Стадии и способы административно-правового регулирования.
Стадии административно-правового регулирования:
— регламентация управленческих отношений (издание нормативных правовых актов, содержащих нормы административно права);
— возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
— конкретизация субъективных прав и юридических обязанностей;
— реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
— защита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении прав и свобод в сфере управления, при наличии спора в праве.
Способы административно-правового регулирования:
• императивный (категорический, властный) — способ воздействия, не допускающий отступлений от требований правовых предписаний;
• диспозитивный (автономный) — способ воздействия, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможно урегулировать отношения между собой в пределах, определения законом;
• рекомендательный — способ воздействия, предлагающий субъектам управленческих отношений наиболее целесообразный вариант поведения с позиции действующего законодательства;
• поощрительный — способ воздействия, стимулирующий активное поведение участников управленческих отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант, поведения при наличии факта объективно признаваемого факта заслуги.
3. Принципы административного права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.
Общая характеристика принципов административного права:
- определяют юридическую природу административного права;
- закрепляются в административно-правовых нормах;
- являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права;
- выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;
- обусловлены уровнем развития общества и государства.
К принципам административного права относятся следующие.
Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.
Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции РФ, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также соответствия нормативно-правовых актов Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения, если подобные нарушения допускает государство, то его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.
Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, в установлении предмета совместного ведения.
Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения является критерием оценки качества управленческих отношений.
Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.
Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Способы закрепления принципов административного права законодательстве:
• текстуальный — принцип непосредственно закреплен в конкретной статье нормативного правового акта;
• смысловой — принцип вычленяется из анализа содержания нормативного правового акта.
4. Административно-правовые нормы — общеобязательное структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативно-правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.
Особенности административно-правовых норм:
1) являются разновидностью юридических норм;
2) объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения — управленческие;
3) административно-правовые нормы — средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;
4) устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений: организаций;
5) содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
6) имеют представительно-обязывающий характер;
7) обеспечиваются мерами государственного принуждения;
8) преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
9) административно-правовые нормы во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет и отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).
Структура административно-правовой нормы — внутреннее строение административно-правовой нормы, совокупность логически обусловленных элементов.
Элементы структуры административно-правовой нормы:
1) гипотеза – часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;
2) диспозиция — часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;
3) санкция – часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.
Виды административно-правовых норм:
По предмету правового регулирования:
- материальные — нормы, которые закрепляют юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулируют;
- процессуальные — нормы, определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.
По функциям права:
- регулятивные — регулирующие позитивные управленческие отношения;
- охранительные — регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.
По месту правового регулирования:
- императивные — содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления;
- диспозитивные — дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы;
- рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач;
- поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.
По содержанию предписания:
- управомачивающие — нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;
- обязывающие — нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения;
- запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.
По адресату, регламентирующие:
- организацию и деятельность органов исполнительной власти;
- административно-правовой статус государственных служащих;
- организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений;
- отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих структур);
- административно-правовой статус общественных объединений и их служащих;
- административно-правовой статус граждан.
По действию в пространстве:
- федеральные — действующие в пределах Российской Федерации;
- региональные (окружные) — действующие в пределах региона РФ (федерального округа);
- субъектов федерации — действующие в пределах субъекта РФ;
- муниципальные — действующие в пределах муниципального образования;
- локальные — действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.
По действию во времени:
- срочные — нормы, для которых определен срок действия;
- бессрочные — нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены;
- чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.
По кругу лиц:
- общего действия — регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений;
- специальные — распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).
По юридической силе:
- законодательные — нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы;
- подзаконные — нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.
По характеру юридической защиты:
- охраняемые в судебном порядке;
- охраняемые во внесудебном (административном) порядке.
Реализация административно-правовых норм — это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.
Формы (виды) реализации административно-правовых норм:
1) исполнение;
8) соблюдение;
9) использование;
10) применение.
Исполнение — форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.
Соблюдение — форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.
Использование — форма реализации управомачивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.
Применение — особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомачивающим субъектам конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.