Поощрения и льготы государственных служащих.
Поощрения государственного служащего — меры материального, морального характера, применяемые по отношению к государственному служащему при позитивной оценке его труда и стимулирования дальнейшей успешной деятельности.
Меры поощрения:
1) объявление благодарности;
2) денежное премирование;
3) награждение ценным подарком;
4) занесение в Книгу почета, на Доску почета;
5) награждение почетной грамотой;
6) присвоение почетного звания;
7) награждение орденами и медалями;
8) внеочередное присвоение квалификационного разряда;
9) досрочное или внеочередное присвоение звания;
10) досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.
Льготы государственного служащего — установленные законодательством и обеспеченные государством преимущества материального, организационного и иного характера, предоставляемые государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Виды льгот:
1) по налогообложению;
2) медицинскому страхованию;
3) социальному страхованию;
4) проезду на общественном транспорте;
5) оплате жилищных и коммунальных услуг;
6) пенсионному обеспечению;
7) обеспечению телефонной связью;
8) иные.
12. Юридическая ответственность государственного служащего — обязанность государственного служащего претерпеть определенные лишения личного, имущественного или организационного характера за совершенное правонарушение.
Виды юридической ответственности государственных служащих: 1) дисциплинарная; 2) административная; 3) уголовная; 4) материальная.
Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, наступающей за нарушение служебной дисциплины, обязанность государственных служащих претерпеть негативные последствия за совершение дисциплинарного проступка.
Нормативные основания дисциплинарной ответственности:
- федеральный закон «Об основах государственной службы РФ»;
- по дисциплинарным уставам и положениям; в связи с иными нормативными правовыми актами.
Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных служащих;
По ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 14):
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- увольнение;
По дисциплинарным уставам, положениям о службе (Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. №4202-1, ст. 38):
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- предупреждение в неполном служебном соответствии;
- понижение в должности;
- понижение в специальном звании на одну ступень;
- лишение нагрудного знака;
- увольнение из органов внутренних дел;
По правилам внутреннего трудового распорядка:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до 3-х месяцев или на нижестоящую должность на тот же срок;
- увольнение.
Административная ответственность государственных служащих наступает за совершение административных проступков. Некоторые категории государственных служащих обладают иммунитетом и не подлежат административной ответственности (судьи, депутаты и др.). Для определенных категорий государственных служащих существует особый порядок привлечения к административной ответственности (служащие, на которых распространятся действие дисциплинарных уставов).
Уголовная ответственность государственных служащих наступает при совершении ими должностных преступлений (преступления против интересов государственной службы).
Материальная ответственность — обязанность государственного служащего, причинившего ущерб, возместить его в размере и порядке, установленном законодательством.
Виды материальной ответственности государственных служащих:
1) ограниченная материальная ответственность (ограничивается средним месячным денежным содержанием);
2) полная материальная ответственность (предусматривает возмещение ущерба в полном объеме и не ограничивается заранее установленным пределом).
13. Прекращение государственной службы — совокупность юридических фактов, вызывающих прекращение служебных отношений между государственным служащим и государственным органом.
Общая характеристика прекращения государственной службы:
1) государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию;
2) предельный возраст нахождения на государственной должности государственной службы 60 лет;
3) допускается продление срока нахождения на государственной службе для государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы по достижению предельного возраста;
4) однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на один год;
5) продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего 65 лет, не допускается;
6) после достижения 65 летнего возраста государственный служащий может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора. Способы прекращения государственной службы:
- по инициативе государственного служащего:
- по собственному желанию;
- в связи с выходом на пенсию;
- в связи с поступлением на учебу; по другим причинам.
По инициативе администрации:
- при достижении государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;
- в случае прекращения гражданства;
- при несоблюдении обязанностей и ограничений, установленных законом для государственной службы;
- при разглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
- при ликвидации государственного органа и при сокращении его штата;
- при неявке на службу в течение более 4-х месяцев вследствие временной нетрудоспособности;
- при восстановлении на должность лица, ранее занимавшего эту должность;
- в случае систематического неисполнения служебных обязанностей;
- в случае обнаружения несоответствия государственного служащего занимаемой должности;
- в случае призыва на действительную военную службу;
- при осуждении к уголовному наказанию, если исполнение наказания несовместимо с отправлением государственной службы;
- по другим основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 21 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Муниципальные служащие.
Муниципальная должность — должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Виды муниципальных должностей:
1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления); замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления (выборные должности местного самоуправления);
2) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора. Муниципальная служба — профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Принципы муниципальной службы:
• верховенства Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;
• приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;
• самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;
• профессионализма и компетентности муниципальных служащих;
• ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
• равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
• единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;
• правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;
• внепартийности муниципальной службы.
Муниципальный служащий — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.
Муниципальный служащий не вправе:
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
- быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
- состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
- использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;
- получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;
- получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;
- выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
- принимать участие в забастовках;
- использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.
Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ.
Муниципальному служащему гарантируются:
1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
2) денежное содержание и иные выплаты;
3) ежегодный оплачиваемый отпуск;
4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.
В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательном РФ о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.
Литература
1. Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Екатерин бург: Изд-во Гос. юрид. академии, 1995.
2. Винокуров В.К. Квалификационные разряды государственных служащих // Российская юстиция. 1996. № 5. С. 38—41.
3. Государственная служба основных капиталистических стран. М.: Наука, 1977.
4. Государственная служба: Теория и организация: Курс лекции. Ростов-на-Дону: Деникс, 1998.
5. Манохин В.М. Советская государственная служба. М.: Юрид. лит. 1966.
6. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристь, 1997.
7. Овсянко Д.Н. Государственная служба Российской Федерации. М.: Юристь, 1996.
8. Розенбаум Ю.А. Подготовка управленческих кадров: Организационно-правовые вопросы. М.: Наука, 1981.
9. Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел: Справочник. М.: Новый Юристь, 1997.
10. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996.
11. Старилов Ю.И. Служебное право: Учебник. М.: БЕК, 1996.
12. Чиканова Л.А. Государственные служащие. М.: Юристь, 1998.