Тема 3 Правовое положение физических и юридических лиц

Тема 3 Правовое положение физических и юридических лиц

Патриции, плебеи, клиенты

В Древнем Риме было принято классовое деление общества. Класс римлянина зависел от его происхождения: потомков основателей Рима называли патрициями, а людей, которые стали римлянами после захвата территорий их государств и городов – плебеями (от «плебос» – народ).

Патриции считались высшей категорией римлян. Им доставались все земли и рабы, завоеванные в сражениях, они жили в лучших домах Рима и могли быть избранны в основной римский орган государственного управления – Сенат.

Рядом с этими полноправными гражданами мы находим, однако, и обитателей неполноправных. Таковы клиенты и плебеи, юридическое положение которых различно.

Клиент находится в личной зависимости от какого-нибудь патрона из патрициев. Он входит в состав семьи последнего, обязан следовать за ним на войну, оказывать ему материальную поддержку и нематериальный пиетет. С другой стороны, патрон обязан защищать клиента перед третьими лицами, ибо клиент гражданской правоспособности не имеет: он может приобретать имущества, вступать в договоры и т. д., но осуществлять свои права судебным порядком он не может. Юридическую защиту он получает только через посредство патрона.

Совершенно иным представляется положение плебея. Плебей, не принадлежа ни к одному из патрицианских семейств, является тем не менее юридически самостоятельным, хотя и неполноправным. Он признается самостоятельным членом гражданского общества и в области гражданских прав (по имуществу) он равен патрицию (имеет т. н. jus commercii); только браки между патрициями и плебеями признаются незаконными (плебеи не имеют т. н. jus connubii). Частые жалобы плебеев на то, что долговые обязательства патрициям гнетут их, показывают, что между патрициями и плебеями могли существовать юридические отношения и что плебеи могли самостоятельно, в своем лице, искать и отвечать на суде. Это последнее различие в особенности существенно.

Являясь в области частных гражданских отношений правоспособными, плебеи не имеют никаких прав в области отношений политических. Находясь вне патрицианской родовой организации (плебеи «gentes non habent»), они не участвуют в народных собраниях и потому остаются чуждыми политической жизни общины.

Борьба патрициев и плебеев

Сразу после падения царской власти в Риме начинается сословная борьба между патрициями и плебеями. То затихая, то разгораясь с новой силой, она продолжалась более двух столетий. Политическое равноправие, аграрная и долговая проблемы — вот три вопроса, вокруг которых шла борьба. Первыми успехами плебеев стали учреждение народного трибуната (начало V в.) и кодификация гражданского права—«Законы XII таблиц» (середина V в.). Еще одним важнейшим достижением плебеев был закон Канулея (445 г.), отменивший запрет на браки между патрициями и плебеями. После небольшого затишья в конце V в., в IV в. борьба вспыхивает с новой силой, и плебеи достигают решительных побед: по закону Лициния-Секстия (367 г.) плебеи добиваются права занимать консульскую должность, а вслед за тем и все другие магистратуры, отмены долгового рабства (конец IV в.), признания решений плебейских собраний обязательными для всех граждан Рима. Таким образом, к началу III в. практически все цели плебеями были достигнуты, образовалась единая равноправная римская община — civitas.

494 г. — первая сецессия плебеев, создание плебейского народного собрания, учреждение народного трибуната.

451—450 гг. — деятельность децемвиров, создание «Законов XII таблиц».

445 г. — разрешение браков между патрициями и плебеями.

367 г. — законы Лициния-Секстия.

326 (313) г. — закон Петелия-Папирия — уничтожение долгового рабства.

287 г. — последний всплеск сословной борьбы, закон Квинта Гортензия о плебисцитах.

Понятие «лица» и правоспособности

Правоспособность

Физические лица в римском праве должны были обладать правоспособностью. Правоспособность – это способность лица иметь права и нести обязанности. Содержание правоспособности составляли определённые права, которые могли иметь субъекты права. Полностью правоспособное лицо обладало следующими правами:

В публичной сфере:

- право служить в римских войсках;

- право избирать и избираться на государственные должности;

- право участвовать в народном собрании (в республиканский период);

В частной сфере:

- вступать в законный римский брак;

- участвовать в имущественном обороте;

- составлять завещание;

- назначаться наследником по завещанию.

