История создания Великой хартии вольностей
При ответе на первый вопрос студенту необходимо выявить суть тех социально-политических противоречий, которые привели к созданию в Англии в начале XIII в. широкого лагеря оппозиционных сил, получивших название «община всей земли», рассмотреть общий ход борьбы этих сил против короля, закончившейся компромиссом и подписанием Хартии. О том, что Хартия была вынужденной уступкой оппозиционным силам со стороны короля, а не документом, который он добровольно даровал своим подданным, свидетельствует ряд ее положений. В частности, в ст. 61 указывается первопричина пожалования данной Хартии — «умиротворение раздора, родившегося между нами (королем) и баронами нашими». Вместе с тем ВХВ указывает и на более широкомасштабные цели «улучшения королевства нашего», подоплекой чему был выходящий за рамки общепринятых правовых обыкновений произвол короля и его администрации: многочисленные финансовые нарушения, произвольное повышение налогов (особенно «щитовых денег»), судебные и внесудебные, например лесные, штрафы, денежные подмоги вассалов, введение налога на движимое имущество, которым облагались и бароны, и купцы, и сельские жители, и пр.
Беспредельное выкачивание у населения денег, которые требовались на непопулярную войну с Францией, на выплату дани Папе Римскому, на наемников и пр., как главная функция административного аппарата в центре и на местах во главе с Curia regis, сопровождалось неприкрытыми злоупотреблениями: внесудебной конфискацией земель у непосредственных держателей короля за малейший проступок, лишением свободы без судебного разбирательства и т. п. Хартия пестрит сведениями (ст. 31, 47, 48), указывающими на злоупотребления короля, на наличие «дурных обычаев», связанных, в частности, с лесными заповедниками, занимавшими значительную часть территории страны и включавшими как пахотные земли, так и луга и парки, изъятые из-под контроля «общего права». Эти земли управлялись королевскими лесничими, которые на своей территории могли без суда и следствия жестоко карать за любые правонарушения, вплоть до смертной казни с конфискацией имущества. Борьба свободных держателей за свои права на владение этими угодьями, дарованные им Лесной ассизой Генриха II, не прекращалась в Англии в течение всего XIII в.
Все эти злоупотребления затрагивали, прежде всего, крупных землевладельцев, связанных вассально-ленными отношениями непосредственно с королем как со своим сеньором. Парадоксально, что бароны (во главе с великими баронскими семьями), занимая доминирующее положение в английском обществе и непосредственно находясь под своевольной властью короля, были в меньшей мере, чем вассалы других лордов, защищены от его злоупотреблений феодальным обычаем и традиционными судебными процедурами. Это в значительной мере определило ведущую роль баронов в оппозиции королю, что повлияло на содержание большинства статей Хартии, с помощью которых королевские вассалы хотели восстановить свои нарушенные имущественные права и установить гарантии их неприкосновенности в будущем.
Принципиально новым обстоятельством борьбы баронов с королем в начале XIII в. стала поддержка их всеми сословными группами свободного населения Англии: клиром, рыцарями, горожанами, фригольдерами. Их сотрудничество, совместные действия основывались на совпадении интересов в обуздании королевского произвола.
Огромная роль в поражении короля принадлежала католической церкви в лице Папы Римского и его ставленника архиепископа Кентерберийского Стефана Ленгтона. Разногласия между королем Иоанном Безземельным и Папой Римским Иннокентием III в связи с отказом короля принять в качестве архиепископа Кентерберийского папского ставленника, затрагивающим важнейшую прерогативу Церкви, привели в 1208 г. к наложению интердикта на всю Англию (приостановке осуществления церковных служб и таинств) и отлучению английского короля от Церкви. Попытки Иоанна назначить на церковные должности своих людей закончились тем, что он был лишен трона. Покорившись Папе в 1213 г., Иоанн был вынужден фактически передать ему королевство Англия в собственность и получить его назад уже в качестве ленного держания папского вассала, согласившись при этом не только вернуть Церкви отнятые у нее ранее земли, но и отправлять в Рим ежегодную дань.
