Период ранней (принципат) и поздней (доминат) империи
Реформы Октавиана Августа
Реформа армии. Особым пунктом заботы государственной власти являлась армия, которая была опорой империи. Август значительно сократил количество военных, оставив из семидесяти с лишним легионов, стоявших под оружием в
33 г. до н. э., только двадцать пять, но дисциплинированных и боеспособных. Хорошо укомплектованные, технически оснащенные по всем требованиям военного искусства того времени, легионы были расквартированы группами в наиболее важных в военном и экономическом отношении провинциях. Командующие легионами, легаты и старшие командиры, а также военные трибуны назначались самим Октавианом Августом. Срок службы воинов в легионах был установлен в двадцать лет. В течение службы воины получали годовое жалованье, а при отставке – надел земли. От солдат требовали беспрекословного подчинения. Это была регулярная надежная армия. Она составляла оплот правителей Римской империи в их внутренней и внешней политике. Помимо того, была создана специальная преторианская гвардия из девяти когорт, до 1000 человек в каждой. При этом шесть когорт разместились в Италии, а три – в Риме для поддержания порядка в городе и охраны императорского дворца. Преторианцы находились в привилегированном положении. Они служили 16 лет и получали 750 динариев в год.
Социальная политика. Принцепс стремилсязаручиться поддержкой всех сословий римского общества. Он требовал почтения к сенаторам, подняв их имущественный ценз и объявив высшим сословием. Всадничество признавал «питомником сената» и возобновил военные смотры всадников на Марсовом поле. Плебс он старался привлечь бесплатными хлебными раздачами. Для широкой публики проводились частые и роскошные зрелища, на которых неизменно появлялся и сам император. Кроме этого, на средства Октавиана и членов его семьи в Риме развернулось огромное строительство. Сам Август говорил, что, получив Рим кирпичным, он оставляет его мраморным. Постройки давали работу множеству плебеев и способствовали росту популярности Августа, а также повышали престиж Рима как столицы Империи. В годы правления Августа было приложено много усилий для обеспечения постоянного и бесперебойного снабжения огромного многолюдного города хлебом и водой. Для этого на Тибре и в порту Рима, были воздвигнуты большие склады, отремонтированы и построены новые водопроводы-акведуки.
Особой заботой Август были требования к званию римского гражданина. Теперь он очень придирчиво рассматривал кандидатов на получение римского гражданства и всячески внушал римлянам, что они прирожденные властители мира. Цель этих мероприятий – создать резкие грани, которые разделяли бы римлян и не римлян, что соответствовало принципу «разделяй и властвуй», не раз проверенному римлянами. В русле социальной политики были «законы о семье», они предписывали всем гражданам вступать в брак и иметь детей. Люди, которые не соблюдали их, ограничивались в праве наследования и занятия должностей. Напротив, люди, у которых было трое и больше детей, получали различные привилегии и государственные пособия. Он издал закон об ограничении отпуска рабов на волю рабов, закон «против прелюбодеяний», восстанавливал языческие храмы, пытаясь возродить в римлянах чувство благочестия. Целью этой социальной программы было не только укрепление правопорядка, но и возрождение традиционных моральных ценностей, сильно пошатнувшихся в результате гражданских войн. Гибкая политика Августа устраивала и сенаторов, и всадников, и плебс.
Внешняя политика императора Августа. Вся внешняя политика императора Августа была направлена на установление мира в огромной стране, которая на протяжении долгих десятилетий сотрясалась от гражданских войн, а также на укрепление положения в далеких провинциях. Поэтому политику Августа можно охарактеризовать как весьма осторожную и сдержанную. Правда, на западе Август все же стремился расширить границы Империи до Рейна и Дуная и подчинить соседние племена, чтобы воспрепятствовать их союзу с недовольным населением провинций. Пытался он также заключить с некоторыми соседними племенами договоры, по которым они брали на себя защиту границ Империи, становясь таким образом ее клиентами.
Культура времени Августа. Неизменной заботой Октавиана было культурное развитие Рима. Уже римские авторы назвали время его правления «золотым веком римской культуры». При поддержке принцепса процветали литература, наука, искусство. Эпоха августа связана с творчеством великих поэтов Вергилия, Горация, Овидия, историков Тита Ливия и Помпея Трога, географа Страбона, зодчего и писателя Витрувия. Все они приумножили славу Рима и прославили его правителя Августа.
Таким образом, эпоха принципата Августа была временем не только мирной передышки, но и значительного расцвета зарождающейся империи.
Префект претория
(лат. praefectus praetorio, др.-греч. ἔπαρχος/ὕπαρχος τῶν πραιτωρίων) — одно из высших должностных лиц в Римской империи. Эта должность поначалу предполагала только пост командира преторианской гвардии, но постепенно префекты претория расширили свои правовые и административные полномочия, становясь ближайшими помощниками императоров. При Константине Великом их власть была существенно уменьшена, а должность стала сугубо гражданским административным постом, однако при его преемниках префектуры претория во главе с префектами претория стали крупнейшими административными округами Империи. Префекты вновь представляли собой высших лиц государства, и к ним были обращены многие законы. В этой роли они назначались вплоть до правления Ираклия I, когда широкомасштабные реформы ограничили их власть до положения простых наблюдателей над провинциальной администрацией. Последние следы этой должности исчезли в Византийской империи в 840-е гг.
Реформы Диоклетиана и Константина. Признание христианства государственной религией. Разделение Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Падение Западной Римской империи (476 г.).
В III веке н. э. в Риме устанавливается неограниченная монархия — период домината (от «доминус» — господин).
Старые республиканские учреждения исчезают даже по названию. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император. Среди этих ведомств следует отметить раньше всего два: государственный совет при императоре — орган, подготовлявший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики и ведомство финансовое. Во главе военного ведомства стоят назначенные императором генералы.
Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаются привилегии. Они получают право на пенсию. Отсюда ведут свое начало титулы и некоторые церемонии, дипломатический ритуал и т. д.
Многое принадлежит здесь странам греческого мира: земельные описи и описи имущества, получившие распространение в Риме, а затем и во всей Европе; здесь зарождается печально известный институт продажи должностей; греческие города открыли институты «почетных граждан» и присвоения гражданам одного города почетных званий другого города.
В III веке н. э. Римская империя была разделена в интересах управления на две части — Западную, со столицей в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе (ныне Стамбул). Империя считалась единой, но каждая ее часть имела своего главу.
В 395 году было произведено окончательное разделение Римской империи на две указанные части.
Административная реформа Диоклетиана — сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государственные перевороты времен «солдатских императоров», предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя — цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части — западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя — цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря.
Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление ремесленников к земле и профессии. Эдиктами Константина ремесленные коллегии были превращены в наследственные, а постановлением (конституцией) «О беглых колонах» 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.
В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.
Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам — двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.
Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы — на провинции, которыми управляли ректоры, провинции — на округа с окружной администрацией.
Если эти мероприятия Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики первый перешел на противоположные Диоклетиану позиции. Диоклетиан в христианской церкви видел организацию автономную от государственной и, следовательно, препятствовавшую утверждению единовластия, а поэтому он запрещал отправление христианских религиозных обрядов, разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина в 337 году, — государственной религией. Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината — военной, политической и идеологической.