Вопр.2. Правовое регулирование исполнения условного наказания.

Контроль за поведением условно осужденных регламентируется нормами гл. 24 УИК РФ. О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20.

Он осуществляется в течение испытательного срока уголовно-исполнительным инспекциями по месту жительства условно осужденных, в отношении условно осужденных военнослужащих командованием их воинских частей. Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он сни­мается с учета уголовно-исполнительной инспекции.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют пер­сональный учет условно осужденных в течение испытатель­ного срока, контролируют с участием работников других служб органов внутренних дел соблюдение условно осуж­денными общественного порядка и исполнение ими возло­женных судом обязанностей. При назначении условно осуж­денному в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься оп­ределенной деятельностью уголовно-исполнительная инс­пекция в полном объеме осуществляет мероприятия, преду­смотренные ст. 33—38 УИК РФ.

В случае призыва условно осужденного на военную службу в военный комиссариат направляются копия приго­вора суда, а в необходимых случаях и иные документы, требующиеся для осуществления контроля за поведением условно осужденного по месту прохождения службы. Ко­мандование воинской части обязано сообщить в 10-днев­ный срок в уголовно-исполнительную инспекцию о поста­новке условно осужденного на учет, а по окончании службы по его убытии из воинской части.

Условно осужденные обязаны отчитываться перед уголов­но-исполнительными инспекциями и командованием воин­ских частей о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, являться по вызову в уголовно-исполни­тельную инспекцию. При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу.

В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения.

При уклонении условно, осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нару­шении им общественного порядка, за которое было наложе­но административное взыскание, уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его в письменной форме о воз­можности отмены условного осуждения.

В случае неисполнения условно осужденным указанных требований, а также при наличии иных обстоятельств, сви­детельствующих о целесообразности возложения на услов­но осужденного других обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции вносит в суд соответствуют представление. При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией в суд направляет представление о продлении испытательного срока.

В случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо если условно - осужденный скрылся от контроля, начальник уголовно - исполнительной инспекции направляет в суд представлен об отмене условного осуждения и исполнении наказания назначенного приговором суда.

Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более 2 раз в течении года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом. Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, местонахождения которого не установлено в течение более 30 дней.

Таким образом, основаниями освобождения осуж­денного от отбывания наказания являются: а) отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда; б) от­мена приговора суда с прекращением дела производ­ством; в) условно-досрочное освобождение от отбыва­ния наказания; г) замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; д) помилование или ам­нистия; е) тяжелая болезнь или инвалидность; ж) иные основания, предусмотренные законом. Основным ви­дом освобождения является освобождение осужденного по отбытию срока наказания, назначенного по пригово­ру суда. Среди досрочных видов преобладает условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Фе­деральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Россий­ской Федерации и других законодательных актов в со­ответствие с Федеральным законом "О внесении изме­нений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"» изменил порядок такого освобождения. Теперь правом ходатайствовать перед судом об условно-досрочном освобождении наделяются непосредственно осужденный, отбывший установленный УК РФ мини­мальный срок, а также его адвокат (законный представи­тель). При этом администрация учреждения представляет в суд необходимые документы и может в отношении положительно характеризующегося осужденного внести представление о замене лишения свободы более мягким видом наказания. Данное право сохраняется и в случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осуж­денного. Контроль за поведением условно осужденных и освобожденными досрочно осуществляется в течение испытательного срока уголовно-исполнительными инс­пекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих — командованием их воинских частей. С 2011 года в Уголовный кодекс РФ введена статья 314.1. «Уклонение от административного надзора» (введена Федеральным законом от 6.04.2011 N 66-ФЗ). Диспозиция статьи : неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора,

Санкция: обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Подробная регламентация осуществлена посредством Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» от 25 марта 2011 г. Ст. 3 называет субъектов административного надзора: Административный надзор устанавливается судом при совершении умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В отношении лица, указанного в части 2 статьи 3, освобожденного из мест лишения свободы до дня вступления в силу данного федерального закона и имеющего непогашенную либо неснятую судимость на день вступления в силу данного федерального закона, административный надзор устанавливается судом по заявлению органа внутренних дел.

В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается автоматически.

В отношении лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступления; если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Статья 4 устанавливает ограничения, устанавливаемые при административном надзоре: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Наши рекомендации