Нетрудно представить, сколь большое политическое значение в стране с господствующим религиозным мировоззрением имело лишение королевской власти традиционного ореола могущества и святости, а также как это обстоятельство отразилось на политическом конфликте вокруг подписания Хартии в 1215 г. и на ее содержании. Неслучайно первой же статьей Хартии была закреплена полная «свобода церкви», неприкосновенность владения ею своими правами и вольностями и прежде всего «важнейшей и более всего необходимой» свободой выборов клира.
Общественно-договорные основы Хартии, нашедшие отражение в содержании ее статей и касающиеся прав и привилегий не только баронов, но и других сословных групп свободного населения Англии, в значительной мере были определены как политическими притязания-ми Церкви, так и ее господствующей религиозной идеологией о верховенстве права, в частности личными воззрениями архиепископа Кентерберийского Стефана на подчинение королевской воли Богу, божественную справедливость и др., которые подкреплялись традиционными ссылками на «извечно» (с англосаксонских времен) существующие «права и вольности» англичан и т. п.
Трудно переоценить влияние на исход борьбы, а также на содержание ВХВ и английского рыцарства, которое стало в это время реальной политической силой, составляя около 3/4 господствующего класса английского общества. Рыцари, ряды которых пополнялись в силу простоты перехода в эту сословную группу представителями фригольдеров, были широко представлены в местной администрации шерифами, помощниками шерифов и пр., входили в состав присяжных в судах сотен и графств. Более того, они в силу особых исторических обстоятельств стали приобретать в XIII в. все большую независимость как от своих лордов, так и от короля. Неслучайно именно их поддержки искал английский король в критическом для него 1215 г., созвав по четыре рыцаря от каждого графства для обсуждения «дел королевства».
Не менее важное влияние и на исход политической борьбы того времени, и на содержание Хартии 1215г. оказали горожане, интересы которых тоже не могли не учитываться правящей элитой. Поддержку со стороны корпоративной силы английского бюргерства, основанной на его богатстве, искали и короли, и бароны.
В связи с вышеизложенным представляется надуманной многолетняя дискуссия о том, кого составители Хартии 1215г. включали в понятие «свободный человек» liber homo), чаще всего использовавшееся в ее статьях о правах и привилегиях. Это — все свободное население Англии, на которое распространялись гарантии «общего права» страны, за исключением несвободных вилланов, что явно свидетельствует о феодально-сословном характере этого важного политического документа.
Кажущиеся разночтения понятия liber homo в Хартии связаны лишь с определенной расстановкой в ней акцентов, со стремлением под влиянием конкретных обстоятельств подчеркнуть права и привилегии определенной сословной группы как части целого. Примером может служить сопоставление ст. 20 и 21 Хартии, которые предписывают наложение штрафа на «свободного человека» (ст. 20), в том числе на графа и барона (ст. 21), «не иначе как сообразно роду проступка». В ст. 21 не только подчеркивалась необходимость соблюдения этой нормы в отношении графов и баронов, но и содержалось требование «суда равных», ставшего в это время камнем преткновения между ними и королем и все чаще прибегавшего к административному приказу или суммарной юрисдикции при наложении штрафов и пр.
2. Феодально-сословный характер основных положений Хартии. Закрепление в ней прав и привилегий отдельных сословных групп средневековой Англии
При ответе на второй вопрос студенту необходимо иметь четкие представления о действующей в феодальной Англии XIII в. судебной и правовой системе, учитывая то обстоятельство, что во всей Европе, благодаря закономерному развитию правовой культуры к этому времени, устанавливается феодальное право как система более объективных; точных, единообразных и универсальных обычно-правовых норм о правах и обязанностях сюзеренов и их вассалов, начиная с верховного сюзерена — короля и его непосредственных держателей (tenantes in capite), т. е. феодальное право как таковое, и совокупность норм, регулирующих отношения зависимых вилланов и их лордов, т. е. манориальное право. Собственно феодальное право включало в себя следующие элементы: право вассала на долю в феоде, которое не могло быть произвольно отчуждено, право сеньора требовать от своих вассалов исполнения военной службы либо выплаты введенных в Англии в XII в. особых денежных сумм — «щитовых денег» (scutage), а также личной денежной помощи в ряде исключительных обстоятельств (auxlium), право собирать особый налог при наследовании земли и ее субинфеодации (рельеф), право опеки над несовершеннолетними наследниками его вассалов и т. д. При этом сеньориально-вассальные отношения могли быть прекращены путем процедуры «отзыва верности» (diffidatio), если одна из сторон нарушила свои обязательства, причинив при этом другой стороне серьезный ущерб. Важнейшим принципом европейского феодального права являлся принцип коллективного правосудия, что предполагало особую повинность каждого вассала участвовать в «суде равных» своего лорда.
