Занятие 9. Насильственная преступность и ее предупреждение
1. Общая характеристика насильственной преступности: понятие, виды, основные количественные и качественные показатели
2. Особенности личности преступника и жертвы в аспекте криминального насилия
3. Причины насильственной преступности
4. Предупреждение насильственной преступности
5. Политическая насильственная преступность. Терроризм и борьба с ним в современном мире
6.Семейное насилие и проблемы его предупреждения
Вопросы для самоконтроля:
1. Что Вы понимаете под насилием?
2. Назовите виды насилия?
3. Охарактеризуйте соотношений понятий: агрессия – деструктивность – насилие.
4. Назовите преступления, составляющие основной массив насильственной преступности?
5. Назовите основные сферы общественной жизни в России, характеризующиеся повышенным уровнем криминального насилия.
6. Отметьте основные тенденции уровня, структуры и динамики насильственной преступности за последнее десятилетие.
7. Назовите основные мотивы совершения насильственных преступлений.
8. Какие изменения произошли в мотивации тяжких насильственных преступлений за последнее десятилетие?
9. Может ли быть «насилие ради насилия»?
10. Дайте характеристику насильственных преступлений против жизни и здоровья.
11. Охарактеризуйте насильственные преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
12. В чем специфика насилия при совершении сопряженных с насилием преступлений против собственности.
13. Охарактеризуйте преступления против общественного порядка, сопряженные с насилием.
14. Насильственная преступность в местах лишения свободы.
15. Насильственная преступности в вооруженных силах.
16. Насилие в семье.
17. Насилие в быту.
18. В чем особенности детерминации и причинности данного вида преступности.
19. Назовите социально-демографические, правовые и нравственно-психологические особенности личности насильственных преступников.
20. В чем состоят особенности личности субъектов насильственных преступлений?
21. Какова типология личности насильственного преступника?
22. Перечислите основные причины и условия насильственной преступности.
23. Охарактеризуйте криминогенные условия, способствующие семейному насилию.
24. Какова роль потерпевшего в механизме совершения насильственных преступлений.
25. Охарактеризуйте систему предупреждения насильственных преступлений.
26. Отметьте особенности предупреждения бытовых насильственных преступлений.
27. Конкретизируйте основные меры предупреждения насильственных преступлений.
28. Укажите основные общесоциальные меры предупреждения насильственной преступности (экономического, политического, идеологического характера).
29. Укажите основные направления специально-криминологической профилактики и предупреждения насильственных преступлений.
30. Особенности борьбы с политическим насилием.
Практические задания(выполняются письменно в рабочих тетрадях)
1. Обратившись к статистическим данным о преступности в Российской Федерации, проанализируйте динамику насильственных преступлений (убийств, тяжких телесных повреждений, грабежей, с применением насилия, разбоев, вымогательства, хулиганства, изнасилований) за последние 5 лет. Сравните удельный вес (долю) рассматриваемых преступлений в общем объеме преступности за анализируемый период.
2. Охарактеризуйте криминологическую структуру и динамику насильственной преступности в Вашем регионе. В чем заключаются особенности причинного комплекса данного вида преступности в Южном федеральном округе.
3. Проанализировав материалы следующих уголовных дел, определите тип личности преступника, условия, способствующие совершению данного преступления. Какие меры должны были быть приняты правоохранительные органами. Какова роль потерпевшего в механизме данного преступления?
3.1. Иванов, ранее осужденный за нанесение умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, освободившись из мест лишения свободы, устроился сторожем в детский сад «Ивушка». По месту жительства от соседей участковому неоднократно поступали жалобы на Иванова, который злоупотреблял алкоголем, избивал пожилую мать (требуя деньги на алкогольные напитки), нецензурно оскорблял соседей.
Во время одного из дежурств в вечернее время он заметил, что на территорию детского сада проникли 3 молодых человека с целью распития в беседке спиртных напитков. Иванов принял участие в распитии спиртного, во время которого у него возникла ссора с «гостями», которых он в грубой форме попросил освободить территорию садика. В результат драки потерпевшему Ивановым был причинен тяжкий вред здоровью, повлекший смерть потерпевшего.
3.2. 45-летний Ж. был осужден за изнасилование и убийство несовершеннолетней П. До совершения преступления Ж. работал врачом в детском лагере, на работе и по месту жительства характеризовался положительно, женат, имеет двоих детей. В ходе предварительного расследования было выявлено, что в день преступления Ж. на рабочем месте употреблял спиртные напитки. Во время дежурства к врачу Ж. обратилась несовершеннолетняя П. восьми лет с жалобами на повышенную температуру и боли в животе. Осмотрев девочку, врач дал ей обезболивающее и жаропонижающее лекарство и оставил в медпункте, где она уснула. Спустя два часа врач Ж. подошел к спящей девочке проверить ее состояние. В момент осмотра на осужденного, по его словам, «нашло какое затмение», он изнасиловал девочку и задушил ее подушкой.
Темы для рефератов:
1. Агрессия – насилие – деструкция
2. Природа человеческой деструктивности (Э. Фромм)
3. Политическая насильственная преступность в современном мире
4. Проблемы семейного насилия
5. Сексуальная насильственная преступность