Алексей Михайлович Бабиков – герой Революции и Гражданской войны
Жителям Уфалея хорошо известна улица Бабикова, которая находится в центре города. Раньше она называлась Проезжей. В честь увековечения памяти славного революционера-большевика А.М. Бабикова она названа его именем, а на доме № 97, что расположен напротив городской библиотеки, по улице, где он жил до последних дней, была установлена мемориальная доска. Дом этот уже снесен и на месте него теперь построен Универсам «Магнит».
Дом у Бабиковых был пятистенник, в ряду других – самый обыкновенный. А ворота никогда не держали на запоре: часто гости ходили к хозяину – рассудительному и серьезному Алексею Михайловичу.
Алексей Михайлович – простой плотник в депо – умел убедить людей, заставить их слушать себя. Хорошо знавший Бабикова машинист паровозного депо Николай Петрович Запащиков, поступивший в депо в 1914 году, вначале слесарем, говорил, что Бабиков как-то «очень отличался от других рабочих начитанностью, рассудительностью. Даже в общении с рабочими он был не таким как все», а вежливый, внимательный. Его разговор был грамотным, что невольно обращало на себя внимание, выделяло Бабикова из общей среды. Рабочие верили ему, как своему, - ведь Алексей Михайлович с детства жил в рабочей среде, рано стал работать в паровозном депо. А на железной дороге в те годы был самый боевой отряд рабочих, лучшими представителями которых были И.С. Пантелеев, С.С. Платонов и другие. На железной дороге действовали нелегальные кружки, и Алексей Михайлович втайне от семьи посещал их. Они помогали ему понимать цели и задачи борьбы с царизмом.
После Февральской революции А.М. Бабиков вступил в ряды РСДРП. С мая 1917 года по решению партийного комитета начал издаваться местный еженедельный журнал, в редакционную коллегию которого были избраны В.А. Худяков, А.М. Бахтинов, А.М. Бабиков и другие. Они редактировали это издание, и распространяли его среди рабочих металлургического завода и железной дороги.
В августе 1917 года, когда целью усиления массово-политической работы среди населения на общем собрании организации РСДРН (б) Уфалейского района партийный комитет был пополнен новыми стойкими большевиками, А.М. Бабикова избрали заместителем председателя.
В этот период Бабиков развернул кипучую деятельность по созданию профсоюзов на железной дороге, выступал с речами, докладами на митингах, рабочих по взятию власти и призывал к борьбе с контрреволюционным диктаторством Временного правительства.
По решению Центрального Комитета партии большевиков повсеместно проводилась широкая компания за созыв 2 Всероссийского съезда Советов. На общем собрании большевистской организации Уфалея 12 октября 1917 года Бабиков выступил с докладом о созыве Всероссийского съезда Советов и призвал присутствующих принять резолюцию, предложенную партийным комитетом, требующую созыва съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в срок до 20 октября, который должен взять власть в свои руки, не останавливаясь ни перед чем. «Мы, партия социал-демократов, - говорилось в резолюции, - со своей стороны окажем всяческую поддержку». Резолюция была принята единогласно.
По решению 2 областного съезда рабочих и солдатских депутатов Урала 1 сентября 1917 года проводилась Всеобщая однодневная политическая забастовка. А.М. Бабиков вместе с другими большевиками возглавлял ее. Забастовка в Уфалее прошла организованно. В этот день на заводе и паровозном депо рабочие не вышли на работу, а собрались на площади на митинг. Обсудив вопрос о текущих событиях и потребовав в постановлении митинга передачи всей полноты власти Советам рабочих и солдатских депутатов, участники митинга предложили Советам принять самые решительные и суровые меры в борьбе с контрреволюционным диктаторством, по немедленному освобождению всех вождей социалистических партий, которым не предъявлено обвинений уголовного характера.
1 ноября 1917 года А.М. Бабиков снова выступает на общем собрании членов РСДРП (б) Уфалея с докладом о текущем моменте, в котором рассказал о событиях в стране, об успешной работе 2 Всероссийского съезда Советов. Выступал он и на собрании членов большевистской партии. 25 ноября по вопросу о выборах в Совет рабочих депутатов было принято решение: для завершения и укрепления революции необходима твердая власть революционной демократии в лице Совета рабочих и крестьянских депутатов. Собрание выразило твердую уверенность, что «только такая власть» может повести решительную борьбу за улучшение положения рабочего класса и освобождение от ига капитала, а поэтому необходимо принять самое горячее участие в выборах Верхнеуфалейского Совета рабочих депутатов.
Много приходилось Алексею Михайловичу выступать среди железнодорожников, где он был профсоюзным вожаком. Очень общительный, внимательный к людям, он умел поговорить с человеком, и не зря рабочие шли к нему со своими думами и заботами. Говорил тихо, просто, а слова его западали в душу собеседника.
После установления Советской власти в Уфалее на железной дороге создается Совет железнодорожных депутатов, и Алексея Михайловича Бабикова избирают его председателем. Вместе с А.С. Мусатовым, Н.Ф. Широковым он ведет большую организаторскую работу по сплочению профсоюза, укреплению дисциплины труда, по борьбе с бюрократизмом, организации контроля над производством, отстаивая большевистскую линию в делах, в налаживании хозяйственной и культурной жизни на железной дороге.
В мае 1918 года началась интервенция, которая сжимала кольцо вокруг молодой Советской Республики. В это тревожное время по зову партии на защиту завоеваний Октября уходили отряды рабочих завода железной дороги. Ушел с ними и Алексей Михайлович Бабиков, оставив жену и трех малолетних детей. Екатеринбургский партийный комитет оставил его в городе – на подпольной работе. Но случилось непредвиденное: во время выполнения задания Бабикова опознал предатель и выдал белочехам.
20 июля 1918 года Алексея Михайловича расстреляли. Последним из Уфалейских видел Бабикова Александр Алексеевич Сараев. Он писал: « С группой красногвардейцев я попал в плен в районе станции Хромпик. Нас, человек 15, пешими вели сначала в Нязепетровск, но комендант отправил в Уфалей. По прибытии в Уфалей охранники сдали нас в волостное управление и закрыли в кутузку. Как сейчас помню, до зубов вооруженные беляки погнали нас на станцию, загнали в товарный вагон и повезли. С нами был председатель первого Совета депутатов на железной дороге А.М. Бабиков. Он подбадривал нас, говорил, что белякам все равно не потопить в крови революцию. Все было относительно хорошо, пока поезд не прибыл на станцию Сысерть (ныне Полевское). Здесь вдруг дверь вагона с визгом раздвинулась, мы увидели старшего конвоя. Пропитым голосом он прошипел: «Бабиков, выходи со всеми вещичками…». Что-то зловещее прозвучало в голосе белогвардейца, от него вдруг стало жутко, тревожно на душе. Чуть побледневший Алексей Михайлович по-дружески прощался с каждым из нас, для всех нашел ободряющее слово. Особенно долго стоял он, крепко обнявшись со своим братом Деем Михайловичем. Алексея Михайловича увели. Его перед расстрелом жестоко пытали, о чем потом сообщили очевидцы его смерти. Не успели мы выехать со станции, как услышали несколько одиночных выстрелов. Это белогвардейские палачи расстреливали нашего героя-земляка, крупного партийного работника… Ненавистью к белобандитам наполнились наши сердца, хотелось быстрее вырваться из плена и мстить, мстить всей этой желтопогонной своре»[3] .
Бабиков погиб, когда ему было 29 лет, но он оставил после себя добрый след.