Методические указания к прохождению промежуточной аттестации

Одним из видов самостоятельной работы студента является подготовка к промежуточной аттестации и ее прохождению. Промежуточная аттестация обучающихся предусматривает оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине. Аттестация окончательных результатов обучения по дисциплине «Криминология» включает в себя зачет или экзамен (в зависимости от формы обучения и направленности) как форму оценки знаний, полученных обучающимся в процессе изучения всей дисциплины, приобретения навыков самостоятельной работы, а также способностей применять их для решения практических задач.

Экзамен, как правило, проводится в период экзаменационной сессии и завершается аттестационной оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», а зачет- оценкой «зачтено» или «не зачтено».

Система оценок при проведении промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с требованиями Положений «О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ГУАП, обучающихся по программе высшего образования» и «О модульно-рейтинговой системе оценки качества учебной работы студентов в ГУАП».

Для подготовки к промежуточной аттестации студенту необходимо: ознакомиться с примерным перечнем вопросов к зачету или экзамену; изучить и законспектировать основные положения общей теории криминологии, используя учебную и научную, в том числе монографическую литературу по проблемам девиантного и преступного поведения, а также социальной реакции на преступность. При изучении материала особое внимание рекомендуется уделить детальному ознакомлению с информацией, содержащейся в учебно-методических пособиях, подготовленных преподавателями кафедры уголовного права и таможенных расследований для освоения учебной дисциплины «Криминология».

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1.История и современное состояние криминологической науки

Тема 1.1. Криминология как наука и учебная дисциплина

Тема 1.2. Генезис криминологической мысли

Семинарское занятие по темам 1.1, 1.2

Вопросы:

1. Понятие криминологии и ее предмет. Терминологический аппарат криминологической науки.

2. Место криминологии в системе правовых и социальных наук.

3. Система, цели, задачи и функции криминологии.

4. Отрасли современной криминологии.

5. Периодизация истории криминологии. Зарождение криминологической мысли.

6. Биологические теории преступности и социологическое направление в истории зарубежной криминологии.

7. Становление, развитие и современное состояние криминологии в России.

Методические указания при подготовке к семинарским занятиям

По первому вопросу необходимо знать о существовании трех подходов к пониманию криминологии как науки (самостоятельная социальная наука, самостоятельная правовая наука, социально-правовая наука). Следует иметь четкое представление об основных элементах, образующих предмет криминологической науки, а также уметь формулировать определение основных научных понятий: преступность, детерминанты преступности и конкретного преступления, личность преступника, предупреждение преступлений, криминологические исследования, прогнозирование и планирование преступности.

При изучении второго вопроса целесообразно рассмотреть взаимосвязь криминологии с социальными (философия, социология, статистика, демография, педагогика и т. д.), естественными (биология, психология, медицина и т. д.) и правовыми (уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное право, криминалистика) науками. Необходимо сопоставить криминологию с другими науками и определить ее место в общей системе научных знаний. При этом важно иметь в виду и то, что криминология не только пользуется данными других наук, но и сама обогащает и вооружает другие науки выводами и положениями, часто весьма существенными для них.

Третий вопрос предполагает знание основных разделов криминологической науки, образующих структуру ее общей и особенной части. Изучение данного вопроса подразумевает необходимость уяснения теоретической и практической целей криминологической науки. Именно они и определяют ее основные задачи, круг актуальных проблем и функции. Объяснительная, описательная и прогностическая функции криминологии как системы знаний требуют повышенного внимания в процессе осмысления.

В четвертом вопросе необходимо перечислить и охарактеризовать отрасли современной криминологии (криминофамилистика, криминопенология, криминальная виктимология, ювенология, компаративная криминология и др.). Следует показать их связь с вопросами, входящими в предмет криминологии. Используя результаты конкретных криминологических исследований, уметь аргументировать научную актуальность и практическую значимость отраслезации современной криминологической науки.

В пятом вопросе следует назвать и кратко охарактеризовать три основных периода развития криминологии: классический, позитивистский, плюралистический (современный). В продолжении данного вопроса необходимо проанализировать предпосылки становления и развития различных криминологических концепций во взаимосвязи с развитием научной мысли соответствующего периода криминологии. Хронологически рассматривая поэтапное развитие учения о преступности, остановиться на тех его положениях, которые сохранили свою актуальность до настоящего времени.

