регулирования (обратная отсылка, хромающие отношения, публичный порядок и пр.) при регулировании трудовых отношений не возникают. Спорным является вопрос относительно применимости к трудовым отношениям принципа автономии воли. Государства, рассматривающие трудовой договор как один из институтов общего гражданского права (Германия и др.), выбор права сторонами договора допускают. Российский законодатель предусматривает такую возможность только для членов экипажей судов и их работодателей. В общем трудовом праве выбор права не разрешен. Действительно, так как в трудовом праве много норм, защищающих работника, обход их при помощи выбора другого права вряд ли должен быть допустим.
Нормативное регулирование. Вопросы трудового права в РФ традиционно рассматриваются изолированно от общих вопросов частного права. Это объясняется тем, что данная отрасль права содержит явно выраженный элемент публичности. Как следствие, ни ГК РФ, ни конвенции, заключенные под эгидой СНГ, не содержат специальных коллизионных норм, посвященных трудовым отношениям. Указ Президента РФ 1993 г. "О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы" также не содержит такой нормы. ТК РФ не закрепляет общий принцип коллизионного регулирования, однако ст. 11 ТК РФ содержит одностороннюю коллизионную норму, нетрадиционно сформулированную, но достаточно ясную. В измененном виде эта норма может быть сформулирована таким образом: "Трудовые отношения на территории РФ регулируются российским правом" (В оригинале норма выглядит следующим образом: "...Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности... На территории Российской Федерации правила, установленные настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации..."). Данная норма может служить нормативной базой, позволяющей достаточно четко решить вопрос о регулировании трудовых отношений на территории РФ, но ее применение, как и применение любой односторонней коллизионной нормы, проблематично в тех ситуациях, когда трудовые отношения реализуются полностью или частично за пределами территории РФ. При помощи статьи 11 ТК РФ не может быть установлено право, регулирующее трудовые отношения российского работника и иностранного работодателя за границей, трудовые отношения российских организаций и иностранных работников за границей, трудовые отношения иностранного работника и иностранной организации за границей. В то же время отечественные суды вполне могут сталкиваться с такими спорами. Видимо, на практике данные вопросы должны решаться по аналогии закона и подчиняться праву государства места осуществления трудовой функции.
Существуют определенные категории трудовых отношений, нуждающихся в специальном коллизионном регулировании:
• трудовые отношения моряков (В отношении моряков имеется специальная норма - статья 416 Кодекса торгового мореплавания.) и работников гражданской авиации {целесообразно применение права государства флага);
• трудовые отношения работников дипломатических представительств и консульских учреждений (применение права государства пребывания);
• трудовые отношения работников международных opгaнизаций (применение права государства нахождения офиса организации, применение права государства нахождения штаб-квартиры международной организации, специальное регулирование);
• трудовые отношения работников, командированных за границу (комплексное регулирование: применение права работодателя, по некоторым вопросам - применение права государства места выполнения командировочного задания), и пр. Общий вывод. Коллизионные нормы отечественного права, действующие в сфере трудовых отношений, не достаточно полно регулируют все возможные ситуации, с которыми может сталкиваться отечественный правоприменитель. Видимо, в ТК РФ так же, как и в части 2 статьи 1186 ГК, следовало бы закрепить общую норму, закрепляющую принцип тесной связи.
Коллизионное регулирование трудовых отношений в международных договорах с участием РФ. Договоры о правовой помощи, заключаемые в последнее время, содержат коллизионные нормы, регулирующие трудовые отношения (См., например: договор с Кубой от 14 декабря 2000 г., с Монголией от 20 апреля 1999 г., с Вьетнамом от 25 августа 1998 г., с Польшей от 16 сентября 1996 г. и др.). Интересно, что по сравнению с Трудовым кодексом РФ некоторые договоры о правовой помощи содержат гораздо более четкие и совершенные нормативные конструкции коллизионного регулирования. В качестве примера можно привести статью 40 Договора между РФ и Республикой Куба о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 14 декабря 2000 г.: "1. Стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые отношения. 2. Если законодательство не выбрано, то возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством Договаривающейся стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа. Если работник выполняет работу на территории одной Договаривающейся стороны на основании трудового договора с предприятием, находящимся на территории другой Договаривающейся стороны, возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством этой Договаривающейся стороны".
