Тема 20 (семинар 20). Криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы и ее предупреждение.

Вопросы, подлежащие изучению

1.Криминологическая характеристика пенитенциарной преступности.

2.Специфика криминогенной детерминации в учреждениях, исполняющих уголовные наказания (причинный комплекс пенитенциарной преступности).

3.Особенности предупреждения пенитенциарной преступности.

Литература

Основная:

Криминология /под ред. А.И.Долговой/.М.2002.Гл.30.

Дополнительная

Криминология/под ред.В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова/.М.1997.Гл.21.

Криминология/под ред.В.Н.Бурлакова, В.П.Сальникова/.СПБ.1999.Гл.22.

Методические указания.

Пенитенциарная преступность существенно отличается от преступности свободных лиц. Специфика преступлений, совершаемых осужденными, определяется в первую очередь тем, что они находятся в условиях изоляции и уже отбывают наказание за ранее совершенные преступления. Следовательно, любое умышленное преступление, совершенное осужденным (при условии, что он осужден также за умышленное преступление)является рецидивным. Это дает основания рассматривать осужденных как лиц с достаточно высокой общественной опасностью.

Для уяснения криминологических характеристик пенитенциарной преступности студенту следует изучить статистку совершаемых в исправительных учреждениях преступлений. В частности, таких, которые могут быть совершены только в исправительных учреждениях.

Изучая третий вопрос – предупреждение пенитенциарной преступности и предотвращение конкретных пенитенциарных преступлений, студенту следует детально рассмотреть все виды предупреждения и в том числе – индивидуальное предупреждение. Особое внимание следует уделить режиму, который является стержневым фактором, обеспечения нормальной деятельности исправительных учреждений, в том числе и предупредительной.

ТЕМА 21 (семинар 21). КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕГАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ, И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

Вопросы, подлежащие изучению

1. Понятие и виды негативных социальных явлений, связан­ных с преступностью, их социально-правовая оценка.

2. Детерминанты негативных социальных явлений, связанных с преступностью.

3. Характеристика лиц, вовлеченных в пьянство, наркоманию, проституцию.

4. Основные направления профилактики пьянства, наркома­нии, проституции.

Литература

Основная:

Криминология./под ред.В.Н.Бурлакова, Н.М.Кропачева. Питер.СПБ.2002.Гл.17.

Дополнительная

Криминология и профилактика преступлений. М. 1989.

Гл. 18.

Габиани А.А. Наркотизм. Тбилиси, 1987.

Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М„ 1990.

Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика социальных аномалий в среде несовершеннолетних и их предупреждение; Учеб. пособие. М., 1992.

Жигарев Е.С. Профилактическая деятельность милиции в сис­теме мер борьбы с пьянством и алкоголизмом: Учеб. пособие.М.,1989.

Игнатов А.Н., Дьяченко А.П. Ответственность за проституцию и связанные с ней правонарушения (сравнительно-правовой анализ) // Сов. гос-во и право. 1990. № 8.

Криминология/под ред.В.Н.Бурлакова,В.П.Сальникова/СПБ.1999.Гл.27.

Лазарев Ю.Ф., Дюков В.В., Шляхтин В.П. Проституция: исто­рические, криминологические и правовые аспекты. Рига, 1989.

Личность преступника и наркомания: Учеб. пособие. М.;

ВНИИ МВД РФ, 1993.

Проституция и преступность. М., 1991.

Методические указания

Изучение данной темы занимает особое место в курсе криминологии, поскольку рассматриваемые в ней виды антисоциального поведения, хотя в большинстве случаев и не являются преступными, но весьма тесно связаны с совершением многих преступлений, считаются "фоновыми явлениями" преступности, ибо существенно способствуют совершению различных преступлений. Слушатели должны иметь четкое представление о криминогенности этих явлений, знать конкретные формы их связи с различными видами преступности, причины и обстоятельства, способствующие пьянству, наркотизму, половой деморализации. Подобные знания необходимы для осуществления успешной профилактики преступлений, связанных с рассматриваемыми видами антисоциального поведения.

Анализируя связь преступности с пьянством, следует иметь в виду, во-первых, воздействие алкоголя на психику человека, провоцирующее его на совершение различных преступлений; во-вторых, роль опьянения как виктимогенного фактора; в-третьих, то, что поводом к совершению многих преступлений является стремление виновного приобрести спиртное.

Слушатели должны знать основные показатели, характеризующие связь пьянства с различными видами преступлений; распространенность "пьяной преступности" в различных криминогенных группах. Изучая обстоятельства, способствующие пьянству в различных социальных слоях и демографических группах населения, следует увязывать их с характером профилактических мероприятий, проводимых на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях, ролью органов внутренних дел в их осуществлении.

Сходные вопросы должны быть изучены слушателями применительно к проблеме наркотизма и его связи с преступностью. При этом следует особо обратить внимание на возрастающую общественную опасность данного явления, приобретающего все большую распространенность и все более организованные формы.