По шестому вопросу требуется знать содержание различных теорий причин преступности и, прежде всего, таких как антропологическая, клиническая, хромосомная, эндокринная (биологическое направление), а также теории факторов, стигматизации, интеракционизма, конфликта культур, социальной дезорганизации, дифференциальной связи (социологическое направление). Целесообразно назвать важнейших представителей, их научные труды и основополагающие научные идеи. Необходимо иметь целостное представление о генезисе зарубежной криминологической мысли с момента зарождения до современного состояния.

При освещении седьмого вопроса следует остановиться на основных этапах развития отечественной криминологической науки. Продемонстрировать специфику становления и развития науки о преступности в России. Назвать важнейших представителей отечественной криминологической мысли и охарактеризовать их подходы к пониманию природы преступного поведения и способам противодействия преступности.

Практические задания

Задание 1

В различных научных работах имеет место неоднозначный подход к пониманию роли и места криминологии в системе социальных, естественных и юридических наук. В связи с чем одни ученые (А. Б. Сахаров) считают криминологию самостоятельной социальной наукой, другие (Г. А. Аванесов, И. И. Карпец) полагают, что криминология – самостоятельная юридическая наука, а третьи (Д. А. Шестаков, В. В. Орехов, Я. И. Гилинский) убеждены, что она имеет социально-правовую природу.

Внимательно изучите данные подходы. Какой из них, по Вашему мнению, является наиболее точным и полным? Дайте аргументированный ответ.

Задание 2

Прокомментируйте схему, иллюстрирующую место криминологии в системе наук:

   
  Методические указания к прохождению промежуточной аттестации - student2.ru
 
  Методические указания к прохождению промежуточной аттестации - student2.ru

Психология
Естественные науки
Биология

       
  Методические указания к прохождению промежуточной аттестации - student2.ru   Методические указания к прохождению промежуточной аттестации - student2.ru

Задание 3

Проиллюстрировать примерами применения в криминологической науке следующих принципов и категорий научного познания:

– принцип историзма;

– диалектический закон единства и борьбы противоположностей;

– диалектические категории общего, особенного и единичного;

– философские категории необходимого и случайного;

– философские категории явления и сущности;

– диалектический закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений.

Определите наиболее актуальные проблемы современной криминологии, к числу которых относятся основные направления борьбы с преступностью.

Задание 4

Определите наиболее актуальные проблемы криминологии, к числу которых относятся основные направления воздействия на преступность.

Задание5

Назовите главные достоинства и недостатки классической и позитивистской криминологических школ.

Тематика рефератов и сообщений

1. Причины преступности и противодействие ей в работе Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

2. Чезаре Ломброзо, и его теория прирожденного преступника в работе «Преступный человек».

3. Клиническая криминология: генезис и современное состояние.

4. Теория стигмы и ее криминологическое значение.

5. Социологическая школа уголовного права в России.

6. Проблема отраслезации в современной криминологии.

7. Компаративная (сравнительная) криминология: предмет исследования, методология, система.

8. Семейная криминология в России.

Тема 1.3. Преступность и ее основные характеристики

Тема 1.4. Детерминанты преступности

Семинарское занятие по темам 1.3, 1.4

Вопросы:

1. Преступность как социально-правовое явление и криминологическая категория.

2. Основные показатели преступности.

3. Латентная преступность: понятие, виды, причины. Методика измерения и оценки.

4. Понятие причин преступности и условий, способствующих их функционированию.

5. Классификация криминогенных детерминант.

6. Преступность и ее детерминация в современной России.

Методические указания при подготовке к семинарским занятиям

По первому вопросу необходимо знать о существующих теоретических подходах к пониманию преступности: теологическом, социологическом, антропологическом, правовом. Уметь разъяснить ее основные характеристики (массовость, устойчивость, иррегулярность, аддитивность). Особый акцент следует сделать на различиях в определении преступности, существовавшем в ХХ столетии и сформулированном в условиях современной действительности. Раскрывая понятие преступности и конкретизируя ее признаки, определить соотношение преступления и преступности.

Во втором и третьем вопросах следует дать развернутое определение количественных и качественных показателей преступности. Уметь показать методику их расчета (коэффициент преступной активности, коэффициент преступной интенсивности и т. д.). Раскрыть различные подходы к проблеме существования латентной преступности, охарактеризовать ее основные виды: естественная, искусственная, пограничная. Требуется назвать причины, продуцирующие латентность преступности как социально-правового явления и основные методы ее измерения и оценки, используемые на практике.

