Раздел 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ, СВЯЗАННЫХ С ДОСТУПОМ К ПЕРСОНАЛЬНЫМ ДАННЫМ РАБОТНИКОВ
Вопрос о предоставлении персональных данных третьим лицам и объем данной информации все чаще становится предметом разбирательства в судебных инстанциях. Для представителей работников в лице профсоюзной организации и ее выборных органов в этом отношении особый интерес представляет Определение Верховного Суда РФ от 20 июля 2012 г. № 56-КГ12-3, которым подтверждено право профсоюзных организаций на получение от работодателя информации по социально-трудовым вопросам, необходимой для осуществления профсоюзного контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах) профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
Право на осуществление профсоюзами контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе по вопросам защиты персональных данных работников, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений установлено также статьей 370 ТК РФ.
Право первичных профсоюзных организаций осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений предусмотрено ч. 3 ст. 13 Закона о профсоюзах. В соответствии с ч. 1 ст. 17 указанного Закона профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателя информацию по социально-трудовым вопросам. Согласно ч. 5 ст. 11 Закона о профсоюзахпрофсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.
В соответствии со статьями 40 и 41 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами и в него могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: формам, системам и размерам оплаты труда, рабочему времени и времени отдыха и другим вопросам, определенным сторонами.
В силу действия ст. 31 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня соответствующего запроса.
В соответствии со статьей 19 указанного Закона профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
Профсоюзные инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от форм собственности и подчиненности), у которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.
Профсоюзные инспекторы труда имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Устав Профессионального союза работников народного образования и науки РФ и Положение о правовой инспекции труда Профсоюза определяют полномочия профсоюзных представителей по вопросу осуществления профсоюзного контроля и другим вопросам, относящимся к уставной деятельности.
В Письме Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзора от 27 июня 2011 г. № ШР-13444 «О результатах рассмотрения обращения» разъясняется, что в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» для осуществления своей уставной деятельности профессиональные союзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
Согласно ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Следует иметь в виду, что не требуется согласие работников, предусмотренное ст. 88 ТК РФ, для передачи персональных данных для целей профсоюзного контроля, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных согласие субъекта персональных данных не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора, каковым в силу действия п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного Закона выступает первичная профсоюзная организация, осуществляя мероприятия по защите трудовых прав работников.
Запрашивая у работодателя информацию и требуя предоставления локальных нормативных актов по социально-трудовым вопросам, первичная профсоюзная организация действует в целях исполнения условий коллективного договора, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных является дополнительным основанием для обработки персональных данных в целях исполнения договора без согласия субъекта персональных данных, являющегося одной из сторон договора.
При этом также следует учитывать, что в силу ст. 6 Закона о персональных данных предусмотрена возможность обработки персональных данных и в случаях, когда их обработка необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных и когда обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях при условии обязательного обезличивания персональных данных.
Поэтому действия представителей работников профессионального союза в части, касающейся запроса и получения от работодателя документов, содержащих персональные данные работников, необходимых для осуществления профессионального контроля за соблюдением трудового законодательства, подпадают под исключение, предусмотренное ст. 6 Закона о персональных данных, и не требуют согласия указанных лиц на обработку их персональных данных.
Таким образом, в целях реализации полномочий, установленных федеральными законами и предусмотренных в Уставе Профсоюза и иных профсоюзных нормативных документах, профсоюзные организации вправе запрашивать и получать от работодателя информацию, в том числе относящуюся к персональным данным работников, для осуществления в полном объеме функций, возложенных на него в силу закона.
При этом представители профессионального союза, получившие документы, содержащие персональные данные работника, обязаны соблюдать требования конфиденциальности и безопасности при их обработке, а также обеспечить их использование только в целях, для достижения которых они были представлены.
Также следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну, отнесены в частности:
- сведения о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений.
Наряду с этим предусмотрено, что не могут являться коммерческой тайной сведения о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, а также обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Следовательно,организации, осуществляющие образовательную деятельность,являющиеся некоммерческими организациями,обязаны в установленных федеральным законодательством случаях, в том числе в рамках реализации предусмотренного Законом о профсоюзах права на информацию (ст. 17), представлять по запросу профсоюзной организации сведения о численности и об оплате труда работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.