Законодательство Английской буржуазной революции
Начало развития конституционного законодательства в Англии следует отнести еще к дореволюционному периоду. Оно связано с принятием английским парламентом (ставшим, как известно, своеобразным штабом революции) 7 июня 1628 г. Петиции о праве,в которой впервые были документально закреплены требования оппозиции против незаконных «без общего согласия, данного актом парламента, налогов и иных сборов» (ст. 10), против незаконных произвольных арестов «противно законам и вольным обычаям королевства» (ст. 2), против нарушений процедуры habeas corpus, позволяющих содержать под стражей подданных без обвинения, «на которое они могли бы отвечать согласно закону» (ст. 5), против размещения королевской армии на постой в домах жителей, отягчающего «народ таким образом» (ст. 6), и др.
В этих статьях Петиции о праве 1628 г. еще в форме смиренных просьб к королю ясно прозвучали программные требования оппозиции: гарантий прав собственности и личности, ограничения королевских прерогатив, утверждения самостоятельной политической роли английского парламента, прежде всего в финансовой сфере. Они стали лейтмотивом всего законодательства Революции.
Студенту необходимо проследить развитие этих требований в актах так называемого долгого парламента на основе анализа: Трехгодичного акта от 15 февраля 1641 г.(Акта о предотвращении неудобств, происходящих вследствие долговременных, промежутков между созывами парламентов), Акта о регулировании деятельности Тайного совета и об упразднении суда, обычно именуемого «Звездной палатой» от 5 июня 1641 г., и Великой ремонстрации от 1 декабря 1641 г.
Утверждение королем указанных требований стало первым шагом в развитии формы английского конституционализма, основанной на верховенстве парламента.
Великая ремонстрация 1641 г., представляющая собой фактически обращение не к королю, а к английскому народу, где перечислялись заслуги парламента по пресечению «пагубных стремлений ниспровергнуть основные законы и начала управления, на которых прочно покоилась религия и правосудие английского королевства», стала важным этапом в дальнейшем развитии английского конституционализма, связанным с формированием института ответственного перед парламентом правительства.
Студенту необходимо в связи с этим обратить особое внимание на ст. 197 этого документа, ставшую главным камнем преткновения между королем и парламентом, предопределило их открытое противостояние, приведшее в 1642 г. к началу гражданской войны.
Дальнейшая радикализация требований антиабсолютистских сил привела в 1649 г. к ликвидации монархии и утверждению республики, а впоследствии обусловила и скорый приход к власти «партии порядка» — режим протектората О. Кромвеля.
Единственную в истории Англии недолго просуществовавшую республику обычно называют «охранительной», так как она была лишена демократического содержания, благодаря жесткому контролю индепендентской поенной верхушки во главе с О. Кромвелем, который сам называл себя «главным констеблем страны». Студенту необходимо обосновать эту «охранительную» характеристику республики, изучив при этом соответствующие законодательные акты данного периода: постановление Палаты общин об объявлении себя верховной властью английского государства от 4 января 1649 г., Ордонанс об учреждении суда над королем от 8 января 1649 г., Акт об отмене королевского звания от 17 марта 1649 г., Акт об отмене палаты лордов от 19 марта 1649 г. и др.
Особое внимание студент должен уделить анализу первой писаной конституции страны — Орудию управления 1653 г.В ней при формальном сохранении ряда революционных завоеваний, определенных прав избираемой палаты общин (которая создавалась на основе высокого имущественного ценза), закреплялась в духе предшествующих времен верховная законодательная и исполнительная власть пожизненного Лорда-протектора О. Кромвеля, которая вскоре переродилась в военную диктатуру.
При изучении этого документа студенту следует обратить особое внимание на ст. I, III, IV, VI, XII, XXIV, касающиеся широких полномочий Лорда-протектора, на фактическое предоставление ему права абсолютного вето на билли, принятые палатой общин, а также на ст. XXVII, лишившую парламент полноты функции финансового контроля над правительством.
При рассмотрении любого революционного законодательства встает главный вопрос: как решала та или иная революция одну из своих важнейших задач — изменение форм собственности? Компромиссный, половинчатый характер английской революции выразился прежде всего в непоследовательном решении ее аграрных проблем.
Революционное законодательство утвердило частную собственность на землю путем отмены рыцарского держания, но сохранило зависимое крестьянское землевладение в форме копигольда. В этой связи особого внимания студента требует аграрное законодательство революции — Ордонанс об упразднении Палаты феодальных сборов от 24 февраля 1646 г.,впоследствии подтвержденный Палатой общин при Кромвеле в 1656 г., а также парламентом восстановленной монархии в 1660г., и др.
