Раздел 2. Реакция на преступность

КРИМИНОЛОГИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Санкт-Петербург

Составители:А. В. Баженов, кандидат юридических наук, доцент;

Ф. Ю. Сафин, доктор юридических наук, профессор

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 40.03.01 – Юриспруденция, а также программой дисциплины «Криминология», составленной на его основе. Учебно-методический комплекс включает в себя содержание курса, методические указания к его изучению, планы семинарских занятий, тематику рефератов и сообщений, варианты контрольных работ, перечень тестовых заданий, вопросы для подготовки к промежуточной аттестации, а также рекомендуемую для изучения литературу.

Подготовлен кафедрой уголовного права и таможенных расследований и рекомендован к изданию редакционно-издательским советом Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Учебно-методический комплекс предназначен студентам юридического факультета.

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор Г. А. Агаев

(кафедра уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России)

Подписано в печать Форма 60х84 1/16. Бумага тип № 1. Печать офсетная.

Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 100 экз. Заказ №

Отдел оперативной полиграфии ГУАП

190000, Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 67

© СПбГУАП, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Криминология» занимает важнейшую позицию в процессе подготовки квалифицированных юристов, поскольку является общетеоретической (базовой) наукой и учебной дисциплиной для всех изучаемых курсов «криминального цикла», использующих ее теоретические положения и результаты проводимых исследований.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с существованием преступности как сложнейшего социального феномена, факторов ее порождающих и обуславливающих, личностью тех, кто совершает преступления или становится их жертвами, а также с реакцией общества и государства на преступность, включая социальный контроль над ней, превенцию преступлений и наказание за их совершение.

Изучение курса «Криминология» имеет своей целью формирование у студентов основ криминологического мышления и выработку у них научно- обоснованных взглядов на преступность, а также на стратегию противодействия ей в условиях современного общества. Также освоение учебного курса позволяет сформировать у учащихся практические навыки в сфере изучения и прогнозирования преступности, выявления ее причин и условий, осуществления деятельности по планированию и превенции преступлений, экспертизе текущего законодательства.

Достижение указанной цели предполагает формирование у студентов в процессе изучения криминологии соответствующих общесоциальных и профессиональных компетенций.

ОК-8 «способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач»:

знать – основные положения криминологической науки, сущность и содержание основных понятий, категорий

уметь – оперировать основными понятиями криминологической науки

владеть - юридической и специальной (криминологической) терминологией

ОК-9 «способность анализировать социально значимые проблемы и процессы»:

знать – особенности государственного и правового развития России

уметь – анализировать юридические и социальные факты и возникающие в связи с ними правовые отношения

владеть навыками – анализа различных правовых и социальных явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности

ПК-2 «способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры»:

знать – знать природу и сущность государства и права, их роль в политической системе общества, в общественной жизни

уметь – осуществлять правовую и криминологическую экспертизу нормативных правовых актов

владеть навыками – работы с правовыми актами; анализом правоприменительной и правоохранительной практики

ПК-11 «способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению»:

знать – знать формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений; методики раскрытия и расследования преступлений отдельных видов и групп

уметь – выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений, планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике преступлений

владеть навыками – принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.

Предлагаемый учебно-методический комплекс подготовлен на основе многолетнего опыта преподавания криминологии в образовательных юридических учреждениях с учётом действующего законодательства и практики противодействия преступности в современном обществе.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. История и современное состояние криминологической науки

1.1 Криминология как наука и учебная дисциплина

Понятие криминологии как социолого-правовой науки о преступности. Предмет криминологии: преступность, ее причины и условия, личность преступника, контроль над преступностью. Цели и задачи криминологии.

Методологические основы криминологии. Соотношение, взаимосвязь предмета и метода криминологии. Общенаучные и частнонаучные методы криминологии. Сочетание социологического и юридического подходов к исследованию преступности и проблем противодействия ей. Роль криминологии в реализации уголовной политики.