В целом восстановлению этих общепризнанных, устоявшихся в средневековом обществе обычно-правовых норм, их закреплению, упорядочиванию и уточнению и была посвящена большая часть положений ВХВ 1215г. (Ф. Мейтленд).
В частности, ст. 2 Хартии не только подтверждала право наследников графов и баронов и других непосредственных держателей земли от короля (in capita) уплачивать «старинный рельеф», но и фиксировала его законные рамки в денежном выражении за «графскую баронию», за «рыцарский фьеф» и пр. В ст. 3—5 Хартии закреплялись традиционные нормы о принадлежащем королю праве опеки над несовершеннолетними наследниками своих вассалов при условии прекращения злоупотреблений этим правом се стороны королевских чиновников.
Не затрагивая право короля и других сеньоров вмешиваться в брачные отношения наследников и вдов своих держателей (см. ст. 6—8), Хартия тем не менее защищала их земельные держания от конфискации за долги самому королю или евреям-ростовщикам (эти долги, как завило, также переходили в королевскую казну). Феодальный принцип взаимности прав и обязанностей сеньора и вассала нашел четкое выражение в ст. 37 Хартии, согласно которой королю впредь запрещалось «вмешиваться в права других сеньоров-опекунов над наследниками или над какой-либо землей, которую он держит от другого за рыцарскую службу».
К традиционным нормам относится и ст. 12 Хартии, закреплявшая обязанность королевских вассалов выплачивать своему сюзерену личные пособия в случае его выкупа из плена, а также для возведения в рыцари его первородного сына и выдачи первым браком его первородной дочери. Характерно, что согласно Хартии такие же пособия королю должен был уплачивать только город Лондон, находящийся под его непосредственным контролем.
Принципиально новым положением ст. 12 стало требование выплаты королю «щитовых денег» и пособий не иначе как по решению «общего совета королевства», в который входили иерархи католической церкви и бароны, крупнейшие землевладельцы (majores barones), a также все те, кто держал землю от короля непосредственно. Здесь король выступает, прежде всего, в роли феодального сеньора, законность требований которого к своим вассалам была закреплена феодальным обычаем. Фактически эти поборы и пособия перекладывались баронами и графами на плечи своих вассалов, кроме того, к их выплате привлекались простые фригольдеры и вилланы.
Прямым следствием принципа «взаимности прав и обязанностей» в феодальном праве Европы стало закрепление в ст. 15 и 16 Хартии норм о равных правах вассалов других лордов с вассалами короля при взимании с них пособий и несении различных видов службы, что имело непосредственное отношение в первую очередь к рыцарям. К числу немногих статей, касающихся прав и привилегий рыцарей, относилась и ст. 29, запрещавшая констеблю принуждать рыцаря платить вопреки его желанию деньги взамен личной охраны замка своего лорда. Дело в том, что к тому времени все большее число феодальных повинностей переводилось в денежную форму.
Малочисленность статей, непосредственно посвященных рыцарям, не свидетельствует, однако, о том, что бароны исходя из «эгоистических интересов» закрепляли только свои права и привилегии, ущемляя при этом права рыцарей и горожан.
Это противоречило бы как общей расстановке социально-политических сил в описываемых событиях, так и прямому требованию самой Хартии в форме королевского заверения, что «все вышеназванные в ней обычаи и вольности... насколько это касается нас в отношении к нашим вассалам, все в нашем королевстве, как миряне, так и клирики, обязаны соблюдать, насколько это касается их в отношении к их вассалам» (ст. 60).