В рамках четвертого вопроса целесообразно сформулировать определение причин преступности и условий, сравнить данные категории и отметить их принципиальные различия. Объяснить условность разделения этих понятий, подобрать для этого характерные примеры. Обосновать необходимость комплексного рассмотрения причин и условий преступности, их взаимосвязи. Следует произвести детальный анализ одной из форм взаимодействия причин и условий – причинно-следственной связи. При этом данную связь следует отличать от других видов связей (детерминаций): временной, пространственной связи, связи состояний, функциональной и корреляционной связей.

В пятом вопросе необходимо представить классификации криминогенных детерминант по различным основаниям. Для адекватной классификации причин и условий преступности в криминологической литературе традиционно используют следующие критерии: уровень функционирования, содержание, природу происхождения, близость к событию, источники возникновения, пространственную распространенность.

Шестой вопрос предполагает анализ количественных и качественных показателей преступности в России на современном этапе, а также характеристику состояния ее причинного комплекса. При этом целесообразно сделать акцент на тенденциях развития преступности под влиянием динамики изменений социально-экономических и иных факторов. Дать характеристику прогноза преступности в России (конкретных ее регионах) на ближайшие 3–5 лет, а также основным тенденциям преступности, проявившимся в конце ХХ – начале ХХI столетия в мире в целом.

Практические задания

Задание 1

В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население 480 тыс. чел. В Городе «Б» за этот же период зарегистрировано 750 преступлений. Население здесь составляет 360 тыс. чел.

Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.

Задание 2

В области «А» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население – 900 тыс. чел., из них 3000 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области «Б» в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. чел., из них 80 тыс. дети, не достигшие 14-летнего возраста.

Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей, и определите, в какой из них он выше.

Задание 3

Прокомментируйте схему, иллюстрирующую социальные последствия преступности.

       
  Методические указания к прохождению промежуточной аттестации - student2.ru
 
   
Прямые и косвенные вредные последствия

Задание 4

Определите вид латентной преступности, исходя из предлагаемых обстоятельств:

1. У гражданки В. на улице неизвестный ей молодой человек вырвал сумку и убежал. В сумке находились только продукты питания. Гражданка В., посчитав для себя убыток небольшим, с заявлением о произошедшем в полицию не обратилась.

2. У гражданина С. из открытой комнаты в общежитии украли носильные вещи (джинсы и куртку). В приеме заявления по данному факту в отделе полиции ему отказали, аргументируя отказ тем, что он сам виноват, так как оставил комнату не запертой.

3. Следователь О., расследуя уголовное дело в отношении гражданки Р., необоснованно квалифицировал хулиганские действия и открытое похищение имущества как разбой.

Задание 5

Необходимо ранжировать по значимости ниже перечисленные факторы преступности и аргументировать свою позицию. Затем определить, какие из них имеют объективный, субъективный или объективно-субъективный характер:

– отступление от норм социальной справедливости в различных сферах общественной жизни;

– обострение межнациональных отношений;

– негативное воздействие «массовой культуры» через средства массовой информации;

– изменение уголовного законодательства и правоприменительной практики;

– усиление миграционных процессов;

– изменение половозрастного состава населения;

– изменение форм и отношений собственности;

– сокращение расходов на учреждения культуры;

– изменение уровня потребления алкоголя;

– рост психологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций;

– ослабление семейных связей, рост числа разводов;

– усиление социальной напряженности;

– дефекты организационно-управленческой деятельности органов власти и управления, бюрократизация государственного аппарата;

– изменение структуры и характера производства, безработица;

– обесценивание денежных накоплений населения, инфляция.

Тематика рефератов и сообщений

1. Транснациональная преступность и международное сотрудничество государств в борьбе с нею.

2. Преступность и ее признаки в современной криминологической теории.

3. Преступный мир России: история и современность.

4. Региональные особенности преступности.

5. Проблема причинности в современной криминологической науке.

6. Специфика причин преступности в условиях сверхкрупного города.

7. Преступность и ее причины на различных этапах социогенеза.

8. Комплекс криминогенной причинности в условиях тоталитарного и демократического режимов.

Тема 1.5. Личность преступника как объект криминологического анализа

Тема 1.6 Механизм индивидуального преступления

Семинарское занятие по темам 1.5, 1.6

Вопросы:

1. Теоретические вопросы учения о личности преступника и ее структура.

2. Психические аномалии личности и их роль при совершении конкретного преступления.

3. Классификация преступников и типология их личности.

4. Понятие и основные элементы механизма индивидуального преступления.

5. Роль криминогенных факторов социальной среды и конкретной жизненной ситуации в совершении преступления.

6. Основные положения криминальной виктимологии и ее значение при анализе индивидуального преступного поведения.

