Понятие «лица» и правоспособности

Состояние свободы, гражданства, семейное состояние

1. Рабовладельческое общество признавало лицом (persona), т.е. существом, способным иметь права, не каждого человека. Это общество было особенно наглядным свидетельством того, что правоспособность (способность быть субъектом, носителем прав) не есть прирожденное свойство человека, а представляет, как и само государство и право, надстроечное явление на базисе экономических отношений общества. Другими словами, правоспособность коренится в социально-экономическом строе данного общества в данный период его развития.
В Риме существовал многочисленный класс людей — рабы, которые были не субъектами, а объектами прав. Варрон (I в. до н.э.) делит орудия на немые (например, повозки); издающие нечленораздельные звуки (скот) и одаренные речью (рабы). Раб называется instrumentum vocale, говорящим орудием.
С другой стороны, современное различие лиц физических (т.е. людей) и юридических (т.е. различного рода организаций, чаделенных правоспособностью) в Риме разработано не было, хотя и было известно в практике (см. § 7 данного раздела).

Тому, что теперь называется правоспособностью, в Риме соответствовал термин caput. Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов или состояний (status):
1) status libertatis — состояние свободы, 2) status civitatis — состояние гражданства, 3) status familiae — семейное состояние.
С точки зрения status libertatis 1, различались свободные и рабы; с точки зрения status civitatis, — римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины); с точки зрения status familiae, — самостоятельные (sui iuris) отцы семейств (patres familias) и подвластные какого-либо paterfamilias (лица alieni iuris, «чужого права»). Таким образом, полная правоспособность предполагала: свободное состояние, римское rpaжданство и самостоятельное положение в семье.
Изменение в каком-либо из статусов носило названи) capitis deminutio. Изменение в status libertatis называлось capitis deminutio maxima (наивысшее, наиболее существенное) изменение status civitatis называлось capitis deminutio medu (среднее); изменение status familiae обозначалось как capiti; deminutio minima (наименьшее).

Правоспособность

Физические лица в римском праве должны были обладать правоспособностью. Правоспособность – это способность лица иметь права и нести обязанности. Содержание правоспособности составляли определённые права, которые могли иметь субъекты права. Полностью правоспособное лицо обладало следующими правами:

В публичной сфере:

- право служить в римских войсках;

- право избирать и избираться на государственные должности;

- право участвовать в народном собрании (в республиканский период);

В частной сфере:

- вступать в законный римский брак;

- участвовать в имущественном обороте;

- составлять завещание;

- назначаться наследником по завещанию.

Правоспособность в римском праве возникала при наличии условий:

- рождение ребёнка;

Как исключение из правил в целях охраны ещё не родившегося ребёнка допускалось назначение не

родившегося ребёнка в качестве наследника;

- ребёнок должен родиться живым (продолжительность жизни роли не играет);

- ребёнок должен родиться свободным;

- ребёнок должен иметь человеческий облик.

Вышеперечисленные условия давали лишь ограниченную правоспособность. Для полной правоспособности необходимо ещё 2 условия:

- лицо должно быть римским гражданином;

- лицо не должно быть подвластным.

Прекращение правоспособности наступало в связи с физической или юридической смертью лица.

Юридическая смерть означала, что лицо становится рабом. Основания для юридической смерти менялись. Всегда юридическая смерть наступала:

- за совершение уголовного преступления, осуждение к смертной казни или работе в рудниках (при

этом имущество конфискуется);

- за попадение в плен во время военных действий.

Во время плена имущество человека переходит под управление куратора. Личные права через определённый срок прекращаются. Если лицо умирало в плену, то считалось, что оно умерло свободным в момент пленения. После него открывалось наследство как после свободного. Если лицо возвращалось из плена, то ему автоматически возвращались почти все личные и имущественные права. Из личных прав, не восстанавливался брак, из имущественных – не возвращалось владение. Для возврата этих прав требовалось проявить волю.

- если совершеннолетний римский гражданин выдаёт себя за раба и продаёт себя в этом качестве, то такое лицо навсегда остаётся рабом.

Физическая смерть также была причиной прекращения правоспособности. При этом были сложности в определении времени смерти лиц, умерших примерно в одно время.

Каммориентами назывались лица, умершие в один и тот же день, при одних и тех же обстоятельствах. По общему правилу каммориенты считаются умершими одновременно и не наследуют друг после друга. Но существовали исключения:

- если каммориентами были отец и сын, то, если сын был несовершеннолетним (до 14 лет), то считалось, что он умер раньше отца, т. е. сын не наследовал.

- если сын был совершеннолетний, то считалось, что он умер позже отца, т. е. умер после открытия наследства, но не успел его принять. Таким образом, имущество переходило наследникам сына. Данный процесс назывался в римском праве трансмиссией наследства.

- если каммориентами были супруги, и до смерти один из супругов сделала подарок, то считалось, что подаривший супруг умер раньше.

В римском праве запрещалось дарение между супругами. Но смерть подтверждала дарение, и жаловаться с иском было уже нельзя.

При жизни человека правоспособность могла ограничиваться в четырёх случаях:

1) если субъект права утрачивает римское гражданство. Это возможно в двух случаях:

- добровольная утрата (при этом права и имущество фактически сохраняются, но римским правом не регулируются);

- совершение уголовного преступления и высылка с территории Рима (при этом имущество конфискуется государством, личные права прекращаются).

2) при изменении семейного статуса. Возможны следующие случаи:

- если свободное лицо становится подвластным (попадает под власть отца или домовладыки);

- если подвластный меняет домовладыку (к примеру, дочь вышла замуж);

- если подвластный вышел из-под власти отца. В этом случае лицо утрачивало все личные и

имущественные права в семье.

3) в зависимости от принадлежности к определённой религии. Правоспособность язычников, вероотступников, еретиков ограничивалась: они не имели политических прав, не имели права иметь в собственности рабов-христиан, не могли оставлять наследство и заключать сделки друг с другом (только с христианами). Данное ограничение появилось в период абсолютной монархии, когда христианство стало государственной религией.

4) При ограничении гражданской чести.

Гражданская честь – это то уважение, которым пользуется римский гражданин у своих сограждан. Возможны следующие случаи ограничения гражданской чести:

- «недостойный свидетель» (случай предусмотрен Законами XII таблиц). Если римский гражданин был приглашён свидетелем для заключения сделки, а затем отказывается подтвердить факт её совершения, то такое лицо признавалось недостойным свидетелем. Это лицо не могло быть больше свидетелем и не могло приглашать других лиц в качестве свидетелей для совершения собственных сделок.

- инфамия – это бесчестие, основанное на законе. Инфамия в римском праве была непосредственная и опосредованная. Непосредственная инфамия наступала в результате совершения лицом незаконных действий. Например, вдова могла выйти замуж лишь через 10 месяцев (траурный год) после смерти мужа. Опосредованная инфамия наступала только на основании решений суда. К примеру, при заключении договора купли-продажи, одна из сторон обращается в суд с просьбой признать сделку недействительной вследствие обмана. Суд должен вынести соответствующее решение. Если лицо признаётся бесчестным, то это бесчестие пожизненно. Гражданская честь возвращается лишь по решению императора. Бесчестное лицо не имело публичных прав, не могло выступать представителем другого лица, не могло назначаться опекуном и куратором, наследование этого лица по завещанию может быть оспорено.

- турпетудо – бесчестие на основании общественного мнения. В эту категорию попадали случаи, когда лицо вело деятельность или образ жизни, который осуждался общественностью. К примеру, ростовщичество, актёрство и т. д. Последствия такого бесчестия были такими же, как при инфамии.

Наши рекомендации