Отказ от международных иммунитетов
Иногда межправительственные организации равно как и государства заявляют об отказе от своих международных иммунитетов. Согласно законам или внутренним правилам международных организаций правом отказа от иммунитетов обладают высшие должностные лица органов государства или международной организации в лице ее генерального секретаря (директора). Последний может передать это право согласно особой доверенности своим заместителям. Наделение таким правом иных должностных лиц (руководителей подразделений, особых программ и т.д.) практика не знает. Процедура отказа от иммунитетов государства регулируется национальным законодательством.
Так, в ООН распространены случаи отказа от иммунитетов при страховании транспортных средств на случай причинения ущерба третьим лицам. Данный отказ от иммунитета основан на Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 13 февраля 1946 г., рекомендующей всем организациям ООН осуществлять такое страхование и передавать гражданско-правовые споры, возникающие на основе договора страхования, в национальные суды.
В данном случае отказ от международных иммунитетов обоснован тем, что подчинение категории споров национальной юрисдикции может быть истолковано как неуважение принципов гуманизма, поскольку иски могут касаться возмещения ущерба, понесенного в случае увечья — результата дорожно-транспортного происшествия, связанного с автомобильными средствами межправительственной организации.
В иных случаях вопрос об отказе от международного иммунитета рассматривается и решается каждой межправительственной организацией применительно к конкретной ситуации. Предложение об отказе от международных иммунитетов может поступить в адрес международной организации со стороны третьих лиц, например от национального суда, усматривающего, что применение международных иммунитетов вступает в противоречие с нормами общечеловеческой морали. Последнее происходит в том случае, если пострадавшей стороной предъявляется иск к межправительственной организации, а применение международных иммунитетов не позволяет возместить ущерб пострадавшим, Так, трибунал кантона Во (Швейцария) в своем решении от 14 марта 1975 г. обратился к Генеральному директору ВОЗ с предложением отказаться от международных иммунитетов высшего должностного лица межправительственной организации на том основании, что она ввела в заблуждение суд и, кроме того, своим поведением «совершила действия, противоречащие принципу добросовестности». Следует заметить, что а подобных ситуациях межправительственные организации обстоятельно анализируют возможность отказаться от международных иммунитетов, но далеко не всегда удовлетворяют соответствующие просьбы. Изучение практики межправительственных организаций ООН приводит к выводу о том, что международные учреждения последовательно отстаивают свое право на международные иммунитеты в гражданско-правовых отношениях международного характера.
В Российской Федерации в настоящее время также достаточно активно действуют международные организации, имеющие на ее территории и штаб-квартиры и представительства. Эти международные структуры заключают различные гражданско-правовые сделки. В случае возникновения спора по таким сделкам российским юрисдикционным органам также приходится решать проблему ограничения иммунитетов международных организаций. В данном контексте эта проблема встает иным образом, чем в отношении государств.
Следует отметить, что иммунитеты организаций носят не суверенный, а функциональный характер. Следовательно, в этом случае судам необходимо выяснить вопрос о том, связана ли коммерческая сделка с функциями международной организации и насколько точно данные функции прописаны в уставных документах и документах о штаб-квартире. К сожалению, правовая база, фиксирующая статус международных организаций на территории России, как правило, оказывается неполной: зачастую отсутствуют положения о штаб-квартире, об отказе от иммунитета и т.д. Например, Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ, г. Дубна) многие десятилетия имел лишь уставные положения о своем международном статусе, в котором не указывался точный перечень иммунитетов этой организации. Между тем институт активно занимался предпринимательской деятельностью, что породило многочисленные иски российских организаций к нему в арбитражные суды. Во всех этих случаях институт заявлял об иммунитете, что служило основанием к прекращению судебного дела. В 199S г. было, наконец, ратифицировано Положение о штаб-квартире Объединенного института ядерных исследований в Российской Федерации, в котором четко оговаривался функциональный характер иммунитета института, что позволило судам отказывать в признании иммунитета в случае совершения институтом сделок, связанных с функциональной необходимостью.
В настоящее время иммунитет международных организаций нашел закрепление в Российском законодательстве: п. 2. ст. 251 АПК РФ предусматривает, что судебный иммунитет международной организации определяется международным договором и ФЗ РФ. В ней же определен порядок отказа от иммунитета.
Как уже указывалось ранее, порядок отказа от иммунитета определяется национальным законодательством этого государства. Очевидно, что полномочия на отказ от международных иммунитетов регулируются в том же порядке, что и полномочия на заключение международных договоров. Если национальный закон о порядке отказа от иммунитета отсутствует, возможна ситуация, когда национальный суд должен будет оценить конклюдентные действия иностранного государства-участника спора, обладающего иммунитетом от судопроизводства. В этой ситуации могут оказаться полезными нормы Европейской конвенции (1972) об иммунитете государств, разработанной в рамках Совета Европы. В этом документе предусматривается, что сторона, обладающая иммунитетом, не может ссылаться в иностранных судах на свои процессуальные привилегии и льготы, если: а) выступает в качестве истца; б) заявлен встречный иск; в) ссылается на иммунитет от юрисдикции после принятия решения по существу вопроса. Подобный подход применим и к международным организациям. Так, межправительственная организация со штаб-квартирой в Москве обратилась с иском к российскому юридическому лицу в арбитражный суд Российской Федерации. Российская фирма заявила встречный иск. В связи с тем, что межправительственная организация сослалась на иммунитет от судопроизводства, арбитражный суд отказал в принятии встречного иска. Арбитражный суд вышестоящей инстанции признал такой отказ неправомерным, так как после заявления исковых требований в арбитражный суд межправительственная организация утратила право на иммунитет от российского судопроизводства в данном конкретном споре.
Таким образом, в определенных случаях суды Российской Федерации вправе рассматривать споры с участием сторон, обладающих международными иммунитетами, учитывая конкретные обстоятельства по каждому делу с целью установления их объема и условий действия.