Место криминологии в системе наук, взаимосвязь криминологии с другими науками (экономикой, социологией, психологией). Криминология и правовые науки: соотношение криминологии с уголовным, уголовно-исполнительным, уголовно-процессуальным и административным правом.

Система криминологии как науки и как учебной дисциплины.

Современные отрасли криминологии. Функции криминологической науки. Значение криминологических знаний в процессе контроля над преступностью.

1.2 Генезис криминологической мысли

Зарождение криминологической мысли. Теологические взгляды на преступность и преступника. Периодизация криминологии.

Классическая школа криминологии XYIII - первой половины XIX века.

Влияние взглядов философов-просветителей Ж.-Ж. Руссо, Ш. Де Монтескье, Ф.М. Аруэ (Вольтер) на развитие криминологической мысли. Рационально-гуманистическое мировоззрение и зарождение основ криминологического учения Ч. Беккария, И. Бентама, Дж. Говарда. Особенности развития криминологической мысли в России во второй половине XYIII - первой половине XIX века.

Позитивистский период развития криминологии. Позитивизм в криминологии. Антропологическое направление в криминологии. Туринская школа. Работа Ч. Ломброзо «Преступный человек» (1876 г.). Социологическое направление в криминологии. Концепция детерминизма Л.А. Кетле. Развитие теории множественности факторов преступности в работах И.Я. Фойницкого, Е.Н. Тарновского, Г. Тарда, Ф. Листа. Структурно-функциональный анализ в криминологии. Теория аномии Э. Дюркгейма.

Современный период в истории криминологии и основные направления ее развития. Неоклассическая школа криминологии. Генетика и преступность. Многофакторный подход. Марксиситская теория преступности и развитие отечественной криминологии. Уголовно-социологические теории преступности: теория обучения (Г.-Ю. Айзенк, Г. Траслер), теория дифференциальной ассоциации (Э. Сатерленд, Д. Кресси), теория контроля (А. Рейс, М. Гоулд), социальной связи (Э. Хирш), теория стигматизации (Р. Куинн и др.). История развития криминологии в России: основные этапы, хронологические рамки, важнейшие представители.

1.3 Преступность и ее основные характеристики

Понятие преступности и его генезис. Основные признаки преступности, ее историческая обусловленность и изменчивость. Преступность как социальное и правовое явление. Преступление и преступность, их соотношение.

Преступность, ее количественные и качественные показатели. Состояние, уровень преступности, общие и специальные коэффициенты преступной активности. Динамика преступности и факторы, на нее влияющие. Структура, характер и цена преступности. Территориальные различия в преступности («география» преступности). Социально-демографическая характеристика преступности. Группы наиболее опасных и распространенных преступлений.

Латентная преступность, ее виды и методы оценки.

Социальные последствия преступности.

Сравнительная характеристика состояния преступности в России и зарубежных странах. Особенности преступности в отдельных наиболее развитых зарубежных странах.

Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью. Международные криминологические учреждения. Конвенции ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

1.4 Детерминанты преступности

Понятие криминологической детерминации. Причины преступности и ее условия.

Классификация причин и условий преступности. Объективные и субъективные факторы преступности. Причины различных видов преступности. Причины и условия конкретного преступления. Основные концепции причин преступности и противодействия ей.

Экономические отношения и преступность. Определяющая роль экономических отношений в развитии сфер общества. Распределительный характер отношений командно-административной системы и преступность. Переход к рыночной экономике в России и рост преступности. Противоречия рыночных отношений и рост преступности. Приватизация государственной собственности и экономическая преступность. Влияние экономики на состояние преступности (теория депрессии - экспансии). Безработица и преступность.

Социальные отношения макро- микроуровня и преступность. Права и обязанности человека в обществе, государстве. Социальное положение (происхождение) и преступность. Влияние социальных конфликтов на экономической, политической и иной почве на преступность. Национализм как причина преступлений против государства и безопасности личности. Межгрупповые и межличностные отношения (конфликты) как причины насильственных, корыстных и бытовых преступлений.