Правоспособность в римском праве возникала при наличии условий:

- рождение ребёнка;

Как исключение из правил в целях охраны ещё не родившегося ребёнка допускалось назначение не

родившегося ребёнка в качестве наследника;

- ребёнок должен родиться живым (продолжительность жизни роли не играет);

- ребёнок должен родиться свободным;

- ребёнок должен иметь человеческий облик.

Вышеперечисленные условия давали лишь ограниченную правоспособность. Для полной правоспособности необходимо ещё 2 условия:

- лицо должно быть римским гражданином;

- лицо не должно быть подвластным.

Прекращение правоспособности наступало в связи с физической или юридической смертью лица.

Юридическая смерть означала, что лицо становится рабом. Основания для юридической смерти менялись. Всегда юридическая смерть наступала:

- за совершение уголовного преступления, осуждение к смертной казни или работе в рудниках (при

этом имущество конфискуется);

- за попадение в плен во время военных действий.

Во время плена имущество человека переходит под управление куратора. Личные права через определённый срок прекращаются. Если лицо умирало в плену, то считалось, что оно умерло свободным в момент пленения. После него открывалось наследство как после свободного. Если лицо возвращалось из плена, то ему автоматически возвращались почти все личные и имущественные права. Из личных прав, не восстанавливался брак, из имущественных – не возвращалось владение. Для возврата этих прав требовалось проявить волю.

- если совершеннолетний римский гражданин выдаёт себя за раба и продаёт себя в этом качестве, то такое лицо навсегда остаётся рабом.

Физическая смерть также была причиной прекращения правоспособности. При этом были сложности в определении времени смерти лиц, умерших примерно в одно время.

Каммориентами назывались лица, умершие в один и тот же день, при одних и тех же обстоятельствах. По общему правилу каммориенты считаются умершими одновременно и не наследуют друг после друга. Но существовали исключения:

- если каммориентами были отец и сын, то, если сын был несовершеннолетним (до 14 лет), то считалось, что он умер раньше отца, т. е. сын не наследовал.

- если сын был совершеннолетний, то считалось, что он умер позже отца, т. е. умер после открытия наследства, но не успел его принять. Таким образом, имущество переходило наследникам сына. Данный процесс назывался в римском праве трансмиссией наследства.

- если каммориентами были супруги, и до смерти один из супругов сделала подарок, то считалось, что подаривший супруг умер раньше.

В римском праве запрещалось дарение между супругами. Но смерть подтверждала дарение, и жаловаться с иском было уже нельзя.

При жизни человека правоспособность могла ограничиваться в четырёх случаях:

1) если субъект права утрачивает римское гражданство. Это возможно в двух случаях:

- добровольная утрата (при этом права и имущество фактически сохраняются, но римским правом не регулируются);

- совершение уголовного преступления и высылка с территории Рима (при этом имущество конфискуется государством, личные права прекращаются).

2) при изменении семейного статуса. Возможны следующие случаи:

- если свободное лицо становится подвластным (попадает под власть отца или домовладыки);

- если подвластный меняет домовладыку (к примеру, дочь вышла замуж);

- если подвластный вышел из-под власти отца. В этом случае лицо утрачивало все личные и

имущественные права в семье.

3) в зависимости от принадлежности к определённой религии. Правоспособность язычников, вероотступников, еретиков ограничивалась: они не имели политических прав, не имели права иметь в собственности рабов-христиан, не могли оставлять наследство и заключать сделки друг с другом (только с христианами). Данное ограничение появилось в период абсолютной монархии, когда христианство стало государственной религией.

4) При ограничении гражданской чести.

Гражданская честь – это то уважение, которым пользуется римский гражданин у своих сограждан. Возможны следующие случаи ограничения гражданской чести:

- «недостойный свидетель» (случай предусмотрен Законами XII таблиц). Если римский гражданин был приглашён свидетелем для заключения сделки, а затем отказывается подтвердить факт её совершения, то такое лицо признавалось недостойным свидетелем. Это лицо не могло быть больше свидетелем и не могло приглашать других лиц в качестве свидетелей для совершения собственных сделок.