Статьи Хартии о выравнивании феодальных привилегий, о взаимности прав и обязанностей в рамках феодальной иерархии между лицами высшего и низшего общественного положения (от рыцарей до баронов и даже королей) можно отнести, по словам Г. Дж. Бермана, к проявлению «идеала законности», что наряду с практикой субинфеодации способствовало сохранению единого классового сознания как высшей аристократии, так и мелкопоместного рыцарства, что основывалось на главном по нормам феодального права противопоставлении «свободных людей» зависимому вилланству.
Небольшое количество статей Хартия посвящает и английскому городу, горожанам, что, однако, тоже не означает, что бароны в своих эгоистических интересах просто обходили их своим вниманием при составлении Хартии. И королю, и баронам всегда не хватало денег, которые сосредоточивались в городах как торговых центрах, поэтому они искали поддержки горожан.
Значительное внимание Хартия уделяет проблеме долгов свободных землевладельцев, их наследников и вдов английским купцам и евреям-ростовщикам, запрещая, в частности, отбирать земли и доходы с нее, «пока движимости должника будет достаточно для уплаты долга» (ст. 9). Характерно, что Хартия не требовала при этом ограничения ростовщического процента.
К моменту принятия Хартии английский город, благодаря своей корпоративной сплоченности, не был бесправен. Уже со времен Генриха I бурги, жители которых не пользовались широкими привилегиями самоуправления, все чаще превращались в города (towns), в свободные ассоциации горожан. К началу XII в. в городах избирались шерифы, городам было предоставлено право иметь собственные суды. Весьма расширил финансовую и судебную свободу городов Генрих II, в частности, запретив взимание пошлин с горожан за провоз товаров и другие сборы, ограничив судебные штрафные санкции, запретив арест земли за долги, исключив ограничения свободы браков, опекунских прав над наследниками и пр.
Исторические документы того времени свидетельствуют, что горожане уже пользовались в начале XIII в., благодаря дарованным их сеньорами (в том числе и самим Иоанном Безземельным) частным хартиям, теми правами и привилегиями, которых добивались бароны с помощью подписания Хартии 1215г. Благодаря этому обстоятельству в ст. 13 Хартии лишь в обобщенной форме были подтверждены «все древние вольности и свободные обычаи как на суше, так и на воде», принадлежавшие городу Лондону и другим городам, бургам, местечкам и портам. Более того, ст. 28 запрещала незаконные поборы с горожан и с других свободных людей.
Трудно переоценить значение, особенно для горожан, ст. 35 Хартии, установившей единство мер и весов в стране, а также ст. 41 и 42, закреплявших право не только купцов, но и каждого свободного (этим правом не пользовалась зависимая часть населения — вилланы) на беспрепятственный и безопасный въезд, передвижение и выезд из страны. Исключения касались только купцов из воюющих с Англией стран, с которыми предписывалось обращаться так, «как обращаются с купцами нашей земли». Эти статьи, способствовавшие развитию мировой торговли путем создания условий для безопасности рынков и торговых путей, закрепляли новые принципы торгового права, основанные на требованиях объективности, универсальности правосудия, взаимности прав и обязанностей, предвосхищая одно из универсальных требований свободы личности в наши просвещенные времена.
Анализ указанных статей ВХВ 1215г. дает студенту более глубокие представления о ней и позволяет ответить на те дискуссионные вопросы, которые касаются, прежде всего, характеристики Хартии как прогрессивного или реакционного для своего времени документа.
3. «Конституционные» положения Хартии, направленные на упорядочение деятельности административных и судебных органов страны
При ответе на данный вопрос студенту необходимо выделить и проанализировать путем сопоставления отдельных статей те из них, которые непосредственно относятся к сфере королевской администрации и системе правосудия в стране (ст. 17—22, 24, 36, 39, 40, 55 и др.). Именно они снискали ВХВ 1215 г. многовековую славу документа, впервые закрепившего «во тьме Средневековья» гарантии прав личности.
