Объект, предмет и квалификация
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Общие положения
Дальнейшее укрепление законности и правопорядка, повышение эффективности борьбы с преступностью неразрывно связаны с правильным применением уголовного закона всеми органами и должностными лицами на всех этапах правоприменительной деятельности. Это требование закреплено и в ст. 4 Конституции СССР, где указывается, что «...Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан». В свою очередь, строгое соблюдение требований социалистической законности и социальной справедливости в борьбе с преступностью возможно лишь при условии правильной квалификации преступлений, т.е. точной уголовно-правовой оценки содеянного. Поэтому квалификация преступлений — неотъемлемая часть правоприменительной деятельности, ее «предметная» основа, поскольку вопросы квалификации возникают у следователя, судьи, прокурора, адвоката и других лиц по каждому уголовному делу. Она всегда является определенным этапом (стадией) и своеобразным основанием для последующего применения уголовного закона. Например, только после решения вопроса о квалификации преступления можно принимать обоснованное решение о привлечении или непривлечении того или иного лица к уголовной ответственности, о назначении вида и размера наказания и т.д.
Несомненно, правильная квалификация преступлений имеет важное значение и для решения задач борьбы с преступностью, ибо позволяет получить точные данные о преступности, ее характере и динамике, без которых
невозможно принятие эффективных мер, направленных на борьбу с этим социальным злом.
В юридической литературе обычно считают, что понятие «квалификация преступлений» употребляется в двух значениях: 1) как определенный логический процесс установления признаков того или иного преступления в действиях виновного; 2) как конечный результат данной деятельности — официальное признание и правовое закрепление в юридическом акте (процессуальном документе) соответствия признаков совершенного деяния конкретной уголовно-правовой норме. Поскольку же между указанными значениями имеется неразрывная связь, то В.Н. Кудрявцев констатирует, что и при определении общего понятия квалификации целесообразно совместить эти значения. Поэтому он трактует квалификацию как «...установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой»1. Таким образом, здесь в понятие квалификации включен не только мыслительный процесс, аналитическая деятельность, но и результат этой деятельности, т.е. юридическое закрепление того или иного вывода по квалификации содеянного в официальном документе (например, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении, приговоре или определении суда)2.
Приведенное определение в основном является правильным, но нуждается, по нашему мнению, в уточнении. Оно сформулировано без учета существующих видов квалификации преступлений. Между тем известно, что квалификация преступлений может быть легальной (официальной) и доктринальной (неофициальной).
Легальная (официальная) квалификация — это такая квалификация, которая осуществляется по конкретному уголовному делу (факту, правонарушению) уполномоченными на то представителями государства (следователем, прокурором, судом); ее выводы закрепляются в определенных правовых документах (постановлении, определении, приговоре и т.д.). Следовательно, легальная квалификация преступления возможна лишь при совокупности всех указанных слагаемых: 1) осуществляется по конкретному уголовному делу (правонарушению); 2) ее субъектом выступает полномочный представитель государственной власти (орган дознания, следователь, прокурор, суд и т.д.); 3) находит свое правовое закрепление в определенных процессуальных актах. Только такая квалифика-
ция является одним из видов правоприменительной деятельности и в силу этого с неизбежностью влечет за собой предусмотренные законом правовые последствия (например, служит основанием для возбуждения уголовного дела, применения меры пресечения, предания суду и т.д.). Поэтому можно заключить, что приведенное определение характеризует лишь легальную квалификацию.
Доктринальная неофициальная квалификация — это соответствующая правовая оценка преступного деяния, которая исходит от неофициальных лиц и, главное, не получает правового закрепления в каком-либо процессуальном акте. Такая квалификация чаще всего дается в публикациях или выступлениях научных работников. Она может исходить и от любых других лиц (организаций, обществ), которые на основе собственного представления об уголовном законе квалифицируют тот или иной жизненный случай. Как справедливо пишет Ф.Г. Бурчак, доктринальная квалификация отражает только мнение лиц, ее проводящих, разъясняет их правовую позицию по конкретному делу и имеет значение для изучения права, формирования правовых взглядов общества3.