Методические указания при подготовке к семинарским занятиям

В первом вопросе необходимо представить широкий спектр существующих подходов к определению личности вообще и личности преступника в частности. Следует остановиться на аргументах ученых, отвергающих научную и практическую значимость общего понятия личности преступника. Обратить внимание на особенности генезиса личности преступника (криминогенной личности) и ее общественную опасность. Отграничить исходное понятие от смежных (субъект преступления, личность виновного, личность осужденного). Охарактеризовать структуру личности преступника, которую образуют следующие элементы: социально-демографические признаки, социальные роли и социальные статусы, нравственные свойства и психологические особенности, уголовно-правовые характеристики. Раскрыть необходимость применения уровневого подхода для изучения личности преступника.

При анализе второго вопроса целесообразно аргументировать устойчивость научного интереса к биологической и психической проблематике в объяснении природы преступного поведения. Назвать ряд психических состояний личности, традиционно относимых к аномальным. Охарактеризовать роль психических аномалий в механизме индивидуального преступления. Показать с помощью данных криминологических исследований, какие преступления в основном совершаются психоаномалами и их тенденции.

Третий вопрос предполагает конкретизацию исходных понятий, демонстрацию отличий классификации от типологии преступников. Требуется проанализировать различные виды типологий личности преступника и основные черты их практической ценности при организации и осуществлении индивидуальной профилактической деятельности.

В четвертом вопросе необходимо проанализировать соотношение и существующую взаимосвязь причин и условий индивидуального преступного поведения с общими причинами преступности. Обосновать исходное понятие и назвать основные элементы механизма конкретного преступления.

В пятом вопросе следует указать на те элементы механизма, с которыми более всего связан преступный характер поведения человека. Конкретизировать основные криминогенные факторы социальной микросреды, проанализировать их содержание и степень влияния на процесс криминализации личности. Уяснить роль конкретной жизненной ситуации как необходимой составляющей механизма большинства преступлений, назвать типы таких ситуаций и раскрыть их содержание. Оценить значение субъективного восприятия ситуации лицом, обозначив основные причины, обусловливающие искаженное ее восприятие.

В рамках шестого вопроса требуется уяснить основные понятия из терминологического аппарата, которым оперируют криминальная виктимология (виктимность, виктимизация, виктимологическая ситуация, виктимологическая профилактика, жертва преступления). Уметь объяснить роль, которую играют личность и поведение жертвы в формировании криминогенной мотивации и (или) в выборе способа действия.

Практические задания

Задание 1

Уголовная статистика свидетельствует об устойчивом значительном различии криминальной активности мужчин и женщин. Чем это можно объяснить?

Задание 2

Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека. Определите, какие из них характеризуют индивида как личность: общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, равнодушие, рассеянность, мнительность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, конформизм, зависть, акцентуации характера.

Какие из перечисленных признаков могут детерминировать асоциальное поведение, а какие являются криминологическими индифферентными?

Задание 3

Укажите, какие из ниже перечисленных свойств и качеств относятся к типологии, а какие к классификации преступников:

– мужчина, женщина;

– 25–29, 14–15, 30–40 лет;

– социальная направленность в основном выражена позитивным компонентом, негативная направленность минимальна. Характеризуется легкомысленным отношением к нормам, регулирующим поведение в социуме;

– бизнесмен, служащий, рабочий, учащийся, пенсионер, безработный;

– образование начальное, неполное среднее, среднее, среднее специальное, высшее;

– преступление вытекает из привычного стиля поведения и детерминируется стойкими асоциальными взглядами, установками и ориентациями субъекта. Ситуация совершения преступления, как правило, активно создается такими лицами.

Задание 4

По нижеприведенным данным составьте криминологическую характеристику лиц, совершивших преступления, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами:

Выявлено всего 62162, из них:

– мужчин – 53900;

– женщин – 8262;

по возрасту:

– 14–17 – 4735;

– 18–30–37717;

– граждан России – 59249;

– граждан государств СНГ – 2530;

по социальной принадлежности:

– рабочие – 12575;

– служащие – 1317;

– учащиеся, студенты – 2946;

– лиц без постоянного источника дохода – 38296;

– ранее совершавших преступления – 18764.

Задание 5

Назовите наиболее распространенные психофизические аномальные признаки, свойственные: а) убийцам, б) несовершеннолетним преступникам, в) рецидивистам. Укажите, какие из них имеют генетический, а какие социально приобретенный характер.

Тематика рефератов и сообщений

1. Особенности криминологической характеристики личности современных преступников.

2. Криминологические исследования личности преступника: отечественный и зарубежный опыт.

