Проблема психологического отбора в правоохранительные органы
Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требова-ниями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к этой дея-тельности, лежат в основе активизации человеческого фактора.
В настоящее время неотложным делом является создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различ-ные правоохранительные органы, государственно-правовые структуры. В этих условиях особую актуальность начинают приобретать вопросы, относящиеся к исследованию личности юриста, разработка ее психограммы и на этой основе создание соответствующих методик психологической оценки и профес-сионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности.
В системе правоохранительных органов нашей страны психологический отбор стал применяться с конца 70-х годов. За 30 лет накоплен значительный опыт, подтвердивший его жизненную необходимость. Вместе с тем есть серьезные осно-вания критически оценить сделанное с практических пози-ций. По признанию специалистов, психологический отбор в
Юридическая психология
лучшем случае находится на стадии становления, не имея достаточной самостоятельности, целевой установки, критери-ев и правового обеспечения.
По результатам проведенных анализов, причины недос-таточной эффективности действующей системы психологическо-го отбора весьма существенны:
• психологический отбор строится преимущественно эк-лектически: соединяет в себе методики профотбора из раз-личных сфер деятельности (операторов, военнослужащих, космонавтов и пр.), но не учитывает специфику правоохрани-тельной деятельности;
• применяемые методики ориентированы на изучение психического здоровья с медицинских позиций;
• психологические лаборатории (называвшиеся до недавне-го времени психофизиологическими) комплектовались почти исключительно психиатрами, врачами, а не психологами.
В соответствии с основополагающими положениями психологической науки и юридической психологии способ-ность к правоохранительной деятельности определяется по совокупности оценок важнейших свойств личности. Ведущей в анализе способностей конкретного гражданина к правоохра-нительной деятельности выступает оценка его мотивационных качеств, правосознания и морально-психологических особенностей. В этом и находит выражение специфика профессионально-психологического отбора в правоохранительные органы. На-бор стандартизованных методик, используемых при таком профессионально-психологическом отборе, должен обеспечи-вать полноценное интегральное изучение и оценку всех на-званных свойств личности.
В этом отношении интересен получивший в последние годы опыт разработки В.В. Романовым методики психологи-ческого отбора прокурорских работников. Разработки показа-ли, что значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых в настоящее время по распределению в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается да-леко не всегда профессионально пригодной. Несоответствие
Психология профессиональной деятельности юриста
их индивидуально-психологических качеств весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состояния психического перенапряжения и, как следствие этого, возникновению различных невротических, психосоматических расстройств и заболеваний. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным положением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры, либо вообще меняет профиль работы. К сожалению, подобное явление имеет место не только среди начинающих, но и среди профессионально зрелых работников.
Проведенный ВВ. Романовым профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорско-следственных работников позволил сформулировать пять основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.
I фактор - высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации.Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников правоохранительных органов.
К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести:
.высокий уровень правосознания;
.честность гражданское мужество, совестливость;
.принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушениями правопорядка;
.обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.
Свидетельством профессиональной непригодности юриста являются полярно противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму.
Юридическая психология
II фактор - нервно-психическая (эмоциональная) ус
тойчивость личности юриста.Рассматриваемый фактор
предполагает:
.устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях;
.развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.
Отрицательно оцениваются следующие качества личности:
.низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность;
.избыточная агрессивность, импульсивность поступков;
.невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопатические свойства характера.
III фактор - высокий уровень интеллектуального раз
вития, познавательная (когнитивная) активность юриста,
которые обусловлены следующими качествами личности:
.развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;
.гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность;
.аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное;
.активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкой памяти, продуктивного мышления, внимания);
.развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.
Напротив низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память - качества, несовместимые с эффективностью профессионального труда, и они оцениваются как прогностически неблагоприятные
Психология профессиональной деятельности юриста