Уголовное установление Тан с разъяснениями («Тан люй шу и») 653 г.
(2 часа)
План семинарского занятия
1. Источники права средневекового Китая. Общая характеристика Танского кодекса.
2. Правовое положение основных групп населения.
3. Преступления и наказания.
Цель семинарского занятия
Правовой памятник средневекового Китая «Тан люй шу и» («Уголовные установления с разъяснениями») составлен в годы правления императорской династии Тан (VII — X вв.), в эпоху расцвета средневековой китайской цивилизации и окончательного оформления традиционной системы китайского права, идейную основу которого составили положения ортодоксального конфуцианства. Во время правления династии Тан Китай был одной из самых могущественных держав мира, а осуществленная в это время кодификация китайского права послужила образцом для всех последующих династийных кодексов вплоть до начала XX в., когда в результате Синьхайской революции в 1911 г. была свергнута последняя императорская династия.
Целью занятия является анализ основных положений Танского кодекса, его специфических институтов и самобытных черт китайской нормативно-правовой культуры, базирующейся на синтезе древних традиционных нормативных представлений и более поздних доктринальных политико-правовых концепций конфуцианства и легизма.
1. Источники права средневекового Китая. Общая характеристика Тайского кодекса
Кодекс «Тан люй шу и», первый полностью дошедший до нас правовой памятник средневекового Китая, представляет собой сборник предписаний «люй» — норм главным образом уголовно-правового характера.
Образцом для составления Танского кодекса послужил один из кодексов предыдущей династии Суй[20]. Полностью работа над Кодексом была закончена лишь к 653 г. Существенным отличием танской кодификации от других является наличие в ней разъяснений («шу и»), что отражено в самом названии памятника. Студенту следует обратить внимание на своеобразную структуру кодекса: «Тан люй шу и» состоит из 30 цзюаней (частей-свитков), подразделяемых на 502 статьи, которые сведены в 12'разделов. В настоящее время на русском языке опубликованы шесть первых разделов:
Наказания и нормы их применения. Цзюани 1—6 I, (57 статей);
Охрана и обеспечение запретов. Цзюани 7—8 (33 статьи);
Служебные обязанности и порядок их исполнения. Цзюани 9-11 (59 статей);
Семья и брак. Цзюани 12—14 (46 статей);
Государственные конюшни и хранилища. Цзюань 15 (28 статей);
Самовластные мобилизационные действия. Цзюань 16 (24 статьи).
Усвоение нормативного материала Кодекса вызывает определенные трудности, обусловленные колоссальным объемом текста, сложностью языка, ограниченностью и повторяемостью лексических оборотов, особенностью структуры, специфической логикой изложения, многочисленными обращениями к историческим прецедентам, свидетельствующими об устойчивых ассоциациях с глубинными пластами традиционной культуры. В связи с этим для правильного понимания положений Танского кодекса студенту необходимо ознакомиться с исторической и философской основами традиционного китайского права.
Становление в Китае писаного права претерпело длительную эволюцию.
В китайском обществе еще с древности сложился ряд своеобразных соционормативных принципов и институтов, впоследствии глубоко укоренившихся в традиционном сознании и наложивших свой отпечаток на всю правовую культуру Китая. Жизнь китайского общества регулировалась, с одной стороны, совокупностью традиционных морально-этических норм (ли), с другой — системой наказаний (сын)- Причем считалось, что только элитарные слои китайского общества всегда следуют в своем поведении нормам ли и не подлежат наказанию со стороны государства. Тот же, кто не соблюдает предписания морали (простолюдины и варвары), нуждается в насильственном наказании.
Законодательное и правовое регулирование социальной жизни изначально виделось как некая вынужденная и вспомогательная мера. Согласно древнекитайской правовой традиции закон, лишенный религиозной санкции (в отличие от других стран Древнего и Средневекового Востока, европейской Античности и Средневековья), первоначально применялся только варварами (некитайцами), не понимающими норм морали. Лишь со временем, когда «нравы в Поднебесной стали портиться», законы пришлось принимать и в Китае.
Периоды китайской истории Чуньцю (VIII—V вв. до н. э.) и Чжаньго (V—III вв. до н. э.) известны бурным развитием китайской государственности, важными изменениями в социальной структуре общества и его идеологии. Эти процессы нашли отражение в оформлении различных политико-правовых доктрин, разрабатываемых в качестве практических методов управления «идеальным и гармоничным» государством. Именно эти учения — раннего конфуцианства, легизма и др. — в сочетании с древнейшей традицией заложили основы сред-1евекового китайского права.
Основное внимание китайской политико-правовой мысли было направлено на достижение гармонии внутри общества, правильное распределение полномочий между правителем, аристократией и простым народом. Наибольший вклад в развитие теории и практики государственного регулирования внесли раннее конфуцианство и легизм.
Согласно учению Конфуция (Кун-цзы) и его учеников в качестве главного инструмента в достижении социальной гармонии выступали нормы ли — моральные устои общества, закладываемые воспитанием и исполняемые в силу социального долга, как наиболее полно Соответствующие человеческой природе. Гарантом неизменности моральных устоев ли, согласно Конфуцию, выступало Небо (Тянь) — верховная организующая и гармонизирующая сила мирового устройства.
Победу конфуцианства в противоборстве с другими доктринами обусловило заимствование им наиболее продуктивных положений и принципов иных учений, в первую очередь из легизма («школы закона» — «фа-цзя»), представленных в реформаторской деятельности Шан Яна, императора Цинь Шихуанди (IV—III вв. до н. э.).
Теоретическую основу легизма составили представления о применении законов — фа как наиболее действенного инструмента достижения практической пользы государства и правителя. Представители «школы закона» стремились в короткие сроки улучшить мир, считая, что все население «Срединного государства», включая претендующую на власть высшую аристократию, должно полностью зависеть от указаний правителя. Средством установления такой зависимости должны стать законодательно вводимые награды и наказания. Поведение, соответствующее образцам, устанавливаемым государем (нормам фа), должно поощряться, не соответствующее же этим предписаниям поведение должно рассматриваться как уголовное преступление и наказываться.
Длительная борьба конфуцианства и легизма привела к оформлению кардинально нового учения — ортодоксального конфуцианства, вобравшего в себя отдельные положения как первого, так и второго течений политико-правовой мысли. Основной тезис ортодоксального конфуцианства, оформившийся в процессе так называемой конфуцианизации китайского законодательства, которая завершилась к периоду правления династии Тан, состоял в утверждении того, что надежное управление государством возможно лишь при комплексном использовании позитивных, предписанных нормами ли, и негативных, запрещаемых нормами фа, стереотипов поведения. Студент может выявить наличие этого принципа ортодоксального конфуцианства на примере многочисленных этически ориентированных положений Танского кодекса. Подобная направленность норм Танского кодекса обусловила большое количество разъяснений, обоснований того или иного положения, исторических примеров, отсылок к памятникам древности, комментариев со ссылками на моральные устои. Этико-философская основа стоит за каждым значимым предписанием Кодекса (см., например, разъяснения к ст. 6 «Десять зол»).