3. Психические аномалии и их роль в генезисе преступного поведения.

4. Правовая установка личности и ее значение для индивидуального преступного поведения: криминологический аспект.

5. Теоретические и прикладные аспекты виктимологической профилактики.

6. Криминогенная личность: понятие, содержание, основные этапы формирования.

7. Криминогенная мотивация и ее место в механизме индивидуального преступления.

8. Практическое значение криминологического анализа личности преступника.

Раздел 2. Реакция на преступность

Тема 2.1. Организация и методика криминологических исследований

Тема 2.2. Криминологическое прогнозирование, планирование и программирование

Семинарское занятие по темам 2.1, 2.2

Вопросы:

1. Понятие, значение и методика криминологических исследований.

2. Требования, предъявляемые к содержанию криминологической информации.

3. Организация и основные этапы криминологических исследований.

4. Понятие, значение и направления криминологического прогнозирования.

5. Организация и методика прогнозирования преступности и индивидуального преступного поведения.

6. Планирование борьбы с преступностью: понятие, значение, виды. Общая характеристика современных программ борьбы с преступностью.

Методические указания при подготовке к семинарским занятиям

По первому вопросу требуется привести различные определения исследований, в том числе и криминологических, отметив их сходные и отличительные признаки. Определить значение криминологических исследований в теории и практике изучения и профилактики преступлений. Назвать и раскрыть сущность отдельных методов криминологических исследований: эмпирических, опытных, уголовно-статистических.

Во втором вопросе следует дать определение информации, в том числе и криминологической. Указать источники получения и виды криминологической информации. Знать ее назначение и требования, которым эта информация должна соответствовать. Сделать особый акцент на роли и значении системы единого учета преступлений и лиц их совершивших, как одном из источников криминологической информации.

В рамках третьего вопроса необходимо назвать требования, предъявляемые к организации криминологических исследований и основные условия их проведения. Раскрыть сущность и последовательность их поэтапного осуществления. Обратить внимание на содержание и значение выводов криминологического исследования как завершающего этапа его реализации.

Четвертый вопрос предполагает уяснение понятия криминологического прогнозирования, а также криминологического прогноза и процесса его составления. Анализ их сущности и практического значения в настоящее время. Знание существующих видов прогнозов, составляемых при разработке мер по противодействию преступности; субъектов прогнозирования преступности в контексте выполняемых ими функций; основных направлений криминологического прогнозирования, традиционно выделяемых в теории.

В пятом вопросе целесообразно раскрыть сущность современного криминологического прогнозирования, назвать проблемы его осуществления. Представить перечень требований, предъявляемых к составлению прогноза, назвать необходимые элементы этого процесса. Дать сравнительную характеристику основных методов прогнозирования преступности (экстраполяцию, моделирование, экспертные оценки). Охарактеризовать существующие проблемы прогнозирования отдельных видов преступного поведения.

В шестом вопросе следует определить современное состояние планирования борьбы с преступностью, обозначить проблемы. Перечислить требования, предъявляемые к содержанию планов борьбы с преступностью. Обосновать необходимость планирования мероприятий, направленных на предупреждение преступлений. Указать виды планов борьбы с преступностью, раскрыв их сущность и значение для осуществления социального контроля над преступностью. Охарактеризовать современное состояния программирования борьбы с преступностью. Выделить уровни криминологического программирования. Назвать и раскрыть сущность отдельных программ, имеющих первостепенное значение для практики противодействия преступности.

Практические задания

Задание 1

По указанию преподавателя разработайте программу и организационный план изучения одного из следующих проявлений преступности на территории вашего города (района): 1) преступность несовершеннолетних; 2) квартирные кражи; 3) грабежи; разбой; 5) вымогательство; 6) преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Программа должна содержать:

– обоснование выбора и описание объекта исследования;

– определение предмета, цели и задач исследования;

– формирование основных гипотез исследования;

– перечень необходимой криминологической информации с указанием источников ее получения;

– разъяснение методов сбора каждого вида информации.

Организационный план должен предусматривать:

– материально-ресурсное обеспечение исследования;

– последовательность проведения исследовательских мероприятий;

– расстановку и распределение ролей между участниками исследования;

– разработку рабочего инструментария исследования.

Задание 2

На основе разработанной программы криминологического исследования подготовьте необходимый для ее проведения инструментарий – анкеты, опросные листы, планы анализа документов, сценарий наблюдения и т.д.

Задание 3

Раскройте содержание конкретно-социологических методов криминологического исследования, изображенных на нижеприведенной схеме.

Наши рекомендации