Социальные интересы как объект преступления
Признание объективности интересов и определение процесса их образования позволяют правильно решить проблему их соотношения с общественными отношениями и на основе этого установить, можно ли признать те или иные интересы объектом преступления.
Эти вопросы обстоятельно были рассмотрены классиками марксизма-ленинизма, особенно при анализе экономических отношений. Так, Ф. Энгельс, определив объективность экономических интересов и механизм их образования, обосновал вывод о том, что экономические интересы представляют собой форму выражения экономических отношений. «Экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы»35.
Характеризуя интересы помещиков и крестьян в буржуазно-демократической революции, В.И. Ленин указывал: «...революция связала победу помещичьих интересов с победой частной собственности на землю вообще, победу крестьянских интересов с уничтожением частной собственности на землю вообще, и помещичьей и крестьянской»36. В этом положении В.И. Ленин не только определил объективную природу интересов крестьян и помещиков, но и показал, что их социальные интересы являются выразителями объективных интересов этих классов к условиям их существования.
Интересы являются продуктом функционирования общественных отношений, ибо только последние создают, формируют социальные интересы. Однако было бы неточным рассматривать интересы как вторичное явление, существующее самостоятельно и наряду с самим общественным отношением. В.П. Каманкин, анализируя содержание экономических интересов, справедливо замечает, что «экономические интересы — продукт системы экономических отношений и вместе с тем внутренне присущая им форма их бытия, первичная форма их проявления»37.
Свойство социальных интересов быть выразителем общественных отношений привело некоторых исследователей к не совсем точному заключению, что общественные отношения и интерес соотносятся между собой как философские категории «сущность» и «явление», «...где общественное отношение (сущность) находит свое конкретное бытие в том или ином интересе (явлении)»38.
Но эти философские категории, как известно, отражают всеобщие необходимые стороны всех процессов и объектов в мире. Причем если сущность представляет собой совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, то явление — внешние стороны действительности, выступающие только формой проявления и обнаружения самой сущности39.
Поэтому явление не только лежит на поверхности, но и легко обнаруживается и познается. Между тем социальные интересы — не «явление» применительно к самому общественному отношению, ибо они отражают его глубинные стороны и, кроме того, интерес может быть познан только путем проникновения в его сущность.
В работах классиков марксизма-ленинизма убедительно показано, что интересы не просто выражают внешние признаки, а характеризуют сущность общественного
и экономического строя40. Именно понимание интереса как такой философской категории, которая не только связана, но и всегда выражает глубинную, коренную сущность любого общественного отношения, и является той исходной методологической основой, которая позволяет правильно оценить значение интереса для определения объекта преступления.
Этим интерес принципиально отличается от всех иных категорий, которые отражают лишь отдельные стороны, свойства общественных отношений. Такая роль интереса выделяет его из системы категорий, характеризующих общественные отношения.
Поэтому следует согласиться с В.В. Радаевым, который, анализируя содержание экономических интересов, отмечает, что именно экономические интересы с наибольшей точностью отражают сущность производственных отношений. Особенность интереса по сравнению с другими категориями, выражающими вовне общественное отношение, состоит в том, что он «проникает» во все формы и связи, образующие в целом это явление. «Специфичность интереса в том, что он выражает не просто отдельную сторону экономических отношений как категории этой системы, а ее движущую силу, которая, естественно, должна быть присуща и каждой отдельной ее стороне»41.
Вместе с тем общественные отношения, как и любое иное явление, не существуют вне форм их проявления42. Поэтому в случае, когда те или иные общественные отношения не «лежат на поверхности» и скрыты от непосредственного восприятия, социальные интересы выступают как своеобразная форма бытия самих общественных отношений.
Таким образом, прежде всего необходимо отметить, что интерес — это тот объективно существующий социальный феномен, появление которого обусловливается функционированием общественных отношений. Поэтому интерес — не составная часть (основа, «ядро» и т.д.) структуры общественного отношения, а в определенной мере самостоятельное явление.