Так, ст. 17—19 Хартии содержали положения, обеспечивавшие большую доступность, профессионализм и улучшение управляемости королевских судов. Эти положения не только не подрывали, а, напротив, подтверждали и в определенной мере модифицировали в интересах истца систему правосудия, созданную Генрихом I (1110—1135 гг.) и его преемниками. Статья 17 Хартии возвращала страну к старому, более удобному делению высшего королевского суда «общих тяжб» (которое было ликвидировано Иоанном в 1209 г.) на два судебных присутствия: суд, сопровождавший короля в его объездах страны, и суд, заседавший без короля в Вестминстере в режиме регулярных и длительных сессий. Статьи 18 и 19 также в интересах истца устанавливали правило, что владельческие иски должны рассматриваться в судах тех графств, где возникло само дело, определяя с этой целью необходимое число присяжных и королевских разъездных судей (а также порядок выезда их на места).
Как известно, в системе формального по своему характеру «общего права», сложившегося в Англии в XII— XIII вв., важнейшую роль играли королевские приказы о расследовании или различные формы исков (writs). Хартия 1215 г. не только утверждала сложившуюся к этому времени систему приказов, но и способствовала ее дальнейшему развитию. Так, ст. 18 перечисляла приказы, направленные на защиту свободного держания земли: старейшие приказы о «новом захвате», «о смерти предшественника», «о последнем представлении на приход». В ст. 36 говорилось о специальном королевском приказе, который должен был выдаваться бесплатно и без всякого промедления в случае расследования убийства или иного тяжкого преступления, — приказе о расследовании «о жизни и членах». Его выдача сопровождалась, как правило, получением другого приказа — о расследовании причин задержания обвиняемого: не вследствие ли чьей-либо «злобы или ненависти человек был арестован» (writ of otio at atia). Если следствием было установлено, что обвиняемый был арестован на основании злобы или ненависти, он отпускался на свободу при условии поручительства нескольких лиц в том, что он будет доставлен в суд по первому требованию. Этот приказ, сходный с приказом habeas corpus, давал обвиняемому в тяжком преступлении право на временное освобождение до суда.
В других статьях Хартии закреплялись принципы деятельности судов, многие из которых созвучны современному праву. В частности, ст. 20 содержала требование соответствия тяжести наказания степени опасности преступления. Более того, данное прогрессивное положение распространялось на всех держателей земли, в том числе и на зависимых вилланов, воспроизводя при этом традиционное для английского права предписание о неприкосновенности вилланского инвентаря (упряжки) при взыскании штрафов, что могло лишить виллана средств к существованию. Статья 24 запрещала королевским чиновникам (шерифам, констеблям и др.) выступать в роли судей по делам, подсудным королю, т. е. судам сотен и графств, в компетенцию которых входило рассмотрение уголовных дел при участии так называемого большого (обвинительного) жюри присяжных (это относилось даже к делам вилланов). Содержание этой статьи конкретизируется положением ст. 38, которая, следуя общему замыслу данного политического документа, направлена на пресечение возможности со стороны короля и его чиновников преследовать невиновного. Согласно этой статье, никакой человек не мог «привлекать кого-либо к ответу лишь на основании своего собственного устного заявления, не привлекая для этого заслуживающих доверия свидетелей».
Статья 36 Хартии имела прямую связь со ст. 40, в которой закреплялся часто повторявшийся и взятый дословно из церковных декретов принцип «не продавать права и справедливости», «не отказывать в них или не замедлять их». Историки связывают ст. 40 главным образом с требованием Церкви к светским властям не вмешиваться в компетенцию церковных судов.
В ряду вышеуказанных статей наиболее дискуссионным представляется толкование положений ст. 34 и 39. Так, ст. 34 служит главным аргументом для тех исследователей Хартии, которые утверждают, что бароны пытались с ее помощью остановить планомерную работу по созданию централизованного королевского правосудия. Дословно данная статья гласила: «Приказ, называемый Praecipe, впредь не должен выдаваться кому бы то ни было о каком-либо держании, вследствие чего свободный человек мог бы потерять свою курию» (курия — это феодальный совет, суд при лендлорде или ином сеньоре. — Н. К.). Особое политическое значение, которое придавалось этой статье, было связано с ее ошибочным толкованием, что убедительно доказывается новейшими исследователями документа[16].
