Классификация объектов преступления
Правильная классификация объектов преступлений имеет важное теоретическое и практическое значение, ибо позволяет более полно выяснить сущность их, а также отношений, охраняемых уголовным законом, определить воздействие объекта на развитие уголовного законодательства, способствует совершенствованию практики применения действующих уголовно-правовых норм.
Объекты могут быть классифицированы по различным основаниям (например, по социальной значимости общественных отношений, входящих в эти объекты). Однако в юридической литературе преобладает мнение о том, что все объекты следует классифицировать в зависимости:
1) от степени обобщенности охраняемых уголовным законом социалистических общественных отношений, выступающих объектами различных преступлений (классификация по «вертикали»);
2) от важности охраняемых общественных отношений, которым причиняет непосредственный вред конкретное преступление (классификация непосредственных объектов по «горизонтали»).
В правовой науке широко распространена трехстепенная классификация объектов преступления «по вертикали» (общий, родовой и непосредственный)1. Такая классификация была предложена еще в 1938 г. В.Д. Меньшагиным2 и на протяжении многих лет единодушно поддерживалась в работах советских криминалистов. Впервые ее подверг критике Б.С. Никифоров, который, в частности, отмечал: «...трехстепенное деление объектов, претендующее на универсальность, в действительности целиком применимо только к немногим преступлениям, например, к преступлениям против личности. Применительно к другим составам нередко указываются только два
объекта — общий, который предполагается, и другой — то ли «специальный», то ли «непосредственный», то ли «специальный» и «непосредственный» одновременно»3.
Как видно, критика Б.С. Никифоровым установившейся классификации основывается главным образом на том, что в юридической литературе имеет место разноречие, а в ряде случаев — и произвольное определение различных объектов одних и тех же преступлений. Нередко то или иное общественное отношение называется либо непосредственным, либо родовым объектом и т.д.
Однако ошибочность решения тех или иных частных вопросов об объектах различных преступлений не может быть убедительным аргументом, опровергающим установившуюся классификацию преступлений4. Различие мнений в определении объектов отдельных преступлений или их родственных групп в большинстве случаев — результат недостаточной разработки проблемы общественного отношения как объекта преступления, его структуры, отличия от смежных социальных явлений и др. Во многом это объясняется и тем, что в правовой науке еще нет отработанной методики определения объектов преступления, а также произвольным использованием тех или иных терминов без учета их этимологического и правового значения, которое придается им в уголовном праве. Поэтому основные усилия ученых должны быть направлены не на поиск новой классификации объектов преступления (в этом нет практической необходимости), а на разработку основополагающих аспектов обсуждаемой проблемы, выработку вытекающих отсюда рекомендаций по совершенствованию системы уголовных кодексов и практики применения уголовного законодательства.
Не опровергается правильность рассматриваемой классификации и тем доводом Б.С. Никифорова, что в ряде случаев содержание непосредственного объекта совпадает с его родовым объектом. Как известно, совпадают объекты преступлений против социалистической и личной собственности, должностных и некоторых других преступлений. Однако выделение в философии категорий общего, особенного и отдельного не означает, что они должны быть именно в таком сочетании во всех явлениях действительности. Как справедливо замечает Е.А. Фролов, вполне возможны ситуации, где следует выделять только общее и единичное либо особенное и отдельное5.
Если же использовать это положение применительно к оценке всех охраняемых уголовным законодательством
общественных отношений и их структуре, то придется констатировать, что в некоторых случаях возможно совпадение непосредственного и родового объектов. В свою очередь, общий объект никогда не может совпадать не только с непосредственным, но и с родовым объектом преступлений.
Отказ от трехстепенной классификации нежелателен еще и потому, что на ней построена система Особенной части уголовного законодательства. «Трехстепенному делению — Особенная часть — глава Особенной части — состав преступления — соответствует и трехстепенное деление объекта уголовно-правовой охраны: общий объект — родовой объект — непосредственный объект»6.