Политические интересы (борьба за власть) и преступность. Политическая преступность ее формы. Злоупотребления властью и соблюдение законности. Преступления против общественной безопасности: геноцид, терроризм, захват заложников.

Нравственные принципы развития общества и преступность. Правовая культура общества, право и мораль. Традиции и обычаи. Рост пьянства, наркомании, проституции как показатель падения нравственности.

Условия, способствующие совершению преступлений. Преступность и разработанность законодательной базы контроля над ней. Формальное отношение должностных лиц к правам и законным интересам граждан, вызывающее негативные взгляды и настроения. Недостатки в деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности.

1.5 Личность преступника как объект криминологического анализ

Понятие личности преступника. Задачи и значение ее изучения. Личность преступника, личность виновного, криминогенная личность, субъект преступления: их соотношение. Соотношение биологического и социального в структуре личности преступника. Социализация личности и делинквентное поведение. Психологические особенности криминальной личности. Роль психических аномалий личности при совершении конкретного преступления.

Криминологическая характеристика личности преступника и ее структура. Социально-демографическая характеристика (пол, возраст, социальное положение, образование, профессия, место проживания и др.). Потребностно-мотивационная сфера личности преступника. Характеристика ценностно-нормативной ориентации. Социально-ролевая характеристика личности.

Типология личности преступника и классификация преступников. Критерии типологии по содержанию мотивации преступного поведения и социальному генезису становления личности на преступный путь. Значение типологии личности преступника и классификации преступников для криминологической профилактики.

Основные направления, объем, пределы и способы изучения личности преступников.

1.6 Механизм индивидуального преступления

Понятие причин индивидуального преступного поведения. Их соотношение и взаимосвязь с общими причинами преступности. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления. Роль потребностей, интересов, мотивов и целей асоциальных привычек и взглядов в генезисе индивидуального преступного поведения, их связь с условиями нравственного формирования личности и конкретной ситуацией совершения преступления.

Условия и механизмы неблагоприятного нравственного формирования личности. Отрицательные влияния на нравственное формирование личности различных видов социальной микросреды (семьи, учебных и трудовых коллективов, бытового окружения и др.). Условия, способствующие совершению конкретного преступления.

Преступление как результат взаимодействия личностных свойств индивида и конкретной жизненной ситуации. Понятие конкретной жизненной ситуации, ее разновидности и роль в совершении преступления. Объективное содержание и субъективное значение ситуации. Влияние социальных и психологических особенностей преступника на восприятие ситуации и поведение в ней. Повод к совершению преступления и его криминогенное значение. Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации. Виктимология как учение о потерпевшем и его поведении. Виктимность и виктимизация. Классификация потерпевших по социально-демографическим, профессиональным и социально-правовым признакам. Значение провоцирующего и иных видов виктимного поведения потерпевших как условия и повода совершения преступления. Роль аморального и неправомерного поведения потерпевшего в бытовых, насильственных и хулиганских преступлениях, изнасиловании, автотранспортных преступлениях. Понятие и виды виктимного поведения лица. Виктимогенные ситуации. Направления и особенности виктимологической профилактики.

Предупреждение преступности

Теория предупреждения преступности: становление, предмет и структура. Система предупреждения преступлений и ее функции: регулятивная, охранительная, воспитательная. Общесоциальная, специальная и индивидуальная профилактика преступлений. Классификация субъектов профилактики преступлений. Меры профилактического воздействия и их виды. Формы профилактики. Предупреждение преступлений, осуществляемое субъектами индивидуальной профилактики (семья, производственные и учебные коллективы).