Однако при этом нельзя полностью и отрывать интерес от общественных отношений. Он является не только продуктом общественных отношений, но и оказывает обратное на них воздействие. «...Интерес, — вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества»43.
Именно интерес и общественное отношение неразрывны. Интерес проникает во все глубинные связи, образующие это отношение, на всех уровнях его функционирования.
В силу этого интерес несет на себе отпечаток соответствующего общественного отношения, не только является наиболее точным выразителем внешних признаков общественного отношения, но и наиболее полно передает его внутреннюю, содержательную сторону. Кроме того, интерес, как правило, не скрыт, а «лежит на поверхности», доступен для непосредственного восприятия и исследования. В свою очередь, изучение интереса позволяет выяснить и определить сущность соответствующего ему общественного отношения, которое в большинстве случаев не «лежит на поверхности», а скрыто от непосредственного восприятия. Так, экономические отношения всегда скрыты от непосредственного восприятия, поэтому познать их действительную сущность, определить их содержание можно только путем изучения обусловленных ими соответствующих экономических интересов. Приведенный вывод основан на уже упоминавшемся положении Ф. Энгельса о том, что экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы. Сформулированный тезис дает основание утверждать, что выяснение интереса позволяет вскрыть действительное содержание соответствующих ему общественных отношений. Примечательно, что К. Маркс именно на основе анализа экономических интересов вскрыл объективный характер экономических отношений и пришел к материалистическому пониманию истории44.
Поэтому необходимость использования интереса для определения объекта конкретного преступления возникает не во всех случаях, а только тогда, когда в качестве объекта законодателем определены те общественные отношения, которые по своей природе скрыты от непосредственного восприятия. Следовательно, указание на такие общественные отношения, как на объект того или иного преступления, затрудняет его использование для нужд не только практики, но и теории уголовного права. Интересы всегда более доступны для исследования именно потому, что они имеют свое внешнее проявление, выступают в качестве своеобразного индикатора45, позволяющего в более удобной форме познать стоящие за ними и скрытые от непосредственного восприятия соответствующие им общественные отношения. Ведь познать такой объект без предварительного исследования соответствующего интереса невозможно. Только определив сам интерес, уяснив его содержание, мы познаем и то общественное отношение, которое как бы стоит за интересом и в нем получает наиболее точное отражение.
Именно в этих случаях (например, для определения объекта хозяйственных преступлений) представляется оправданным и целесообразным устанавливать объект преступления посредством указания на интересы соответствующих им общественных отношений. Предложенное решение вопроса дает возможность выяснить и содержание самого общественного отношения путем анализа его отражения в социальном интересе. Поэтому определение объекта таких преступлений через интерес значительно облегчает его обнаружение и познание, а также способствует его использованию в правоприменительной и правотворческой практике (например, для определения степени общественной опасности преступления, границ действия уголовного закона, отграничения соответствующего преступления от смежных общественно опасных деяний и др.).
Кроме того, определение объекта преступления в рассматриваемых случаях посредством указания на соответствующие интересы позволяет познать общественные отношения, которые стоят за соответствующими интересами. Как уже отмечалось, познать сущность данных отношений можно лишь в результате всестороннего анализа «лежащих на поверхности» и поэтому доступных для непосредственного изучения интересов. Определение объекта таких преступлений через интерес является наиболее правильным и точным по существу, ибо только интерес наделен возможностью столь полно и всеобъемлюще отражать вовне соответствующее общественное отношение.
Но при этом нельзя забывать об условности подобного решения вопроса. Когда мы определяем объект посредством указания на соответствующий интерес, то тем самым не подменяем общественное отношение как объект преступления его интересом. Объектом любого преступления (как общим, так и родовым или непосредственным) являются только охраняемые уголовным законом социалистические общественные отношения. Когда мы указываем на интерес как на объект соответствующего преступления, то одновременно подразумеваем и те поставленные под охрану уголовного закона «невидимые» общественные отношения, которые стоят за соответствующими интересами.
Следовательно, практическая значимость предложенного решения вопроса заключается в том, что оно позволяет установить незримый объект, изучить его и использовать полученные знания в практической деятельности.
Глава 3