- инфамия – это бесчестие, основанное на законе. Инфамия в римском праве была непосредственная и опосредованная. Непосредственная инфамия наступала в результате совершения лицом незаконных действий. Например, вдова могла выйти замуж лишь через 10 месяцев (траурный год) после смерти мужа. Опосредованная инфамия наступала только на основании решений суда. К примеру, при заключении договора купли-продажи, одна из сторон обращается в суд с просьбой признать сделку недействительной вследствие обмана. Суд должен вынести соответствующее решение. Если лицо признаётся бесчестным, то это бесчестие пожизненно. Гражданская честь возвращается лишь по решению императора. Бесчестное лицо не имело публичных прав, не могло выступать представителем другого лица, не могло назначаться опекуном и куратором, наследование этого лица по завещанию может быть оспорено.

- турпетудо – бесчестие на основании общественного мнения. В эту категорию попадали случаи, когда лицо вело деятельность или образ жизни, который осуждался общественностью. К примеру, ростовщичество, актёрство и т. д. Последствия такого бесчестия были такими же, как при инфамии.

Юридическое лицо

Реформы Сервия Туллия

Тема 3 Правовое положение физических и юридических лиц - student2.ru

Древнее предание рассказывает, что в конце VI века до н. э. в Риме был очень жестокий царь. В 509 году до н. э. римляне изгнали его и уничтожили царскую власть.

Власть в Риме стала выборной. Народное собрание ежегодно избирало двух патрициев правителями — консулами. Консулы судили римлян, а во время войны командовали войском. В мирное время консулы должны были по всем делам советоваться с сенатом.

Сенат пользовался огромной властью. Он ведал военными делами и казной, объявлял войну и заключал мир. Сенат созывал народное собрание и предлагал ему уже готовые решения. Собрание почти всегда принимало эти решения.

Своё управление римляне назвали «общенародным делом» — по-латински республикой. («Рес» по-латински значит «дело», «публикус» — «общенародный»). Отсюда происходит слово «республика». Так называют государство, которым управляют люди, избираемые на определённый срок.

Сенат

В период республики (510/509–27 гг. до н. э.) центральными органами государства являлись Народные собрания (центуриатные и трибутные комиции), Сенат и магистратура.

Народные собрания имели законодательные функции, избирали высших должностных лиц. Центром всей политической жизни Рима являлся Сенат. Не случайно в официальныхдокументах для названия Римского государства употреблялась формула “Сенат и Римский Народ”, четко указывающая,кому принадлежала политическая власть в Риме. Сенат былпостоянно действующим органом, ведающим казной, военнымделом, внешними сношениями и т. д., контролирующим деятельность Народных собраний. Сенаторы назначались цензорами из числа наиболее богатых и влиятельных граждан высших сословий.

Магистратура была представлена должностными лицами, выполнявшими различные функции управления. Важнейшими принципами были: выборность, коллегиальность, срочность(избирались, как правило, на один год), ответственность переднародом, безвозмездность службы.

Высшими магистратами были консулы, осуществлявшиетекущее управление и высшее военное командование. В компетенцию преторов, бывших вначале помощниками консулов, стало входить руководство правосудием. Цензоры распределяли граждан по центуриям, составляли списки сенаторов. Ниже пообъему полномочий были квесторы и эдилы. Особое место зани мали плебейские трибуны, имевшие право наложить запрет(“вето”) на решения магистратов и Сената.

Исключительной, экстраординарной магистратурой явля_лась должность диктатора. Он назначался консулами по поручению Сената в таких случаях, как война, восстание и т. п. Диктатор обладал неограниченной властью, но не мог занимать этудолжность свыше шести месяцев.Кризис рабовладения, конфликт между центром и провинциями, грандиозные восстания рабов (в Сицилии и под руководством Спартака) привели в I в. до н. э. к падению республики в Риме. Империя стала той формой государственного устройства,с помощью которой рабовладельцы сохранили свое господство.

Тема 3 Правовое положение физических и юридических лиц - student2.ru

Реформы братьев Гракхов

Положение, в котором оказались крестьяне Рима к 130-ым годам до н.э., было довольно удручающим. Крестьяне были основой населения Италии в то время.

И важно отметить то, что работая на земле, они кормили не только свои семьи, но и обеспечивали продовольствием города и городское население.

