Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды.
Состав административного правонарушения - совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.
Элементы состава административного правонарушения:
1) объект административного правонарушения;
2) объективная сторона административного правонарушения,
3) субъект административного правонарушения;
4) субъективная сторона административного правонарушения.
Значение состава административного правонарушения состоит том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
Виды составов административных правонарушений:
По степени общественной опасности:
- основной;
- с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный);
- с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный);
По способу описания признаков состава:
- простой (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины);
- сложный (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины);
В зависимости от особенной законодательной конструкции, связанной с определением момента окончания правонарушения:
- материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий);
- формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).
3. Объект административного правонарушения — общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Значение объекта административного правонарушения:
1) определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;
2) в значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;
3) определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда.
Виды объектов административного правонарушения:
1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемые нормами административного права и охраняемые нормами административной ответственности);
2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотьемлемую и самостоятельную часть общего объекта);
3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);
4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);
5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);
6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).
Предмет административного правонарушения — элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.
Отличие предмета от объекта административного правонарушения:
1) объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;
2) предмет является факультативным элементом объекта;
3) объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).
4. Объективная сторона административного правонарушения — внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.
Элементы объективной стороны объекта административного правонарушения.
1) Обязательные элементы:
а) противоправное деяние (в форме действия или бездействия);
б) общественно вредные последствия;
в) причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.
2) Факультативные элементы:
а) время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия);
б) место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия);
в) способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения);
г) обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения);
д) признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).
Противоправное деяние — это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.
Противоправное действие — это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.
Противоправное бездействие — противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом, обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.
Виды деяний:
1) одноактное (имеет место единственное деяние);
2) собирательные (состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний);
3) длящееся (начинается с противоправного действия либо бездействия , сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания);
4) продолжаемое (правонарушение, складывающееся из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение).
Общественно вредные последствия — негативные изменения, происшедшие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.
В зависимости от характера общественно-вредных последний различают материальные и нематериальные последствия.
Причинно-следственная связь — это такая объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при котором данное деяние определяет появление данного последствия.
5. Субъект административного правонарушения — лицо совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликтоспособностью).
По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные и коллективные субъекты (физические и юридические лица).
Индивидуальные субъекты — физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.
Вменяемость — способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
Виды индивидуальных субъектов административных правонарушений:
1) общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемость);
2) особенные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).
Коллективные субъекты административных правонарушений (юридические лица) — юридические лица (организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде), совершившие административные правонарушения.
6. Субъективная сторона административного правонарушения — это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.
Элементы субъективной стороны административного правонарушения: 1) обязательные (вина); 2) факультативные (мотив, цель).
Вина — это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.
Формы вины:
1) умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично);
2) неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Цель — предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.
Мотив — осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.
Цели и мотивы могут выступать в качестве:
- обязательного признака основного состава правонарушения;
- квалифицированного признака отдельных составов правонарушений;
- обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность. Цели и мотивы правонарушений подлежат:
- доказыванию по делу об административном правонарушении;
- учету при определении меры и вида административной ответственности;
- анализу при изучении причин совершения правонарушения.