Главное же состоит в том, что предложенная система классификации отвечает потребностям практики, логична, ибо она основана на соотношении философских категорий общего, особенного и отдельного. Общим является совокупность охраняемых уголовным законом социалистических общественных отношений (общий объект), особенным — отдельные однородные по своим политическим и экономическим свойствам группы общественных отношений, охраняемые определенными уголовно-правовыми нормами (родовой объект), отдельным — конкретные общественные отношения, охраняемые конкретной уголовно-правовой нормой от каких-либо преступных посягательств (непосредственный объект)7. Такая классификация позволяет определить объекты уголовно-правовой охраны на различных уровнях их обобщения.
Общим объектом всех преступлений часто признают всю совокупность социалистических общественных отношений8. Однако следует уточнить, что с помощью уголовного права охраняются далеко не все общественные отношения социалистического общества. Законодатель поставил под охрану уголовного закона лишь некоторые, наиболее важные из них, которым причиняется значительный вред в результате преступных посягательств.
Однако в юридической литературе нередко допускается и отход от данного исходного положения, ибо при анализе отдельных составов преступлений в качестве их объектов фактически признают все те общественные отношения, которым в той или иной мере причиняет ущерб конкретное преступление. Например, П.С. Тоболкин, анализируя непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 148 УК УССР, приходит к выводу, что таковым являются общественные отношения по вовлечению трудовых ресурсов в общественное производство.
Дополнительным же объектом он называет отношения распределения материальных благ по количеству и качеству затраченного труда, а факультативными — общественную безопасность, здоровье населения, обеспечение населения доброкачественной продукцией, возможность рационального использования ценного сырья9. Полагаем, что П.С. Тоболкин включил в число объектов названного преступления фактически все те «лежащие на поверхности» общественные отношения, которым причиняется тот или иной вред при совершении различных видов запрещенного промысла. Но даже такой перечень нельзя признать исчерпывающим, ибо при занятии отдельными видами запрещенного промысла страдают и иные общественные отношения (например, интересы нравственного и эстетического воспитания, нормальная деятельность предприятий торговли или общественного питания). Но главное замечание сводится к тому, что при подобном перечневом методе как раз не обнаружены те общественные отношения, которые поставлены законодателем под охрану уголовного закона и которые поэтому должны признаваться объектом указанного преступления. По нашему мнению, таким объектом являются социалистические общественные отношения, направленные на реализацию хозяйственных интересов государства в области занятия монополизированными видами индивидуальной трудовой деятельности.
В отдельных случаях описанный подход встречается и при определении родового объекта. Например, при анализе иных государственных преступлений многие авторы приходят к выводу, что они имеют не один, а несколько родовых объектов, причем их число колеблется от двух до десяти. Так, Н.И. Загородников и А.Н. Игнатов указывают, что рассматриваемые преступления посягают на два родовых объекта — основы государственного управления и основы хозяйственной мощи СССР10. В.Д. Меньшагин в качестве таких объектов называет основы общественной безопасности, обороноспособности и хозяйственной мощи государства11. Е.А. Смирнов полагает, что эти преступления имеют четыре объекта — основные интересы государства в области государственного управления, обороноспособности, социалистического хозяйства и правосудия12. Встречается и более дробная классификация родовых объектов данной группы преступлений. Например, М.И. Ковалев выделяет шесть13, а В.С. Прохоров и И.И. Солодкин — восемь таких объектов14.
Считаем, что ни одна из предложенных точек зрения не может быть признана обоснованной, поскольку авторам не удалось найти ту однородную группу общественных отношений, которым причиняют непосредственный вред иные государственные преступления. Фактически в основу предложенных решений положено стремление максимально перечислить все те общественные отношения, которым причиняется ущерб при совершении любого из преступлений названной группы. Однако и продолжать поиск решения поставленной задачи вряд ли целесообразно, ибо применительно к этой группе преступлений невозможно найти родовой объект — его просто нет, так как при объединении всех иных государственных преступлений в одну группу законодатель руководствовался не признаками их родового и непосредственных объектов, а другими соображениями. Например, такие преступления, как контрабанда (ст. 70 УК УССР), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 79 УК УССР), нарушение правил о валютных операциях (ст. 80 УК УССР), посягают на социалистическую систему хозяйства; действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений (ст. 691 УК УССР), причиняют ущерб отношениям в области социалистического правосудия, а бандитизм (ст. 69 УК УССР) — соответствующим отношениям в области общественной безопасности и общественного порядка.