Организационные, социально-экономические, правовые основы предупреждения преступлений. Содержание законов и других нормативных актов Российской Федерации, регулирующих деятельность субъектов профилактической деятельности. Концептуальные положения Основ государственной политики по противодействию преступности на современном этапе.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1.История и современное состояние криминологической науки

Тема 1.1. Криминология как наука и учебная дисциплина

Тема 1.2. Генезис криминологической мысли

Семинарское занятие по темам 1.1, 1.2

Вопросы:

1. Понятие криминологии и ее предмет. Терминологический аппарат криминологической науки.

2. Место криминологии в системе правовых и социальных наук.

3. Система, цели, задачи и функции криминологии.

4. Отрасли современной криминологии.

5. Периодизация истории криминологии. Зарождение криминологической мысли.

6. Биологические теории преступности и социологическое направление в истории зарубежной криминологии.

7. Становление, развитие и современное состояние криминологии в России.

Методические указания при подготовке к семинарским занятиям

По первому вопросу необходимо знать о существовании трех подходов к пониманию криминологии как науки (самостоятельная социальная наука, самостоятельная правовая наука, социально-правовая наука). Следует иметь четкое представление об основных элементах, образующих предмет криминологической науки, а также уметь формулировать определение основных научных понятий: преступность, детерминанты преступности и конкретного преступления, личность преступника, предупреждение преступлений, криминологические исследования, прогнозирование и планирование преступности.

При изучении второго вопроса целесообразно рассмотреть взаимосвязь криминологии с социальными (философия, социология, статистика, демография, педагогика и т. д.), естественными (биология, психология, медицина и т. д.) и правовыми (уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное право, криминалистика) науками. Необходимо сопоставить криминологию с другими науками и определить ее место в общей системе научных знаний. При этом важно иметь в виду и то, что криминология не только пользуется данными других наук, но и сама обогащает и вооружает другие науки выводами и положениями, часто весьма существенными для них.

Третий вопрос предполагает знание основных разделов криминологической науки, образующих структуру ее общей и особенной части. Изучение данного вопроса подразумевает необходимость уяснения теоретической и практической целей криминологической науки. Именно они и определяют ее основные задачи, круг актуальных проблем и функции. Объяснительная, описательная и прогностическая функции криминологии как системы знаний требуют повышенного внимания в процессе осмысления.

В четвертом вопросе необходимо перечислить и охарактеризовать отрасли современной криминологии (криминофамилистика, криминопенология, криминальная виктимология, ювенология, компаративная криминология и др.). Следует показать их связь с вопросами, входящими в предмет криминологии. Используя результаты конкретных криминологических исследований, уметь аргументировать научную актуальность и практическую значимость отраслезации современной криминологической науки.

В пятом вопросе следует назвать и кратко охарактеризовать три основных периода развития криминологии: классический, позитивистский, плюралистический (современный). В продолжении данного вопроса необходимо проанализировать предпосылки становления и развития различных криминологических концепций во взаимосвязи с развитием научной мысли соответствующего периода криминологии. Хронологически рассматривая поэтапное развитие учения о преступности, остановиться на тех его положениях, которые сохранили свою актуальность до настоящего времени.

По шестому вопросу требуется знать содержание различных теорий причин преступности и, прежде всего, таких как антропологическая, клиническая, хромосомная, эндокринная (биологическое направление), а также теории факторов, стигматизации, интеракционизма, конфликта культур, социальной дезорганизации, дифференциальной связи (социологическое направление). Целесообразно назвать важнейших представителей, их научные труды и основополагающие научные идеи. Необходимо иметь целостное представление о генезисе зарубежной криминологической мысли с момента зарождения до современного состояния.

При освещении седьмого вопроса следует остановиться на основных этапах развития отечественной криминологической науки. Продемонстрировать специфику становления и развития науки о преступности в России. Назвать важнейших представителей отечественной криминологической мысли и охарактеризовать их подходы к пониманию природы преступного поведения и способам противодействия преступности.

