Тема 22. Общая характеристика международно-правового регулирования труда
Международно-правовое регулирование труда — это регулирование с помощью международных соглашений вопросов, связанных с применением труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных прав и интересов работников.
Идея о необходимости международно-правового регулирования труда возникла вскоре после возникновения первого фабричного законодательства в начале XIX в. Первые систематические предложения по установлению международных институтов регулирования труда делались Д. Леграном в 1840—1855гг.
Во второй половине XIX в. ряд предложений по установлению международного регулирования труда был сделан в немецком и французском парламентах. В 1897 г. в результате первых международных конгрессов труда была основана Ассоциация по юридической защите трудящихся, располагавшаяся в Базеле. Деятельность этой ассоциации привела к тому, что швейцарское правительство в 1905 и 1906 гг. провело международные конференции, которые приняли первые международные трудовые конвенции. Деятельность ассоциации была прервана Первой мировой войной, однако уже к моменту ее завершения в 1919 г. при подписании Версальского мирного соглашения, в его тексте было предусмотрено создание Международной организации труда (МОТ) как части Лиги наций. После окончания Второй мировой войны МОТ стала структурным подразделением ООН и до настоящего времени является ведущей международной организацией, деятельность которой направлена на международное регулирование труда. В 1969 г. МОТ была удостоена Нобелевской премии.
В 1944 г. делегаты Международной конференции труда приняли Филадельфийскую декларацию МОТ. Она вошла в качестве приложения в Устав и поныне является хартией целей и задач МОТ. Декларация открывается подтверждением фундаментальных принципов МОТ; она, в частности, гласит, что «труд не является товаром», что «свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса» и что «нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния». Декларация предвосхитила Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщую декларацию прав человека. Основополагающие принципы международно-правового регулирования труда закреплены также в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. Статья 2 этой декларации указывает на следующие принципы, касающиеся основополагающих прав:
1) свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
2) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
3) действенное запрещение детского труда; и
4) недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Студентам необходимо усвоить, что данные принципы, как указывается в Декларации, подлежат применению государствами — участниками МОТ вне зависимости от ратификации тех или иных международных конвенций, а в силу самого членства в МОТ.
При изучении темы международно-правового регулирования труда студенты должны усвоить отличие международного частного и международного публичного трудового права.
Структура МОТ зафиксирована в ее Уставе. Следует иметь в виду, что деятельность МОТ и ее структура основывается на принципе трипартизма, то есть трехстороннего участия в ее работе представителей государств, работников и работодателей. Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, которая собирается не реже одного раза год. Всего с 1919 по 2006 г. было проведено 95 Международных конференций труда. В работе конференции принимают участие делегаты из 177 (по состоянию на 2006 г.) государств — участников МОТ. Каждое государство представлено четырьмя делегатами: по два от правительства и по одному от работников и работодателей, соответственно. При принятии решений делегаты, представляющие работников и работодателей, голосуют независимо от правительственных делегатов. На международных конференциях труда принимаются конвенции и рекомендации МОТ.
Конвенции и рекомендации подлежат обсуждению в специальных комиссиях, сформированных конференцией, а затем принимаются большинством в две третьих присутствующих на конференции делегатов.
На Международной конференции труда избирается Административный совет Международного бюро труда (МВТ), состоящий из 56 титульных членов — 28 представителей правительств и по 14 представителей работников и работодателей, а также 66 участников-заместителей. Десять из двадцати восьми правительственных членов занимаются государствами с лидирующим значением для мировой промышленности, в том числе представителем Российской Федерации. Административный совет является исполнительным органом МОТ.
Международное бюро труда является постоянным секретариат том Организации, ее административным органом, исследовательским и информационным центром. Персонал МВТ, занятый в центральном аппарате бюро в Женеве и в странах, где МОТ осуществляет свои проекты, а также в 40 региональных отделениях, составляет около 1900 служащих и технических экспертов (110 национальностей). Отделение МВТ имеется и в Москве.
В деятельности МОТ принимает участие ряд отраслевых и специализированных комитетов. Студентам следует уяснить их роль в принятии конвенций и рекомендаций МОТ, а также в контроле за их исполнением.
С момента создания и до 2006 г. было принято 186 конвенций и 195 рекомендаций МОТ, 60 конвенций МОТ ратифицированы Российской Федерацией.
Необходимо уяснить порядок принятия конвенций и рекомендаций МОТ, отличия в правовом статусе этих международных правовых актов.
Следует знать, какие международно-правовые акты являются важнейшими источниками международно-правового регулирования труда. К ним относятся уставные документы международных организаций — Устав ООН, Устав МОТ и Филадельфийская декларация 1944 г; многосторонние международные договоры ООН и МОТ: декларации, пакты, конвенции, рекомендации, протоколы, резолюции. Кроме того, необходимо знать основные международные региональные стандарты труда, в том числе СНГ, трудовые стандарты в других регионах мира, а также двухсторонние договоры по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними отношений.
Важнейшим региональным актом для российского трудового права является Европейская социальная хартия, подписанная Президентом РФ 12 мая 2000 г., но до сих пор не ратифицированная. С ее содержанием необходимо ознакомиться.
Изучая данную тему, студентам необходимо дать общую характеристику конвенций и рекомендаций МОТ по наиболее важным вопросам международного регулирования труда. К ним относятся вопросы о праве на свободу объединения и коллективные переговоры, праве на труд, на ограничение рабочего времени, упразднение принудительного труда, ликвидации дискриминации в области занятости, регулирования труда отдельных категорий работников и др.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Студенту необходимо усвоить, что в иерархии источников трудового права ратифицированные международные акты о труде занимают второе место после Конституции. Следует понимать механизм взаимодействия национальных и международных норм о труде, механизм ратификации международных норм.
Студентам следует знать механизм контроля за соблюдением ратифицированных конвенций и применением рекомендаций, а также знать о процедурах рассмотрения жалоб на нарушения государствами обязательств по соблюдению международных трудовых стандартов. Кроме того, желательно ознакомиться с материалами рассмотрения Комитетом по свободе объединения МБТ и Комитетом экспертов по применению конвенций и рекомендаций жалоб в отношении Правительства РФ по поводу принятия Трудового кодекса и внесения в него изменений.
V. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ
для студентов дневной и вечерней форм обучения Института
правоведения, студентов вечерней формы обучения Института
целевой подготовки и студентов Института международного
частного права
Трудовое право изучают студенты дневного отделения
Института правоведения:
на 3-м курсе (V семестр) в объеме 30 часов практических занятий по темам 1—11;
на 3-м курсе (VI семестр) в объеме 28 часов практических занятий по темам 12—22.
Трудовое право изучают студенты Института международного частного права:
на 3-м курсе (V семестр) в объеме 30 часов практических занятий по темам 1 — 11;
на 3-м курсе (VI семестр) в объеме 26 часов практических занятий по темам 12—22.
Трудовое право изучают студенты вечернего отделения:
института Правоведения на 3-м курсе в V семестре — в объеме 20 часов практических занятий по темам 1 — 11 и в VI семестре — в объеме 20 часов практических занятий по темам 12—22;
института Целевой подготовки на 2-м курсе в III семестре — в объеме 20 часов практических занятий по темам 1 — 11 и в IV семестре — в объеме 20 часов занятий по темам 12—22.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