Сказанное дает основание полагать, что общий объект образует лишь та совокупность социалистических общественных отношений, которые поставлены под охрану действующего уголовного законодательства. В эту совокупность входят самые различные отношения (мирное сосуществование государств, экономическая и политическая основа государства, социалистическая собственность и социалистическая система хозяйства, жизнь, здоровье и иные интересы личности и др.). Таким образом, общий объект охватывает разнообразные общественные отношения, в значительной степени различающиеся по своей социальной значимости, сфере действия, уровню обобщенности и др.
В связи с этим нельзя согласиться с М.И. Федоровым, считающим, что общего объекта преступления не существует, ибо он представляет собой только понятие, а не реальную действительность, не реальное явление общественной жизни. Несостоятелен и его последующий вывод о том, что общий объект якобы ничего не дает ни для науки, ни для практики и от него следует отказаться15.
Общий объект представляет собой такую же (и ничуть не меньшую) реальность, как родовой и непосредственный объекты, ибо он всегда является определенной суммой этих слагаемых. Очевидно и то, что анализируемая точка зрения М.И. Федорова не согласуется с положениями марксистско-ленинской теории отражения. Достаточно указать здесь на известное высказывание В.И. Ленина о том, что «...логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира»16. Сущность же всякого всеобщего (общего) заключается в том, что она представляет собой принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов, закономерную форму их взаимосвязи в составе целого. Всеобщее выражает определенное свойство или отношение, характерное для данного класса предметов, событий, а также закон существования и развития всех единичных форм бытия материальных и духовных явлений. Отдельные, единичные явления связаны между собой, взаимодействуют, зависят и обусловливают друг друга. Всеобщее — это единичное во многом17.
Следует иметь в виду и то, что служебная функция общего объекта состоит не только в том, что объединяет общественные отношения, выступающие родовыми и непосредственными объектами, в единую систему, но и в том, что она, как правильно заметил П.С. Тоболкин, выражает тем самым их главное свойство: принадлежность к числу важнейших отношений социалистического общества на данном этапе его развития18.
Сформулированный вывод о сущности общего объекта преступлений имеет важное значение и для познания иных объектов уголовно-правовой охраны. В связи с изложенным справедливо суждение Д.Н. Розенберга, что нельзя искать специальный объект, присущий отдельной группе преступлений, не опираясь при этом на правильное понимание общего объекта преступлений19. Думается, что эта мысль может быть продолжена, ибо в конечном счете общий объект имеет такое же значение и для поиска непосредственных объектов тех или иных преступлений.
Признание того обстоятельства, что общий объект представляет собой объективно существующую совокупность поставленных под охрану уголовного закона социалистических общественных отношений, предопределяет и необходимость всестороннего исследования данной проблемы. Это позволит определить социальную ценность указанных отношений, их место и роль в общей системе
общественных отношений, проследить изменчивость как названой системы, так и соответствующего уголовного законодательства, взаимозависимость этих процессов, установить те важнейшее отношения, которые еще надлежаще не защищены и нуждаются в уголовно-правовой охране, а также отношения, которые в силу изменения их социальной значимости или снижения их ценности либо по иным основаниям не требуют впредь защиты с помощью уголовного закона. Отсюда можно выйти на разработку проблем криминализации и декриминализации. Например, в законодательстве установлена уголовная ответственность за скупку в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания их скоту и птице (ст. 1541 УК УССР). Однако известно, что для скармливания различным животным в тех же магазинах скупается немалое количество других, не менее ценных продуктов питания (например, мяса, рыбы и т.п.). И за такие действия вообще не предусматривается какая-либо ответственность. Вопросы же о причинах и правомерности такого подхода законодателя, а также об эффективности уголовного закона и иных мер в борьбе с подобными общественно опасными деяниями не исследовались. Поэтому наука уголовного права пока не может предложить обоснованных рекомендаций законодателю о целесообразности использования уголовно-правовых мер борьбы с указанными и посягательствами на социалистические общественные отношения.