Основные конституционные акты Англии: Habeas Corpus Amendment Act 1679 г. (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями), Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г. (Акт о дальнейшем ограничении короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного)
Основы конституционной монархии в Англии были заложены тремя конституционными актами, принятыми уже после революционных событий, вслед за восстановлением легитимной монархии в 1660 г., а также последующей мирной сменой династий в ходе Славной революции 1688 г., в чем лишний раз проявился компромиссный характер Английской революции.
Первым из этих актов стал Habeas Corpus Act 1679 г., званный вначале лишь ограничить возможность внесудебной расправы короля над участниками оппозиции. Он закрепил специальную процедуру проверки законности ареста любого подданного «за уголовное или считаемое уголовным деяние», исключая при этом «заключение за долги или по какому-либо иному гражданскому делу», за государственную измену или тяжкое преступление — фелонию, в отношении которых предусматривались гарантии скорого суда.
Акт 1679 г. способствовал впоследствии обоснованию ряда демократических принципов, вошедших в мировую практику: гарантий неприкосновенности личности, принцип скорого справедливого правосудия на основе «надлежащей правовой процедуры», соблюдения законности при задержании и пр. Студенту необходимо четко уяснить характер процедуры habeas corpus, правых гарантий ее соблюдения, прав и обязанностей лиц, лишенных свободы, и лиц, содержащихся под стражей (ст. II, III, V, VI, VII), а также выявить определенную ограниченность этих гарантий (ст. VIII, XXI и др.)
Билль о правах 1689 г.состоит из органично связанных между собой тринадцати пунктов, декларирующих «права и вольности» английского народа и парламента: ст. 1 ликвидировала суспенсивное право короля, ст. 2 — его диспенсивное право, ст. 3 лишала короля права взимания налогов без согласия парламента, ст. 6 запрещала набор или содержание постоянного войска в пределах королевства в мирное время, ст. 8, 9 касались свободы выборов и слова в парламенте, гарантий суда присяжных и защиты от чрезвычайных и жестоких, необычных наказаний, ст. 13 провозглашала частый созыв парламента.
Анализируя Билль о правах, студенту необходимо твердо усвоить, что при всех значительных ограничениях королевской власти этот документ не лишал короля полностью его законодательных полномочий, в том числе и права вето на законы, принятые парламентом. Данное обстоятельство является главным показателем того, что в это время утверждалась дуалистическая монархия как переходная форма правления от абсолютной к конституционной монархии.
Указанные требования, конституционные принципы, как известно, закреплялись в той или иной мере еще в революционном законодательстве. Новый вклад в развитие английского конституционализма заключался прежде всего в самой форме их узаконения. Они стали основой английской конституции в силу добровольного договора между конституционным монархом и его подданными в лице английского парламента.
Акт об устроении(называемый также «Законом о престолонаследии») 1701 г.подтверждал и развивал положения Билля о правах о верховенстве парламента и ограничении прерогатив королевской власти, в том числе судебных, так как король был лишен права помилования лиц «против impeachmenta, возбужденного общинами в парламенте».
Главный вклад этих правовых документов в становление государственного механизма английской конституционной монархии состоял во введении правила контрасигнатуры, возлагавшего ответственность за все акты исполнительной власти не на самого короля, а на его советников, министров (поскольку все постановления короля должны были скрепляться с этого времени подписью готовящих их членов Тайного совета), и принципа несменяемости судей, остающихся в своей должности, «пока они ведут себя хорошо».
Тем самым утверждался английский вариант принципа разделения властей, основанный, в соответствии с теорией Джона Локка, на верховенстве парламента (принцип «парламентаризма»), на ответственности перед ним правительства, на исключительном праве парламента смещать судей.
Правило контрасигнатуры перекладывало всю ответственность за государственную политику на министров, вносило существенный вклад в укрепление принципиальных основ английской конституционной монархии король царствует, но не управляет»). В целях уменьшениявлияния короны на парламент королевским министрам и другим должностным лицам, «зависящим от короля» материально (в связи с получением какого-либо вознаграждения от него или пенсии), запрещалось быть членами палаты общин. (Это запрещение было снято впоследствии Актом 1707г.)
Институт контрасигнатуры, несменяемость судей, верховенство парламента при импичменте вошли впоследствии в политическую практику многих стран мира.
Углубить свои знания по английской конституционно-правовой истории студенту поможет и знакомство с политико-правовой идеологией этих документов, с учением английского философа и политического мыслителя Джона Локка (1632—1704), изложенным в его работе «Два трактата о правлении», в которой, в частности, обосновывается идея естественных прав человека (свобода, равенство, собственность), а также рассматривается теория разделения властей.