Положение Рима до реформ

После Пунических и других войн положение крестьян, а значит и продовольственное положение страны значительно ухудшилось. Многие мужчины уходили на войну, а у женщин не хватало физических сил так основательно заниматься хозяйством.

Постепенно положение стало ухудшаться, из-за отсутствия большого количества урожая погибал скот. Общее положение крестьян было плачевным, многие семьи были полностью разоренны и постоянно голодали. Именно поэтому более просвященными и обеспеченными римлянами было принято решение улучшить положение крестьян.

Судебная и аграрная реформы

Продолжением истории стало выдвижение кандидатуры брата Тиберия - Гая Гракха - на трибунских выборах через 10 лет. Он продолжил земельные преобразования, только теперь старался учитывать интересы других сословий.

Он провел судебную реформу для всадников, которые стали отныне руководить множеством судов и иметь значительную власть над наместниками провинций.

И согласно одному из законов Гая, хлеб для римских бедняков должен был продаваться по самым низкими ценам. По указу Гая, за пределами Италии создавались римские колонии, в результате которых крестьяне улучшали свое положение, покидая родину и получая на чужбине землю.

Но сенат не устраивала чрезмерная активность народного трибуна, и в частности - деятельность Гракха. В третий раз Гай так и не был избран. Это послужило тому, что сторонники реформ Гая стали организовывать отряды, вооруженые против его врагов.

Это вылилось в открытое противостояние между сенаторами и последователями Гракха. В результе битвы три тысячи сторонников Гая были убиты, в том числе и сам Гракх. К сожалению, обнищение крестьян продолжалось, а многочисленные земельные реформы братьев Гракх потерпели поражение.

Реформы Октавиана Августа

Реформа армии. Особым пунктом заботы государственной власти являлась армия, которая была опорой империи. Август значительно сократил количество военных, оставив из семидесяти с лишним легионов, стоявших под оружием в

33 г. до н. э., только двадцать пять, но дисциплинированных и боеспособных. Хорошо укомплектованные, технически оснащенные по всем требованиям военного искусства того времени, легионы были расквартированы группами в наиболее важных в военном и экономическом отношении провинциях. Командующие легионами, легаты и старшие командиры, а также военные трибуны назначались самим Октавианом Августом. Срок службы воинов в легионах был установлен в двадцать лет. В течение службы воины получали годовое жалованье, а при отставке – надел земли. От солдат требовали беспрекословного подчинения. Это была регулярная надежная армия. Она составляла оплот правителей Римской империи в их внутренней и внешней политике. Помимо того, была создана специальная преторианская гвардия из девяти когорт, до 1000 человек в каждой. При этом шесть когорт разместились в Италии, а три – в Риме для поддержания порядка в городе и охраны императорского дворца. Преторианцы находились в привилегированном положении. Они служили 16 лет и получали 750 динариев в год.

Социальная политика. Принцепс стремилсязаручиться поддержкой всех сословий римского общества. Он требовал почтения к сенаторам, подняв их имущественный ценз и объявив высшим сословием. Всадничество признавал «питомником сената» и возобновил военные смотры всадников на Марсовом поле. Плебс он старался привлечь бесплатными хлебными раздачами. Для широкой публики проводились частые и роскошные зрелища, на которых неизменно появлялся и сам император. Кроме этого, на средства Октавиана и членов его семьи в Риме развернулось огромное строительство. Сам Август говорил, что, получив Рим кирпичным, он оставляет его мраморным. Постройки давали работу множеству плебеев и способствовали росту популярности Августа, а также повышали престиж Рима как столицы Империи. В годы правления Августа было приложено много усилий для обеспечения постоянного и бесперебойного снабжения огромного многолюдного города хлебом и водой. Для этого на Тибре и в порту Рима, были воздвигнуты большие склады, отремонтированы и построены новые водопроводы-акведуки.