Приведем другой пример. Указом Президиума Верховного Совета УССР от 24 декабря 1981 г. УК УССР был дополнен ст. 2241, предусматривающей ответственность за незаконное занятие каратэ. Однако не меньшую общественную опасное представляет, например, обучение приемам и такого вида борьбы, как самбо. Уголовная ответственность за обучение без соответствующего разрешения этим приемам не установлена, в связи с чем необходимо исследовать вопрос о целесообразности уголовно-правовой охраны тех отношений, которым причиняют ущерб такие общественно опасные деяния.
Перечень подобных вопросов, требующих своего научного решения, может быть продолжен. Однако все они выходят за рамки настоящей работы и требуют самостоятельного монографического исследования. Поэтому здесь считаем возможным ограничиться обоснованием указанной проблемы и определением основных направлений ее развития.
Общий объект преступления имеет важное значение для определения классовой природы и социально-политической сущности преступлений, а также степени их общественной опасности, отграничения от непреступных общественно опасных деяний и др.
Под родовым (групповым) объектом понимается объект, охватывающий определенный круг тождественных или однородных по своей социально-политической и экономической сущности общественных отношений, которые должны охраняться в силу этого единым комплексом взаимосвязанных уголовно-правовых норм20.
Таким образом, родовой объект преступления представляет собой менее высокий (усредненный) уровень обобщенности охраняемых уголовным законом общественных отношений, чем общий объект. Причем, как это вытекает из сформулированного понятия, группировка общественных отношений осуществляется не произвольно, а на основе объективно существующих критериев, обусловливающих их тождество или однородность. В качестве таких критериев берутся различные элементы охраняемого общественного отношения, их социальное предназначение в нем (субъекты или предметы отношения, содержание и особенность социальной связи). Основой же приведенной классификации общественных отношений справедливо признаётся та или иная сфера государственной или общественной жизни. Поэтому в качестве указанных объектов необходимо признавать отношения социалистической или личной собственности, социалистической системы хозяйства, отношения, обеспечивающие надлежащий общественный порядок, общественную безопасность, и др.
Значение родового объекта преступления состоит прежде всего в том, что он позволяет провести классификацию всех преступлений и уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за их совершение. Именно это его свойство было взято за основу при построении Особенной части ныне действующих уголовных кодексов, что позволило законодателю в целом правильно объединить в пределах одной главы УК нормы, в которых предусматривается ответственность за посягательства на тождественный или однородные общественные отношения. Так, в главу V Особенной части УК УССР «Преступления против личной собственности граждан» включены нормы, устанавливающие ответственность за преступные посягательства на те общественные отношения, которые призваны обеспечить неприкосновенность личной собственности граждан. В главу III Особенной части УК УССР «Пре-
ступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» обоснованно включены нормы об ответственности за посягательства на указанные в наименовании главы объекты уголовно-правовой охраны.
Сказанное, конечно, не означает, что система Особенной части УК соответствует названному требованию и не нуждается в совершенствовании. Например, следует положительно отнестись к предложению о выделении в Особенной части УК специальной главы «Преступления против природы», поскольку эта группа преступлений имеет свой, во многом отличный от хозяйственных преступлений объект — отношения, обеспечивающие охрану окружающей человека природной среды, ее улучшение и оздоровление, а также научно обоснованное использование природных ресурсов и их воспроизводство. Кроме включенных в главу VI Особенной части УК УССР группу преступлений против природы необходимо дополнить такими преступлениями, как умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов (ст. 89 УК УССР), самовольный захват земли (ст. 199 УК УССР), умышленное уничтожение, разрушение или порча природных объектов, взятых под охрану государства (ст. 207 УК УССР), загрязнение водоемов (ст. 228 УК УССР), загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря (ст. 2281 УК УССР)21.
Перечень предложений по совершенствованию системы Особенной части УК может быть продолжен. Но надо отметить, что положенный в основу ее построения «принцип родового объекта» является единственно верным. Систематизация норм Особенной части УК по любому иному признаку (например, субъекту, характеру субъективной стороны, способам преступного посягательства) привела бы к объединению в одной главе совершенно различных по своей сущности составов преступлений. Как справедливо заметил Н.А. Беляев, сущность преступления как общественно опасного деяния заключается в посягательстве на охраняемые уголовным законом общественные отношения. Поэтому систематизация норм по родовому объекту охраны есть систематизация их по признаку, определяющему сущность преступления22.