Практические задания

Задание 1

В различных научных работах имеет место неоднозначный подход к пониманию роли и места криминологии в системе социальных, естественных и юридических наук. В связи с чем одни ученые (А. Б. Сахаров) считают криминологию самостоятельной социальной наукой, другие (Г. А. Аванесов, И. И. Карпец) полагают, что криминология – самостоятельная юридическая наука, а третьи (Д. А. Шестаков, В. В. Орехов, Я. И. Гилинский) убеждены, что она имеет социально-правовую природу.

Внимательно изучите данные подходы. Какой из них, по Вашему мнению, является наиболее точным и полным? Дайте аргументированный ответ.

Задание 2

Прокомментируйте схему, иллюстрирующую место криминологии в системе наук:

   
  Раздел 2. Реакция на преступность - student2.ru
 
  Раздел 2. Реакция на преступность - student2.ru

Психология
Естественные науки
Биология

       
  Раздел 2. Реакция на преступность - student2.ru   Раздел 2. Реакция на преступность - student2.ru

Задание 3

Проиллюстрировать примерами применения в криминологической науке следующих принципов и категорий научного познания:

– принцип историзма;

– диалектический закон единства и борьбы противоположностей;

– диалектические категории общего, особенного и единичного;

– философские категории необходимого и случайного;

– философские категории явления и сущности;

– диалектический закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений.

Определите наиболее актуальные проблемы современной криминологии, к числу которых относятся основные направления борьбы с преступностью.

Задание 4

Определите наиболее актуальные проблемы криминологии, к числу которых относятся основные направления воздействия на преступность.

Задание5

Назовите главные достоинства и недостатки классической и позитивистской криминологических школ.

Тематика рефератов и сообщений

1. Причины преступности и противодействие ей в работе Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

2. Чезаре Ломброзо, и его теория прирожденного преступника в работе «Преступный человек».

3. Клиническая криминология: генезис и современное состояние.

4. Теория стигмы и ее криминологическое значение.

5. Социологическая школа уголовного права в России.

6. Проблема отраслезации в современной криминологии.

7. Компаративная (сравнительная) криминология: предмет исследования, методология, система.

8. Семейная криминология в России.

Тема 1.3. Преступность и ее основные характеристики

Тема 1.4. Детерминанты преступности

Семинарское занятие по темам 1.3, 1.4

Вопросы:

1. Преступность как социально-правовое явление и криминологическая категория.

2. Основные показатели преступности.

3. Латентная преступность: понятие, виды, причины. Методика измерения и оценки.

4. Понятие причин преступности и условий, способствующих их функционированию.

5. Классификация криминогенных детерминант.

6. Преступность и ее детерминация в современной России.

Методические указания при подготовке к семинарским занятиям

По первому вопросу необходимо знать о существующих теоретических подходах к пониманию преступности: теологическом, социологическом, антропологическом, правовом. Уметь разъяснить ее основные характеристики (массовость, устойчивость, иррегулярность, аддитивность). Особый акцент следует сделать на различиях в определении преступности, существовавшем в ХХ столетии и сформулированном в условиях современной действительности. Раскрывая понятие преступности и конкретизируя ее признаки, определить соотношение преступления и преступности.

Во втором и третьем вопросах следует дать развернутое определение количественных и качественных показателей преступности. Уметь показать методику их расчета (коэффициент преступной активности, коэффициент преступной интенсивности и т. д.). Раскрыть различные подходы к проблеме существования латентной преступности, охарактеризовать ее основные виды: естественная, искусственная, пограничная. Требуется назвать причины, продуцирующие латентность преступности как социально-правового явления и основные методы ее измерения и оценки, используемые на практике.

В рамках четвертого вопроса целесообразно сформулировать определение причин преступности и условий, сравнить данные категории и отметить их принципиальные различия. Объяснить условность разделения этих понятий, подобрать для этого характерные примеры. Обосновать необходимость комплексного рассмотрения причин и условий преступности, их взаимосвязи. Следует произвести детальный анализ одной из форм взаимодействия причин и условий – причинно-следственной связи. При этом данную связь следует отличать от других видов связей (детерминаций): временной, пространственной связи, связи состояний, функциональной и корреляционной связей.

