Правовое регулирование брачно-семейных отношений
При ответе на этот вопрос студенту необходимо на основе анализа конкретных положений ЗХ выделить отличительные черты института брака и развода, норм, регулирующих отношения между членами семьи, обратив при этом особое внимание на то, что патриархальная зависимость в вавилонской семье ограничивалась при определенных условиях, касались ли эти условия права жены «на вступление в дом другого мужчины» (ст. 136) или привода в дом наложницы (главным образом при бесплодии жены и по ее выбору (ст. 144—147) и пр. Следует сосредоточиться и на характерных для ЗХ нормах о брачном договоре (ст. 155—158), об институте приданого (ст. 176—184), о законных основаниях на развод и его последствиях для разведенной жены (ст. 136—144) и др. Брак в Вавилоне, как уже говорилось, не носил ярко выраженного сословного характера. Здесь допускались смешанные браки свободных и рабов (о «либеральных» последствиях такого брака см. ст. 171, 175—176 и др.). Эти обстоятельства не перечеркивали широких прав мужчины, отца и мужа в семье, который часто выступал хозяином судьбы, судьей своей жены и детей (ст. 117, 129, 141), что проявлялось и в нормах наследственного права, непосредственно связанных с браком и семьей. ЗХ знали наследование и по закону (ст. 170—177) и своеобразную форму завещания — прижизненное дарение «записанного в документе» (ст. 171).
Преступления и наказания
Общее понимание преступления в отличие от частного правонарушения лишь складывалось в Вавилоне и трактовалось как опасное деяние, направленное против Царя, храмов (что, как правило, отягощало наказание) либо против личности, собственности, семьи человека и т. д. В^ конкретных нормах ЗХ о правонарушениях нашли отражение, правда не всегда последовательное, некоторые общие принципы уголовного права, такие как
форма вины (ст. 206, 207), соучастие (ст. 16, 109), обстоятельства, отягчающие наказания (ст. 25), и др. При этом признавались и объективное вменение, и коллективная ответственность (ст. 23, 230).
Как отражались эти принципы в казуистических статьях ЗХ, студент может выяснить при анализе вышеназванных статей. Студенту необходимо также выявить характер наказаний по ЗХ, проследить их зависимость от сословно-классовой принадлежности преступника и потерпевшего, тяжести содеянного в религиозно-нравственных представлениях вавилонян. В общем списке применения самого тяжкого наказания — смертной казни — в ЗХ числятся 30 преступлений: клевета (ст. 1—2), лжесвидетельство (ст. 3, 11), недоносительство о преступном сговоре (ст. 109) и пр. Эти статьи, как и широко применяемая в качестве доказательства клятва «перед богом и свидетелями», которая могла освободить обвиняемого от ответственности (ст. 20, 227 и др.), должника от долга (ст. 103, 107 и пр.), — яркое свидетельство всемерного порицания нарушенного доверия, обмана, лжи и того, сколь высоко ценилась в Вавилоне верность слову. Лжец (в широкой трактовке) — это и клеветник, и жрица, нарушившая религиозные запреты (ст. ПО), и шинкарка, обманувшая посетителей (ст. 109), и тамкар, требующий от своего агента вернуть несуществующий долг, и человек, заставивший цирюльника обманом сбрить рабский знак у чужого раба (ст. 227). Наряду со смертной казнью в форме утопления, сожжения, сажания на кол к лжецам широко применялись и членовредительские наказания, в том числе по принципу талиона (простого и символического), а также обращение в рабство, штрафы (композиция), изгнание из общины и пр.
Соответствующее подтверждение этому студент может найти в ЗХ самостоятельно. Среди основных преступлений против личности, известных ЗХ, следует выделить, применительно к современной классификации преступлений, умышленные и неумышленные убийства, например участие жены в убийстве своего мужа
(ст. 153); доведение до смерти голодом должника в доме кредитора (ст. 115); членовредительство, оскорбление словом или действием (ст. 127 и пр.).
В ряду имущественных преступлений необходимо отметить кражу (ст. 6—10), в том числе малолетних детей (ст. 14) и особенно рабов (ст. 15, 19); грабеж, за который отвечал головой не только грабитель, но и, если он не был схвачен, градоправитель и поселение, «на земле которых было совершено ограбление» (ст. 22—24). При этом учитывались отягчающие вину обстоятельства при краже царского и храмового имущества (ст. 6), краже со взломом (ст. 21), на пожаре (ст. 25) и пр.
Среди имущественных правонарушений следует также отметить повреждения чужого имущества (ст. 35—55), мошенничество и др.
Ряд статей можно отнести к преступлениям против семьи и нравственности: кровосмешение (ст. 154—157), неверность жены, ее распутное поведение (ст. 129, 141, 143), подмена чужого ребенка (ст. 194 и др.). Применение современных критериев для классификации этих преступлений может быть только условным. Так, ст. 129—132 об измене жены мужу, о ее изнасиловании и т. п. исходят не столько из преступности действий против самой женщины или против ее чести и достоинства, сколько из посылки нанесения вреда мужу, сходного с нанесением вреда его имуществу. Отсюда и возможность освобождения неверной жены в силу прощения ее мужем и т. д. (ст. 129). В этом же контексте следует рассматривать и ст. 127, 132—134 о последствиях обвинения жены в неверности, действительной или мнимой, в частности безнаказанность мужа, ложно обвинившего жену в неверности (ст. 131).