Речь в данной статье Хартии шла не об ограничении деятельности королевских судов вследствие расширения частной юрисдикции лордов, а о защите от королевского произвола владельческих прав его непосредственных держателей с помощью традиционного «суда равных». Неверно истолковывая предписания этой статьи, некоторые исследователи ВХВ считали, что в ней говорилось о потере лордом своей курии. В действительности имелась в виду возможность потери вассалом суда своего лорда. Так, в английских изданиях, посвященных данному политическому документу, соответствующий фрагмент латинского текста ст. 34 переводится следующим образом: «вследствие чего свободный человек не мог быть судим в курии (суде) своего лорда» («thereby man not be tried in his lord's court»).
Право феодального землевладения и средневековый европейский принцип «суда равных» в отношениях сеньора и его вассалов были неразрывно связаны. Ни один сеньор, имеющий курию (собственный суд), действующую в двух формах — в форме «суда равных» в отношении своих вассалов и манориального сельского суда в отношении зависимых вилланов и иных жителей своего манора, не мог ее потерять.
Чтобы понять действительный смысл таких важнейших статей Хартии, как ст. 34 и 39, студенту необходимо иметь ясное представление о сложной, многозвенной, обладающей внутренним единством системе судов средневековой Англии, в которой каждый из них занимал свою традиционную нишу. Становление этой системы было связано с реформами Генриха II. При нем были сформированы центральные королевские суды в качестве составной части королевской курии и восстановлены и укреплены общие судебные собрания сотен и графств на основе традиционных англосаксонских порядков с привлечением присяжных из числа свободных держателей земли. Кроме того, были упорядочены традиционно сложившиеся границы между юрисдикцией судов графств, и частных сеньориальных «судов равных». К компетенции судов «общего права» в сотнях и графствах были отнесены не только уголовные дела, но и споры о землевладении свободных. Это открыло для свободного держателя земли широкие возможности не только перенести свой иск в королевский суд для расследования с помощью присяжных, но и самому активно приобщиться к их деятельности в той же роли.
Отличительной особенностью этих судов был их сословный характер. Они исключали из сферы своей деятельности земельные тяжбы вилланов. Однако действиф принципа «исключения вилланства» («exeptio villenagii»W не распространялось на тяжкие уголовные преступления, ибо, как писал в середине XIII в. английский правовед: Г. Бректон, «жизнь и члены находились во владении короля и в отношении запретов и наказания, разве что кто-либо другой пользуется специальной привилегией».
В сеньориальном частном «суде равных» лорд мог быть и истцом, и ответчиком. Этот суд основывался на принципе «suit of court», когда сеньор председательствовал в суде, а решения коллективно выносились так называемыми suitors — самими вассалами лорда. Вассал при этом в случае несогласия с решением мог обратиться в высший сеньориальный суд, в королевскую курию или перенести свой иск в королевский суд графства. Не изжит был в то время и такой способ решения спора, как судебный поединок.
В манориальных сельских судах вершили правосудие «волей лорда и обычаями манора» сами жители манора под председательством сеньора или его помощника-стюарда. Они разбирали главным образом земельные споры, дела о неуплате долгов, о мелких правонарушениях, в том числе совершенных против своего лорда, выполняли ряд полицейских функций наряду с судами сотен и графств. Решения в этих судах принимались коллективно, от имени всей общины манора. При этом формально не проводилось различие между крепостными вилланами и свободными фригольдерами, сокменами, когда дело касалось зашиты от неправомерных посягательств даже со стороны самого лорда (Г. Дж. Берман).