Законодательство иностранных государств. Национальные законодатели предпочитают не включать коллизионные нормы, регулирующие трудовые отношения, в гражданские кодексы. Очевидно, большую роль играет и аура публичности трудового права, и традиционное «выпадение» трудовых отношений из сферы внимания доктрины международного частного права. Тем не менее некоторый опыт коллизионного регулирования трудовых отношений имеется.
Параграф 51 Указа Президиума ВНР 1979 г. подчиняет трудовые отношения праву места осуществления трудовой функции. Если лицо назначено, трудовые отношения регулируются по личному закону назначившей организации. Если лицо выполняет работу на территории нескольких государств, трудовые отношения регулируются его личным законом (часть
1 параграфа 52). Если венгр находится в командировке от венгерской организации, то применяется венгерское право (часть 2 параграфа 52).
Ст. 32 Закона Польши 1965 г. о международном частном праве закрепляет возможность выбора права сторонами трудовых отношений. Если выбор не осуществлен, применяется право места совместного нахождения или жительства сторон, если его нет, то место осуществления трудовой функции.
В Германии, где трудовой договор является институтом гражданского права, по этой причине существует, пожалуй, наиболее развернутое коллизионное регулирование трудовых отношений. Если не учитывать громоздкость формулировок, то немецкий вариант может служить примером для других законодателей. Статья 30 Вводного закона к Германскому гражданскому уложению 1896 г. разрешает выбор права для регулирования трудовых отношений, однако обязывает в любом применять императивные нормы социальной зашиты работника, содержащиеся в праве, определяемом на основе коллизионных норм. Часть 2 статьи 30 подчиняет трудовые отношения праву осуществления трудовой функции. Если работник выполняет работу в нескольких государствах, то применяется право работодателя, которое в свою очередь может быть исключено правом государства, имеющим более тесные связи с трудовым отношением. Близкие по содержанию положения содержатся в статье 6 Европейской конвенции 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам.
Похожее регулирование содержится в статье 101-102 Закона Румынии 1992 г. применительно к регулированию отношений в сфере международного частного права.
В Чехии для регулирования трудовых отношений применяется право осуществления трудовой функции, но если работодатель находится в ином государстве, то применяется право государства места нахождения организации, если только речь не идет о лице, которое имело место жительства в государстве, где выполнялась работа.
Вводный закон к ГГУ от 18.08.1896г. (по состоянию на 21.09.1994)
Статья 30. Трудовые договоры и индивидуальные трудовые отношения
(1) Выбор сторонами права в трудовых договорах и трудовых отношениях не должен приводить к лишению работника защиты, предоставляемой ему императивными нормами права, которое подлежало бы применению согласно абз. 2 при отсутствии выбора права.
(2) При отсутствии выбора права к трудовым договорам и трудовым отношениям применяется право того государства, в котором:
L) работник по договору обычно выполняет свою работу, даже если он временно командируется в другое государство;
2) находится организация, принявшая работника, если он свою работу обычно выполняет в нескольких государствах, за исключением случаев, когда из совокупности обстоятельств вытекает, что трудовой договор или трудовое отношение имеют более тесную связь с другим государством; в этом случае применяется право этого государства.
Основополагающие международно-правовые акты о правах и свободах человека распространяются на любых физических лиц, включая трудящихся-мигрантов. Ряд международно-правовых документов адресован непосредственно трудящимся-мигрантам.
Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 г. была принята Международная конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. Конвенция обязывает участвующие в ней государства предоставлять трудящимся-мигрантам обращение, не менее благоприятное, чем то, которое применяется к гражданам государства работы по найму при решении вопросов вознаграждения и других условий труда (сверхурочного времени, рабочего времени, еженедельного отдыха, оплачиваемых отпусков, безопасности, охраны здоровья, прекращения трудовых взаимоотношений и любых иных условий труда, на которые в соответствии с национальными законами и практикой распространяется это понятие), а также условий занятости (вопросы минимального возраста занятости, ограничения надомного труда и любые иные вопросы, которые в соответствии с национальными законами и практикой считаются условиями занятости). Трудящимся-мигрантам и членам их семей предоставляется, в частности, право создавать профсоюзы и ассоциации в государстве работы по найму с целью обеспечения и защиты своих экономических, социальных, культурных и иных интересов, переводить заработанные средства и сбережения, в том числе суммы, необходимые для содержания семей, из государства работы по найму в государство происхождения или любое другое государство.
Международная организация труда (МОТ) приняла, в частности, Конвенции № 97 — о правах трудящихся-мигрантов; № 118 — о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения; № 143 — о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения, а также рекомендации МОТ №86 и №151о трудящихся-мигрантах.