Антисоциальное поведение в сфере половых отношений интересует криминологию главным образом в связи с проституцией. Данное явление вызывает общественное беспокойство и привлекает внимание правоохранительных органов не только тем, что ведет к углубляющейся деморализации общества, но и во многих случаях смыкается с преступностью. Знание конкретных форм связи проституции с различными видами преступлений необходимо для успешного выявления и разоблачения опасных преступлений.

Тематика контрольных работ

1. Криминологическая характеристика характерных насильственных преступлений и их предупреждение.

2. Криминологическая характеристика корыстных преступлений и их предупреждение.

3. Криминологическая характеристика насильственных половых преступлений.

4. Криминологическая характеристика организованной преступности в России.

5. Криминологическая характеристика бытовой насильственной преступности и её предупреждение.

6. Криминологическая характеристика насильственной преступности в семье и её предупреждение.

7. Организованная преступность в России.

8. Криминологическая характеристика экономической преступности и её предупреждение.

9. Криминологическая характеристика мошенничества и его предупреждение

10. Криминологическая характеристика коррупционной преступности и её предупреждение.

11. Криминологическая характеристика вымогательства и его предупреждение.

12. Криминологическая характеристика терроризма и его предупреждение.

13. Криминологическая характеристика преступлений экстремистской направленности и их предупреждение.

14. Криминальный профессионализм и его предупреждение.

15. Экологические преступления и их предупреждение.

16. Рецидив преступлений и его предупреждение.

17. Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних и их предупреждение.

18. Незаконный оборот наркотиков его предупреждение.

19. Криминологическая характеристика грабежей, разбоев и их предупреждение.

20. Предупреждение преступности: уровни, направления и виды.

3.2.4. Задачи для контрольных работ

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из списка тем, утвержденного кафедрой.

Выбрав тему, необходимо составить план контрольной работы, изучить информацию, содержащуюся в литературных источниках по теме, подобрать фактические материалы (статистические данные, судебно-следственную практику), необходимые для обоснования положений, излагаемых в работе.

В процессе подготовки работы студент должен выработать и представить в тексте свое мнение относительно проблем криминологической теории и практики применительно к теме выполняемой контрольной работы.

Объём контрольной работы не должен превышать 10 страниц текста, выполненных в компьютерном варианте(интервал 1,5). Допускается выполнение работы в рукописном варианте, но обязательно почерком легко доступным для чтения.

Задачи

Задание 1

В литературе можно встретить различные определения криминологии:

- наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;

- относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в то же время элементом системы наук вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения, предназначенные для изучения преступности как социально-правового явления, ее тенденций и закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин преступности и профилактики преступлений (в целях совершенствования теории и практики предупреждения преступности);

- общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

Внимательно изучите эти определения. Какое из этих опреде­лений является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ.

Задание 2.

Какое из приведенных ниже высказываний о характере криминологической науки представляется Вам наиболее правильным (ответ обоснуйте):

а) криминология является частью науки уголовного права, так как она зародилась и развилась в недрах этой науки, пользуется ее понятиями и категориями; учение о преступности и ее причинах неотделимо от учения о преступлении и уголовной ответственности;

б) криминология есть наука юридическая;

в) криминология стоит на грани права и социологии;

г) по своим задачам, приемам и методам исследования криминология - это социология; по специфичности круга изучаемых явлений - это криминальная судебная социология.

Задание 3.

Раскройте характер и содержание связи криминологии с другими науками: социологией, психологией, педагогикой, этикой и эстетикой, уголовным, уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным и административным правом, экономической наукой, оперативно-розыскной деятельностью, демографией, статистикой, математикой и кибернетикой, криминалистикой теорией управления.

Задание 4.

Покажите на конкретных примерах значение криминологии для практической деятельности правоохранительных органов.

Задание 5

Укажите основные этапы развития криминологической мысли и дайте характеристику:

а) теологическим взглядам на преступность;

б) криминологическим идеям Чезаре Беккария и других представителей просветительно-гуманистического направления;

в) взглядам на преступность социалистов-утопистов (Томаса Мора, Анри де Сен-Симона, Роберта Оуэна);

г) криминологическим идеям русских революционных демократов (А.И.Радищева, А-И.Герцена, Н.Г. Чернышевского).

Задание 6

Дайте характеристику биологического направления в криминологии, в частности - Ч.Ломброзо и его взглядов на преступность. Охарактеризуйте современные биопсихологические теории преступности.

Задание 7

Охарактеризуйте социологическое направление в криминологии и современные социологические теории преступности.

Задание 8

В городе "А" в течение года зарегистрировано 1080 преступ­лений. Его население - 410 тыс. человек. В городе "Б" за этот же пе­риод зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек.

Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.

Задание 9

В области "А" за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершив­ших преступления. Ее население - 850 тыс. человек, из них 200 тыс. -дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области "Б" в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. дети, не достигшие 14-летнего возраста.

Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.

Задание 10

Прокомментируйте схему, иллюстрирующую социальные последствия преступности.

"ЦЕНА ПРЕСТУПНОСТИ"

Наши рекомендации