Выяснение родового объекта позволяет также установить значение объединяемых им общественных отношений в интересах государства и общества. Это, в свою очередь, определяет характер и степень общественной опасности преступных посягательств на данные интересы, тяжесть возможных или наступивших общественно
опасных последствий. Правильное установление всех этих обстоятельств дает возможность выявить социальную роль уголовного права в охране тех или иных общественных отношений.
Поскольку родовой объект «отражает» характер и социальную значимость различных групп общественных отношений, выступающих объектом преступления, это позволяет использовать названное его свойство для последовательного расположения отдельных глав в пределах Особенной части УК. С учетом изложенных обстоятельств в уголовных кодексах союзных республик на первом месте помещена глава о государственных преступлениях, затем — о преступлениях против социалистической собственности и преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности и т.д.
Отметим, что в одних случаях сам законодатель тем или иным образом указывает на родовой объект преступления непосредственно в уголовном законе. Так, в ст. 164 и 231 УК УССР родовой объект указан при описании понятия должностного и воинского преступлений. В других же случаях он отражается в самом названии той или иной главы УК (например, глава IV «Преступления против политических и трудовых прав граждан», глава VIII «Преступления против правосудия»). Однако иногда родовой объект может быть установлен лишь на основе социально-политического и юридического анализа составов преступлений, включенных в ту или иную главу УК.
Перечень родовых объектов, а следовательно, и глав Особенной части УК не является раз и навсегда данным, неизменным. Изучение истории нашего законодательства показывает: этот перечень подвижен и изменчив, что обусловлено подвижностью самой значимости тех или иных общественных отношений для интересов государства и общества на различных этапах его развития, а также изменением необходимости использования уголовно-правовых средств для их охраны.
Наряду с родовым объектом Е.А. Фролов предлагает выделять подгрупповой (видовой) объект, когда внутри большой группы родственных общественных отношений, заслуживающих единой, комплексной уголовно-правовой охраны, можно различить более узкие группы отношений, «отражающих один и тот же интерес участников этих отношений или же выражающих некоторые тесно взаимосвязанные интересы одного и того же объекта»23. Такой видовой объект соотносится с его родовым объектом как часть с целым или, иначе говоря, как вид с родом. Пред-
ставляется, что рекомендация Е.А. Фролова имеет практическое значение и может быть использована при построении системы той или иной группы преступлений. Однако она не должна противоречить трехстепенной классификации объектов — наоборот, она может существовать только наряду с ней в целях выяснения входящих в родовой объект групп общественных отношений и построения научной системы отдельных преступлений, посягающих на один и тот же родовой объект. Так, если использовать эту рекомендацию для построения системы главы III УК УССР, то можно выделить такие подгруппы, как преступления против жизни, преступления против здоровья, преступления против свободы и преступления против достоинства личности. В свою очередь, при построении системы хозяйственных преступлений следует выделять преступления в сфере планирования социалистического общественного производства, преступления в области промышленности, преступления в сфере сельскохозяйственного производства, преступления в сфере услуг, преступления в области производства промыслов и занятия другими видами частной хозяйственной деятельности.
По нашему мнению, предложенное решение вопроса — о систематизации значительных групп преступлений — целесообразно перенести в правотворческую практику. В частности, представляется обоснованным выделение в пределах одной главы УК отдельных групп преступлений. Это не только придаст бóльшую стройность уголовному законодательству, но и будет способствовать его точному применению.
Наиболее существенное значение для правотворческой и правоприменительной деятельности имеет непосредственный объект преступления. Под ним следует понимать те конкретные общественные отношения, которые поставлены законодателем под охрану определенного уголовного закона и которым причиняется ущерб преступлением, подпадающим под признаки данного состава.