Следует также отметить, что доктринальная квалификация воздействует на легальную, способствуя тем самым более глубокому уяснению права, формированию профессионального правосознания работников соответствующих правоохранительных органов, которые дают официальное толкование уголовного закона по конкретным делам.
Изложенное позволяет заключить, что правомерно различать легальную и доктринальную квалификации преступлений. В дальнейшем изложении мы будем исходить из требований, предъявляемых к доктринальной квалификации.
Являясь частным случаем юридической квалификации человеческих поступков, уголовно-правовая квалификация имеет свою специфику, обусловленную особым характером самого предмета, т.е. готовящегося или совершенного преступления. В связи с этим квалификация преступлений неразрывно связана с уголовным процессом, его стадиями. Практически на всех стадиях производства по уголовному делу каждый раз решаются и вопросы квалификации совершенного преступления.
Так, в соответствии со ст. 98 УПК УССР при возбуждении уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания или судья обязаны вынести постановление, а суд — определение, указав поводы и основания к воз-
буждению дела, статью уголовного закона, по признакам которой возбуждается дело.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство обязывает соответствующих должностных лиц решать вопросы квалификации преступлений и на иных стадиях уголовного процесса. Например, в соответствии со ст. 132 УПК УССР в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого должно быть указано преступление, в совершении которого обвиняется данное лицо, а также статья уголовного закона, которой предусмотрено данное преступление. Точно так же ст. 324 УПК УССР обязывает суд при постановлении приговора разрешать, в частности, вопрос о том, содержит ли это деяние состав преступления и какой именно статьей уголовного закона оно предусмотрено.
На каждом этапе производства по уголовному делу может не только подтверждаться правильность ранее принятого решения, но и меняться квалификация преступления. Во-первых, это может быть обусловлено допущенной ошибкой, неправильным выводом следователя, прокурора, суда и т.д. Во-вторых, такое изменение может быть вполне оправданным, если будет установлено, что в процессе расследования или судебного рассмотрения вскрылись новые (ранее неизвестные) обстоятельства, которые меняют уголовно-правовую оценку содеянного. Например, после обнаружения трупа со следами насильственной смерти следователь возбудил уголовное дело по факту совершения умышленного убийства (ст. 94 УК УССР). Однако в ходе расследования было установлено, что это убийство совершено при превышении пределов необходимой обороны. Поэтому уже при предъявлении обвинения действия виновного обоснованно были переквалифицированы на ст. 97 УК УССР — как убийство при превышении пределов необходимой обороны. Таким образом, при возбуждении уголовного дела следователь осуществил лишь предварительную квалификацию, основанную на предположениях относительно обстоятельств совершенного преступления.
Итак, квалификация преступлений характеризуется определенной динамичностью, ибо она повторяется на каждой стадии уголовного процесса. Конечно, на различных этапах процесс квалификации преступлений имеет свои особенности, но сущность его одна — установить (проверить правильность) точное соответствие между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нор-
мой. Причем этот вывод должен быть единственно верным и полностью основываться на установленных по делу обстоятельствах.
Квалификация преступления лишь на первый взгляд кажется чисто технической операцией, сводящейся к подбору, отысканию нормы (статьи УК), которая бы охватывала своим содержанием конкретный случай. На самом деле это не только очень ответственный и сложный логический процесс установления и правового закрепления вывода о сущности совершенного общественно опасного деяния. «Правильно квалифицировать преступление — значит с марксистско-ленинских позиций, с позиций советского закона оценить юридическую и, следовательно, общественно-политическую сущность этого преступления, установить его соответствие той правовой норме, которая описывает в типовом виде подобное деяние. Правильно квалифицировать преступление — значит свято соблюдать все предписания уголовного закона, отождествляющего коллективный разум и волю трудящихся, политику Коммунистической партии и Советского правительства»4.
Квалификация преступлений, как и любой другой процесс решения логических задач, проходит определенные этапы (стадии). Поскольку эти вопросы достаточно обстоятельно разработаны в юридической литературе, полагаем возможным ограничиться самой общей их характеристикой5.
