Количество нарушений в отношении н/л составило 570000
(возросло в 2,5 раза)
нарушения в сфере
образования
┌───┐
│44%│
│ │
│ │ нарушения в сфере
│ │ занятости
│ │ ┌───┐
│ │ │25%│
│ │ │ │ нарушения в сфере защиты
│ │ │ │ материнства, семьи и детства
│ │ │ │ ┌───┐
│ │ │ │ │17%│ иные нарушения
│ │ │ │ │ │ ┌───┐
│ │ │ │ │ │ │14%│
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
─┴───┴────┴───┴────┴───┴────┴───┴───
В соответствии с действующим законодательством задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству состоят в следующем:
1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
2) защита прав и законных интересов подопечных;
3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности <3>.
--------------------------------
<3> Там же.
Защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ). Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Соответственно, получив такие сведения или самостоятельно выявив детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Детей в первую очередь стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью.
При отсутствии такой возможности помещают детей на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 СК РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" утверждены:
Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;
Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;
Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;
Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;
Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных.
Необходимо отметить, что на протяжении нескольких лет в юридической литературе, средствах массовой информации вопросы реализации и защиты прав детей, факты грубого и порой бесчеловечного обращения с ребенком не теряют актуальности и злободневности. Неслучайно по стране прокатилась волна судебных процессов, связанная с серьезными нарушениями в сфере опеки и попечительства и усыновления детей - граждан России иностранцами. И, как результат, возникший в обществе резонанс активизировал работу законодательных, исполнительных и правоприменительных органов государства в данной сфере: были приняты новые нормативные правовые акты, пресечена деятельность отдельных недобросовестных работников, зарабатывающих на несчастье детей, оставшихся без попечения родителей. Представляется, что принятые меры будут способствовать улучшению положения, но считать их исчерпывающими не стоит. Необходимо проводить комплексную систематическую работу, направленную на совершенствование действующего законодательства. Не вызывает сомнения важность глубокого и всестороннего анализа основной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновления в сложных социально-экономических условиях реформирования российского общества. Однако обращает на себя внимание тот факт, что недостатки в обеспечении прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, неполная разработанность института усыновления в семейном законодательстве, неоднозначность теоретических взглядов на данный предмет исследования обозначенных проблем свидетельствуют об актуальности и целесообразности научного исследования данных проблем.
Школа наряду с семьей является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным.
В последние годы произошло существенное сокращение количества государственных дошкольных учреждений, а разделение школ на "для бедных" и "для богатых" значительно снижает качество воспитания. Кроме того, слабая обеспеченность качественной учебной литературой нарушает право ребенка на образование.
В Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. Д.А. Медведевым отмечена необходимость укрепления политической системы и правовых институтов, социальной стабильности, современного образования и культуры. Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью нашей общенациональной культуры.
Для достижения этих целей начинать надо с самого начала - с воспитания новой личности уже в школе.
Документ предоставлен КонсультантПлюс