Из этого определения прежде всего следует, что непосредственными объектами, так же, как общими и родовыми, могут быть признаны только общественные отношения, а не какие-либо иные блага и ценности. Поэтому представляются ошибочными попытки подменить общественное отношение, выступающее объектом преступления, любыми иными социальными явлениями — «элементами общественного отношения», их «материальным выражением», тем, что стоит за непосредственным объектом, охраняе-
мыми уголовным законом «условиями нормального функционирования социального установления» и др.24 Как уже отмечалось, при таком определении непосредственного объекта он как бы «выпадает» из целостной системы общественных отношений. Кроме того, это противоречит положению марксистско-ленинской философии о соотношении общего и единичного.
Следовательно, на каком бы уровне обобщенности мы ни рассматривали объект преступления, им всегда являются охраняемые уголовным законом социалистические общественные отношения.
Отсюда вытекает и вывод о том, что таким непосредственным объектом могут быть те конкретные общественные отношения, которые поставлены законодателем под охрану определенного уголовного закона. Поэтому любые социалистические общественные отношения, какое бы большое значение они ни имели для интересов государства и общества, не могут быть объектом до тех пор, пока они не поставлены законодателем под охрану путем принятия закона, устанавливающего уголовную ответственность за общественно опасные посягательства на эти отношения.
Так, наше государство и общество всегда придавали большое значение охране внутренних морей и территориальных вод от загрязнения. Поэтому те социалистические отношения, которые обеспечивают охрану от загрязнения этих природных объектов, постоянно развиваются и всемерно охраняются. Однако объектом преступления они стали только с момента принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1974 г. «Об усилении ответственности за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря»25, в соответствии с которым УК УССР был дополнен ст. 2281, предусматривающей уголовную ответственность за названное преступление. Установив уголовную ответственность за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей, законодатель тем самым поставил под охрану, а следовательно, и определил в качестве объекта соответствующие общественные отношения.
Поэтому очевидно, что вопрос о том, какие общественные отношения могут быть признаны объектом конкретного преступления, решается не наукой уголовного права или правоприменительной практикой, а только законодателем путем принятия или отмены того или иного уголовного закона. Задача же науки уголовного права и судебной практики состоит в том, чтобы установить те
общественные отношения, которые определены законодателем в качестве непосредственного объекта преступления, и вскрыть их действительное социально-политическое содержание.
Отметим, что законодатель лишь в некоторых случаях указывает на непосредственный объект в самом уголовном законе. Например, в ст. 56 УК УССР предусматривается, что измена Родине — это такое деяние, которое причиняет ущерб государственной независимости, территориальной неприкосновенности или военной мощи СССР. На характер нарушаемых общественных отношений указывается в ст. 1471 УК УССР, которая гласит, что приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов являются такими противогосударственными действиями, которые наносят вред народному хозяйству СССР.
В большинстве же случаев в уголовном законе отсутствуют какие-либо указания на непосредственный объект конкретного преступления, и тогда для его выяснения необходим тщательный социально-политический и юридический анализ состава определенного преступления.
Например, социально-политический анализ такого преступления, как загрязнение водоемов, позволяет заключить, что это преступление посягает прежде всего на природоохранительные отношения, которые представляют собой в определенной степени обособленную и самостоятельную группу общественных отношений, охватывающих всю совокупность связей в области взаимодействия человека и природы. Непосредственным же объектом данного преступления следует признать те общественные отношения, которые обеспечивают чистоту водных объектов, необходимую для сохранения жизни и здоровья людей, полноценного хозяйственного использования водных ресурсов и нормального существования водных биогеоценозов26. Выяснение этого непосредственного объекта дает возможность также сделать вывод о том, что родовым объектом рассматриваемого преступления является не народное здоровье, а охраняемые уголовным законом природоохранительные отношения. Поэтому и статью об ответственности за названное преступление целесообразно поместить в главе VI Особенной части УК «Хозяйственные преступления», а при выделении в качестве самостоятельной — в главе «Преступления против природы».
Иное мнение о непосредственном объекте высказывает Н.И. Коржанский. Он хотя и не отказывается от трехчленной классификации объектов преступления «по
вертикали», однако полагает, что все объекты необходимо подразделять на четыре группы: общий, родовой, видовой и непосредственный. «Объект посягательства, который в данной классификации именуется непосредственным, в действительности является не непосредственным а видовым. Непосредственным объектом преступлений следует считать объект конкретного посягательства (жизнь Данилова П.П., здоровье Захарова И.С...)» И далее Н.И. Коржанский указывает, что на объект, который в существующей классификации именуется непосредственным, преступление непосредственно не посягает. Поэтому непосредственным объектом он считает уже нарушенное отношение, т.е. объект, который изменен отдельным конкретным преступлением или который поставлен в условия реальной опасности27.