На первом этапе выясняются наиболее общие признаки деяния, которому затем дается соответствующая правовая оценка, т.е. выясняется тип правонарушения, которое совершило лицо (дисциплинарный или административный проступок, преступление). Нетрудно заметить, что на данном этапе одновременно решается и вопрос о типе правоотношения, возникновение которого было обусловлено совершенным деянием. При этом «орган дознания, следователь, анализируя конкретную жизненную ситуацию, устанавливают и сопоставляют наиболее общие родовые признаки, присущие вообще правонарушениям (общественную опасность, противоправность, виновность), определяют тип правонарушения, устанавливают, нормами какой отрасли права регулируется данное правоотношение»6. Установлением родовой принадлежности возникших правоотношений и отнесением их к определенному виду (типу) фактически заканчивается первый этап квалификации. Здесь констатируется, что совершенное общественно опасное деяние является пре-
ступным, оно породило определенное уголовно-правовое отношение, которое, в свою очередь, первично по отношению к самому процессу квалификации преступления.
На втором этапе, т.е. после того, когда установлено, что анализируемое правонарушение является преступлением, необходимо исследовать вопрос о его родовой принадлежности, т.е. о том, какой главой УК должно охватываться это преступное деяние. Для решения поставленной задачи в каждом случае следует выяснять совокупность объективных и субъективных признаков содеянного и давать им правильную юридическую оценку. Тот факт, что К. совершил поджог здания, еще не позволяет определить родовую принадлежность преступного деяния. Это может быть диверсия, уничтожение государственного или общественного имущества, покушение на убийство и т.д. И только после того, как будет доказано, что в рассматриваемом случае был, например, осуществлен поджог государственного магазина его работником для сокрытия ранее совершенного им хищения, можно заключить, что налицо преступление против социалистической собственности.
Наиболее сложен в практическом отношении третий этап квалификации, когда устанавливается конкретная уголовно-правовая норма, под действие которой подпадает данное преступление. Этот процесс также проходит определенные стадии7.
На первой из них осуществляются отбор и упорядочение (построение) всех установленных юридически значимых данных о совершенном преступлении. Причем здесь очень важно, чтобы лицо, производящее квалификацию, основываясь на знаниях состава того или иного преступления и профессиональных навыках, наиболее полно и точно установило и зафиксировало в соответствующих документах совокупность объективных и субъективных признаков, которые характеризуют совершенное деяние как определенное преступление. При этом отбор и упорядочение установленных по делу фактических обстоятельств, имеющих значение для квалификации, как справедливо отмечает В.Н. Кудрявцев, следует вначале производить применительно к той группировке признаков, которая присуща любому преступлению, т.е. к его объекту, субъекту, объективной и субъективной стороне8. На второй стадии необходимо определить все возможные модели, законодательные конструкции, которым соответствует собранный материал. Это позволит несколько ограничить круг уголовно-правовых норм, под действие ко-
торых подпадает анализируемое преступление. Затем (на третьей стадии) важно выявить все смежные составы преступлений, которые по своей сущности и содержанию граничат с совершенным деянием. И лишь после этого можно подойти к четвертой стадии, когда делается вывод относительно той уголовно-правовой нормы, по которой единственно и должно квалифицироваться совершенное преступление.
Конечно, выделение указанных стадий носит в определенной мере условный характер, ибо они взаимосвязаны, а сам процесс квалификации в сознании человека протекает как непрерывная деятельность. Сказанное не означает, что только в такой последовательности и осуществляется процесс квалификации. Отступления возможны, и они обусловлены различными обстоятельствами. Предложенная же последовательность решения промежуточных задач в процессе квалификации предпочтительна потому, что основана на законах логики и позволяет даже в самых сложных случаях избежать ошибок в поисках правильного решения.
Как известно, в судебной практике часто встречаются ошибки, обусловленные неправильным применением норм уголовного закона, и прежде всего ошибочной квалификацией совершенных преступлений. Так, проведенное нами обобщение дел о хозяйственных преступлениях за ряд лет показало, что почти в 20% случаев допускается неправильная квалификация. Издержки же, которые с неизбежностью наступают при этом, не требуют какого-либо комментирования.
