Проблема психологического отбора в правоохранительные органы

Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требова-ниями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к этой дея-тельности, лежат в основе активизации человеческого фактора.

В настоящее время неотложным делом является создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различ-ные правоохранительные органы, государственно-правовые структуры. В этих условиях особую актуальность начинают приобретать вопросы, относящиеся к исследованию личности юриста, разработка ее психограммы и на этой основе создание соответствующих методик психологической оценки и профес-сионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности.

В системе правоохранительных органов нашей страны психологический отбор стал применяться с конца 70-х годов. За 30 лет накоплен значительный опыт, подтвердивший его жизненную необходимость. Вместе с тем есть серьезные осно-вания критически оценить сделанное с практических пози-ций. По признанию специалистов, психологический отбор в

Юридическая психология

лучшем случае находится на стадии становления, не имея достаточной самостоятельности, целевой установки, критери-ев и правового обеспечения.

По результатам проведенных анализов, причины недос-таточной эффективности действующей системы психологическо-го отбора весьма существенны:

• психологический отбор строится преимущественно эк-лектически: соединяет в себе методики профотбора из раз-личных сфер деятельности (операторов, военнослужащих, космонавтов и пр.), но не учитывает специфику правоохрани-тельной деятельности;

• применяемые методики ориентированы на изучение психического здоровья с медицинских позиций;

• психологические лаборатории (называвшиеся до недавне-го времени психофизиологическими) комплектовались почти исключительно психиатрами, врачами, а не психологами.

В соответствии с основополагающими положениями психологической науки и юридической психологии способ-ность к правоохранительной деятельности определяется по совокупности оценок важнейших свойств личности. Ведущей в анализе способностей конкретного гражданина к правоохра-нительной деятельности выступает оценка его мотивационных качеств, правосознания и морально-психологических особенностей. В этом и находит выражение специфика профессионально-психологического отбора в правоохранительные органы. На-бор стандартизованных методик, используемых при таком профессионально-психологическом отборе, должен обеспечи-вать полноценное интегральное изучение и оценку всех на-званных свойств личности.

В этом отношении интересен получивший в последние годы опыт разработки В.В. Романовым методики психологи-ческого отбора прокурорских работников. Разработки показа-ли, что значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых в настоящее время по распределению в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается да-леко не всегда профессионально пригодной. Несоответствие

Психология профессиональной деятельности юриста

их индивидуально-психологических качеств весьма специфи­ческим, порой жестким требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состояния психи­ческого перенапряжения и, как следствие этого, возникновению различных невротических, психосоматических расстройств и заболеваний. В конечном итоге это приводит к неудовлетворен­ности своим служебным положением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры, либо вообще меняет профиль работы. К сожалению, подобное явле­ние имеет место не только среди начинающих, но и среди про­фессионально зрелых работников.

Проведенный ВВ. Романовым профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорско-следственных работников позволил сформулировать пять ос­новных факторов профессиональной пригодности, вклю­чающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.

I фактор - высокий уровень социальной (профессио­нальной) адаптации.Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе в сложных, экстремальных условиях профессиональной дея­тельности. Поэтому его следует рассматривать в качестве од­ного из главных факторов профессиональной пригодности работников правоохранительных органов.

К качествам личности, формирующим указанный фак­тор, следует отнести:

.высокий уровень правосознания;

.честность гражданское мужество, совестливость;

.принципиальность (непримиримость) в борьбе с нару­шениями правопорядка;

.обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

Свидетельством профессиональной непригодности юри­ста являются полярно противоположные качества: низкий нрав­ственный облик, нечестность, безответственное отношение к де­лу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму.

Юридическая психология

II фактор - нервно-психическая (эмоциональная) ус­
тойчивость личности юриста.Рассматриваемый фактор
предполагает:

.устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критиче­ских, вызывающих фрустрацию ситуациях;

.развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, актив­ность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять рабо­тоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности:

.низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмо­циональная напряженность;

.избыточная агрессивность, импульсивность поступков;

.невротические симптомы, быстрая истощаемость нерв­ных процессов; психопатические свойства характера.

III фактор - высокий уровень интеллектуального раз­
вития, познавательная (когнитивная) активность юриста,

которые обусловлены следующими качествами личности:

.развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;

.гибкое, творческое мышление, умственная работоспо­собность, сообразительность;

.аналитический склад ума, прогностические способно­сти, умение выделять главное;

.активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкой памяти, продуктивного мыш­ления, внимания);

.развитое воображение, интуиция, способность к абстра­гированию, рефлексии.

Напротив низкая умственная работоспособность, сни­женные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память - качества, несовместимые с эф­фективностью профессионального труда, и они оцениваются как прогностически неблагоприятные

Психология профессиональной деятельности юриста

Наши рекомендации