Динамика отдельных видов преступлений, совершенных подростками и при их участии
Виды преступлений | 2002 г. | 2003 г. г. | 2004 г. | 2005 г. |
Умышленные убийства | ||||
Тяжкие телесные повреждения | ||||
Изнасилования | ||||
Грабежи и разбойные нападения падения | ||||
Кражи | ||||
Хищения оружия и боеприпасов | ||||
Хулиганство | ||||
Угоны транспортных средств |
Задание 60
Изучите нижеприведенную справку; проанализируйте изложенные в ней обстоятельства, дайте им оценку и составьте план мероприятий по общей и индивидуальной профилактике преступлений, совершаемых на почве пьянства и наркомании.
Справка
В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, расследования преступлений, анализа обстановки в регионе выявлены следующие обстоятельства:
1. За истекший год на обслуживаемой отделом внутренних дел территории заметно увеличилось количество преступлегий, совершаемых нетрезвыми лицами и лицами в состоянии наркотического возбуждения, в особенности несовершеннолетними.
2. Увеличилось количество лиц, доставляемых в медицинские вытрезвители.
3. Борьба с пьянством, наркоманией, в том числе пропаганда здорового образа жизни, организована неудовлетворительно.
4. Дислокация постов и маршрутов патрульнопостовой службы милиции не учитывала в необходимой мере расположения мест торговли спиртными напитками, баров, кафе, ресторанов и т.д.
5. Обследование работы расположенных в микрорайоне строительных профессиональных училищ вскрыло следующие упущения в воспитательной работе среди учащихся: \
а) учащиеся за последний год совершили ряд различных преступлений, некоторые из них администрацией были скрыты, в том числе кражи из раздевалок, хулиганство, нарушения общественного порядка;
б) установлен ряд фактов распития спиртных напитков учащимися в период производственной практики;
в) установлены факты приобретения и немедицинского употребления учащимися наркотических средств;
г) постоянно нарушаются режим и требования внутреннего распорядка в строительном профессиональном училище № 3. Из-за халатного отношения коменданта к своим обязанностям здание данного училища порой остается открытым, были отмечены случаи проникновения в него посторонних лиц.
6. При проверке режима хранения наркотикосодержащих лекарств и порядка их отпуска гражданам в ряде аптек было установлено, что данные препараты хранятся в необорудованном для этого мес-ге и вскрыты факты их отпуска без рецепта врача и по поддельным рецептам.
Контрольные задания по проверке остаточных
знаний по дисциплине “Криминология”
Задание 1.
Оцените рейтинг приведенных ниже понятий криминологии:
— наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления;
— учение о преступности;
— социология уголовного права;
— социологическая криминалистика;
— социология преступности;
— учение о преступном поведении;
— система научных воззрений на явления, которые принято именовать социальной патологией;
— общетеоретическая наука о преступности, ее причинах и условиях, о личностях тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней;
Задание 2.
В криминологии используются различные методы изучения преступности и связанных с нею явлений:
— анализ;
— синтез;
— наблюдения;
— математические;
— моделирование;
— статистика;
— анкетирования;
— индукция;
— дедукция;
— интервью;
— изучение документов.
Охарактеризуйте их.
Задание 3.
Выберите определение преступности, которое считаете наиболее правильным. Аргументируйте Ваш выбор.
Определения:
— форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма;
— социально-правовое явление, складывающееся из суммы совершенных в обществе преступлений за данный период времени на данной территории;
— явление, имеющее свои закономерности существования, внутренне противоречивое, связанное с другими социальными явлениями, часто ими определяющееся;
— совокупность преступлений;
— негативное явление, приносящее вред как обществу в целом, так и конкретным его членам;
— явление, присущее всякому здоровому обществу;
— отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущее негативные последствия и требующее специфических государственных и общественных мер контроля за ним;
— общественное явление, которое выражается во всем множестве совершенных и совершаемых преступлений;
— общественное явление с присущими ему уголовно-правовыми закономерностями.
— одно из состояний общества, отражающее «сбои» в его функционировании, заключающиеся в совершении преступлений, детерминированных как внешними, так и внутренними для данного явления факторами.
Задание 4.
Изучите данные о темпах роста или снижения преступности в РФ за период с 1994 по 2003 годы (в % к предыдущему году):
— 1994 г. — -5,5%
— 1995 г. — -11,4%
— 1996 г. — 2,9%
— 1997 г. — 32,7%
— 1998 г. — 13,6%
— 1999г. — 17,9%
— 2000 г. — 27,3%
— 2001 г. — 1,3%
— 2002 г. — 6,0%
— 2003 г. — 4,7%
Изберите масштаб и постройте схему-график “Темпы роста и снижения преступности в РФ за период с 1994 по 2003 годы”.
Задание 5.
Определите содержание понятия “личность преступника”, исходя из нижеследующих позиций:
— личность, выпадающая из человеческой популяции;
— личность, отмеченная печатью библейского Каина;
— личность, приверженная к жестокости;
— личность, приверженная к занятиям преступным промыслом;
— личность, обладающая биологическими особенностями, предопределяющими совершение этим лицом преступлений;
— личность, обладающая специфическими социальными чертами, создающими условия для совершения преступлений;
— личность, обладающая болезненно-порочной природой, передающейся по наследству;
— совокупность социально-психологических свойств личности, которая при определенных обстоятельствах приводит к совершению преступлений;
— личность со значительно более высоким уровнем тревожности, неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, отчужденности от общественных ценностей и полезного общения;
— совокупность интегрированных в личности социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимосвязей с другими людьми.
Задание 6.
Распределите указанные ниже типы личности преступников по двум, имеющим различные основания типологиям. Укажите эти основания (типообразующие признаки).
Типы личности преступников:
— случайный;
— неустойчивый;
— особо опасный;
— профессиональный;
— неосторожный;
— насильственный;
— небрежный;
— корыстный;
— привычный;
— преступник, совершивший преступление против общественного порядка.
Задание 7.
Раскройте понятия общесоциального и специально-криминологического уровней предупреждения преступности. Охарактеризуйте федеральные и региональные программы предупреждения преступности, действующие в данное время.
Задание 8.
Охарактеризуйте виктимологическую профилактику преступлений по видам:
— общая виктимологическая профилактика;
— индивидуальная виктимологическая профилактика;
— неотложная виктимологическая профилактика.