В заключение необходимо еще раз обратить внимание на то, что для правильной квалификации нужно установить всю совокупность объективных и субъективных признаков совершенного деяния и определить их соответствие конкретной уголовно-правовой норме. Установленная же законом совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующая совершенное общественное опасное деяние как преступление, представляет собой не что иное, как состав преступления. Отсюда следует, что состав преступления как единственное основание уголовной ответственности является и единственным основанием для квалификации преступлений. Это обусловлено и тем, что «состав является информационной моделью преступления определенного вида, закрепленной в уголовном законе»9. Поэтому в юридической литературе не только анализируются общие вопросы квалификации, но и проводится квалификация по всем элементам состава
преступления (объекту, объективной и субъективной стороне, а также субъекту преступления).
Квалификация преступлений
По объекту и предмету
Свойство объекта преступления наиболее точно выражать социально-политическую и юридическую сущность преступления определяет его особую роль при квалификации совершенных общественно опасных деяний. Квалифицировать совершенное преступление по объекту — значит установить, а затем и юридически закрепить в том или ином правовом акте, что отношения, которым причинен ущерб совершенным преступлением, охраняются определенным уголовным законом.
Поэтому здесь всегда необходим тщательный анализ самого уголовного закона, с тем чтобы установить, какие общественные отношения он охраняет, или, иными словами, что является объектом преступления, за которое им предусмотрена уголовная ответственность. Установить же объект того или иного преступления без анализа уголовного закона невозможно.
Как известно, в практической деятельности не возникает трудностей, связанных с определением общего объекта преступления, т.е. с установлением совокупности социалистических общественных отношений, поставленных под охрану действующего уголовного законодательства. Не вызывает особых сложностей и определение родового объекта того или иного преступления. В одних случаях сам законодатель называет в законе объект ряда групп преступлений (например, в ст. 164, 231 УК УССР при описании понятий должностных и воинских преступлений), в других — он отражается в наименовании главы УК, в которую помещена статья об ответственности за данное преступление. Например, из наименования главы II «Преступления против социалистической собственности» и главы V «Преступления против личной собственности» вытекает, что родовыми объектами этих преступлений являются отношения соответственно социалистической или личной собственности.
Следовательно, отнесение того или иного преступления к определенной главе или разделу УК в большинстве случаев означает, что его родовым объектом являются социалистические общественные отношения, которые одновременно выступают объектом и всей этой группы преступлений. Например, родовым объектом кражи личного имущества (ст. 140 УК УССР) является личная собственность, а превышения власти или служебных полномо-
чий (ст. 166 УК УССР) — нормальная деятельность советского государственного аппарата или аппарата общественных организаций.
В связи с этим Н.И. Коржанский замечает, что «в соответствии со структурой уголовного законодательства при отыскании родового объекта преступления можно пользоваться таким правилом: «Деяния, помещенные в одной главе УК (в одном разделе Закона, Указа и т.п.), посягают на один и тот же родовой объект»10.
К сожалению, как раз применительно к структуре ныне действующих уголовных кодексов союзных республик предложенным правилом можно пользоваться далеко не всегда, поскольку структура уголовных кодексов несовершенна, в подтверждение чего сам Н.И. Коржанский приводит немало примеров.
В свою очередь и мы попытаемся проиллюстрировать сказанное. Так, очевидно, что в группу иных государственных преступлений включены общественно опасные деяния, посягающие на различные родовые объекты. Даже беглый анализ непосредственных объектов разглашения государственной тайны (ст. 67 УК УССР), бандитизма (ст. 69 УК УССР) уклонения от призыва по мобилизации (ст. 73 УК УССР), нарушения правил международных полетов (ст. 76 УК УССР), нарушения правил о валютных операциях (ст. 80 УК УССР) свидетельствует о различии не только их непосредственных, но и родовых объектов. Поэтому предпринимаемая в теории уголовного права попытка найти какой-то особый родовой объект названных преступлений пока не увенчалась успехом. Это было нами показано при анализе многочисленных мнений о непосредственном объекте таких преступлений, как контрабанда (ст. 70 УК УССР), нарушение правил о валютных операциях (ст. 80 УК УССР), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 79 УК УССР)11. Появление же различных точек зрения объясняется стремлением найти для этих преступлений иной, отличный от отношений социалистической системы хозяйства родовой объект, и тем самым объяснить, почему именно они были включены в группу иных государственных преступлений. Между тем даже без обстоятельного анализа непосредственных объектов названных преступлений очевидно, что контрабанда, фальшивомонетничество и нарушение правил о валютных операциях — хозяйственные преступления, поскольку они совершаются в сфере социалистического хозяйствования, а в качестве их непосредственных объектов выступают
отношения, входящие в структуру отношений социалистической системы хозяйства. Поэтому данные деяния независимо от места их расположения в системе УК являются хозяйственными преступлениями.