Ошибка в позиции Н.И. Коржанского заключается в том, что он фактически подменяет непосредственный объект как элемент состава преступления объектом преступного воздействия. Когда мы говорим об объекте преступления, прежде всего имеем в виду то общественное отношение (группу отношений), которое поставлено под охрану уголовного закона и которое является элементом состава преступления. Когда законодатель принимает уголовный закон, он ставит, например, под его охрану не жизнь или здоровье определенного лица, а жизнь и здоровье любого человека в нашем обществе. Поэтому непосредственным объектом преступления выступает «...самое простое, обычное, основное, самое массовидное, самое обыденное, миллиарды раз встречающееся, отношение...»28
Конкретно нарушенное отношение (жизнь Данилова П.П., здоровье Захарова И.С.)29 — это лишь объект преступного воздействия, а не объект убийства или иного преступления против здоровья человека. Вместе с тем следует заметить, что установление конкретно нарушенного отношения, конечно же, имеет важное значение для практики правильного применения уголовного закона, ибо позволяет определить объект совершенного преступления, способствует правильной квалификации деяния и т.д.
Занятая Н.И. Коржанским позиция по вопросу о классификации объектов привела его к не совсем точному выводу о том, что для нормотворчества имеют значение лишь общий, родовой и видовой объекты. Общий объект автор считает необходимым только для определения общего понятия преступления, родовой — для при-
мерного перечня основных объектов посягательства и построения системы Особенной части, видовой — для конструирования статей и отдельных норм. «Непосредственный объект в нормотворческой деятельности не применяется и там он практического значения не имеет»30.
По нашему мнению, непосредственный объект при нормотворческой деятельности имеет по меньшей мере двоякое значение. Во-первых, он должен быть точно установлен законодателем и текстуально или иным образом отражен непосредственно в уголовно-правовой норме. Соответствие последней этим требованиям будет способствовать точному восприятию непосредственного объекта теорией уголовного права и правоприменительной практикой, а это, как уже было показано, особенно важно для правильного толкования и точного применения его на практике. Во-вторых, непосредственный объект необходим для поиска и правильного определения места той или иной уголовно-правовой нормы в системе Особенной части уголовных кодексов союзных республик.
Непосредственный же объект преступления (или, что одно и то же, объект уголовно-правовой охраны) как обязательный элемент его состава — это всегда тот конкретный вид (тип) общественных отношений, который поставлен законодателем под охрану определенного уголовного закона31.
Чтобы полностью осветить данный вопрос, следует обратить внимание на то, что общественное отношение, как и любое другое социальное явление, в своем становлении и развитии проходит первоначально несколько стадий32. В связи с этим в философской литературе обоснованно предлагается различать три явления: общественную связь, конкретное (фактическое) отношение, сформировавшееся общественное отношение. «Становление общественного отношения — есть процесс «движения» от социального характера связи между отдельными субъектами и фактическим, первоначально единичным отношением, а от них — к общественным отношениям (т.е. отношениям, имеющим значения для всего общества)»33. Отсюда снова вытекает, что непосредственным объектом любого преступления являются устоявшиеся общественные отношения (тип этих отношений), имеющие особо важное значение для всего общества.
Однако в нормотворческой деятельности, к сожалению, нередки случаи, когда под охрану уголовного закона ставятся не всегда важнейшие общественные отношения или отношения, достаточно не устоявшиеся, т.е. такие,
которые еще не приобрели всех черт типа данного социального явления34. Это с неизбежностью приводит к низкой эффективности уголовного закона, его редкому применению и другим отрицательным последствиям.
Поэтому представляется правомерным помимо непосредственного объекта преступления выделять объект непосредственного преступного воздействия. Это не только позволит избежать отмеченных неточностей при классификации объектов преступления, но и даст правильный ответ на важный в теоретическом и практическом плане вопрос о том, какие же отношения выступают объектом к