Тема 19.Криминологическая характеристика преступности женщин и её предупреждение

1. Криминологическая характеристика преступности женщин: ее состояние и динамика. Структура преступности женщин. Соотношение удельных весов должностных, корыстных, насильственных, корыстно-насильственных и др. преступлений в указанной структуре.

2. Отличия преступности женщин от преступности мужчин по масштабу, характеру преступлений и их последствиям, способам и орудиям совершения, выбору жертвы преступного посягательства,

1. 3. Рост социальной активности женщин и как следствие – её криминогенные последствия. Обусловленность преступлений совершаемых женщинами, сферой, в которой они имеют место, ролью, которую выполняют при этом женщины, влиянием на их правонарушения семейно-бытовых и сопутствующих им обстоятельств. Связь этих особенностей с исторически обусловленным местом женщины в системе общественных отношений, ее социальными ролями и функциями, ее биологической и психологической спецификой. Изменения социальных условий и образа жизни, роли женщин; изменения в связи с этим характера и способов их преступного поведения.

3. Связь причин женской преступности с современными социально-экономическими процессами, условиями жизни женщин: 1)значительно более активным их участием в обществен­ном производстве; 2) существенным ослаблением главных социальных институтов и в первую очередь семьи, а также социального контроля; 3) возросшей напряженностью в обществе, тревожностью людей, конфликтами и враждебностью между ними; 4) ростом таких антиобщественных явлений, как наркотизм, алкоголизм, проституция, бродяжничество и попрошайничество.

4. Особенности личностных характеристик женщин-преступниц. Типологии личности женщин – преступниц применительно к видам преступлений.

5. Предупреждение преступного поведения женщин. Общесоциальный и специально-криминогический уровни предупреждения женской преступности. Общая и индивидуальная профилактика. Меры нравственного воспитания женщин, от которых можно реально ожидать совершения преступлений. Сосредоточение работы по предупреждению преступлений, совершаемых женщинами, в сферах жизнедеятельности, в которых формируются негативные черты их личности и в которых они чаще совершают преступления (это быт и производство).

Непосредственная связь профилактики антиобщественного поведения и преступлений женщин с оздоровлением нравственности, укреплением социально одобряемых отношений во многих областях жизни и в первую очередь в семье, улучшением воспитания подрастающего поколения.

Тема 20.Криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы и ее предупреждение.

1. Криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы: ее состояние, динамика, структура. Соотношение удельных весов должностных, корыстных, насильственных, корыстно-насильственных и др. преступлений в указанной структуре.

2. Различия в преступности осужденных мужчин и женщин по масштабу, характеру преступлений и их последствиям, способам и орудиям совершения, выбору жертвы преступного посягательства,

3. Криминологическая характеристика личности осужденных. Классификация и типология осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях различных режимов.

4. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых сотрудниками администрации исправительных учреждений. Характеристика их личности.

5. Предупреждение преступного поведения осужденных. Общесоциальный и специально-криминогический уровни предупреждения пенитенциарной преступности. Общая и индивидуальная профилактика. Меры исправления и воспитания осужденных в процессе исполнения наказаний. Использование режима как важнейшего средства предупреждения преступности и девиантного поведения осужденных.

6. Социальная адаптация осужденных, освобожденных из мест лишения свободы.

Тема 21. Криминологическая характеристика и предупреждение нега­тивных социальных явлений, связанных с преступностью.

1. Девиантное (отклоняющееся) поведение, его виды.

2. Проблема пьянства, алкоголизма и наркомании в современных усло­виях. Общественно-политическая оценка пьянства, алкоголизма и наркома­нии, их последствий.

3. Причины, состояние, тенденции пьянства и алкоголизма. Пьянство и неблагоприятное нравственное формирование личности. Влияние пьянства на поводы и ситуации совершения преступлений, на поведение потерпевших.

1. Антиобщественное поведение лиц, злоупотребляющих спиртными напитками.

4. Социологическая и медицинская характеристика наркомании, ее связь с преступностью. Проблема наркомании в современных условиях. Характеристика лиц, вовлеченных в наркоманию.

5. Безработица как негативный фактор преступности.

6. Социологическая и психологическая характеристика бродяжничества, попрошайничества, суицидального поведения, сексуальных отклонений, проституции иих связь с преступностью.

2. Основные направления предупреждения негативных социальных явлений, связанных с преступностью.

3. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Методические рекомендации для преподавания

Основными формами проведения аудиторных занятий являются лекции и семинары. Особые внимание при проведении занятий преподаватель должен уделять усвоению студентами социально-полезности данной функции государства, обсуждение ее морально-этических основ.

Изучение учебное дисциплины «Криминология» имеет целью выработать у студентов профессиональные представления о преступности и связанных с нею явлениях, вооружить их знаниями в сфере предупреждения преступности и преступлений, методов изучения этого негативного социального явления, сформировать у них позиции, с которых они должны подходить к лицам, совершившим преступления, как продуктам негативных социальных влияний.

Изучение курса криминологии предполагает помимо прослушивания лекций и закрепления знаний студентов на семинарах (с включением практических занятий) также самостоятельную подготовку студентов, включающую работу со специальной литературой, статистическими материалами, нормативными актами. В процессе самостоятельной работы необходимо, прежде всего, изучить соответствующие темы курса в дополнение к лекционным материалам. Обращение к дополнительной литературе дает возможность более глубоко разобраться в вопросах теории криминологии, криминологических проблемах с учётом специфики различных видов и категорий преступлений применительно к историческому развитию взглядов на преступность, её причины, личность преступника и т.п.

По каждой теме курса определены основные вопросы, подлежащие изучению, даны методические рекомендации и рекомендованная литература.

3.2. Методические рекомендации для студентов

Студент имеет возможность проверить знания теории, решая практические задачи и контрольные задания.

Уровень освоения учебного материала студент должен показать (кроме экзамена) на семинарах, коллоквиумах, собеседованиях, а также путём подготовки в письменном виде решений практических задач, включенных в планы семинаров.

При подготовке к семинарским занятиям, промежуточной и итоговой аттестации необходимо использовать лекционный материал, рекомендованные учебную и научно-периодическую литературу.

Планы семинарских и практических занятий

TEMA l (семинар 1).

Наши рекомендации