Приведем другой пример. Статья 228 УК УССР и ст. 223 УК РСФСР, устанавливающие ответственность за загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, помещены в главе X Особенной части УК «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и народного здоровья». Однако аналогичная уголовно-правовая норма в УК КазССР (ст. 159), УК ЛатвССР (ст. 175), УК ЭССР (ст. 158) и УК АзССР (ст. 160) включена в главу «Хозяйственные преступления».
Конечно, нельзя признать правильным, что одно и то же преступление, имеющее один и тот же родовой объект, помещено в различные главы уголовных кодексов союзных республик. Видимо, в первом случае исходили из того, что его родовым объектом является народное здоровье, а во втором — социалистическая система хозяйства. Между тем родовым объектом рассматриваемого преступления выступает определенная совокупность природоохранительных отношений, которые направлены на охрану окружающей человека природной среды, ее улучшение и оздоровление, а также на научно обоснованное, рациональное использование и воспроизведение природных ресурсов, сохранение нормального экономического состояния природы. Таким образом, объект названного преступления, как и иных преступлений в области охраны природы, носит комплексный характер и слагается из двух взаимодействующих основных групп общественных отношений — экономических, которые включают в себя отмеченные хозяйственные отношения, а также отношения социалистической собственности, и экологических, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности человека в условиях постоянно изменяющейся природной среды.
Изложенное позволяет заключить, что само по себе помещение статьи УК об ответственности за какое-либо преступление в ту или иную его главу не всегда является достаточным основанием для окончательного вывода о родовом объекте этого преступления. Как видно из приведенных примеров, для такого вывода во многих случаях необходим еще дополнительный социально-политический и юридический анализ состава данного преступления. Сформулированное же Н.И. Коржанским правило можно рассматривать лишь как задачу (построение идеаль-
ной модели УК), к которой нужно стремиться при разработке новых уголовных кодексов союзных республик.
Решение вопросов квалификации преступления неразрывно связано с правильным определением его непосредственного объекта. Проще всего эти вопросы решаются тогда, когда сам законодатель в уголовном законе указывает на те общественные отношения, которые выступают объектом определенного преступления. Например, в ст. 56 УК УССР предусмотрено, что измена Родине является таким деянием, которое причиняет ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности и обороноспособности СССР. Отсюда нетрудно заключить, что непосредственный объект этого преступления — внешняя безопасность, которая включает в себя совокупность перечисленных общественных отношений. Точно так же решается вопрос и о непосредственном объекте оскорбления, ибо в ст. 126 УК УССР указывается, что оскорбление — умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме. Следовательно, непосредственным объектом оскорбления являются честь и достоинство личности.
В диспозиции уголовного закона содержится указание на непосредственный объект таких преступлений, как террористический акт (ст. 58, 59 УК УССР), диверсия (ст. 60 УК УССР), антисоветская агитация и пропаганда (ст. 62 УК УССР), распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй (ст. 1871 УК УССР), хулиганство (ст. 206 УК УССР) и некоторых других.
Во многих случаях установлению объекта преступления способствует анализ признаков его предмета. Как уже отмечалось, в предметных преступлениях данный элемент состава всегда указывается в тексте закона, в силу чего его определение не представляет особых сложностей. Однако это еще не означает, что одновременно во всех случаях решается и вопрос об объекте самого преступления Здесь возможны два варианта определения предмета преступления в зависимости от того, входит ли он непосредственно в структуру общественного отношения, выступающего объектом преступления, или нет. Первый вариант возможен тогда, когда те или иные предметы, входящие в структуру объекта преступления, дополнительно наделяются и функциями предмета преступления. Анализ такого предмета преступления сразу же определяет и те общественные отношения, которые поставлены под охрану уголовного закона. Так,
в ст. 81 – 861 УК УССР законодатель прямо указывает, что предметом этих преступлений признается государственное или общественное имущество. Поскольку же имущество, принадлежащее государственным или общественным организациям, является неотъемлемой частью отношений государственной или общественной собственности, то несложно сделать вывод о том, что именно эти отношения выступают объектом названных преступлений. То же самое можно сказать и об объекте похищения личного имущества, ибо в ст. 140 – 145 УК УССР предусмотрено, что только имущество, принадлежащее гражданам на праве личной собственности, признается предметом указанных преступлений.