Особой заботой Август были требования к званию римского гражданина. Теперь он очень придирчиво рассматривал кандидатов на получение римского гражданства и всячески внушал римлянам, что они прирожденные властители мира. Цель этих мероприятий – создать резкие грани, которые разделяли бы римлян и не римлян, что соответствовало принципу «разделяй и властвуй», не раз проверенному римлянами. В русле социальной политики были «законы о семье», они предписывали всем гражданам вступать в брак и иметь детей. Люди, которые не соблюдали их, ограничивались в праве наследования и занятия должностей. Напротив, люди, у которых было трое и больше детей, получали различные привилегии и государственные пособия. Он издал закон об ограничении отпуска рабов на волю рабов, закон «против прелюбодеяний», восстанавливал языческие храмы, пытаясь возродить в римлянах чувство благочестия. Целью этой социальной программы было не только укрепление правопорядка, но и возрождение традиционных моральных ценностей, сильно пошатнувшихся в результате гражданских войн. Гибкая политика Августа устраивала и сенаторов, и всадников, и плебс.

Внешняя политика императора Августа. Вся внешняя политика императора Августа была направлена на установление мира в огромной стране, которая на протяжении долгих десятилетий сотрясалась от гражданских войн, а также на укрепление положения в далеких провинциях. Поэтому политику Августа можно охарактеризовать как весьма осторожную и сдержанную. Правда, на западе Август все же стремился расширить границы Империи до Рейна и Дуная и подчинить соседние племена, чтобы воспрепятствовать их союзу с недовольным населением провинций. Пытался он также заключить с некоторыми соседними племенами договоры, по которым они брали на себя защиту границ Империи, становясь таким образом ее клиентами.

Культура времени Августа. Неизменной заботой Октавиана было культурное развитие Рима. Уже римские авторы назвали время его правления «золотым веком римской культуры». При поддержке принцепса процветали литература, наука, искусство. Эпоха августа связана с творчеством великих поэтов Вергилия, Горация, Овидия, историков Тита Ливия и Помпея Трога, географа Страбона, зодчего и писателя Витрувия. Все они приумножили славу Рима и прославили его правителя Августа.

Таким образом, эпоха принципата Августа была временем не только мирной передышки, но и значительного расцвета зарождающейся империи.

Префект претория

(лат. praefectus praetorio, др.-греч. ἔπαρχος/ὕπαρχος τῶν πραιτωρίων) — одно из высших должностных лиц в Римской империи. Эта должность поначалу предполагала только пост командира преторианской гвардии, но постепенно префекты претория расширили свои правовые и административные полномочия, становясь ближайшими помощниками императоров. При Константине Великом их власть была существенно уменьшена, а должность стала сугубо гражданским административным постом, однако при его преемниках префектуры претория во главе с префектами претория стали крупнейшими административными округами Империи. Префекты вновь представляли собой высших лиц государства, и к ним были обращены многие законы. В этой роли они назначались вплоть до правления Ираклия I, когда широкомасштабные реформы ограничили их власть до положения простых наблюдателей над провинциальной администрацией. Последние следы этой должности исчезли в Византийской империи в 840-е гг.

Реформы Диоклетиана и Константина. Признание христианства государственной религией. Разделение Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Падение Западной Римской империи (476 г.).

В III веке н. э. в Риме устанавливается неограниченная монархия — период домината (от «доминус» — господин).

Старые республиканские учреждения исчезают даже по названию. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император. Среди этих ведомств следует отметить раньше всего два: государственный совет при императоре — орган, подготовлявший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики и ведомство финансовое. Во главе военного ведомства стоят назначенные императором генералы.

Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаются привилегии. Они получают право на пенсию. Отсюда ведут свое начало титулы и некоторые церемонии, дипломатический ритуал и т. д.

Многое принадлежит здесь странам греческого мира: земельные описи и описи имущества, получившие распространение в Риме, а затем и во всей Европе; здесь зарождается печально известный институт продажи должностей; греческие города открыли институты «почетных граждан» и присвоения гражданам одного города почетных званий другого города.

В III веке н. э. Римская империя была разделена в интересах управления на две части — Западную, со столицей в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе (ныне Стамбул). Империя считалась единой, но каждая ее часть имела своего главу.

В 395 году было произведено окончательное разделение Римской империи на две указанные части.

Административная реформа Диоклетиана — сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государственные перевороты времен «солдатских императоров», предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя — цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части — западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя — цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря.

Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление ремесленников к земле и профессии. Эдиктами Константина ремесленные коллегии были превращены в наследственные, а постановлением (конституцией) «О беглых колонах» 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.

В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.

Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам — двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы — на провинции, которыми управляли ректоры, провинции — на округа с окружной администрацией.

Если эти мероприятия Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики первый перешел на противоположные Диоклетиану позиции. Диоклетиан в христианской церкви видел организацию автономную от государственной и, следовательно, препятствовавшую утверждению единовластия, а поэтому он запрещал отправление христианских религиозных обрядов, разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина в 337 году, — государственной религией. Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината — военной, политической и идеологической.

Тема 3 Правовое положение физических и юридических лиц

Патриции, плебеи, клиенты

В Древнем Риме было принято классовое деление общества. Класс римлянина зависел от его происхождения: потомков основателей Рима называли патрициями, а людей, которые стали римлянами после захвата территорий их государств и городов – плебеями (от «плебос» – народ).

Патриции считались высшей категорией римлян. Им доставались все земли и рабы, завоеванные в сражениях, они жили в лучших домах Рима и могли быть избранны в основной римский орган государственного управления – Сенат.

Рядом с этими полноправными гражданами мы находим, однако, и обитателей неполноправных. Таковы клиенты и плебеи, юридическое положение которых различно.

Клиент находится в личной зависимости от какого-нибудь патрона из патрициев. Он входит в состав семьи последнего, обязан следовать за ним на войну, оказывать ему материальную поддержку и нематериальный пиетет. С другой стороны, патрон обязан защищать клиента перед третьими лицами, ибо клиент гражданской правоспособности не имеет: он может приобретать имущества, вступать в договоры и т. д., но осуществлять свои права судебным порядком он не может. Юридическую защиту он получает только через посредство патрона.

Совершенно иным представляется положение плебея. Плебей, не принадлежа ни к одному из патрицианских семейств, является тем не менее юридически самостоятельным, хотя и неполноправным. Он признается самостоятельным членом гражданского общества и в области гражданских прав (по имуществу) он равен патрицию (имеет т. н. jus commercii); только браки между патрициями и плебеями признаются незаконными (плебеи не имеют т. н. jus connubii). Частые жалобы плебеев на то, что долговые обязательства патрициям гнетут их, показывают, что между патрициями и плебеями могли существовать юридические отношения и что плебеи могли самостоятельно, в своем лице, искать и отвечать на суде. Это последнее различие в особенности существенно.

Являясь в области частных гражданских отношений правоспособными, плебеи не имеют никаких прав в области отношений политических. Находясь вне патрицианской родовой организации (плебеи «gentes non habent»), они не участвуют в народных собраниях и потому остаются чуждыми политической жизни общины.

Борьба патрициев и плебеев

Сразу после падения царской власти в Риме начинается сословная борьба между патрициями и плебеями. То затихая, то разгораясь с новой силой, она продолжалась более двух столетий. Политическое равноправие, аграрная и долговая проблемы — вот три вопроса, вокруг которых шла борьба. Первыми успехами плебеев стали учреждение народного трибуната (начало V в.) и кодификация гражданского права—«Законы XII таблиц» (середина V в.). Еще одним важнейшим достижением плебеев был закон Канулея (445 г.), отменивший запрет на браки между патрициями и плебеями. После небольшого затишья в конце V в., в IV в. борьба вспыхивает с новой силой, и плебеи достигают решительных побед: по закону Лициния-Секстия (367 г.) плебеи добиваются права занимать консульскую должность, а вслед за тем и все другие магистратуры, отмены долгового рабства (конец IV в.), признания решений плебейских собраний обязательными для всех граждан Рима. Таким образом, к началу III в. практически все цели плебеями были достигнуты, образовалась единая равноправная римская община — civitas.

494 г. — первая сецессия плебеев, создание плебейского народного собрания, учреждение народного трибуната.

451—450 гг. — деятельность децемвиров, создание «Законов XII таблиц».

445 г. — разрешение браков между патрициями и плебеями.

367 г. — законы Лициния-Секстия.

326 (313) г. — закон Петелия-Папирия — уничтожение долгового рабства.

287 г. — последний всплеск сословной борьбы, закон Квинта Гортензия о плебисцитах.

Наши рекомендации