Суд и процесс
Судебный процесс носил обвинительный характер. Четких различий между уголовным и гражданским судопроизводством не проводилось (ст. 9, 10 и др.). Добывать доказательства обязаны были не только обвинитель и обвиняемый, но и община в случае совершения преступления на ее территории (ст. 26). К отдельным видам доказательств относились свидетельские показания (особенно если они сопровождались клятвой), документы с печатью, испытания водой — ордалии и пр. Клятва часто имела решающее значение для освобождения от ответственности (ст. 103), ее нарушение каралось смертью.
Документ, письменный счет были необходимой частью ряда сделок в силу закона (ст. 105 и др.). Человек, оказавшийся несостоятельным в предоставлении суду показаний свидетелей по ряду преступлений, объявлялся лжецом, подлежащим смерти (ст. 11).
Судебное дело считалось судьей законченным после вынесения решения и его записи на глиняной табличке, которую он не мог изменить под угрозой огромного штрафа и потери судейского кресла (ст. 5).
Смертная казнь и членовредительские наказания приводились в исполнение немедленно. Эти и другие черты суда и процесса в Древнем Вавилоне студент может выявить с помощью анализа соответствующих статей ЗХ.
Тема 2
Дхармашастра Ману (Законы Ману) и Артхашастра Каутильи
(4 часа)
План семинарского занятия
1. Специфический характер и место Законов Ману и Артхашастры Каутильи в правовой системе Древней Индии.
2. Правовое положение основных групп древнеиндийского общества, отраженное в этих памятниках права.
3. Правовое регулирование имущественных отношений по Законам Ману и Артхашастре.
4. Брачно-семейное право.
5. Преступления и наказания.
6. Суд и процесс.
Цель семинарского занятия
Целью данного занятия является изучение источников, принципов, институтов права Древней Индии на основе ее историко-правовых памятников — Законов Ману (II в.до н. э. — II в. н. э.)и Артхашастры Каутильи(I в.до н. э. — I в. н. э.)[2].
Сравнительный анализ правовых норм ЗМ — наиболее известной из дхармашастр, сборников религиозно-нравственных и правовых предписаний, и АК — трактата об искусстве политики и управления государством служит более глубокому пониманию особенностей государственно-правового развития одной из немногих переживших века великих восточных цивилизаций, занимающей и в настоящее время особое место в мировом цивилизационном процессе. Период со II в. до н. э. по Vb. h. э. рассматривается как классическая эпоха древнеиндийской цивилизации. Это время становления наиболее характерных черт ее социальной организации, устойчивой кастовой системы, традиционной культуры.
В Индии на сегодняшний день продолжают сосуществовать и тесно взаимодействовать две сферы общественных отношений — докапиталистическая (с ее крайней религиозностью, ритуализмом, общинно-коллективистскими, кастовыми началами) и современная — капиталистическая («вестернизированная», «рационализированная»), каждая со своей системой ценностей, норм права и морали. Причем в сфере регулирования сохранившихся традиционных общественных отношений (главным образом в индийской деревне) ведущая роль и ныне отводится не правовым, а религиозно-этическим нормам, предписывающим каждому индусу неукоснительно следовать своей дхарме, религиозному долгу, тому диктуемому обычаем жизненному порядку, который принят в его местности, деревне, касте, большой семье.
Понятие дхармы многогранно, оно несет в себе элементы и религиозного, и морального, и правового содержания. В Индии вообще нет понятия, четко соответствующего западному представлению о религии как таковой. Индологи исходят из того, что ближайшим эквивалентом здесь можно считать саму дхарму (что означает «закон», «порядок») как космическое и нравственное явление, включающее в себя следование неким нормативным предписаниям: ритуальным, культовым, морально-правовым
Центральной идеей индуизма, принятой еще в древности в качестве одной из главных основ мировоззрения всеми течениями индийской мысли, является учение о карме — вере в перевоплощение человека в зависимости от поступков, совершенных им за все прошлые жизни, и накопленных или растраченных заслуг в исполнении дхармы в земной жизни, в возможность полного освобождения человеческой души (Атманы), ее выхода из суетного, бестолкового круга перерождений (Сансары) и достижения слияния с мировым духом Абсолютом (Брахманом), т. е. с высшим божеством, управляющим миром, в том числе и этико-религиозными требованиями, предъявляемыми к человеку. В древнеиндийской ведической литературе карма в узком смысле этого слова имеет значение обряда, в широком смысле — деяния. С течением времени под кармой стало подразумеваться деяние, предписываемое человеку его дхармой, различной для каждой варны и ашрамы.