Проблема интереса в уголовном
ПРАВЕ И ЕЕ РЕШЕНИЕ
Трактовка интереса в науке
Советского уголовного права
В последние годы основное внимание криминалистов обращено на проблему интереса, особенно применительно к объекту преступления. В большинстве учебников по уголовному праву указывается на интерес как на объект тех или иных преступлений. Более того, нередко и сам законодатель использует эту категорию в конкретных уголовно-правовых нормах, чтобы назвать те общественные отношения, которые являются объектом преступления (см., напр., ст. 2, 15, 16, 57, 164 – 168, 198 УК УССР).
Однако в теории уголовного права интерес определяют противоречиво. Авторы существенно расходятся в трактовке его соотношения с общественными отношениями как объектом преступления. Некоторые из них выступают против использования интереса для определения объекта преступления.
Все мнения по рассматриваемому вопросу можно свести к трем основным направлениям:
1) интерес — один из основных структурных элементов общественного отношения и вместе с ним выступает в качестве объекта преступления;
2) интерес и общественное отношение — различные понятия, поэтому категория «интерес» не может быть использована для определения объекта преступления;
3) интерес — не только элемент общественного отношения, отражающий его сущность, но и фактически само общественное отношение.
Впервые категорию «интерес» для определения объекта преступления применил Б.С. Никифоров, указав: «Объект преступления — это тот общественный интерес,
против которого направляется преступление и который берет под защиту уголовное право»1. Но данное высказывание отнюдь не означает, что Б.С. Никифоров подменяет общественные отношения как объект преступления общественными интересами. Напротив, при дальнейшем анализе объекта преступления он приходит к выводу, что интерес неотделим от общественного отношения, входит в его структуру и вместе с ним образует объект преступления.
Обращает на себя внимание определенная непоследовательность автора. С одной стороны, Б.С. Никифоров фактически отождествляет интерес и общественное отношение, ибо определяет объект через интерес, а с другой — трактует интерес лишь как определенную составную часть общественного отношения. Рассматривая же структуру общественного отношения, он вообще не называет интерес в качестве его самостоятельного системообразующего элемента2.
Со взглядами Б.С. Никифорова нельзя согласиться главным образом потому, что интерес не входит в структуру общественного отношения. Структура общественного отношения, как уже отмечалось, неизменна, и интерес, хотя он, бесспорно, связан с самим отношением, находится за его пределами. По этим же основаниям нельзя признать правильным мнение Я.М. Брайнина, который писал, что «в состав понятия общественного отношения как объекта преступления входит ряд элементов: субъекты или участники этих отношений, их действия или состояние по отношению друг к другу, охраняемые законом интересы субъектов общественного отношения и их материальное выражение в виде предметов, вещей или иных материальных ценностей»3.
Противоречивую позицию по данному вопросу занимает и Е.А. Фролов. Так, он полагает, что интерес не является элементом состава общественного отношения, и в то же время констатирует, что интерес представляет собой «ядро, содержание всякого общественного отношения»4. На основании этого Е.А. Фролов приходит к выводу о том, что в практической деятельности понятия «общественное отношение», «объект уголовно-правовой охраны», «социальная возможность» и «интерес» можно употреблять как синонимы5. Таким образом, Е.А. Фролов также признает, что интерес не только неотделим от самого отношения, но и входит в его структуру в качестве своеобразного элемента — «ядра» отношения6.
Противоположной точки зрения придерживается В.К. Глкстин, который отмечает, что «...определение объекта посягательства через нарушенные интересы субъекта является в своей основе глубоко ошибочным»7. Автор называет материальным субстратом любых интересов общественные отношения. Поэтому интересы, по его мнению, определяются теми общественными отношениями, которые их создали. Действительно, как уже отмечалось, интерес не входит непосредственно в структуру общественного отношения и, следовательно, не является его системообразующим элементом. Верно и то, что интересы производны от общественных отношений. Именно общественные отношения порождают потребности как отдельных людей, так и общества в целом, а последние, в свою очередь, обусловливают появление соответствующих интересов.
В свое время это философское положение было сформулировано Г.В. Плехановым применительно к экономическим отношениям: «Откуда берутся интересы? Представляют ли они собою продукт воли и человеческого сознания? Нет, они создаются экономическими отношениями людей. Раз возникнув, интересы так или иначе отражаются в сознании людей»8.
Изложенное дает основание считать, что интерес и общественное отношение — это не одно и то же. Данные понятия отражают различные социальные явления. Более того, проведенный ранее анализ «механизма» причинения ущерба охраняемому уголовным законом объекту преступным посягательством позволяет заключить, что такой ущерб причиняется путем непосредственного воздействия не на интересы субъектов охраняемого отношения, а на само отношение, его отдельные структурные элементы.
Несмотря на правильность приведенных положений, категория «интерес» имеет важное значение для объяснения объекта преступления. В связи с этим справедливым представляется суждение Е.К. Каиржанова о том, что в интересе конкретно проявляется само общественное отношение, поэтому категория «интерес» необходима для определения объекта преступления. Однако в дальнейшем автор наделяет интерес такими свойствами и качествами, которыми тот не обладает. Например, первоначально указывая, что общественное отношение и интерес — это не одно и то же и отождествлять их нельзя, Е.К. Каиржанов затем фактически ставит знак равенства между этими понятиями и полагает, что интерес
в широком смысле — тоже общественное отношение. В последующем он отказывается от категории «общественное отношение» для выяснения объекта преступления и заменяет ее категорией «интерес». «Если общим объектом всех преступлений в СССР, — пишет Е.К. Каиржанов, — являются интересы советского народа, родовым — группы однородных интересов (однородных либо по характеру интересов, либо по их принадлежности к определенному субъекту), то непосредственным объектом будет выступать тот или иной конкретный интерес, имеющий не менее конкретного своего носителя с его социально-индивидуальными признаками»9.
Следовательно, позиция Е.К. Каиржанова сводится не к тому, что он использует категорию «интерес» для определения объекта, а к тому, что автор фактически признает те или иные интересы в качестве объекта преступления. Противоречивость такой позиции очевидна, тем более, что в других местах своей работы Е.К. Каиржанов придерживается правильного положения о том, что объектом любого преступления являются социалистические общественные отношения.
Нельзя согласиться и с тем, что объект любого преступления необходимо определять только через категорию «интерес», поскольку общественные отношения скрыты от непосредственного их восприятия. Действительно, хотя многие общественные отношения, и прежде всего экономические, скрыты от непосредственного их восприятия, это относится далеко не ко всем общественным отношениям, поставленным под охрану уголовного закона. Так, совершенно очевидны те общественные отношения, которые являются объектом преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против политических и трудовых прав граждан и др. Поэтому нет необходимости определять «лежащий на поверхности» и доступный для непосредственного восприятия и изучения объект этих преступлений через интерес, представляющий собой не менее сложное для познания социальное явление.
По тем же соображениям вызывает возражение и точка зрения Н.И. Коржанского. В частности, он пишет, что поскольку общественные отношения тесно взаимосвязаны с интересами, а сама связь весьма существенна, постольку это «дает основание назвать общественные отношения общественными интересами в действии»10. Однако в каком бы состоянии мы ни рассматривали общественные
отношения (в статике, динамике и т.д.), они продолжают оставаться самими собой и их нельзя (да и нет в этом никакой необходимости) подменять иным, пусть даже очень близким им понятием.