Таким образом, согласно ВХВ 1215г., сам приказ «Praecipe», являвшийся суммарным средством перенесения владельческого иска в королевскую курию и действовавший в отношении держателей короля, графов и баронов («tenents in chif of the Crown»), «как бы соправителей короля» (Г. Бректон), был своеобразным административным средством. Дело в том, что он лишь содержал требование к вассалам короля явиться в королевскую курию для обоснования своего права вершить суд по конкретному владельческому иску. Если тому или иному вассалу удавалось аргументировано доказать это право, то дело оставалось для рассмотрения по существу в соответствующем «суде равных». Статья 34 Хартии запрещала королю использовать приказ «Praecipe» в иных (щелях и выдавать его «кому бы то ни было о каком-либо держании», т. е. исключить с его помощью незаконное и без «суда равных» изъятие земли у королевского вассала. Прямым подтверждением этому служит ст. 52, в которой закреплялось обещание короля возвратить своим вассалам земли, замки, вольности и иные их права, которых они были лишены без законного приговора своих пэров (равных), а в случае возникновения тяжбы передать дело на решение комитета 25 баронов. Последний создавался в качестве высшей апелляционной инстанции по владельческим искам непосредственных королевских держателей против своего лорда-короля, что было вызвано все тем же государевым произволом, а также тем, что король не мог быть в собственном деле и судьей, и ответчиком. (Еще в «Баронских статьях» (ст. 25) предусматривалось создание такого комитета.) Весьма показательно, что тяжба по поводу владения, отнятого отцом или бароном короля, а не самим Иоанном, должна была рассматриваться в обычном порядке «по приговору своих пэров» «с полной справедливостью» в королевской курии.
По своему содержанию приказ «Praecipe» стал предтечей широко распространенного впоследствии в английском праве приказа «о запрещении производства по делу» (writ of prohibition). Co временем были разработаны и альтернативные способы перенесения дела в королевский суд, например с помощью приказа «о вторжении» (writ of entri). В новой редакции ВХВ прежняя ст. 34 была исключена из текста документа, хотя королевский судебный произвол не прекратился и в последующие века.
Центральное место в ВХВ 1215г. занимала также ст. 39, направленная против произвольных действий короля, незаконных арестов, наложения наказаний по административному распоряжению без судебного разбирательства, произвольного лишения прав владения имуществом, прежде всего землей, и других неправомерных действий.
Студенту необходимо обратить особое внимание на данную статью Хартии, учитывая общепризнанную нечеткость использования в ее содержании таких понятий, как «суд равных», «свободный человек», «законы страны» и др.
Безусловно, положения ст. 39 были направлены прежде всего против произвола Иоанна Безземельного, хотя ряд исторических документов свидетельствуют о его широком распространении и во времена его предшественников. Так, в ст. 1 Хартии Генриха I (1100г.) содержалось обещание не допускать впредь «несправедливых взиманий (денег)». Хартия Генриха II (около 1154г.) гласила, что необходимо соблюдать «вольности и обычаи королевства». Вторая Оксфордская ХартияСтефана (1136г.) предписывала искоренить «все поборы и несправедливости и незаконные судебные взыскания». Статья 29 «Баронских статей» была почти дословно воспроизведена в ст. 39 ВХВ 1215г. с одним характерным уточнением, содержащим требование «законного (legate) приговора равных ему». «Ни один свободный человек, — записано в ст. 39, — не будет арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным образом обездолен и мы не пойдем на него и не пошлем на него, иначе как по законному (курсив мой. — Н. К.) приговору равных ему (его пэров) или по закону страны».
Разногласия по поводу ст. 39 Хартии касались, прежде всего, вопроса о том, распространялись ли ее гарантии на всех свободных жителей Англии или только на баронов, которые подпадали под юрисдикцию суда пэров (равных), что в свою очередь «упиралось» в перевод частицы «vel» («...per legate sudiciumparium suorum velperlegem terre»). При ж возникал вопрос, имеет ли она объединительный английский союз «and» — «и») или разъединительный английский союз «оr»— «или») характер. И по контексту, и по буквальному толкованию частица «vel» в тексте г. 39 имеет сугубо разъединительный смысл, свидетельствуя о наличии в Англии XIII в., помимо «суда равных» для баронов и других головных держателей земли от короля, иных судебных учреждений и альтернативных процедур правосудия. При этом ни один из известных вариантов разрешения спора, особенно по поводу земельных держаний, не был сугубо обязателен для свободных жителей королевства. После судебной реформы Генриха II (1166г.) каждый «свободный человек» фактически получил право обращения к королю за помощью в случае отказа в правосудии, или нарушения прав свободного держания, или несправедливого решения «равных» в феодальной курии (суде) лорда.
