Вопрос 15 Субъекты трудового правоотношения

Субъекты (стороны) трудового права-участники трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Виды субъектов трудового права: граждане (работники); работодатели (предприятия, организации, учреждения); представители работников и работодателей; профсоюзные комитеты; социальные партнеры; органы службы занятости и трудоустройства, органы по рассмотрению трудовых споров, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда. Для обладания и реализации трудовых прав и обязанностей субъекты должны обладать правовым статусом, который состоит из: 1) трудовой правосубъектности (способность иметь и осуществлять трудовые права, исполнять обязанности, а также нести ответственность (деликтоспособность); 2) основных трудовых прав и обязанностей; 3) основных юридических гарантий трудовых прав и обязанностей. Правовой статус гражданина помимо общих конституционных прав и гарантий включает и специальные гарантии. Трудовая правосубъектность гражданина возникает, как правило, с 16 лет (на опасные и вредные работы более поздний: 21 и 18). Допускается заключение трудового договора с 15 лет, а при согласии родителей - с 14 лет на легкую работу. Работодатель - это физическое или юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. Работодателем может выступать предприятие, учреждение, организация, как государственные, так и муниципальные или частные. Трудовая правосубъектность работодателя возникает с момента его регистрации в качестве работодателя. Он должен иметь фонд заработной платы, расчетный счет в банке. Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзы выполняют функции представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников: участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройства, участвуют в коллективных переговорах, заключают колдоговоры и соглашения от имени работников, представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях, осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда и др.

Вопрос 16 Понятие и уровни социального партнерства. Основные принципы социального партнерства.

Социальное партнерство-это форма взаимодействия органа гос управления, объединения нанимателя, профсоюзов, и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами закон-ва представлять их интересы, при разработке и реализации соц.-экономической политики гос-ва. Они основаны на учете интересов различных групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от соц. конфликтов.

Принцип соц партнерства- это основополагающие идеи, выражающие сущность и основной смысл соц.-партнерских отношений.

Признаки соц партнерства:

1)равноправие сторон 2)соблюдение норм ТП 3)полномочность принятых обязательств 4)добровольность 5)реальность принятых решений 6)обяза-во по выполнению договоренности и отве-сть за их выполнение 7)отказ от одностороенних действий нарушающих обязательство 8)взаимное информирование об изменении ситуаций.

Стороны соц партнерства:

1. гос-во(является гарантом контролером и арбитром)

2. представители интересов работников(профсоюз)

3. представители интересов нанимателя(руководители и замы)

Социально-партнерские соглашения –это нормативно-правовой акт содержащий обязательства сторон по урегулированию отношений в соц.-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отросли, тер-рии.

Виды соглашений:

1. Генеральная(республиканская) заключается на национальном уровне, его положение распр-ся на всех работников. Его сторонами явл-ся гос-во, республ. объеденнение нанимателей, профсоюзов.

2. Отраслевые(тарифные) охватывает нормами нанимателей и работников определенной отрасли

3. Местные (региональные) распространяются на нанимателей или группу профес-но-однородных работников в определенной местности.

4. Локальные(на предприятии)

Генеральное является основой для всех последующих.

Наши рекомендации