В пятом вопросе необходимо представить классификации криминогенных детерминант по различным основаниям. Для адекватной классификации причин и условий преступности в криминологической литературе традиционно используют следующие критерии: уровень функционирования, содержание, природу происхождения, близость к событию, источники возникновения, пространственную распространенность.

Шестой вопрос предполагает анализ количественных и качественных показателей преступности в России на современном этапе, а также характеристику состояния ее причинного комплекса. При этом целесообразно сделать акцент на тенденциях развития преступности под влиянием динамики изменений социально-экономических и иных факторов. Дать характеристику прогноза преступности в России (конкретных ее регионах) на ближайшие 3–5 лет, а также основным тенденциям преступности, проявившимся в конце ХХ – начале ХХI столетия в мире в целом.

Практические задания

Задание 1

В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население 480 тыс. чел. В Городе «Б» за этот же период зарегистрировано 750 преступлений. Население здесь составляет 360 тыс. чел.

Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.

Задание 2

В области «А» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население – 900 тыс. чел., из них 3000 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области «Б» в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. чел., из них 80 тыс. дети, не достигшие 14-летнего возраста.

Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей, и определите, в какой из них он выше.

Задание 3

Прокомментируйте схему, иллюстрирующую социальные последствия преступности.

       
  Раздел 2. Реакция на преступность - student2.ru
 
   
Прямые и косвенные вредные последствия

Задание 4

Определите вид латентной преступности, исходя из предлагаемых обстоятельств:

1. У гражданки В. на улице неизвестный ей молодой человек вырвал сумку и убежал. В сумке находились только продукты питания. Гражданка В., посчитав для себя убыток небольшим, с заявлением о произошедшем в полицию не обратилась.

2. У гражданина С. из открытой комнаты в общежитии украли носильные вещи (джинсы и куртку). В приеме заявления по данному факту в отделе полиции ему отказали, аргументируя отказ тем, что он сам виноват, так как оставил комнату не запертой.

3. Следователь О., расследуя уголовное дело в отношении гражданки Р., необоснованно квалифицировал хулиганские действия и открытое похищение имущества как разбой.

Задание 5

Необходимо ранжировать по значимости ниже перечисленные факторы преступности и аргументировать свою позицию. Затем определить, какие из них имеют объективный, субъективный или объективно-субъективный характер:

– отступление от норм социальной справедливости в различных сферах общественной жизни;

– обострение межнациональных отношений;

– негативное воздействие «массовой культуры» через средства массовой информации;

– изменение уголовного законодательства и правоприменительной практики;

– усиление миграционных процессов;

– изменение половозрастного состава населения;

– изменение форм и отношений собственности;

– сокращение расходов на учреждения культуры;

– изменение уровня потребления алкоголя;

– рост психологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций;

– ослабление семейных связей, рост числа разводов;

– усиление социальной напряженности;

– дефекты организационно-управленческой деятельности органов власти и управления, бюрократизация государственного аппарата;

– изменение структуры и характера производства, безработица;

– обесценивание денежных накоплений населения, инфляция.

Тематика рефератов и сообщений

1. Транснациональная преступность и международное сотрудничество государств в борьбе с нею.

2. Преступность и ее признаки в современной криминологической теории.

3. Преступный мир России: история и современность.

4. Региональные особенности преступности.

5. Проблема причинности в современной криминологической науке.

6. Специфика причин преступности в условиях сверхкрупного города.

7. Преступность и ее причины на различных этапах социогенеза.

8. Комплекс криминогенной причинности в условиях тоталитарного и демократического режимов.

Тема 1.5. Личность преступника как объект криминологического анализа

Тема 1.6 Механизм индивидуального преступления

Семинарское занятие по темам 1.5, 1.6

Вопросы:

1. Теоретические вопросы учения о личности преступника и ее структура.