Конкретное содержание ст. 39 Хартии 1215 г. заключалось в официальном признании различных вариантов правосудия, которые определялись условиями земельного держания (tenure) и формой судебной процедуры. «Суд равных» в королевской курии эта статья относила к графам, баронам и другим головным земельным держателям короля, выступающего в роли их верховного сеньора (против рядового рыцаря или фригольдера королю вряд ли понадобилось бы посылать армию). Судом «по законам страны» могли воспользоваться все остальные свободные держатели земли по иным судебным искам, при обращении к другим формам правосудия. Широкое понятие суда «по законам страны» не исключало возможности не только привлечь к ответственности перед королевским судом графства любого нарушителя прав свободного человека, в том числе в случае его неявки в суд, но и защищать свои интересы иным путем, в частности с помощью традиционного судебного поединка или объявления королем уклоняющегося от суда «стоящим вне закона» (outlawry).
Эта известная еще англосаксонскому праву и упомянутая в ст. 39 мера применялась ранее только в качестве наказания за тяжкие преступления. В XIII в. она стала использоваться по гражданским делам в качестве средства доставки человека в суд, а в случае его неявки или побега — как основание признания им своих долгов, факта незаконного владения чужим имуществом и пр. Статья 39 Хартии была направлена против злоупотреблений короля и его чиновников правом объявления человека вне закона без достаточных оснований. Впоследствии судами «общего права» в развитие ст. 39 был создан специальный приказ о «судебной ошибке» (writ of error), если человек оспаривал объявление его вне закона без предъявления обвинения.
Таким образом, в каждую фразу ст. 39 ВХВ 1215г. включался конкретный смысл, соответствующий требованиям исторического момента. Выражение «суд пэров (равных)» относилось в ней к крупным феодалам (графам, баронам) и означало средство защиты их земельных держаний от незаконных посягательств со стороны их сеньора — короля. Требование же суда «по законам страны» означало признание иных процедур «правосудия», предусмотренных обычным, или общим, правом страны. Оно относилось ко всем свободным людям страны, закрепляя тем самым принцип — «нет наказания без суда». Даже с учетом сословного характера положений ст. 39 сам факт провозглашения этого принципа в начале XIII в. стал бесспорным шагом вперед на пути к будущему утверждению института прав человека в Англии. Интересно отметить, что в XIV в. термин «суд равных» приобрел вполне точный смысл особой формы судебного процесса в отношении баронов по таким тяжким преступлениям, за которые предусматривалось наказание в виде смертной казни и конфискации имущества в пользу королевской казны.
4. Историческое значение Великой хартии вольностей 1215 г.
Переходя к последнему вопросу, следует отметить, что ВХВ не стала законом или программным документом правительства в период правления Иоанна Безземельного, так как вскоре после ее принятия, в 1216г., он умер, не сдержав своих обещаний. Более того, как подчеркивает Ф. Мейтленд, король с самого начала не собирался выполнять все ее требования, например о свободе церкви (ст. 1), ибо «от юристов и королевских судей очень скоро потребовались бы создание средств для обхода тех принципов, которые не могли быть открыто отвергнуты в это время».
Более того, ряд графов и баронов, оставаясь верными королю, открыто игнорировали Хартию 1215г., не отказываясь при этом от записанных в ней прав и привилегий. Так, граф Честерский издал собственную хартию для графства Чешир, которая содержала требования к честерским баронам и графам предоставить своимлюдям те же привилегии, которые он предоставил им.
К тому же ВХВ не закрепляла действенных гарантий содержавшихся в ней требований. Статья 61 возлагала обязанность контролировать соблюдение Хартии на совет 25 баронов, призванный вместе с «общиной всей земли» принуждать короля к ее исполнению, оставляя в неприкосновенности его лично и членов его семьи. Следует признать, что в отличие от других эта статья ВХВ наиболее ярко отразила идейную узость взглядов баронов по поводу будущего политического развития страны, в которой уже начали складываться новые принципы взаимоотношений королевской власти с основными сословными группами, принципы, «ставшие опорой для формирования государственно-политических взглядов новой, сословной монархии» (О. А. Омельченко). То, что в ряде своих положений ВХВ 1215 г. как «широкая конституционная грамота» выходила за пределы феодальных форм и идей, признают и ее критики, в частности Д. М. Петрушевский.
Сомнения в официальном признании Хартии в качестве действующего источника права породили практику ее периодических подтвержд