Правильность приведенных положений можно показать более детально на примере предмета преступления, предусмотренного ст. 160 УК УССР. В этой норме устанавливается ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников в лесах первой группы, выполняющих защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, в лесах заповедников, национальных и природных парков, заповедных лесных участках, лесах, имеющих научное или историческое значение, природных памятниках, лесопарках, если ущерб превышает сто рублей, а в остальных лесах, относящихся к первой группе, — двести рублей по таксе, установленной для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконной порубкой и повреждением деревьев и кустарников, либо незаконную порубку деревьев и кустарников в других лесах, если ущерб превышает триста рублей по той же таксе, а также порубку деревьев и кустарников в указанных лесах, повлекшую причинение ущерба в меньшем размере, но совершенную повторно.
Как видно, законодатель непосредственно в уголовном законе определил, что предметом указанного преступления может быть только лес на корню (лесные участки или лесопарки). Этот же предмет выступает и предметом отношений, поставленных под охрану уголовного закона, т.е. отношений, направленных на охрану, рациональное использование и воспроизводство лесов как природной системы. Под лесом же, в смысле ст. 160 УК УССР, необходимо понимать любые сырорастущие деревья и кустарники, стоящие на корню и произрастающие на территории лесного фонда или в лесопарках. В соответствии со ст. 34 Лесного кодекса УССР под лесами, выполняющими защитные функции, понимаются леса противоэрозионные, в том числе участки леса на кру-
тых горных склонах; защитные полосы вдоль железных, автомобильных дорог общегосударственного, республиканского и областного значения; особо ценные лесные массивы, государственные защитные лесные полосы, байрачные леса; ленточные боры, степные колки и другие леса пустынных, полупустынных, степных, лесостепных, малолесных горных районов, имеющие важное значение для защиты окружающей среды. К лесам, выполняющим санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, отнесены городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны.
Таким образом, предметом преступления здесь выступают только лес как единый природный комплекс, независимо от его принадлежности к государственной или кооперативной собственности. Поэтому незаконная порубка отдельно стоящих деревьев и кустарников не причиняет ущерба объекту, охраняемому ст. 160 УК УССР, ибо отдельно произрастающие деревья и кустарники не являются предметом указанных отношений.
В связи с этим представляется неубедительным разъяснение, что по ст. 160 УК УССР необходимо квалифицировать и действия лиц, виновных в незаконной порубке защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд (например, в городах и других населенных пунктах), поскольку по смыслу ст. 50 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик порубка является одним из способов уничтожения либо повреждения деревьев и кустарников12. Ссылку Верховного Суда СССР на ст. 50 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик нельзя признать обоснованной, поскольку в самом уголовном законе дан исчерпывающий перечень предметов этого преступления, которые одновременно, как уже отмечалось, входят и в структуру отношений, выступающих его объектом. Поэтому незаконная порубка отдельно стоящих деревьев и кустарников не причиняет ущерба общественным отношениям, охраняемым указанным уголовным законом, а должна квалифицироваться как преступление против социалистической собственности.
Приведенный пример свидетельствует: установление предмета отношений, выступающих объектом преступления, не только позволяет правильно определить объект, но и способствует точному определению границ действия
уголовно-правовой нормы, что имеет важное значение для правильной квалификации содеянного.
В тех же случаях, когда предмет преступления не совпадает с предметом общественного отношения, его установление еще не дает ответа на вопрос о том, какие же общественные отношения являются объектом этого преступления.