2. Психические аномалии личности и их роль при совершении конкретного преступления.

3. Классификация преступников и типология их личности.

4. Понятие и основные элементы механизма индивидуального преступления.

5. Роль криминогенных факторов социальной среды и конкретной жизненной ситуации в совершении преступления.

6. Основные положения криминальной виктимологии и ее значение при анализе индивидуального преступного поведения.

Методические указания при подготовке к семинарским занятиям

В первом вопросе необходимо представить широкий спектр существующих подходов к определению личности вообще и личности преступника в частности. Следует остановиться на аргументах ученых, отвергающих научную и практическую значимость общего понятия личности преступника. Обратить внимание на особенности генезиса личности преступника (криминогенной личности) и ее общественную опасность. Отграничить исходное понятие от смежных (субъект преступления, личность виновного, личность осужденного). Охарактеризовать структуру личности преступника, которую образуют следующие элементы: социально-демографические признаки, социальные роли и социальные статусы, нравственные свойства и психологические особенности, уголовно-правовые характеристики. Раскрыть необходимость применения уровневого подхода для изучения личности преступника.

При анализе второго вопроса целесообразно аргументировать устойчивость научного интереса к биологической и психической проблематике в объяснении природы преступного поведения. Назвать ряд психических состояний личности, традиционно относимых к аномальным. Охарактеризовать роль психических аномалий в механизме индивидуального преступления. Показать с помощью данных криминологических исследований, какие преступления в основном совершаются психоаномалами и их тенденции.

Третий вопрос предполагает конкретизацию исходных понятий, демонстрацию отличий классификации от типологии преступников. Требуется проанализировать различные виды типологий личности преступника и основные черты их практической ценности при организации и осуществлении индивидуальной профилактической деятельности.

В четвертом вопросе необходимо проанализировать соотношение и существующую взаимосвязь причин и условий индивидуального преступного поведения с общими причинами преступности. Обосновать исходное понятие и назвать основные элементы механизма конкретного преступления.

В пятом вопросе следует указать на те элементы механизма, с которыми более всего связан преступный характер поведения человека. Конкретизировать основные криминогенные факторы социальной микросреды, проанализировать их содержание и степень влияния на процесс криминализации личности. Уяснить роль конкретной жизненной ситуации как необходимой составляющей механизма большинства преступлений, назвать типы таких ситуаций и раскрыть их содержание. Оценить значение субъективного восприятия ситуации лицом, обозначив основные причины, обусловливающие искаженное ее восприятие.

В рамках шестого вопроса требуется уяснить основные понятия из терминологического аппарата, которым оперируют криминальная виктимология (виктимность, виктимизация, виктимологическая ситуация, виктимологическая профилактика, жертва преступления). Уметь объяснить роль, которую играют личность и поведение жертвы в формировании криминогенной мотивации и (или) в выборе способа действия.

Практические задания

Задание 1

Уголовная статистика свидетельствует об устойчивом значительном различии криминальной активности мужчин и женщин. Чем это можно объяснить?

Задание 2

Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека. Определите, какие из них характеризуют индивида как личность: общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, равнодушие, рассеянность, мнительность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, конформизм, зависть, акцентуации характера.

Какие из перечисленных признаков могут детерминировать асоциальное поведение, а какие являются криминологическими индифферентными?

Задание 3

Укажите, какие из ниже перечисленных свойств и качеств относятся к типологии, а какие к классификации преступников:

– мужчина, женщина;

– 25–29, 14–15, 30–40 лет;

– социальная направленность в основном выражена позитивным компонентом, негативная направленность минимальна. Характеризуется легкомысленным отношением к нормам, регулирующим поведение в социуме;

– бизнесмен, служащий, рабочий, учащийся, пенсионер, безработный;

– образование нач

Наши рекомендации