Для определения объекта преступления целесообразно использовать и такую категорию, как «социальные интересы», т.е. устанавливать его через те или иные интересы участников общественных отношений. Такой анализ может быть успешным как в случаях, когда законодатель определяет в законе объект преступления посредством указания на соответствующие интересы, так и тогда, когда в тексте закона словесно не отражены соответствующие интересы. Это вызвано тем, что интересы, как было уже показано, являются выразителями общественных отношений. Причем они всегда выражают глубинную, коренную сущность любого общественного отношения. Особенность же социальных интересов, заключающаяся в том, что они не скрыты, а как бы «лежат на поверхности», доступны для непосредственного восприятия и изучения, повышает их практическую значимость для определения объекта преступления.
Например, в ст. 164 УК УССР законодатель, определяя понятие должностного преступления, указывает, что таковым является нарушение должностным лицом обязанностей, обусловленных его служебным положением, причинившее существенный вред государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан. Отсюда вытекает, что в данном случае уголовное законодательство призвано обеспечить охрану интересов государства, общественных организаций и отдельных лиц от преступных действий должностных лиц по службе или в связи с их служебным положением. Поэтому можно заключить, что непосредственным объектом должностных преступлений являются общественные отношения, обусловливающие нормальную, т.е. отвечающую интересам государства, общества и каждого гражданина, деятельность государственного аппарата или аппарата общественных организаций.
Аналогично отражены в законе непосредственные объекты таких преступлений, как злоупотребление властью или служебным положением (ст. 165 УК УССР), превышение власти или служебных полномочий (ст. 166
УК УССР), халатность (ст. 167 УК УССР), самоуправство (ст. 198 УК УССР) и некоторых других.
Однако законодатель сравнительно редко отражает в уголовном законе объект преступления посредством указания на те или иные интересы. Чаще всего он указывает на определенные права или свободы, которые нарушаются при совершении преступлений. Представляется, что речь идет лишь о терминологических расхождениях, ибо здесь также отражаются охраняемые уголовным законом интересы, хотя и с помощью иных слов.
Так, в ст. 127 УК УССР предусматривается ответственность за воспрепятствование путем насилия, обмана, угроз или подкупа осуществлению гражданами избирательного права. Как известно, Конституция СССР устанавливает и гарантирует право всех советских граждан избирать и быть избранным в Советы народных депутатов (ст. 95 – 100), избирать и быть избранным народными судьями (ст. 152). Указывая же в статье закона на эти права граждан, законодатель тем самым выражает их интересы в области избирательной деятельности и соответствующие им общественные отношения, которые в данном случае поставлены под охрану уголовного закона и поэтому являются его объектом. Используя этот прием, нетрудно установить, что объектом названного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию избирательных прав советских граждан.
Точно так же можно определить объекты таких преступлений, как незаконное лишение свободы (ст. 123 УК УССР), нарушение правил охраны труда (ст. 135 УК УССР), нарушение авторских прав (ст. 136 УК УССР) и др.
Однако даже в случаях, когда в тексте закона нет каких-либо указаний на охраняемые интересы, их установить относительно несложно, а это надежный путь к определению объекта любого преступления. Так, при установлении непосредственного объекта выпуска недоброкачественной промышленной продукции (ст. 147 УК УССР) может сложиться впечатление, что им являются интересы отдельных потребителей или предприятий, выпускающих такую продукцию. Между тем тщательное изучение тех интересов, которые преследует государство, предусматривая уголовную ответственность за данное преступление, позволяет считать, что в качестве таковых выступают экономические интересы, которые определяют потребности общества в выпуске доброкачественной продукции из промышленных предприятий. Следовательно,
объектом названного преступления являются те социально одобренные и поставленные под охрану уголовного закона общественные отношения, которые направлены на обеспечение выпуска из промышленных предприятий доброкачественной продукции.
Таким образом можно установить и объект частнопредпринимательской деятельности (ст. 150 УК УССР), занятие которой всегда осуществляется путем прикрытия формой государственного, кооперативного или иного общественного предприятия, учреждения или организации. Очевидно, что такая преступная деятельность противоречит интересам государства в данной сфере хозяйственной деятельности, препятствует нормальной работе социалистических организаций в интересах всего общества. Поэтому непосредственным объектом частнопредпринимательской деятельности следует признать те экономические отношения, которые призваны обеспечить надлежащую работу предприятий, организаций и учреждений в интересах в